Скрыть
он умирает без наставления, и от множества безумия своего теряется.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

он умирает без наставления, и от множества безумия своего теряется

Таковой умирает с ненаученными (Притч 5:23; LXX), лишившись всей своей тучности. Уловленный беззаконием и оставшийся ненаученным испытывает подобное тем; и имеющий общение с убийцами есть убийца. И посмотри, какою горькой он изображает смерть, говоря, с кем вместе погибает. Страшно умереть, и тем более - с худой славой. А их наполнило, говорит, беззаконие, которое назвал «тучностью», из которой явилась плоть, за дела плоти и вне спасительной жизни. И погибает за безумие (там же), а не из-за пожелания, так как для удовлетворения пожелания имел законную собственную жену. Поэтому никто пусть не обвиняет природу, но пусть обвиняет собственную неумеренность; а это не свойство природы.

На Притчи Соломона

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 21-23 Ибо пред очами Господа пути человека, и Он измеряет все стези его. Беззаконного уловляют собственные беззакония его, и в узах греха своего он содержится: он умирает без наставления, и от множества безумия своего теряется

В качестве высшего и последнего мотива к избежанию всякого вида нецеломудренности указывается на всеведение Божие и на всеобъемлемость мироправящего промысла Божия (ср. Иов XXIV:23; XXXIV:21; XXXI:4, от которого тщетно бы думал укрыться предающийся распутству: по суду Божию, распутство, как всякое преступление вообще, влечет за собой частью естественные, частью нарочито посылаемые Богом гибельные последствия (ср. I:31-32; IX:5; XVIII:7; Пс VII:16 и мн. др.).

Георгий Максимов, свящ.

Притч. 5:22-23

«Беззаконного уловляют собственные беззакония его, и в узах греха своего он содержится: он умирает без наставления, и от множества безумия своего теряется» (Притч. 5:22–23).

Здесь священный автор возвращается к тому, что было сказано в предыдущих главах, и что выразил также апостол Павел словами: «Бог поругаем не бывает, что посеет человек, то и пожнёт» (Гал. 6:7). Это не Бог виноват в том, что человек мучается. Некоторые лжеучителя говорят: «Как же так? Вот человек в ад отправится, а Бог ведь любовь! Бог должен пожалеть его, спасти его, ну подумаешь, грехи какие-то делал! А то ведь получается, что Бог – мучитель!» И далее продолжают свою хулу, чтобы смутить верующих и подвигнуть их к согласию со своей ложью о спасении всех подряд.

Но, как видим, Писание говорит, что «беззаконного уловляют собственные его беззакония». Не Бог виноват. Бог предупреждал, Бог призывал – и через строки Священного Писания, и через голос совести. Но человек, который упрямо выбирает путь зла, оказывается пойман своими беззакониями, которые и ведут его к ужасному концу. Он оказывается «в узах греха своего», то есть, грех порабощает человека. Это идёт вопреки утверждениям пропагандистов греха, говорящих: «Вы должны быть свободны, мораль и нравственность вас ограничивают, сбросьте с себя их оковы и живите как хотите, никакого греха нет, это все попы выдумали». В действительности путь греха это отнюдь не путь свободы, а путь рабства разрушительным и душепагубным страстям. Настоящая свобода – это свобода именно от того, что тебя губит, а не от того, что тебя сохраняет. Такое порабощение грехами по свидетельству автора Книги Притч ведет к тому, что человек помрачает свой ум, теряет себя самого и умирает без наставления, то есть, лишается возможности принести покаяние перед смертью.

Блаженный Августин говорит в отношении этих слов: «Беззаконного уловляют собственные беззакония его: Да убоятся же и связанные [епитимьей], и разрешенные [от греха]: разрешенные – чтобы не подпасть опять тому же, связанные – чтобы не остаться навсегда в том же состоянии. Ибо в узах греха своего, – говорит Премудрый, – он содержится (Притч. 5:22), а кроме святой Церкви нигде нельзя получить разрешения» – от от этих уз греха.

Здесь еще раз возникает тема страха Божия как того, что позволяет человеку уберечься от впадения в новые грехи и вывести его к освобождению от воздействия тех грехов, в которые он впал прежде. Поэтому блаженный Августин говорит, что если мы оказались свободными от грехов, то нужно иметь страх Божий, чтобы не оказаться по легкомысленности снова подверженным тем же грехам, или даже худшим, что ранее. Если же мы в состоянии уз греха, то нужно бояться остаться в этом состоянии. Как, к сожалению, многие думают: «ну что поделать, такой уж я», и даже современная психология во многом построена на том, чтобы человека законсервировать в его греховном состоянии. Популярная психология убеждает человека: «Ты должен простить себя и принять себя таким, каков ты есть. Начинай считать, что то, в чем ты находишься, это нормально, и тогда ты будешь меньше мучиться». Но в итоге человек по-прежнему остаётся несчастным и, вероятно, не случайно, что расцвет этой психологии и этих установок совпал с огромным распространением депрессии в западном мире. Сейчас это самое распространённое психическое заболевание. Казалось бы, если бы психология, которая очень распространена на Западе, была бы так успешна, то она бы делала несчастных людей счастливыми. Но несчастных там становится все больше, потому что законсервирование грешника в узах греха глубинного счастья ему не приносит. Это может дать какое-то временное облегчение, если он с помощью аутотреннинга или психологического сеанса заглушит обличающий голос совести. Счастливым его может сделать только внутреннее освобождение от ветхого себя, от своих прежних злых дел, и от их нынешних последствий эти, а это обретается, как говорит блаженный Августин, только в Церкви, через покаяние.

Через покаяние человек может измениться и стать лучше, чем он есть. Бог призывает нас стать лучше и выше, совершеннее: «будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:48). И не просто призывает, но дает все средства для того, чтобы это исполнить. Покаяние одно из них. В расхожей установке «Прости себя» есть невероятное лицемерие. Как ты можешь простить себя за совершенное тобою прелюбодеяние, кражу или убийство? Ведь не ты – пострадавшая сторона! Простить тебя может лишь тот, против кого ты согрешил, а сам себя ты можешь сколько угодно прощать, но грех продолжит довлеть над тобой.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible