Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Апостола Павла послание к филиппийцам 1:2
благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
Святые отцы
- Ефрем Сирин, прп. (†373)
- Иоанн Златоуст, свт. (†407)
- Феодорит Кирский, блж. (†457)
- Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
- Феофан Затворник, свт. (†1894)
Прочие
- Амвросиаст (†IVв.)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- епископ Никанор (Каменский) (†1908)
- священник Николай Рудинский (†1937)
Ефрем Сирин, прп. (†373)
благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа
Благодать вам и мир от Бога, Отца нашего, Который призвал нас в свое усыновление, - и от Господа нашего Иисуса Христа, а не чрез Господа нашего Иисуса Христа.
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
Ст. 1-2 Павел и Тимофей, рабы Иисуса Христа, всем святым во Христе Иисусе, находящимся в Филиппах, с епископами и диаконами: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа
Здесь (апостол) пишет как бы к равночестным себе, и выставляет не учительское свое достоинство, но другое, и при том великое. Какое же именно? Называет себя рабом, а не апостолом, потому что быть рабом Христовым, быть, а не называться только, действительно великое достоинство и высшее благо. Кто раб Христов, тот без сомнения свободен от греха, а раб истинный не согласится быть рабом ни у кого другого. Иначе он был бы рабом Христовым только на половину. Так и Римлянам он писал: «Павел, раб Иисуса Христа» (Рим. 1:1); а в послании к Коринфянам и к Тимофею называет себя апостолом. Почему же он это делает? Не потому, чтобы они были лучше Тимофея, нет; но потому, что он почитал и уважал их более всех, к кому писал. Этим свидетельствует о великой их добродетели. Сверх того, в других (посланиях) он имел намерение сделать многие постановления, почему и ставил на вид свое апостольское достоинство; а здесь он повелевает им только то, что они и сами по себе знали. «Всем святым во Христе Иисусе, находящимся в Филиппах». Так как прилично было и иудеям называть себя «святыми» на основании древнего пророчества, в котором они назывались народом «святым, избранным», то он присовокупил: «Святым у Иисуса Христа» (Вт. 7:6; 14:2). Они одни святые, а те уже сделались нечистыми.
«С епископами и диаконами». Что это? Ужели в одном городе было много епископов? Нет; (апостол) так назвал пресвитеров. Тогда названия эти были еще общие; епископ назывался даже диаконом. Потому в послании к Тимофею и пишет: «Совершай» (διαχονίαν) «дело благовестника, служение твое» (2Тим. 4:5), хотя он был епископ. И так как он был епископ, то говорит ему: «Рук ни на кого не возлагай поспешно» (1Тим. 5:22); и в другом месте: (дарование) «которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства» (Тим. 4:14). А пресвитеры не могли рукополагать епископа. Также и в послании к Титу говорит: «Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал: если кто непорочен, муж одной жены» (Тит. 1:5,6). Это говорит о епископе. И сказав это, тотчас присовокупил: «Ибо епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бийца, не корыстолюбец» (Тит. 1:7). Итак, в древнее время, как я сказал, и пресвитеры назывались епископами и Диаконами Христовыми, и епископы – пресвитерами. Потому-то и ныне многие епископы пишут: сопресвитеру и содиакону. А впоследствии каждому присвоено особенное имя: епископа или пресвитера. «С епископами и диаконами», – говорит, – «благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа». Здесь может быть иной спросит: почему он ни в каком другом послании ни в Рим, ни в Коринф, ни в Ефес не пишет клиру, но вообще всем святым, или верным, или возлюбленным, а здесь пишет клиру? Потому что (клир) писал, благотворил и посылал к нему Епафродита.
Феодорит Кирский, блж. (†457)
Павел и Тимофей, рабы Иисуса Христа, всем святым во Христе Иисусе, находящимся в Филиппах, с епископами и диаконами
Апостол пишет послание всем в совокупности: и удостоившимся священства, и пасомым ими. Ибо святыми наименовал он сподобившихся крещения, а епископами именует пресвитеров; потому что оба эти названия имели они в то время… Говорит же им Павел: внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями пасти Церковь Христову (Деян. 20:28), и одних и тех же именует и пресвитерами, и епископами. Так и в послании к блаженному Титу Павел говорит: Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал (Тит. 1:5); и, сказав, какими надлежит быть рукополагаемым, присовокупил: Ибо епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель (Тит. 1:7).
Да и здесь Павел тоже дает это видеть, ибо к епископам он присовокупил диаконов, не упомянув о пресвитерах. И потом, невозможно было бы многим епископам быть пастырями одного города; а из этого очевидно, что апостол епископами наименовал пресвитеров. Блаженного же Епафродита в этом послании назвал он апостолом их; ибо говорит: вашего посланника и служителя в нужде моей (Фил. 2:25). Этим Павел ясно дал понять, что Епафродиту, имеющему наименование апостола, вверено было епископское домостроительство.
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
благодать вам и мир от Бога, Отца: нашего Господа Иисуса Христа
Прилагает обычное приветствие, желая им быть исполненными благодати, чтобы они не превозносились друг пред другом и чрез это не лишились мира и единодушия; потому что благодать получают те, которые свободны от гордости.
Феофан Затворник, свт. (†1894)
благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа
— обычное приветствие. Сказать: благодать вам и мир — есть то же, что сказать: всех вам благ от Господа желаю. Мир — значит мир в совести с Богом, умирение сердца от страстей и нападков вражеских и согласие взаимное в семье и в сношениях с другими. Благодать означает силу, поданную свыше на просвещение ума, на руководство и укрепление в богоугодной жизни, на приискреннейшее общение с Богом. Кто имеет все сие, тот имеет все, что только может желать себе жаждущий спасения.
Как здесь, так всюду Апостол источником благ представляет Господа Иисуса Христа, ставя Его ближе к нам, а за Ним указывает и Бога Отца, или Бога в Троице поклоняемого. Так благоволил Бог, чтобы и мы к Нему приближались, и от Него всякое благо к нам нисходило не иначе как чрез Господа Иисуса Христа. Он единственный посредник. Помимо Него ни с неба на землю никакое не приходит благословение, ни с земли нет другого восхода на небо.
Послание святого Апостола Павла к Филиппийцам, истолкованное святителем Феофаном
Амвросиаст (†IVв.)
благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа
Очевидно, что Бог - Отец, Иисус Христос - Господь наш. А разве не следует считать, что господин больше отца? Но это так в мире людей, а между Богом Отцом и Христом Господом - полное согласие.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
епископ Никанор (Каменский) (†1908)
Приветствие Апостола обычное (сравн. Рим.1:7. 1Кор.1:3). Он преподает им благодать, как совокупность всех даров, и желает им прежде всего мира, как первого плода духовно-благодатной жизни. «Благодать есть действующее начало жизни Божией в человеке, а мир есть свойство этой жизни», говорит один новый толковник (Ф. Тернер в его опыте объяснения сего послания, напеч. в Прав. Обозр. 1889 г.). «Благодать приносит с собою все блага духовные, а мир есть вкушение сих благ». Преосвящ. Феофан обращает при сем особое внимание на то, что «Апостол все поставляет в зависимость от Иисуса Христа». «Так благоволил Бог, чтобы и мы к Нему приближались, и от Него всякое благо к нам нисходило не иначе, как чрез Господа Иисуса Христа. Помимо Его ни с неба на землю не приходит никакое благословение, ни с земли нет другого восхода на небо».
Толковый Апостол. Часть II. Объяснение первых семи посланий святого Апостола Павла
священник Николай Рудинский (†1937)
1.2 благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
1:1–2. Святой Павел не называет себя здесь Апостолом, как в других посланиях, а общим именем всех христиан – рабом Христовым, и ставит себя наряду с Тимофеем, с которым он проповедовал филиппийцам Евангелие о Христе для того, чтобы выразить к ним свое уважение (Златоуст), и показывает в себе пример смирения для их назидания. Он шлет свое приветствие всем святым во Христе Иисусе – не по добродетели только, но главное – по освящению благодатью Святого Духа, по вере во Христа Иисуса. Добродетельными могли быть и неверующие во Христа не только из иудеев, но и из язычников, но святость принадлежит только христианам от благодати Святого Духа. Шлет привет епископам и диаконам Церкви. В Церкви Апостольской были епископы, пресвитеры и диаконы, но первые по названию часто не отличались от пресвитеров, назывались то епископами, то пресвитерами. И здесь святой Павел, вероятно, разумеет не одних епископов, но и пресвитеров. Диаконы были помощниками пресвитеров.
Почему святой Павел здесь клир выделяет из обычных святых Церкви? Потому так сделал Апостол, что клир писал, благотворил и посылал к нему Епафродита (Златоуст). Но не было ли и в отношениях верующих к клиру в Филиппах основания к тому, чтобы особенным апостольским вниманием возвысить их авторитет, и побудить к большей к ним почтительности и покорности, нежели какие были на деле? Внушения Апостола в послании о единодушии, смирении и мирности делают это предположение вероятным.
Чего святой Павел желает им всем? Благодати и мира – то же, что всех благ от Господа, благодати – силы свыше для просвещения ума, на руководство и укрепление в богоугодной жизни, на общение с Богом, мира– в совести с Богом, усмирения сердца от страстей и нападков искушения. Кто имеет все это, тот имеет все, чего только может желать себе жаждущий спасения. Источник этих благ – Бог Отец при посредстве Иисуса Христа.