Скрыть
Ни мертвые восхвалят Господа, ни все нисходящие в могилу;

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Не мертвии восхвалят Тя Господи. Мертвыми называет служителей демонских, которые не имеют в себе жизни, т. е. ведения о едином Боге.

Толкование на псалмы

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 25-26 Не мертвии восхвалят Тя, Господи, ниже вси низходящии во ад: но мы живии благословим Господа отныне и до века

Мертвыми он называет здесь не скончавшихся, но умерших в нечестии, или истлевающих во грехах. Авраам, Исаак и Иаков и после кончины так живы, что и живущие приводят их на память. Так Моисей, молясь об управляемом им народе, их именем умоляет Бога, упоминая об них в молитве. Также три отрока их именем молятся о спасении и говорят: «не отними от нас милости Твоей ради Авраама, возлюбленного Тобою, ради Исаака, раба Твоего, и Израиля, святаго Твоего» (Дан.3:35). Если же они имели такую силу, то как они – мертвы? И Христос сказал: «предоставь мертвым погребать своих мертвецов» (Мф.8:22). Потому и Павел называет скончавшихся не мертвыми, но упокоившимися: «не хочу же оставить, говорит, вас, братия, в неведении об умерших» (χεχοιμηένων – усопших) (1Сол.4:13). Праведник, и скончавшись, не умер, но спит. Кого ожидает лучшая жизнь, тот и по смерти спит; а кого ожидает беско­нечная смерть, тот и при жизни умер, и при жизни мертвец. Эти последние нисходят во ад, а первые взойдут на небо и будут со Христом. Потому-то и пророк не сказал просто: живые, но: «мы, живые», указывая на себя самого. Почему он не сказал: «живые, но прибавил: мы»? Так и Павел сказал: «мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших» (1Сол.4:15).

Как здесь прибавление: «мы» не дозволяет относить сказанного ко всем, а только к верным и по образу жизни подобным Павлу, – так и там прибавление: «мы живые» указывает на подобных Давиду, живущих доброде­тельно. «Отныне и до века». Видишь ли, как и это прибавление означает тоже? Что тоже? То, что пророк говорит о живущих добродетельно. Подлинно, никто из живущих в этой жизни не живет вечно, кроме только тех, которые живут всегда славной жизнью. И грешники живут, но живут в наказании, мучении и скрежете зубов; а те – во свете и славе, занимаясь вместе с бесплотными силами возношением таинственных песнопений Богу.

Беседы на псалмы. На псалом 113

Нил Синайский, прп. (†430)

Не мертвии восхвалят Тя, Господи, ниже вси низходящии во ад

У тех, которые ввергли себя в безнадежное состояние, болея совершенным забвением Господа, без сомнения, из внутренности их изъят спасительный дух обращения. О них-то написано: что «не мертвии во аде», у которых из внутренности изъят дух, воздадут славу Богу (Пс. 113:25). Скорбящие же о грехах своих и о лености своей, которые и внимательны, сколько можно, к своему спасению, и утверждаются на уповании во Христа Спасителя, сопричислены будут к живущим вечною жизнью, чтобы восхвалять Господа. Но и всякая душа, опечаленная безмерностью зол, которая ходит поникши и немощно, с померкшими очами, и душа жаждущая и смиренная, и уничиженная – воздадут славу Господу правды.

Письма на разные темы. Диакону Афанасию

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 25-26 «Не мертвии восхвалят Тя, Господи, ниже вси нисходящии во ад»: «Но мы живии благословим Господа, от ныне и до века.» «Мертвыми» назвал Пророк служащих неодушевленным идолам. Ибо что безчувственнее их? А «живыми» называет поклоняющихся живому Богу, которым и предоставил сию божественную песнь. Сверх сего учит, что служителям Божиим надлежит песнословить Бога, находясь еще в сей жизни; потому что смерть препятствует делать это. А посему и в другом псалме сказует: «восхвалю Господа в животе моем, пою Богу моему дондеже есмь» (Пс.146:2).

Николай Варжанский, мч. (†1918)

О бессмертии души


Сектанты говорят: Пс.113:25: «Ни мертвые восхвалят Господа, ни нисходящие в могилу». Значит, мертвые и не живут.

Православный ответ: Это говорится о духовных мертвецах, своей нечестивой жизнью умертвивших в себе возможность благословлять Господа. Подобно тому, как глухой мертв для самых дивных звуков и слепой мертв для самых красивых видов, так и нечестивый мертв для славословия Божия. Но благочестивые не могут никогда умереть: «мы будем благословлять Господа отныне и во век (Пс.113:26), значит, бесконечно. Следовательно, не умрет душа наша никогда.

Оружие правды

Евфимий Зигабен (†1118)

Ст. 25-26 Не мертвии восхвалят Господи, ниже еcи нисходящии во ад. Но мы живии благословим Господа от ныне и до века.

Сии слова имеют сходство с тем, что сказано в другом месте: будет ли прославлять Тебя персть? Или возвестит (она) истину Твою (Пс. 29,10)? и с следующим: или скажет кто во гробе о милости Твоей (Пс. 87,11). А по мнению тех, которые более углубляются, Давид мертвыми называет тех, которые сделались мертвыми для делания добродетели и прежде нетления тела от естественной смерти истлели от произвольной смерти, состоящей во грехе, и напротив живыми называет тех, которые живут добродетельно и переходят от низкой жизни сей в жизнь высшую и божественную: потому что мертвые для добродетели не могут славословить в жизни сей Бога, так как, по словам Сираха, не красна хвала в устах грешника (Сир. 15,9), да и в будущей жизни не восхвалят Бога, как имеющие всегда терпеть мучение; а добродетельно живущие будут прославлять Бога и здесь и там, от ныне и до века. Притом мертвые для добродетели идут в ад, а живые для добродетели восходят на небо. А сказывая: мы живые, Давид сим указывает на тех, которые были подобны Ему по добродетели, т. е. были добродетельны, как он.

Почему Златоуст сказал: Мертвыми называет скончавшихся, но умирающих в нечестивых делах, или изгнивших во грехах; поелику и Авраам скончался и Исаак и Иаков, но и после сего они жили, почему и воспоминаемы были вместе с живыми. И вообще живыми называет праведных. Ибо, как Бог есть жизнь и правда, так и праведники по общению с Ним называются живыми. А Феодорит и Афанасий мертвыми называют здесь обоготворяющих мертвых идолов и не имеющих в себе жизни, т. е. ведения единого Бога, а живыми поклоняющихся живому Богу, коим Он вручил божественную песнь. Сверх того учит, что служащие Богу должны со всяким усердием прославлять Его, доколе находятся еще в живых; так как смерть препятствует это делать, ибо буду петь, говорит, Господу в жизни моей, буду петь и бряцать на псалтири, доколе существую.

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

25. Ни мертвые восхвалят Господа, ни все нисходящие в могилу;

Не мертвии восхвалят Тя, Господи, ниже вси низходящия во ад.  (См. Пс.6:6,29:10,87:11,93:17). «Мертвыми, – по св. Злат., – пророк называет здесь не скончавшихся, но умерших в нечестии, или истлевающих во грехах»; по бл. Феод. – «служащих неодушевленным идолам, ибо что бесчувственнее их, – по св. Афан. – служителей демонских, которые не имеют в себе жизни?»

Толкование на Псалмы

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 25-26 Не мертвии восхвалят Тя, Господи, ниже вси низходящии во ад: но мы живии благословим Господа отныне и до века.

Да ниспошлет Господь милость нам и детям нашим, чтобы нам при жизни восхвалять и благословлять Его

Писатель уверен, что Господь услышит молитву своего народа и ниспошлет милости, так что они «живые будут благословлять Его», т. е. при своей жизни, а не в отдаленном будущем, увидят исполнение Его обетований над собою и будут наслаждаться довольством и спокойствием, за что и восхвалят Господа.Писатель уверен, что Господь услышит молитву своего народа и ниспошлет милости, так что они «живые будут благословлять Его», т. е. при своей жизни, а не в отдаленном будущем, увидят исполнение Его обетований над собою и будут наслаждаться довольством и спокойствием, за что и восхвалят Господа.

