Скрыть
Să se ferească de vin şi de sicheră; oţet de vin şi oţet de sicheră să nu bea şi nimic din cele făcute din struguri să nu bea; nici struguri proaspeţi sau uscaţi să nu mănânce.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 2-3 объяви сынам Израилевым и скажи им: если мужчина или женщина решится дать обет назорейства, чтобы посвятить себя в назореи Господу, то он должен воздержаться от вина и крепкого напитка, и не должен употреблять ни уксусу из вина, ни уксусу из напитка, и ничего приготовленного из винограда не должен пить, и не должен есть ни сырых, ни сушеных виноградных ягод

Ст. 5 Во все дни обета назорейства его бритва не должна касаться головы его; до исполнения дней, на которые он посвятил себя в назореи Господу, свят он: должен растить волосы на голове своей

Ст. 9 Если же умрет при нем кто-нибудь вдруг, нечаянно, и он осквернит тем голову назорейства своего: то он должен остричь голову свою в день очищения его, в седьмой день должен остричь ее

Муж или жена, иже аще отлучит себя, и даст обет назорейства, чтобы быть назореем Господу, елика делаются от грозд винных, да не пиет, и бритва да не взыдет на главу. Назорей, которому повелено не пить вина и сикера во все время назорейства, изображает еврейский народ, которому законодатель дал заповедь, также отринуть нравы египетские, подобные опьяняющему вину, как отрекся он от употребления вина, и не вкушать сикера, то есть не входить в общение с Хананеями. Ибо вино есть образ учения египетского, а сикера - образ учения Хананеев, опьяняющая же сила того и другого - нечестия жителей Египта. Грозды свежие и сухие изображают дела Египтян и Хананеев, кость и скорлупа суть останки их нечестия. В другом смысле: вина и сикера да не пиет, то есть, да не позволяет плоти своей упиваться страстями, и духу своему возмущаться помыслами. Сверх того, закон, запрещая есть грозды, повелевает отсекать всякий отпрыск страстей; а запрещая есть кости и скорлупу, учит заботиться и о маловажном. Назорею повелевается растить волосы на голове в ознаменование того, что должен он быть совершен в добродетелях; бритва да не взыдет на главу его, то есть да не позволяет он мирскому возобладать над лепотою души его. Аще кто умрет у него, абие осквернится; то есть, если возобладает над ним, и приведен будет в исполнение, мертвенный помысл, то все добродетели его отъемлются у него.

Толкования на священное Писание. Толкование на книгу Чисел

Максим Исповедник, прп. (†662)

Ибо виноград их от виноградной лозы Содомской и с полей Гоморрских; ягоды их ягоды ядовитые, грозды их горькие

Что означает написанное в песни Моисея: Ибо виноград их от виноградной лозы Содомской и с полей Гоморрских? И что есть вино, которое не следует пить назорею, что есть уксус, сикер, виноград и виноградные выжимки? (Чис. 6:3)

Виноградная лоза Содомская — это неразумие. Ведь «Содом» толкуется как «онемение» или «ослепление», а «Гоморра» — как «горечь», ибо от неразумия — горечь греха и безумное опьянение хмелем порока. Потому Слово и наставляет, чтобы назорей от такого вина воздерживался, а «назорей» толкуется как «огражденный». Ведь тому, кто оборонил себя законом Божиим, следует воздерживаться от такого вина неразумия, а также и от винограда, то есть от гнева, и от сушеного винограда злопамятности [злопамятность] — это застарелый гнев; [следует воздерживаться] и от уксуса, то есть горечи неутоленного желания, и от сикера, то есть радости отмщения ближнему, ибо сикер всегда сладок, и от виноградных выжимок, то есть от преднамеренного и умышленного зла. Такой [человек] и не остригает волосы, то есть различные помыслы, которые упорядочивают ум и сообщают ему стройность. Из-за этого Самсон — толкуется же он, когда лишен волос, — «изображающий подобие», когда же густо обросший [волосами] — «солнце их» — в то время когда он у бедра Далилы помутился [рассудком], то есть в том, что касается страстной части души, покинул меру удовольствия, лишился волос, очевидно — разумных мыслей, то есть силы ему данной против страстей, и стал игралищем бесов. Он был ослеплен на оба глаза — я говорю о деятельном и созерцательном знании.

Вопросы и затруднения.

Георгий Константинович Властов (†1899)

6:3 то он должен воздержаться от вина и крепкого напитка, и не должен употреблять ни уксусу из вина, ни уксусу из напитка, и ничего приготовленного из винограда не должен пить, и не должен есть ни сырых, ни сушеных виноградных ягод;
6:4 во все дни назорейства своего не должен он есть [и пить] ничего, что делается из винограда, от зерен до кожи.


(Ст. 3–4). Из Осии (Ос.3:1) видно, что из винограда делались лепешки, которые посвящались языческим богам, и входили, вероятно, в число их жертвоприношений, (соединяясь вероятно с культом Вакха, Адониса, Озириса и всех тех божеств, которых чтили как виноделателей), – и были любимы сынами израилевыми, всегда так легко увлекавшимися чуждыми обрядами. Из незрелого винограда и из зерен его делался кислый напиток, который был в употребление как прохладительное в жарких странах. К этим именно предметам относилось запрещение, независимо от всякого вина, крепкого напитка, уксуса (как продукта брожения или гниения) самых плодов виноградной лозы во всяком виде, и тех напитков, которые приготовлялись из них. Независимо от воздержания назорея от всякого охмеляющего и туманящего голову напитка, как несовместного с достоинством посвященного Богу человека, – воздержание от невинных в сущности по последствиям своим плодов виноградной лозы, было видимым знаком выделения назорея из общества, членам которого, ни плоды ни даже охмеляющие напитки не были возбранены, ибо общество было выражением обыкновенной жизни человеческой со всеми ее слабостями и радостями, а назорей был человек вне этого общества, преследующий высшую цель.

Священная летопись. Том третий

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible