Скрыть
Источник твой да будет благословен; и утешайся женою юности твоей,

Святые отцы

Прочие

Амвросий Медиоланский, свт. (†397)

Ст. 18-19 Источник твой да будет благословен; и утешайся женою юности твоей, любезною ланью и прекрасною серною: груди ее да упоявают тебя во всякое время, любовью ее услаждайся постоянно

Многие оплакивали ненадежность человеческой жизни, но совершеннее прочих - святой Иов и святой Давид. Первый - гневен, неудержим, резок: горечь тяжких страданий как бы вознесла его на высокие котурны. Второй - кроток и мирен: он с более спокойным чувством, подражая лани, которую избрал себе для подражания. Пусть тебя не удивляет, что я сравниваю столь великого пророка с животным, ибо и апостол говорит: будьте мудры, как змии, и просты, как голуби (Мф 10:16). Однако, хотя такого рода уподобления сопровождают благочестивые примеры, и природа лани невинна и мягка, я думаю, что пророк в этом месте избрал себе для подражания ту лань, о которой Соломон с отеческою заботой своею говорит в Притчах: …лань дружбы и голубица благодати да будут с тобою (Притч 5:19; LXX).

О молитве Иова и Давида

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 15-20 Пей воду из твоего водоема и текущую из твоего колодезя. Пусть не разливаются источники твои по улице, потоки вод - по площадям; пусть они будут принадлежать тебе одному, а не чужим с тобою. Источник твой да будет благословен; и утешайся женою юности твоей, любезною ланью и прекрасною серною: груди ее да упоявают тебя во всякое время, любовью ее услаждайся постоянно. И для чего тебе, сын мой, увлекаться постороннею и обнимать груди чужой

В противовес искажениям семейного и полового инстинкта, Премудрый убеждает ученика своего довольствоваться благами супружеского союза с единой законной женой, причем сравнивает ее с собственным домашним водоемом и родниковыми источниками. Для каждого домовладельца, особенно в бедных водой восточных странах, служит предметом особенного удовольствия иметь для своего житейского обихода собственный колодезь или цистерну и не обращаться за водой к соседям. С подобным удовольствием Премудрый сравнивает (ст. 15-16) обладание одной, законной женой, без нарушения чистоты супружества, своего или чужого. По связи речи с предыдущим (ст. 3 сл., 8 дал.), сравнение это имеет прежде всего такой же смысл, как изречение Апостола: «лучше бо есть женитися, нежели разжизатися» (1Кор VII:9). Но это же сравнение (ст. 16-17) имеет и другую сторону: оно обозначает многочисленное потомство от законного, целомудренного супружества, поскольку и в других библейских местах (Чис XXIV 7; Ис XLVIII:1, LI:1-2) дети изображаются под образом вод, текущих из источника, т. е. от родителей. LXX, по-видимому, понимали и ст. 16 только в первом смысле - о пользовании удовольствиями супружества о одной женой, и потому прибавили в начале ст. 16 отрицание μη - μη υπερεκχεισθω. Но многие греч. кодд. (29, 109, 147, 157, 161, 248, 252, 253, 254, 260, 295, 297 у Гольмеса, также Алекс., Альд. Комплют.) не имеют отрицания, нет его и в Вульгате и славян. Поэтому, кажется, следует предпочесть чтение евр. масор., хотя понимание ст. 16, даваемое у LXX-ти, согласуется с общим контекстом рассматриваемого места (ср. VII:12). В ст. 18 повторяется наставление ст. 15, но с прибавлением совета «утешайся женою юности твоей»; образ выражения прямо напоминает место из законодательства Втор XXIV:5 о новобрачных. Законная жена при этом выразительно сравнивается (ст. 19) с ланью или серною: обычный в восточной поэзии образ грациозности и миловидности женщины (ср. Песн II:9, 17; VIII:14). Напоминая мужу о долге супружеской верности Премудрый выражает желание, чтобы нежные отношения между мужем и женой установившиеся на первых порах их совместной жизни, не ослабевали с течением времени, чтобы взаимная привязанность супругов длилась всю жизнь, и для супруга не было надобности искать супружеских удовольствий на стороне (ст. 19-20).

Толковая Библия

Георгий Максимов, свящ.

Притч. 5:18-19

«Источник твой да будет благословен; и утешайся женою юности твоей, любезною ланью и прекрасною серною: груди ее да упоявают тебя во всякое время, любовью ее услаждайся постоянно» (Притч. 5:18–19).

Здесь текст церковнославянский, и, соответственно, текст Септуагинты (греческий перевод от семидесяти), с которого он сделан, дают более скромный перевод данных слов: «Источник твоей воды да будет у тебя свой собственный, и веселись с женою юности твоей. Пусть беседует с тобою лань любви и жребя твоих наслаждений, но пусть руководит тобой собственная и да будет с тобою во всякое время: пребывая с ней в любви, ты будешь иметь во всем обилие».

В синодальном же переводе мы видим то, как написано в еврейском тексте. Однако оба варианта выражают ту же мысль, что законное супружеское сожитие имеет благословение, и это тоже указывается как причина для человека не искать себе нигде никаких «приключений на стороне», которые на самом деле и не приключения, а путь в ад. Как пишет отец Даниил Сысоев: «Господь дает тебе возможность заниматься плотскими отношениями, так занимайся с женой, получай удовольствие с той, которая всегда рядом с тобой. Бог не сказал, что это грех или что-то нечистое. Как Библия описывает плотские отношения супругов? Нет в описании скверны или нечистоты, отношения эти описаны красивыми фразами, потому что они приводят к рождению детей, к распространению потока жизни».

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible