Скрыть
объяви сынам Израилевым и скажи им: если мужчина или женщина решится дать обет назорейства, чтобы посвятить себя в назореи Господу,

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 2-3 объяви сынам Израилевым и скажи им: если мужчина или женщина решится дать обет назорейства, чтобы посвятить себя в назореи Господу, то он должен воздержаться от вина и крепкого напитка, и не должен употреблять ни уксусу из вина, ни уксусу из напитка, и ничего приготовленного из винограда не должен пить, и не должен есть ни сырых, ни сушеных виноградных ягод

Ст. 5 Во все дни обета назорейства его бритва не должна касаться головы его; до исполнения дней, на которые он посвятил себя в назореи Господу, свят он: должен растить волосы на голове своей

Ст. 9 Если же умрет при нем кто-нибудь вдруг, нечаянно, и он осквернит тем голову назорейства своего: то он должен остричь голову свою в день очищения его, в седьмой день должен остричь ее

Муж или жена, иже аще отлучит себя, и даст обет назорейства, чтобы быть назореем Господу, елика делаются от грозд винных, да не пиет, и бритва да не взыдет на главу. Назорей, которому повелено не пить вина и сикера во все время назорейства, изображает еврейский народ, которому законодатель дал заповедь, также отринуть нравы египетские, подобные опьяняющему вину, как отрекся он от употребления вина, и не вкушать сикера, то есть не входить в общение с Хананеями. Ибо вино есть образ учения египетского, а сикера - образ учения Хананеев, опьяняющая же сила того и другого - нечестия жителей Египта. Грозды свежие и сухие изображают дела Египтян и Хананеев, кость и скорлупа суть останки их нечестия. В другом смысле: вина и сикера да не пиет, то есть, да не позволяет плоти своей упиваться страстями, и духу своему возмущаться помыслами. Сверх того, закон, запрещая есть грозды, повелевает отсекать всякий отпрыск страстей; а запрещая есть кости и скорлупу, учит заботиться и о маловажном. Назорею повелевается растить волосы на голове в ознаменование того, что должен он быть совершен в добродетелях; бритва да не взыдет на главу его, то есть да не позволяет он мирскому возобладать над лепотою души его. Аще кто умрет у него, абие осквернится; то есть, если возобладает над ним, и приведен будет в исполнение, мертвенный помысл, то все добродетели его отъемлются у него.

Толкования на священное Писание. Толкование на книгу Чисел

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 2, 5-6 объяви сынам Израилевым и скажи им: если мужчина или женщина решится дать обет назорейства, чтобы посвятить себя в назореи Господу Во все дни обета назорейства его бритва не должна касаться головы его; до исполнения дней, на которые он посвятил себя в назореи Господу, свят он: должен растить волосы на голове своей. Во все дни, на которые он посвятил себя в назореи Господу, не должен он подходить к мертвому телу

Много есть видов обещаний. Иные обещали жертвы, другие – деньги, а иные – самих себя, иные же обещались уреченное число дней не пить вина, не стричь волосов на голове. Таковы были те, о которых божественный Иаков говорил богомудрому Павлу: «суть у нас некии обещавше себе Богу: сия поимь очистися с ними, и иждиви на них» (Деян. 21:23–24), то есть, чтобы рассеять подозрение, ты представь за них приносимые по закону жертвы. О них-то постановляет здесь закон, и повелевает, чтобы давшие сие обещание, во все дни обета (обетом же называет обещание) воздерживались от уксуса, гроздов и выжимков виноградных, и не стригли волосов на голове, «дóндеже скончаются дние, елики обещал есть Господу» (Чис. 6:5). А растящего волосы, как посвящающего их Богу, называет святым. Ибо сказал: «свят будет растяй власы главы своея во вся дни обета своего Господу» (Чис. 6:5–6), то есть, власы, посвященные Богу не остригай, пока не кончишь обещания. Повелевает же ему не приближаться ни к отцу умершему, ни к брату, ни к кому-либо другому. Ибо говорит: если случится ему нечаянно быть при чьей-либо смерти, то необходимо остричь все волосы, и не в первый только день, но и в седмый, чтобы сняты были и те волосы, которые избежали бритвы и выросли в продолжение седми дней, а потом и в осьмый день принести двух горлиц, одну ради греха, а другую во всесожжение, и одного агнца ради преступления (Чис. 6:12). А из сего точнее дознаем, что жертвою ради преступления называет жертву за грех невольный; потому что случившееся с ним было непроизвольно, от внезапной чьей-либо смерти. Число же дней обетных повелевает считать ему снова. Ибо говорит: «дние прежнии да не будут ему в число, понеже осквернися глава обета его» (Чис. 6:12).

Толкование на книгу Чисел

Георгий Константинович Властов (†1899)

6:1 И сказал Господь Моисею, говоря:
6:2 объяви сынам Израилевым и скажи им: если мужчина или женщина решится дать обет назорейства, чтобы посвятить себя в назореи Господу,

 

(Ст. 1–2). Как независимо от священства в народе израильском, восставали люди, одаренные пророческим словом, так и законом о назорействе дается возможность каждому из этого «народа священников» участвовать посредством обета в некоторых преимуществах и высоком положении священнослужителей. Назорей или отделенный не мог пить вина во все время своего отчуждения, как не мог пить вина священник, приступая к священнослужению (Лев.10:9); он как первосвященник, не мог прикасаться даже к трупам отца своего и матери, что разрешено было даже священникам (ср. (Лев.21:2) и (Лев.21:11); он растит волоса свои, даба не осквернить головы своей прикосновением железа; и только оканчивая дни обета своего, сжигает волосы свои на жертвеннике, знаменуя тем, что во все дни отчуждения, он всецело принадлежал Богу и не имел права даже волос своих отчуждать от себя.

Некоторые западные богословы видят в назорействе первообраз монашества, при чем, независимо от временного своего характера и от особенностей назорейства зависевших от особенностей жизни Израиля и самого различия между законом Ветхого и Нового Завета, – основная мысль, преподаваемая законом о назореях тождественна с мыслью, лежащею в основании монашества, а именно: среди общины Божией, которая требует безусловной чистоты и которая удаляет из среды своей все оскверненное и нечистое, есть однако (независимо от священства) высшая степень чистоты, которую может желать достигнуть человек, отдавая себя (временно или до смерти) всецело Богу, и налагая на себя как знамение этого обета, некоторые лишения. Закон о назореях восполняет те законы об очищении стана «народа святого», которыми заканчивается устроение жизни народа израильского, получившего весь строй своего народного существования в пустыне Синайской.

Священная летопись. Том третий

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 1-2 И сказал Господь Моисею, говоря: объяви сынам Израилевым и скажи им: если мужчина или женщина решится дать обет назорейства, чтобы посвятить себя в назореи Господу

Назорейство — вид добровольного аскетического подвига, предпринимаемого с высокою нравственною целью: решающийся на этот подвиг «обещается зело обетом, еже очистился чистотою Господу» (ст. 2 по слав. пер.). Заповедь о соблюдении себя от осквернения физической нечистотой (а вместе с тем, конечно, и духовной) обязательна для назорея в усиленной степени. В видах поддержания постоянной душевной ясности и духовного равновесия, а также, чтобы избежать самосоздаваемых соблазнов к греху, назорей обязывался воздерживаться от употребления опьяняющих напитков. Волосы на голове назорея, как символ нравственной силы и постоянного роста и преуспеяния в добродетели, не должны быть остригаемы.

Обет назорейства мог быть пожизненным и временным. В случае непроизвольного осквернения назорея запрещенным до окончания срока обета совершался особый обряд очищения (ст. 9–12), после чего выполнение подвига начиналось снова, «понеже осквернился глава обета его». Благополучное завершение обета назорейства ознаменовалось также особым обрядом (ст. 13–21).

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible