Скрыть
чтобы не насыщались силою твоею чужие, и труды твои не были для чужого дома.

Прочие

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 7-14 Итак, дети, слушайте меня и не отступайте от слов уст моих. Держи дальше от нее путь твой и не подходи близко к дверям дома ее, чтобы здоровья твоего не отдать другим и лет твоих мучителю; чтобы не насыщались силою твоею чужие, и труды твои не были для чужого дома. И ты будешь стонать после, когда плоть твоя и тело твое будут истощены, - и скажешь: «зачем я ненавидел наставление, и сердце мое пренебрегало обличением, и я не слушал голоса учителей моих, не приклонял уха моего к наставникам моим: едва не впал я во всякое зло среди собрания и общества»

Имея в виду свойственные юноше - способность увлечения и легкую возбудимость его чувственности со стороны всяких чувственных соблазнов, Премудрый советует своему слушателю ученику всячески избегать сколько-нибудь близкой встречи с распутной женой (ст. 6), так как всякий вид прелюбодеяния неизбежно ведет для виновника его - Премудрый говорит только о мужчине, виновнике прелюбодеяния, а не о женщине, поскольку вообще обращает свои наставления главным образом даже почти исключительно только к мужской половине Израильского общества, - двоякого рода тяжелым последствиям: 1) к материальным потерям - частью из-за особенной требовательности самой жены распутной, частью вследствие вынужденной рабской службы в доме мужа обольстившей данного юношу женщины: удовлетворить гневу и жажде мщения оскорбленного мужа (ср. Притч VI:34) юноша мог рабской службой в его доме (ст. 9-10) [Нужно, впрочем, заметить, что принятое некоторыми западными учеными комментаторами (Эвальд, Умбрейт, Берто), это мнение о наказании виновника нарушения целости супружества, рабством оскорбителя оскорбленному не подтверждается никаким свидетельством закона Моисеева и библейской истории и является лишь предположением, против которого основательно возражает, напр., Делич (s. 97)], так что юноше пришлось бы работать на чужой дом (ст. 10); 2) к форменному общественному суду (ст. 14), результатом которого могла быть даже смертная казнь для виновников (ст. 14, сн. Лев XX:10; Втор XX:11, 22 гл.; Иез XVI:40). Тогда на долю несчастного юноши остается лишь позднее и бесплодное, и потому особенно мучительное раскаяние. Для человека, предававшегося разгулу и разврату, «наступит время, когда уже нельзя будет продолжать разгульную жизнь, когда истощенное распутством тело износится от времени и от болезней, сопровождающих разврат и жар плотской похоти потухнет» (еп. Виссарион, с. 62). Тогда начнется пора самообличения грешника (ст. 11-12).

Георгий Максимов, свящ.

Притч. 5:9-10

Далее продолжает священный автор, говоря, «чтобы здоровья твоего не отдать другим и лет твоих мучителю; чтобы не насыщались силою твоею чужие, и труды твои не были для чужого дома» (Притч. 5:9–10).

Некоторые западные еретические толкователи выдумывали какие-то фантастические объяснения данного стиха. Они предполагали, что эти слова указывают на древний порядок, согласно которому человек, застигнутый в прелюбодеянии, якобы поступал в рабство к обманутому мужу и работал на него. Но это нелепость. Во-первых, потому что для евреев закон Божий предписывал в случае прелюбодеяния побиение камнями (Лев. 20:10), а вовсе не поступление в рабство к обманутому супругу. А во-вторых, никакой супруг не будет вводить в свой дом, пусть даже в качестве раба, любовника своей жены, предоставляя таким образом и дальше возможность продолжать эту беззаконную связь во время его отсутствия.

Обратимся к святоотеческому толкованию данных слов. Святитель Григорий Двоеслов пишет: «Кто же эти чуждые нам, как не духи злобы, отчужденные от отечества небесного?» Вот кто имеется в виду под мучителем, которому отдаёт своё и здоровье, и годы жизни прелюбодей. «И кто этот мучитель, – продолжает святой Григорий, – как не тот отпавший ангел, который через гордость свою и сам погубил себя на смертельные мучения, и, погубив себя, погубил и род человеческий, привнеся и в него смерть? Итак, честь и славу свою предает другим, и притом чуждым, тот, кто, будучи сотворен по образу и подобию Божьему, служит не Богу, а похотям духов и злобы; и всю жизнь свою предает бесчеловечному врагу своему тот, кто проживает свою жизнь по воле этого исконного человекоубийцы».

Как сказал апостол: «кто кем побежден, тот тому и раб» (2Пет. 2:19). Так что живя по греху, ты становишься рабом дьявола, проживая жизнь по греху, ты отдаёшь свои жизнь, здоровье и силы врагу, чужому, мучителю, и взамен ничего хорошего ты не получишь, о чем говорится в следующих стихах:

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible