Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу, ради милости Твоей, ради истины Твоей.
Святые отцы
- Афанасий Великий, свт. (†373)
- Иоанн Златоуст, свт. (†407)
- Феодорит Кирский, блж. (†457)
- Иоанн Лествичник, прп. (†VIIв.)
- Серафим Саровский, прп. (†1833)
- Онуфрий (Гагалюк), сщмч. (†1938)
Прочие
- Евфимий Зигабен (†1118)
- Палладий (Пьянков), еп. (†1882)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- Ириней (Орда), еп. (†1904)
- Григорий Разумовский, прот. (†1967)
Афанасий Великий, свт. (†373)
Ст. 12,16 Идоли язык сребро и злато, дела рук человеческих. По некоторым спискам это составляет начало другого, именно — сто четырнадцатого псалма. Но мы, следуя еврейскому списку, признаем это частью сто тринадцатого псалма. Ибо отрокам, которым сказал Псалмопевец: хвалите отроцы Господа, т. е. народу новому, преподается урок, какого Господа должно им хвалить, именно же Того, Который сотворил столько чудес для исшедших из Египта, а вместе показывается им, каковы были древние их боги, потому что идолы не имели никакого подобия, не только с чудодействующим Богом, но и с последними из одушевленных тварей, одаренных чувством. Ибо твари эти суть дело Божие, а идолы — дело человеческого искусства. Псалмопевец учит их сказать: подобни им да будут. И этим выражается не зложелательство к людям, но дается нам знать, какой конец уготован идолослужению. Ибо до бесчувственности приверженные к идолам, что касается до смысла их, не отличаются от идолов. Такой-то вред причиняет им кроющаяся в идолах демонская сила.
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему даждь славу о милости Твоей и истине Твоей
Не для нас, говорит, не для того, чтобы нас сделать более славными и знаменитыми, но чтобы стала известною сила Твоя. А имя Его как тогда прославляется, когда Он защищает и помогает, так прославляется и тогда, когда мы живем добродетельно и блистаем своим поведением. «Так да светит свет, сказал Господь, ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5:16). И как добродетельною жизнью нашею оно прославляется, так напротив порочною жизнью хулится. Указывая на это, Он сказал через пророка: «вас ради… имя мое хулится во языцех» (Ис. 52:5). Таким образом, не имея возможности ничем оправдать их, псалмопевец прибегает к этому, как делал и Моисей.
Впрочем, Бог, пекущийся о спасении людей, не всегда так поступает. Если бы Он всегда так поступал, то многие из людей беспечных сделались бы еще худшими, имея величайшую надежду на безопасность от бедствий в том, что Бог будет постоянно спасать их для Своей славы. Но этого не бывает, потому что Бог заботится не столько о своей славе, сколько о спасении людей. Если люди иногда презирают славу, то тем более Бог, Который ни в чем от нас не нуждается. Но пророк, принимая на себя ходатайство за них, как я сказал, представляет в защиту их то, что было возможно, и два раза повторяет выражение: «не нам, Господи, не нам, показывая великое недостоинство спасаемых, а имени Твоему дай славу». Мы достойны бесчисленных бедствий, но «по милости Твоей и истине Твоей!». Другой переводчик (неизвестный переводчик, см. Ориг. Экз.) говорит: «по милости твоей» (διά τό έλεόζ σου). Видишь, как ясно и сам пророк знал, что Бог часто, забывая о собственной славе, заботится только об исправлении грешников. Поэтому он и присовокупляет: «по милости Твоей и истине Твоей», т.е. по милости Своей окажи нам помощь; если Ты не желаешь Себе славы от людей, то – «по милости Твоей и истине Твоей». Бог может, да – может, не только милуя, но и наказывая, достигнуть славы; но не так, говорит, поступи с нами, а «по милости Твоей». Нам следовало бы воздать славу имени Твоему своею жизнью и поведением; но так как мы этого не сделали, то поступи с нами по Своему снисхождению, по милости и человеколюбию.
Феодорит Кирский, блж. (†457)
Ст. 9-10 «Не нам Господи, не нам, но имени Твоему даждь славу о милости Твоей и истине Твоей»: «Да не когда рекут языцы: где есть Бог их?». Сущим древле от обрезания, прося Божией помощи и воспоминая прежние дары, прилично было говорить это: не отврати от нас взора Твоего, Владыка, и не презри нас по многим прегрешениям нашим; потому что неведущие справедливости наказания в рабстве нашем будут предполагать Твое безсилие, и скажут: «где есть Бог их?».
Иоанн Лествичник, прп. (†VIIв.)
От тебе похвала моя, в Церкви велицей исповемся тебе: молитвы моя воздам пред боящимися его
Не нам, Господи, не нам, сказал некто, в чувстве души, но имени Твоему даждь славу (Пс. 113, 9); ибо он знал, что естество человеческое не может принимать похвалу безвредно. У Тебе похвала моя в Церкви велицей в будущем веке: а прежде того не могу принимать ее безопасно.
Слово 25. Об искоренителе страстей, высочайшем смиренномудрии, бывающем в невидимом чувстве
Серафим Саровский, прп. (†1833)
Всякий успех в чем-либо мы должны относить ко Господу и с Пророком говорить: Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему даждь славу.
Онуфрий (Гагалюк), сщмч. (†1938)
Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему даждь славу о милости Твоей и истине Твоей
Все доброе и славное христианин относит не к себе – своим способностям и трудам, но к Богу. Его славят и кланяются Ему… Это так и по существу, потому что без Бога ничего мы не можем делать. Весь смысл человека и всей мировой жизни – в том, чтобы люди познали, что только с Богом имеет значение все: вся трагедия людей в уклонении от Бога, когда человек, гордо рассчитывая на свои силы, на каждом шагу делает ошибки, погружаясь в злобу, ненависть и другие страсти, и в конце концов приближается к вечной своей гибели, которая и будет в вечной жизни без Бога (Мф. 25:41, 46).
Письма и статьи. Над Словом Божиим (Толкование на Cвященное Писание)
Евфимий Зигабен (†1118)
Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему даждь славу, о (чрез) милости Твоей и истине Твоей
Изложив выше древние благодеяния, оказанные Богом евреям, теперь Давид молится здесь Богу о современных ему иудеях, и говорит: не для нас, Господи, делай милость, не за наши добродетели; ибо мы не имеем добродетелей и вовсе недостойны сего, как недостойны были и древние наши предки, пользовавшиеся выше упомянутыми благодеяниями, но дай, т. е. сделай, чтобы прославилось имя Твое. Чем? милостью Твоею и притом милостью и истиною, т. е. оказав нам милость и истинно помиловав нас. Ибо Давид милостью и истиною часто называет милость истинную (т. е. существенную), употребляя последнюю (истину) вместо прилагательного и собственно Божию в сравнении с человеческою (милостью), которая по отношению к Божией ложна и есть милость только по участии в первой.
Евсевия: Быть может Давид здесь принимает на себя лице израильтян, просящих о сопричислении их к призванным народам, и говорящих: мы недостойны той благодати, которой удостоились все народы. Но, Владыко, сделай сие не для нас, но для имени Твоего, которым мы наречены в начале, и не ради правд наших, но даруй сие, по Твоей милости и истине. Златоуста: Не для того, чтобы сделать нас славнейшими и знаменитыми, но чтобы сделать известным везде Твое могущество. Имя же Его прославляется как тогда, когда Он заступает нас и помогает нам, так и тогда, когда мы живем и блистаем жизнию добродетельною. Исихий под милостью и истиною разумеет, Христа; и славою называет ту, которую Отец дал самому Cебе чрез воплощение Единородного, чрез которого прославился и сделался известным. Так Господь говорил и в Евангелии: Отче! прославь Твое Имя. Как же Он прославил? Чрез спасение нас.
Толковая Псалтирь
Палладий (Пьянков), еп. (†1882)
Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему даждь славу о милости Твоей и истине Твоей. По св. Златоусту, теперь пророк обращается от прошедшего к настоящему. И как прежде Бог благодетельствовал Евреям, не за их заслуги, а ради имени Своего, «так и теперь пророк представляет то же основание и говорит: если мы неисправны по жизни и безответны по делам, то сделай это (т.е. прояви Свою силу) ради имени Твоего, чтобы стала известною сила Твоя, соделай по милости и истине Твоей» (Св. Злат.). По мнению св. Афан. – здесь пророк дает молитву для исповедания Евреям, отпадшим от Церкви и лишившимся милости Божией. «Учит же говорить так, хотя недостойны мы благодати, какой сподобляется каждый народ, однакоже ради имени Своего сотвори с нами, что от начала призвано было на нас, но не воздавай нам по правде, как Бог истинный, а не подобный идолам» (Св. Афан.). Бл. Феодорит видит здесь молитву Евреев, находящихся в плену, в рабстве. Т.е. не презри нас, Владыка, но ради имени Своего спаси нас, «потому что неведущие справедливости наказания в рабстве нашем будут предполагать Твое бессилие и скажут: где есть Бог их?»(Из слов св. Афанасия видно, что в его время с 9 стиха начинался 115 псалом у Евреев, а по некоторым спискам – 114.)
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 9-10 Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей: да не когда рекут языцы: где есть Бог их?
Помоги нам, Господи, чтобы высоко чтилось Твое имя, чтобы язычники не смеялись: где же Бог их?
Молитва писателя о ниспослании милости евреям есть ревность по славе имени Иеговы. Тяжелое положение евреев в означенное время, неудачи, постигшие их при устроении своей жизни по возвращении из плена и при построении второго храма, и зависимое положение от иноземных правителей могли возбудить у язычников пренебрежение к Богу, как бессильному защитить и поддержать своих чтителей. Такой вывод от гражданско-политической слабости народа к суждению о слабости и бессилии бога этого народа, было обычным на Востоке, где военные удачи и политическое могущество народа объясняюсь степенью силы его национального Бога. Таким национальным богом евреев язычники считали Иегову.
Ириней (Орда), еп. (†1904)
Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему даждь славу о милости Твоей и истине Твоей
Ввиду столь высокого своего назначения и при созерцании столь величественных чудес древнего времени, народ с уверенностью молит своего Бога и Царя, чтобы Он и теперь помог ему против язычников, потому что иначе они будут насмехаться над Ним, как бессильным Богом, тогда как Он поистине всемогущ, боги же язычников не имеют никакой власти, так как у них нет жизни. Не нам и проч. – мы, конечно, не заслужили Твоей помощи, но Твоя собственная честь требует, чтобы Ты помог нам против языческих соседей ради (о) Твоей милости и верности обетованиям (истине). Руководственное пособие к пониманию Псалтири.
Григорий Разумовский, прот. (†1967)
Ст. 9–11 Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему даждь славу о милости Твоей и истине Твоей: да не когда рекут язы́цы: где есть Бог их? Бог же наш на небеси и на земли, вся елика восхоте, сотвори
С этих слов начинается молитва пророка о том, чтобы Господь Бог явил милость Свою к возвратившимся из плена иудеям, чтобы помочь им в их затруднительных обстоятельствах, и оказал помощь Свою не для них собственно, не потому, чтобы они достойны были этой милости, а для славы имени Своего, чтобы соседние народы, видя их бедственное и беспомощное положение, не могли говорить: А где же Бог их? Не нам, – говорит он, не нам, Господи, но имени Твоему дай славу, – прояви милость Твою и истину Твою, ради славы имени Твоего. Упомянув выше о прежней славе Божией, проявленной при изведении предков их из Египта, чрез раскрытие дна морской глубины и чрез остановку течения реки, теперь обращается с молением к Тому же Богу Иакова, от лица Которого не только моря и реки, но и вся земля приходит в движение, Который мановением руки Своей каменные скалы превращает в озера и в источники водные, и просит так: «покажи, Господи, пред всеми народами славу Своего Божества, ради милости Твоей, ради истины Твоей» (пер. с евр.), хотя бы для того, чтобы язычники не говорили: «где же Бог их?» Чтобы знали сыны Израиля и твердо веровали, что «Бог наш – на небесех и на земле; творит все, что хочет». Из прежних частых примеров пророк знал, что израильтяне весьма склонны были к идолопоклонству, и потому боялся, как бы они вновь, увлекаясь соблазнительными речами язычников, не обратились в идолопоклонство.