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 22–26 Да приложит Господь на вы, на вы и на сыны ваша: благословени вы Господеви, сотворшему небо и землю. Небо небесе Господеви, землю же даде сыновом человеческим. Не мертвии восхвалят Тя, Господи, ниже вси низходящии во ад: но мы живии благословим Господа отныне и до века

В первых словах выписанных здесь стихов пророк продолжает речь свою о благословении Божием, выражая желание, чтобы благословение сие как можно изобильнее изливалось на всех уповающих на Господа. Да приложит Господь, т.е. «да умножит Господь Свое благословение на вас и на чадах ваших, да изливается изобилие всех благ не только над вами, но и над сынами вашими». Таким образом, вы будете «благословенны от Господа» полным и совершенным благословением не только здесь, но и в будущей жизни. Напоминая в последующих словах о сотворении Богом неба и земли, пророк тем самым подтверждает, что Господь Бог не без цели сотворил небо и землю, но для того, чтобы Промыслом Своим сохранять вселенную и управлять ею. «Видишь ли, – говорит св. Иоанн Златоуст, – какова сила благословения? Ибо слова Его суть самое дело. Так небо создано его словом: ибо словом Господним небеса утвердились (Пс. 32:6). Сим-то, столь могущественным словом, и тебя благословляет» [5, с. 336]. Он благословляет и всех христиан чрез апостолов, которых Владыка Христос благословил во время вознесения Своего на небо (Лк. 24:50–51), как благословляет и ныне всех молящихся Ему, при священнодействии литургии, чрез своих священнослужителей.

Небо небесе, говорит пророк, служит Господу, – это небо то самое, которое Бог сотворил «в начале» (Быт. 1:1), и которое по словам блж. Феодорита, служит покровом для сего видимого неба, называемого «твердию» [6, с. 555]. Оно назначено было жилищем Господу, как сказано в предыдущем псалме (Пс. 112:5), а землю Господь сотворил и определил в пользу и для жилища людей (сыновом человеческим). Господь благословляет людей, и люди в свою очередь должны благословлять Господа, к чему они и призываются (см. Пс. 33:4, 112:2, 116:1). И это благословение Господа со стороны людей должно состоять в хвале и прославлении Бога, в исповедании великих дел Его (Пс.102, Пс.103, Пс.105 и др.), пока они живут на земле, которую получили от Бога, равно как долг ангелов – славословить Его на небеси, которое предназначено собственно Богу и служебным духам Его. Однако не все люди предназначены благословлять и восхвалять Господа.

Не мертвыи восхвалят Тя, Господи, ниже еси низходящии во ад (пер. с евр.: «в могилу»); о чем упоминается и в других псалмах (Пс. 6:6, 29:10, 87:11, 93:17). Мертвыми, по словам св. Иоанна Златоуста, «пророк называет здесь не скончавшихся, но умерших в нечестии или истлевающих во грехах» [5, с. 337], а по мнению блж. Феодорита, «служащих неодушевленным идолам, ибо что бесчувственнее их?» [6, с. 555). По словам св. Афанасия Александрийского, пророк «разумеет служителей демонских, которые не имеют в себе жизни» [3, с. 358]. Но мы живии благословим Господа отныне и до века. И на эти слова дают объяснение: св. Иоанн Златоуст – такое: «Прибавление: мы живии, – указывает на подобных Давиду, живущих добродетельно... И грешники живут, но живут в наказании, мучении, скрежете зубов, а те в свете и славе, занимаясь вместе с бесплотными силами возношением таинственных песнопений Богу» [5, с. 338]. А блж. Феодорит следующее: «Живыми называет пророк поклоняющихся живому Богу, которым и предоставил сию божественную песнь» [6, с. 555]. Из сего можно вывести такое заключение, что если мы, именующие себя православными христианами, не забываем своего долга – благословлять и прославлять Господа непрерывно (отныне и до века), – если мы молимся и – молимся, по заповеди апостола, «непрестанно» (1Сол. 5:17), – то мы можем считать себя в числе живых; в противном случае, т.е. если мы не благословляем Господа, пренебрегаем важнейшею для нас обязанностию молиться и молитвою восхвалять Господа Бога, то мы мертвы.

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible