Скрыть
Ибо для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ибо для меня жизнь - Христос, и смерть - приобретение

Ведь жизнь моя не есть жизнь моего тела, которую враги мои стараются отнять у меня, но жизнь моя Христос есть, от Коего не могут отлучить меня.

Толкование на священное Писание. Послание к Филиппийцам

Амвросий Медиоланский, свт. (†397)

Ибо для меня жизнь - Христос, и смерть - приобретение

И вот мы видим, что такая смерть - приобретение, а жизнь - наказание. Поэтому Павел говорит: Для меня жизнь - Христос, и смерть - приобретение. А что такое Христос, как не смерть тела и дух жизни? Потому и мы умираем с Ним, чтобы с Ним ожить.

О кончине брата Сатира

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ибо для меня жизнь - Христос, и смерть - приобретение

И умерши, говорит, я не умру, так как имею жизнь в себе самом. Только тогда (враги) умертвили бы меня, когда бы могли страхом исторгнуть ее из моей души; доколь Христос со мною, я жив, хотя бы и смерть случилась. Даже и в настоящем веке не то составляет жизнь мою, что живу, но – Христос. Если и в этом веке не в том состоит жизнь, «А что ныне живу во плоти, то живу верой», то и о будущем веке я говорю, что «и уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2:20). Таков должен быть христианин. Не живу, говорит, обыкновенной жизнью. Как же ты живешь, блаженный Павел? Ужели не смотришь на солнце? Ужели не дышишь общим воздухом? Ужели не питаешься общей всем пищей? Ужели не ходишь по земле, как мы, не имеешь нужды во сне, в одежде, в обуви? Что ты говоришь: не живу? Как не живешь? Что ты хвалишься? (Нет), это не тщеславие. Если б об этом не свидетельствовали дела, то конечно можно бы назвать тщеславием. А так как дела свидетельствуют, то какое тщеславие? Исследуем же, каким образом он не живет. В другом месте он говорит: «Которым для меня мир распят, и я для мира» (Гал. 6:14). Итак, послушайте, в каком смысле он говорит: «И уже не я живу» (Гал. 2:20), и еще: «Но живет во мне Христос».

Имя жизни, возлюбленные, многозначительно, т. е. имеет много значений, так же как и имя смерти. Есть жизнь телесная, и есть жизнь греховная, как (апостол) говорит в другом месте: «Мы умерли для греха: как же нам жить в нем?» (Рим. 6:2). Следовательно, можно жить жизнью греховной. Прошу вас, обратите строгое внимание, чтобы наш труд не был напрасен. Есть жизнь вечная и бессмертная, а вместе и небесная: «Наше же жительство», – говорит, – «на небесах» (Фил. 3:20). Есть также жизнь телесная, о которой сказано: «Ибо мы Им живем и движемся и существуем» (Деян. 17:28). Итак, он говорит не о естественной жизни, что не живет; но о жизни греховной, какой живут все люди. И справедливо (говорит). Кто не привязан к настоящей жизни, тот как живет ею? Как живет ею тот, кто стремится к другой? Как живет ею тот, кто презирает смерть? Как живет ею тот, кто не желает ничего здешнего? Как составленный из адаманта, хотя бы наносили ему тысячу ударов, никогда не поворотится, так (тверд) и Павел: «И уже не я», – говорит он, – «живу», то есть ветхий человек: и в другом месте: «Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?» (Рим. 7:24). Таким образом, кто не делает ничего для пищи, ничего для одежды, ничего для настоящего, как тот живет? Он не живет естественной жизнью. Кто не печется ни о чем житейском, тот не живет. Мы живем этой жизнью, так как для нее все делаем; а он не жил, так как не занимался ничем здешним. Как же он жил? Так, как и мы говорим о некоторых: такой-то не существует для меня, когда он не делает ничего до меня относящегося; или что то же опять: такой-то для меня не живет. А что он не пренебрегал и жизнью естественной, видно из другого места: «А что ныне живу во плоти, то живу верой в Сына Божьего, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» (Гал. 2:20), то есть, живу некоторой новой, отличной (от обыкновенной), жизнью.

Все же это говорит для утешения Филиппийцев. Не думайте, говорит, о том, что меня лишат этой жизни, потому что я, и живя, не этой жизнью жил, но той, какой хотел Христос. «Но живет во мне Христос». Если хочешь исследовать жизнь мою, то Христос жизнь моя. «И смерть – приобретение». Почему? Потому что (по смерти) гораздо яснее познаю Его, так что умереть значит начать истинную жизнь. Никакой беды не причинят мне те, которые умертвят меня, потому что они препроводят меня к моей жизни, и избавят меня от этой мне несвойственной. Что же? Находясь здесь, разве ты не Христов? И очень.

Беседы на послание к Филиппийцам

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ибо для меня жизнь - Христос, и смерть - приобретение

То есть я живу новой жизнью, и Христос для меня все: и дух, и жизнь, и свет. Под жизнью разумеется, во-первых, естественная жизнь: ибо Им мы, говорит апостол, живем и движемся (Деян. 17:28); разумеется затем жизнь во грехах; так, когда говорит: мы умерли для греха: как же нам жить в нем? (Рим. 6:2). Разумеется, наконец, вечная жизнь, или жизнь во Христе: наше жительство, говорит, на небесах (Фил. 3:20). Здесь Павел, конечно, отвергает не естественную, но греховную жизнь, то есть преданную греховной прелести. Он исповедует, что Христос для него - жизнь, как и в другом месте говорит: живу верою в Сына Божия (Гал. 2:20). Говорит, что смерть для него - приобретение, потому что тогда, говорит, более явно с Ним соединюсь. Поэтому доставят мне приобретение те, которые стараются изъять меня из жизни в этом мире, так как они приведут меня ко Христу, Который есть моя жизнь.

Толкование на послание к Филиппийцам святого апостола Павла

Феофан Затворник, свт. (†1894)

Мне бо еже жити — Христос, и еже умрети приобретение есть

Уповаю, говорит, что вашими молитвами и Божиим устроением все будет мне во благо,— жив ли буду или умерщвлен. Ибо жизнь для меня — Христос: Ему все посвящаю, а это есть великое благо; и смерть приобретение: не лишение какое-либо, а тоже благо, потому что умереть за Христа преславно и потому что по смерти тотчас лицом к лицу увижу Христа Господа, в чем все наше блаженство В сем последнем отношении я могу сказать, что умереть для меня было бы даже лучше. Живя здесь, я только работаю Христу, тружусь для Него, а там — тотчас начну наслаждаться общением с Ним. Что жизнь для него — Христос, в этом заключается и та мысль, что духовную жизнь он имеет от Христа и во Христе, и та, что первый предмет забот и стремлений его есть угождать Христу и заповеди Его исполнять (см.: святой Златоуст, Экумений, блаженный Феофилакт, блаженный Феодорит) Но в настоящем месте этим Апостол хотел то преимущественно выразить, что жизнь его вся предана на дело проповеди Евангелия, с стремлением всех научить, что спасение наше есть только в Господе Иисусе Христе, и всех настроить в Нем искать и обретать свое спасение (см.: святой Дамаскин). Это не исключает первых двух, напротив, совмещает их в себе.

Смерть — приобретение и для всех, потому что избавляет от тяготы настоящей многоскорбной жизни и вводит в лучшую. Но в этом смысле смерть есть приобретение не сама по себе, но потому, что Господу угодно было сочетать с нею. Сама же по себе она не есть ни потеря, ни приобретение и случается по Божию порядку. Если, потому, святой Павел называет приобретением собственно смерть, то разумеет под ней не обычную смерть, а смерть мученическую, смерть за Христа и Евангелие. Такая смерть точно есть приобретение, ибо сама по себе венчает страдальца преславным венцом. Такой смерти и ожидал Апостол.

Послание святого Апостола Павла к Филиппийцам, истолкованное святителем Феофаном

Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)

Ибо для меня жизнь - Христос, и смерть - приобретение

Как велик проповедник веры Христовой! Смотрите, с какою величественною смелостию проповедует он Христа Распята и не стыдясь никого, ни великих и сильных, ни ученых века сего, будучи твердо уверен, что жив ли он будет или умрет, Начальник его веры – Христос, одинаково возвеличится, прославится в теле его, хотя животом, хотя смертию. Если он и живет, живет Христом и для Христа; а если умирает, то чрез это он не только ничего не потеряет, как сыны века сего, лишающиеся вместе со смертию многого, а напротив, приобретает то, чего искал всю жизнь – теснейшее соединение со Христом. Разница в жизни и смерти для апостола та только, что, живя в теле, он должен трудиться для верующих, а умирая, он соединяется со Христом – что много лучше.

Дневник. Том II. 1857–1858

Марий Викторин (†IVв.)

Ибо для меня жизнь - Христос, и смерть - приобретение

Не сама смерть - приобретение, но умереть за Христа. Жизнь - Христос, потому что уповающий на Него живет вечно: и ныне, и после… Значит, мне не вредит ни то, ни другое. Жизнь, сопровождаемая наказанием, для меня не мучительна, поскольку в ней присутствует Христос. Если же меня убьют, и это для меня не наказание, ибо для меня жизнь - Христос, и смерть - приобретение.

Комментарий на Послание к Филиппийцам

Амвросиаст (†IVв.)

Ибо для меня жизнь - Христос, и смерть - приобретение

Что Павлу готовили на смерть, оказалось ему на жизнь. А жизнь, говорит он, в том, чтобы всем был проповедан Христос, и Павел готов принять смерть, если это будет исполнено. Ибо он знает, что велика будет награда за молитвы и твердость его. Но неуклюжее зло продолжает действовать против него, и бесполезно. А чтобы попрать зломыслие тех, кто ложью и интригами посягает на жизнь его, он ищет защиты себе у Бога.

На Послание к Филиппийцам

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ибо для меня жизнь - Христос, и смерть - приобретение

Апостол сказал, что даже смерть за Христа соответствует его внутреннему искреннему желанию (надежде моей - elpida mou ст. 20-й). Теперь это положение он поясняет. Потому он не страшится смерти, что чрез нее он получит новую истинную жизнь (to zhn), жизнь со Христом, Который и есть Сам жизнь для Апостола (ср. Гал. 2:20).

Толковая Библия.

См. также Толкование на Фил. 1:12

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

21. Ибо для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение.

22. Если же жизнь во плоти доставляет плод моему делу, то не знаю, что избрать.

23. Влечет меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше;

24. а оставаться во плоти нужнее для вас
 

Останавливаясь лично на себе, Апостол сообщает, что он на все обстоятельства своей жизни смотрит чрез посредство своих отношений ко Христу (сравн. Рим.14:8). Поэтому, хотя он и уверен в успехе своего дела, однако, поскольку смерть может совершенно соединить его со Христом, то он считал бы за лучшее умереть. Это было бы для него приобретением. Но так как, с другой стороны, он не может упустить из вида пользу порученного ему дела благовестия, то ему желательнее продолжение земного подвига. К этому же располагает его и желание послужить дальнейшему совершенству Филиппийцев, что составляет для него особенную радость.

«Какое любомудрие! Словами: еже умрети приобретение есть, – он отринул любовь к сей жизни, а словами: еже жити ми телом, сие мне плод дела, – показал, что и настоящая жизнь нужна. Каким образом? Если пользуемся ею, как должно, ежели приносим плод. Посему не должно ненавидеть жизнь. Ибо можно жить и хорошо. Если же будем злоупотреблять жизнию, и в таком случае не должно обвинять ее. Почему? Потому что не жизнь тому причиною, но воля злоупотребляющих ею. Бог дал тебе жизнь, дабы ты жил для Него а ты, по наклонности к злу, живя греховно, сам подвергаешь себя всякой вине» (Златоуст). «Сама по себе смерть не есть ни потеря, ни приобретение, и случается по Божию порядку. Поэтому св. Павел называет приобретением собственно смерть мученическую, смерть за Христа и Евангелие. Такая смерть точно есть приобретение, ибо сама по себе венчает страдальца преславным венцем» (преосвящ. Феофан). К сему наш новейший толковник присовокупляет: «Как Христос приобщился к Божественной славе и воссел одесную Бога Отца только после воскресения и вознесения на небо, так и верующий приобщится славе Христа и будет созерцать Бога лицом к лицу только после своего воскресения. А потому, хотя Апостол, и живя во плоти, имеет Христа в своей истинной жизни, однако смерть будет для него приобретение, приобретение не само по себе, а как необходимое звено при переходе от этой, исполненной лишений и страданий, земной жизни к жизни славы со Христом, полного общения с Ним и созерцания Его». «Между пребыванием со Христом в другой жизни и здешнею жизнию и сравнения не могло быть. Не эта последняя и выступает у Апостола в противовес первому, а то, что он может еще сделать в сей жизни для блага ближних, для распространения Царства Христова на земле» (Назаревский. Ср. Рим.9:1-3).

Толковый Апостол. Часть II. Объяснение первых семи посланий святого Апостола Павла

священник Николай Рудинский (†1937)

1.21 Ибо для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение.

1:21. Надеюсь, говорит, что вашими молитвами и по воле Божьей все будет мне во благо – жив ли буду, или меня умертвят. Ибо жизнь для меня – Христос. Он источник и податель моей духовной жизни, Ему все посвящаю, а это и есть величайшее для меня благо. И смерть – приобретение, не лишение какое-либо, а тоже благо, потому что умереть мученическою смертью за Христа (что и разумеет здесь Апостол) само по себе славно, потому что по смерти, тотчас, лицом к лицу увижу Христа Господа, в чем все наше блаженство. И то и другое – благо. Что же избрать, чего пожелать ему?

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible