Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Горы прыгали, как овны, и холмы, как агнцы.
Святые отцы
Прочие
- Евфимий Зигабен (†1118)
- Палладий (Пьянков), еп. (†1882)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- Ириней (Орда), еп. (†1904)
Афанасий Великий, свт. (†373)
Горы взыграшася яко овни. Когда Бог явился на горах, они как бы взыграли, радуясь спасению Израиля.
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
горы взыграшася яко овни, и холми яко агнцы овчии
Здесь представляется нам немаловажный вопрос. Некоторые в недоумении говорят: о вышесказанном мы знаем, что оно было; история передала нам, что и Чермное море разделилось при исходе Израильтян, и Иордан обратился назад, когда проходил кивот; а о том, чтобы горы и холмы скакали, мы не видим нигде письменного свидетельства. Что же сказать на это? То, что пророк, желая сильнее выразить радость и величие чудес, представляет и сами неодушевленные твари играющими и скачущими, как бывает с веселящимися. Поэтому он и употребляет подобие: «как ягнята у овец»; эти бессловесные, когда радуются, скачками выражают свою радость. Как другой пророк, изображая бедствия, говорит, что и виноград рыдал и вино плакало (Ис.24:7), не в том смысле, будто виноград действительно рыдал, – разве может рыдать виноград? – но, желая выразить чрезмерность скорби, усиленным образом представляет и неодушевленные твари как бы участвующими в скорби; так и здесь пророк представляет тварь участвующею в радости, чтобы показать величие этой радости. Так и мы, встречая какого-нибудь почтенного мужа и желая выразить происходящую от того радость, обыкновенно говорим: ты наполнил дом радостью, разумея не стены дома, но выражая чрезмерность радости.
Феодорит Кирский, блж. (†457)
Ст. 3-4 «Море виде и побеже, Иордан возвратися вспять»: «Горы взыграшася яко овни, и холми яко агнцы, овчии». Пророк олицетворяет поименованныя им вещи, и провозглашая в слове своем Божие могущество, неодушевленным приписывает чувство. Когда предводительствовал Ты народом, говорит он Богу; тогда море убоявшись отступило туда и сюда, и доставило безпрепятственное шествие, река остановилась, удержав стремление токов, подобно некоему словесному существу, представляя себе в кивоте могущество Твое, и холмы и горы подвиглись, и казались ликующими, как приявшие на себя Владыку небес. Разумеет же горы Синай и Хорив, потому что на них явил Бог присутствие Свое. Потом к сказанному пред сим Пророк присоединяет и вопрос:
Евфимий Зигабен (†1118)
Горы взыграшася, яко овни, и холмы, яко агнцы овчии (в стаде овец).
Желая изобразить необыкновенную радость иудеев по перехождении их по суху чрез Чермное море и реку Иордан, Давид для сей цели прилагает чувство радости и взыграния к бездушным и бесчувственным вещам; он говорит, что и самые горы и холмы, т. е. как Синай и Хорив, так и иудейские горы, плясали, т. е. радовались, как овны и агнцы. Потому что бараны и ягнята внешним игранием и скаканием своим на цветущих лугах выражают радость свою. О радости бездушных мы говорили и в 95-м псалме, изъясняя слова: от лица Господня, ибо идет, где написано и сие: да веселятся небеса и радуется земля; возрадуются поля и все что на них.
Палладий (Пьянков), еп. (†1882)
Горы взыграшася яко овни, и холми яко агнцы овчии. Т.е. горы Синай и Хорив, когда явился на них Господь, тряслись, как бы скакали, ликовали, «радуясь спасению Израиля» (Св. Афан. и бл. Феод.).
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 4-8 горы взыграшася яко овни, и холми яко агнцы овчии. Что ти есть, море, яко побегло еси, и тебе, Иордане, яко возвратился еси вспять? горы, яко взыграстеся яко овни, и холми яко агнцы овчии? От лица Господня подвижеся земля, от лица Бога Иаковля: обращшаго камень во езера водная и несекомый во источники водныя.
«Скакание гор» - землетрясение, сопровождавшее синайское законодательство: превращение камня в источник - чудесное изведение в пустыне воды из камня.
Ириней (Орда), еп. (†1904)
горы взыграшася яко овни, и холми яко агнцы овчии
Горы взыграстеся нужно, конечно, относить к трясению (Исх. 19:18) Синая и соседних гор во время законодательства. Руководственное пособие к пониманию Псалтири.