Скрыть
В устах глупого – бич гордости; уста же мудрых охраняют их.

Святые отцы

Прочие

Амвросий Медиоланский, свт. (†397)

В устах глупого - бич гордости; уста же мудрых охраняют их

Может ли быть приговор суровее приговора совести, которым каждый сам себя обвиняет и порицает за то, что он несправедливо нанес обиду брату? Последнее осуждается и Писанием: из уст глупых - жезл поношения (ср. Притч 14:3). Здесь, таким образом, изобличается в глупости тот, кто наносит оскорбление. Не следует ли после этого избегать [несправедливости еще] с большим [старанием], чем смерти, убытка, бедности, ссылки и болезни? Кто же порок тела или потерю наследства не сочтет более легким, по сравнению с пороком духа и потерей чести?

Об обязанностях священнослужителей. Книга III

Григорий Великий, Двоеслов, свт. (†604)

В устах глупого - бич гордости; уста же мудрых охраняют их

Обыкновенно это свойственно надменным проповедникам - то, что больше они стремятся сурово порицать слушателей, даже тех, кто сокрушен, чем ласково ободрять. Больше стараются забросать попреками зло, нежели похвалою упрочить благое. Конечно же, желают они, чтобы видели их превосходство, и большее питают довольство, когда их возбуждает гнев, чем когда уравновешивает любовь. Постоянно они хотят обнаружить то, на что могли бы обрушиться с руганью. Потому и написано: в устах глупого - бич гордости (Притч 14:3), ибо такой человек, очевидно, знает, как жестче захлестнуть, но смиренное сочувствие ему незнакомо.

Книга нравственных поучений, или Толкования на книгу Иова

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 1-7 Мудрая жена устроит дом свой, а глупая разрушит его своими руками. Идущий прямым путем боится Господа; но чьи пути кривы, тот небрежет о Нем. В устах глупого - бич гордости; уста же мудрых охраняют их. Где нет волов, там ясли пусты; а много прибыли от силы волов. Верный свидетель не лжет, а свидетель ложный наговорит много лжи. Распутный ищет мудрости, и не находит; а для разумного знание легко. Отойди от человека глупого, у которого ты не замечаешь разумных уст

Конкретным проявлением мудрости является мудрая, созидающая дом жена, а таким же примером глупости - безумная жена, расстраивающая свой дом и все его благосостояние собственными руками (ст. 1, сн. XII:4). Далее противополагаются - страх Божий, ведущий человека прямыми путями, и дерзкое пренебрежение памятью о Боге, соединяющееся с хождением кривыми путями (ст. 2), - высокомерие речи безумных и скромность речи мудрых (ст. 3. Ср. XII:6), - свидетели истинный и ложный (ст. 5, сн. Исх XXIII:1; Притч XII:17), недоступность мудрости людям, лишенным страха Божия, и полная доступность ее для исполненных страха Божия и чистых сердцем (ст. 6), почему и дается совет устраняться от глупого, у которого нечему научиться (ст. 7). Вне видимой связи с общею мыслью рассматриваемого отдела стоит хозяйственная заметка ст. 4, имеющая, по-видимому, цель научить человека - не переоценивая значения богатства (ср. X:15; XIII:8), сообразовать попытки умножения имущества с распространением орудий производства и вообще жизненных средств.

Виссарион (Нечаев), еп. (†1905)

XX. Паримия в четверг четвертой седмицы Великого поста (Притч. 13:20–26, 14:1–6).

Из уст безумных жезл досаждения, устне же мудрых хранят я

Язык глупых и по глупости дерзких – враг их. Дерзкими и оскорбительными словами (досаждением) они словно жезлом поражают ближнего, причиняя ему сердечную боль, похожую на болезненное ощущение от удара жезлом; но их дерзость не остается ненаказанною: они вооружают против себя обиженных ими и сами претерпевают от них подобное тому, что сделали им. Противоположное сему действие производят речи людей истинно мудрых. Исходящие из их уст слова здравомысленные, скромные, доброжелательные хранят их, – оберегают их от позора и поддерживают в обществе заслуженное ими уважение.

Толкование на паремии из книги Притчей

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible