Скрыть
превращающего скалу в озеро воды и камень в источник вод.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

обращшаго камень во езера водная и несекомый во источники водныя

Могут ли, скажи мне, получить прощение люди жестокие и упорные, когда камень, несекомый, твердый и грубый, повинуется велению Божию, а человек, украшенный ра­зумом, самое нежное создание, становится бесчувственнее камня? «Нерассеченный» (άχρότομον) пророк называет здесь камень, как не легко уступающий железу и только с поверхности (έχ των άχρων) едва раздробляемый ударом. Но и он изменил, говорит, свои естественные свойства и произвел источники вод. Творец природы может изменять сами законы ее и являть противопо­ложные им действия, как и поступал Он часто во многих случаях, показывая, что Он же создал все из ничего. Та­ким образом, сказав о древних благодеяниях, чудесах, знамениях, – как Бог избавил иудеев от рабства инопле­менникам, как вывел на свободу, как изменял стихии и все исполнял радостью, пророк обращается теперь к настоя­щему, прибегая к той пристани. И как прежнее совершалось не за заслуги людей, получавших благодеяния, а по человеко­любию Божию и «ради имени Моего, чтобы, как говорил Он, чтобы оно не хулилось» (Иез.20:9), но чтобы все видели из дел силу и могущество Его и посредством их поучались, – так и теперь пророк представляет то же основание и говорит: если мы неисправны по жизни и безответны по делам, то сделай это «ради имени Твоего», что говорил некогда и Моисей.

Беседы на псалмы. На псалом 113

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 7-8 «От лица Господня подвижеся земля, от лица» Бога Иаковля», «Обращшаго камень во озера водная, и несекомый во источники водныя». Все сие, говорит Пророк, совершилось ради явившагося Господа; – вот причина и колебания земли и разделения моря. Безплодный камень, лишенный всякой влаги, и по твердости недопускающий сечения, наполнил Он множеством вод, повелев дать из себя обильные источники. Поэтому ни мало сие не удивительно, говорит Пророк. Творец повелел, и разделилось море, несекомый камень источил воду, небо ниспослало манну, ветры собрали во едино крастелей, и все прочее совершилось по Его мановению.

Евфимий Зигабен (†1118)

Обращшаго (превратившего) камень во езера водная, и несекомый (не подлежащий краесечению) — во источники водныя.

Взыгралась, говорит, земля, от лица Господа, который твердый, по своей природе, и сухой камень превратил в наполненное водами озеро, и гранит, который был столько тверд и упруг, что едва малая часть могла быть отсечена от края его железным орудием, сделался источником вод. Сказывая же сие пространно, Давид хочет тем более показать великость чуда.

И Феодорит: Сей краенесекомый объяснил так: и в неимевшем никакой влаги и по причине твердости не подлежавшем даже сечению отколол край, для пролития вод повелев произойти из него обильным источникам.Нисский изъясняет оный в высшем значении так: Окаменевшая от стужи идолопоклонства (человеческая) природа и замерзши была неподвижна на что-либо лучшее; но будучи согрета духом и воспламенившись лучами слова опять сделалась водою, скачущею в жизнь вечную, и имевшая вид камня по причине стремнин идолопоклонства восстановлена и сделалась чадом патриарха чрез подражание его добродетели. А Исихий краенесекомым камнем называет, согласно с Павлом, Христа, Который превратил Себя в озера и источники вод; ибо, отверзши копием бок, Он извел озера крещения и источники таинства: поелику кровь потекла из Него в образ таинства (т. е. Евхаристии), а вода для начертания крещения.

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

8.превращающего скалу в озеро воды и камень в источник вод.

Обращшего камень во езера водная, и несекомый во источники водныя. По той же причине, т.е., что явился и действовал Сам Господь, «и камень бесплодный, лишенный всякой влаги и по твердости недопускавший сечения, Господь наводнил множеством вод, повелев дать от себя в изобилии водные источники» (Св. Афан. и бл. Феод.). «Несекомым пророк называет здесь камень, как нелегко уступающий железу и только с поверхности едва раздробляемый ударом. Но и он изменил, говорит пророк, свои естественные свойства и произвел источники вод» (Св. Злат.).

Толкование на Псалмы

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 4-8 горы взыграшася яко овни, и холми яко агнцы овчии. Что ти есть, море, яко побегло еси, и тебе, Иордане, яко возвратился еси вспять? горы, яко взыграстеся яко овни, и холми яко агнцы овчии? От лица Господня подвижеся земля, от лица Бога Иаковля: обращшаго камень во езера водная и несекомый во источники водныя.

«Скакание гор» - землетрясение, сопровождавшее синайское законодательство: превращение камня в источник - чудесное изведение в пустыне воды из камня.

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 5–8 Что ти есть, море, яко побегло еси, и тебе, Иордане, яко возвратился еси вспять? Горы, яко взыграстеся яко овни, и холми яко агнцы овчии? От лица Господня подвижеся земля, от лица Бога Иаковля: обращшаго камень во езера водная и несекомый во источники водныя

Как бы недоумевая, какая была причина того, что море разделилось до того, что открылось сухое дно его, и отчего произошел разрыв реки, так что целый народ мог беспрепятственно пройти чрез нее, пророк обращается к сим безличным, но по самой сущности свой величественным предметам с вопросом: море, что с тобою случилось, что ты обратилось в бегство? А ты, река Иордан, что заставило тебя остановить твое течение и вернуться назад? И вы, горы и холмы, что (яко здесь значит «что») запрыгали и заиграли, как овны и как малые агнцы? На эти вопросы сам же пророк дает и ответ. Он говорит, что земля, в виде гор и холмов, поколебалась от присутствия на ней силы Божией, от лица Господня подвижеся земля. Первое из таких присутствий было на горе Хорив, когда Моисей получил от Бога повеление вывести народ еврейский из Египта, а второе – на горе Синай, на которой дан был Закон сему народу. К словам: от лица Господня подвижеся земля – прибавлены слова – от лица Бога Иаковля, – соответственно тому, что Господь Сам назвал Себя так, когда явился Моисею на горе Хорив, из среды горящей купины: «Я Бог Авраама и Бог Исаака и Бог Иакова» (Исх. 3:6). А затем и еще прибавлены слова: обращшаго камень во езера водная и несекомый во источники водныя.

Последними словами пророк напоминает о том чуде, которое совершил Господь Бог чрез Моисея в то время, когда изведенные из Египта евреи стояли станом в Рефидиме и по случаю недостатка в воде подняли сильный ропот на Моисея. «Зачем ты вывел нас из Египта, уморить жаждой нас, детей наших и стада наши?» – кричали они. По повелению Божию, Моисей взял тогда некоторых из старейшин народа, подошел с ними к горе Хорив, ударил по ней посохом своим, и из скалы потекла вода. Таким образом, Господь Бог обратил камень во езера водная и несекомый (т.е. не подлежащий рассечению) во источники водныя (Исх. 17:1–6). Несекомым (греч., лат. «rupes, saxum adamantinum, камень, гранит»), по изъяснению св. Иоанна Златоуста, «пророк называет здесь камень, как нелегко уступающий железу и только с поверхности едва раздробляемый ударом. Но и он изменил, говорит пророк, свои естественные свойства и произвел источники вод» [5, с. 331].

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible