Скрыть
Беззаконного уловляют собственные беззакония его, и в узах греха своего он содержится:

Святые отцы

Прочие

Ириней Лионский, сщмч. (†202)

Беззаконного уловляют собственные беззакония его, и в узах греха своего он содержится

Ибо, так как Слово Божье было человеком от корня Иессеева и сыном Авраама, потому и почил на Нем Дух Божий, и Он был помазан для благовествования смиренным. Поскольку же Он был Бог, то судил не по славе и обличал не по речи; ибо не имел нужды, чтобы кто засвидетельствовал о человеке, ибо Сам знал, что в человеке (Ин 2:25). Он призывал всех скорбящих и, даруя отпущение тем, которые грехами были приведены в плен, разрешал их от уз, о которых говорит Соломон: …сетями собственных грехов каждый затягивается (Притч 5:22).

Против ересей

Кирилл Иерусалимский, свт. (†386)

Беззаконного уловляют собственные беззакония его, и в узах греха своего он содержится

Отягощенные преступлениями и связанные узами греха своего (Притч 5:22)! Услышите пророческий глас, вопиющий: Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих (Ис 1:16), чтобы воззвал к вам ангельский лик: Блажен, кому отпущены беззакония, и чьи грехи покрыты! (Пс 31:1).

Поучения огласительные

Августин Аврелий, блж. (†430)

Беззаконного уловляют собственные беззакония его, и в узах греха своего он содержится

Да убоятся же и связанные, и разрешенные: разрешенные - чтобы не подпасть опять тому же, связанные - чтобы не остаться навсегда в том же состоянии. Ибо в узах греха своего, - говорит Премудрый, - он содержится (Притч 5:22), а кроме святой Церкви нигде нельзя получить разрешения.

Проповеди

Георгий Максимов, свящ.

Притч. 5:22-23

«Беззаконного уловляют собственные беззакония его, и в узах греха своего он содержится: он умирает без наставления, и от множества безумия своего теряется» (Притч. 5:22–23).

Здесь священный автор возвращается к тому, что было сказано в предыдущих главах, и что выразил также апостол Павел словами: «Бог поругаем не бывает, что посеет человек, то и пожнёт» (Гал. 6:7). Это не Бог виноват в том, что человек мучается. Некоторые лжеучителя говорят: «Как же так? Вот человек в ад отправится, а Бог ведь любовь! Бог должен пожалеть его, спасти его, ну подумаешь, грехи какие-то делал! А то ведь получается, что Бог – мучитель!» И далее продолжают свою хулу, чтобы смутить верующих и подвигнуть их к согласию со своей ложью о спасении всех подряд.

Но, как видим, Писание говорит, что «беззаконного уловляют собственные его беззакония». Не Бог виноват. Бог предупреждал, Бог призывал – и через строки Священного Писания, и через голос совести. Но человек, который упрямо выбирает путь зла, оказывается пойман своими беззакониями, которые и ведут его к ужасному концу. Он оказывается «в узах греха своего», то есть, грех порабощает человека. Это идёт вопреки утверждениям пропагандистов греха, говорящих: «Вы должны быть свободны, мораль и нравственность вас ограничивают, сбросьте с себя их оковы и живите как хотите, никакого греха нет, это все попы выдумали». В действительности путь греха это отнюдь не путь свободы, а путь рабства разрушительным и душепагубным страстям. Настоящая свобода – это свобода именно от того, что тебя губит, а не от того, что тебя сохраняет. Такое порабощение грехами по свидетельству автора Книги Притч ведет к тому, что человек помрачает свой ум, теряет себя самого и умирает без наставления, то есть, лишается возможности принести покаяние перед смертью.

Блаженный Августин говорит в отношении этих слов: «Беззаконного уловляют собственные беззакония его: Да убоятся же и связанные [епитимьей], и разрешенные [от греха]: разрешенные – чтобы не подпасть опять тому же, связанные – чтобы не остаться навсегда в том же состоянии. Ибо в узах греха своего, – говорит Премудрый, – он содержится (Притч. 5:22), а кроме святой Церкви нигде нельзя получить разрешения» – от от этих уз греха.

Здесь еще раз возникает тема страха Божия как того, что позволяет человеку уберечься от впадения в новые грехи и вывести его к освобождению от воздействия тех грехов, в которые он впал прежде. Поэтому блаженный Августин говорит, что если мы оказались свободными от грехов, то нужно иметь страх Божий, чтобы не оказаться по легкомысленности снова подверженным тем же грехам, или даже худшим, что ранее. Если же мы в состоянии уз греха, то нужно бояться остаться в этом состоянии. Как, к сожалению, многие думают: «ну что поделать, такой уж я», и даже современная психология во многом построена на том, чтобы человека законсервировать в его греховном состоянии. Популярная психология убеждает человека: «Ты должен простить себя и принять себя таким, каков ты есть. Начинай считать, что то, в чем ты находишься, это нормально, и тогда ты будешь меньше мучиться». Но в итоге человек по-прежнему остаётся несчастным и, вероятно, не случайно, что расцвет этой психологии и этих установок совпал с огромным распространением депрессии в западном мире. Сейчас это самое распространённое психическое заболевание. Казалось бы, если бы психология, которая очень распространена на Западе, была бы так успешна, то она бы делала несчастных людей счастливыми. Но несчастных там становится все больше, потому что законсервирование грешника в узах греха глубинного счастья ему не приносит. Это может дать какое-то временное облегчение, если он с помощью аутотреннинга или психологического сеанса заглушит обличающий голос совести. Счастливым его может сделать только внутреннее освобождение от ветхого себя, от своих прежних злых дел, и от их нынешних последствий эти, а это обретается, как говорит блаженный Августин, только в Церкви, через покаяние.

Через покаяние человек может измениться и стать лучше, чем он есть. Бог призывает нас стать лучше и выше, совершеннее: «будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:48). И не просто призывает, но дает все средства для того, чтобы это исполнить. Покаяние одно из них. В расхожей установке «Прости себя» есть невероятное лицемерие. Как ты можешь простить себя за совершенное тобою прелюбодеяние, кражу или убийство? Ведь не ты – пострадавшая сторона! Простить тебя может лишь тот, против кого ты согрешил, а сам себя ты можешь сколько угодно прощать, но грех продолжит довлеть над тобой.

Сальвиан Марсельский (†480)

Беззаконного уловляют собственные беззакония его, и в узах греха своего он содержится

Я сказал выше, что нас наказывает Бог, а теперь говорю, что мы сами себя наказываем. И то, и другое верно. Нас, конечно, и Бог наказывает, но мы сами поступаем так, что получаем наказание. Поскольку мы сами подвергаем себя наказанию, кому покажется сомнительным то, что мы сами наказываем себя за наши преступления? Ибо кто являет вину, за которую несет наказание, сам себя наказывает, по слову: в узах грехов своих каждый содержится (Притч 5:22; LXX). Следовательно, если дурные люди узами грехов своих связаны, без сомнения, всякий грешник сам себя связывает, когда грешит.

О правлении Бога

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 21-23 Ибо пред очами Господа пути человека, и Он измеряет все стези его. Беззаконного уловляют собственные беззакония его, и в узах греха своего он содержится: он умирает без наставления, и от множества безумия своего теряется

В качестве высшего и последнего мотива к избежанию всякого вида нецеломудренности указывается на всеведение Божие и на всеобъемлемость мироправящего промысла Божия (ср. Иов XXIV:23; XXXIV:21; XXXI:4, от которого тщетно бы думал укрыться предающийся распутству: по суду Божию, распутство, как всякое преступление вообще, влечет за собой частью естественные, частью нарочито посылаемые Богом гибельные последствия (ср. I:31-32; IX:5; XVIII:7; Пс VII:16 и мн. др.).

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible