Скрыть
Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои.

Святые отцы

Прочие

Иларий Пиктавийский, свт. (†347)

Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои

Закон наложил наказание за клятвопреступление, чтобы благоговение перед таинством [клятвы] сдерживало попытки нарушить его и, в то же время, чтобы грубый и кичливый народ имел частое напоминание о своем Боге благодаря клятве. Но вера упразднила обычай клятвы, установив так, чтобы дела нашей жизни [совершались] в истине, и, уничтожив действие лжи, она предписала нам говорить и слушать в простоте (чтобы было то, что было, и не было того, чего не было, поскольку то, что между «есть» и «нет», открывает место для лжи, и что сверх этого, то от лукавого (Мф. 5:37). Следовательно, живущим в простоте веры не нужен обычай клятвы, ибо для них всегда есть то, что есть, и нет того, чего нет, благодаря чему всякое их слово и дело [совершается] в истине.

Комментарии на Евангелие от Матфея

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои

Почему же Христос перешел дальше не к воровству, а к лжесвидетельству, пройдя молчанием заповедь касательно кражи? Потому, что вор иногда и клянется; а кто не клянется и не лжет, тот тем более не захочет воровать. Таким образом, данною заповедью Христос ниспровергает и воровство, потому что ложь рождается от воровства. Но что значит: “исполняй пред Господом клятвы твои”? Это значит, что в клятве ты должен говорить истину.

Беседы на Евангелие от Матфея. Беседа 17-я

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 31-33 Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную. А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать: и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует. Еще слышали вы, что сказано древним: «не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои»

В одной из следующих речей Спаситель изъясняет это место полнее, говоря, что Моисей повелел давать разводную запись по причине жестокосердия супругов, т. е. не раздорам делая уступку, а предупреждая человекоубийство (Втор. 24:1-4). Действительно, ведь лучше стать хотя бы и в прискорбное разногласие [и разойтись], чем вследствие ненависти пролить кровь.

Толкование на Евангелие от Матфея

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Богом клятвы твои

То есть, когда клянешься, будь правдив.

Толкование на Евангелие от Матфея

Евфимий Зигабен (†1118)

Ст. 33-34 Паки слышасте, яко речено бысть древним: не во лжу кленешися, воздаси же Господеви клятвы твоя. Аз же глаголю вам не клятися всяко

Не во лжу кленешися написано в книге Исход (20,7), а воздаси Господеви клятвы твоя – в книге Второзакония (23:21, 23) , но другими словами. И кленися именем Господним. Этим Он повелел, чтобы не клялись ложными богами. Не клясться и не требовать клятвы – это одно и то же. Каким образом ты будешь склонять брата своего к тому, чего сам избегаешь, если ты братолюбив и не любостяжателен. Древний закон говорит: не во лжу кленешися; воздаси же Господеви клятвы твоя. Это Он сказал, внушая клянущемуся страх не нарушать клятвы, так как он знает, что Сам Бог, всеведущий, принимает эту клятву. Аз же глаголю вам не клятися всяко. Кто легко даст клятву, тот может когда-либо ее нарушить, по привычке клясться, – а кто никогда не клянется, тот никогда и не нарушит клятвы. Кроме того, не нарушать клятвы для клянущегося – воспитывало Богопочтение, а вовсе не клясться – еще более возвышает его; первое было делом посредственной и несовершенной мудрости, а второе – высокой и совершенной.

Толкование на Евангелие от Матфея

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои

Это не буквальное повторение заповедей Закона Моисеева, заключающихся в Лев. 19:12 и Втор. 23:21—23: не клянитесь именем Моим во лжи. Если дашь обет Иегове, Богу твоему, немедленно исполни его. Слова Христовы, очевидно, выражают то же, что и буква Закона: Не клянись во лжи, клянись в удостоверение истины, и если поклялся, не преступай клятвы. Немедленно исполни, то есть «в клятве ты должен говорить истину» (Златоуст) и исполняй то, что обещал с клятвой. Клятва есть торжественное удостоверение именем Божиим истинности сказанного, причем само собою предполагается, что Бог взыщет с клянущегося, если он клянется в удостоверение неправды, так как клятвой во лжи хулится имя Божие. Иудеи с течением времени приняли за обычай, избегая клятвы именем Божиим, клясться разными предметами, например небом, землею, Иерусалимом, храмом (Феофилакт, Златоуст), и этих клятв не считали непреложно обязательными, то есть позволяли себе ими клясться во лжи, не нарушая по видимости буквы Закона.

Толкование на Евангелие от Матфея

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои

Заповедь изложена в Лев. 19:12; Чис. 30:3; Втор. 23:21, 23. И здесь опять Спаситель передает кратко только сущность ветхозаветного закона. В Лев. 19:12 запрещается не вообще всякая клятва, а только ложная. Перевод LXX почти согласен с еврейским текстом. В последних двух указанных местах говорится об обетах. Русский и латинский переводы: “не переступай клятвы”; Вульг. non perjurabis, не точны; слав: “не во лжу кленешися”; в евр. Лев. 19:12 прибавлено к слову “не клянись” лашакер — для лжи, что выражается греч. глаголом ἐπιορκέω, который, в отличие от простого όρκέω, значит «клянусь ложно». Поэтому смысл слов Спасителя, по-видимому, таков: не клянись ложно, а когда клянешься (не ложно), то исполняй пред Господом (слав. точнее: “воздаси же Господеви”) клятвы твои.

Так приблизительно Иоанн Златоуст: “что значит исполняй пред Господом клятвы твои? Это значит: когда клянешься, ты должен говорить истину (ἀληθεύεις ὀμνύς)”. О клятвопреступлении здесь речи нет.

Троицкие листки (XIX в.)

Ст. 33-34 Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои. А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий

Если бы не было греха на земле, то не было бы и лжи, не было бы и подозрения во лжи, а потому не нужна была бы никакая клятва. Но люди согрешили, стали лгать и обманывать друг друга. А где возможен обман, там законно и подозрение. Чем же люди могли удостоверить истину своих обещаний, когда это было необходимо? Какой силой можно заставить их свято и честно исполнять свои обещания? Осталось одно: связать их совесть страхом суда Божия. И вот, когда это необходимо, человек ставит себя перед лицом всемогущего Бога и как бы так говорит ближнему: «Ты можешь не верить мне, потому что и я такой же грешник, как и ты. Но и надо мною, и над тобою есть Бог всевидящий, всемогущий и правосудный. Пусть Он будет свидетелем и споручником моего обещания. Я призываю Его страшное имя, я молю Его, чтобы помог мне исполнить слово мое и не щадил меня, если я не сдержу его. Поверь Богу — Судии праведному, что я буду верен своему обещанию!» Так произошла клятва именем Божиим. Люди, — говорит святой апостол Павел (Евр. 6:16), — клянутся высшим, и клятва во удостоверение оканчивает всякий спор их. Этой клятвой клялись святые патриархи: Авраам, Исаак, Иаков, Иосиф, клялся царь Давид и другие ветхозаветные праведники. Если бы такая клятва была делом грешным, то святые никогда не произносили бы никаких клятв. Благоговейное клятвенное призывание имени Божия есть, в сущности, та же молитва: это вопль души грешной к Богу всемогущему, чтобы Он укрепил ее, слабую, исполнить доброе обещание во славу Его же святого имени, чтобы устранил препятствия, какие всегда встречаются в добром деле. Это — жалоба, которую грешник приносит Богу на свою же греховность: «Вот, Господи, до чего я довел себя своими грехами: ближний мой не верит мне… Будь же Ты, Всемогущий, посредником между нами и свидетелем моего обещания!» И Господь не только дозволил, но и Сам, снисходя к немощи человеческой, Своим Божественным примером освятил клятву: Мною клянусь - говорит Он Аврааму (Быт. 22:16). Клялся Давиду, рабу Моему - говорит Он о другой подобной клятве Своей (Пс. 88:4). Посему и Бог, — говорит святой апостол Павел, — желая преимущественнее показать наследникам обетования непреложность Своей воли, употребил в посредство клятву (Евр. 6:17). Таким образом, страшное имя Божие есть непостижимая и всемогущая сила Божия, благословляющая верных и карающая неверных слову клятвы. Так свято клятвенное призывание имени Божия. Но что свято было в Ветхом Завете, то может ли быть грешным делом в Новом Завете? Христос Спаситель Сам говорит о Себе, что Он пришел не нарушить, не отменить святые заповеди Ветхого Завета, а яснее раскрыть их духовный смысл, который был затемнен иудейскими толкованиями. Ветхозаветная заповедь гласила: Господа, Бога твоего, бойся, и Ему [одному] служи, [и к Нему прилепись], и Его именем клянись. Не клянитесь именем Моим во лжи, и не безчести имени Бога твоего (Втор. 6:13; Лев. 19:12). Кто клянется легкомысленно, или же нарушает законно данную клятву, тот показывает, что он не верует в Бога; он кощунствует и тем страшно безчестит имя Божие. А кто клянется именем Божиим с благоговением, и свято хранит данную клятву, тот прославляет имя Божие, исповедует Божие всеведение, всемогущество и правосудие. За это и сам он достоин похвалы, ибо он заграждает уста говорящих неправду (Пс. 62:12). Клятва учит человека смирению перед Богом и страху Божию. Многие, немощные совестью, только ей и удерживаются от греха, и если бы Спаситель совершенно отменил клятву, то это повело бы только к разнузданности нравов людских, а Христос в Своем новозаветном Божественном законодательстве ведет людей к совершенству. Вот почему еще пророк Исайя торжественно предвозвестил, что в Царстве Христовом нареченные новым именем (христиане) будут клясться Господом Саваофом… Богом истины (Ис. 19:18). И действительно, апостол Павел свидетельствует, что первые христиане клялись именем Божиим, и сам он нередко призывает Бога в свидетельство своих слов. А евангелист Иоанн Богослов видел в Откровении Ангела, который поднял руку свою к небу и клялся Живущим во веки веков (Откр. 10:5). Наконец, и Сам Христос Спаситель не отказался, говоря по-нашему, принять присягу, когда первосвященник Каиафа на суде сказал Ему: «Заклинаю Тебя Богом Живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий?» и Он немедленно отвечал именно так, как требовал тогдашний еврейский закон: ты сказал, т.е. да, верно, истинно так. Евреи понимали заповедь Божию, воспрещавшую ложную клятву, слишком буквально: самое имя Божие (Иегова) они чтили так свято, что в житейских разговорах боялись произносить его; но все же ложь и обман заставляли их прибегать к клятвам, и вот их книжники придумали множество самочинных клятв, в которых имя Божие совсем не упоминалось; употребляя их, думали, что они не нарушают заповеди Божией о клятве. До чего доходила привычка к такой неразумной клятве, показывает пример Ирода, который поклялся плясунье отдать полцарства за ее искусство. Но все сотворено Богом, следовательно, кто клянется творением, тот клянется Самим Сотворившим. Вот почему Христос Спаситель не приводит прямой заповеди: Именем Его клянись, а указывает на другую заповедь — собственно о ложной клятве. Еще слышали вы, — говорит Он, - что сказано древним: не преступай клятвы, клянись только во удостоверение истины, но, если поклялся, - исполняй пред Господом клятвы твои. Зная фарисейские лжетолкования этой заповеди, Он решительно запрещает все выдуманные ими клятвы: А Я говорю вам: не клянись вовсе, не клянитесь против совести не только именем Божиим, но и никоим образом: ни небом, потому что оно престол Божий, и потому клясться небом значит клясться Самим Богом, сидящим на небесном престоле.

Троицкие листки. №801-1050

Иларион (Алфеев), митр.

Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои

Четвертая антитеза посвящена теме, которая современному читателю может показаться достаточно второстепенной: клятве и клятвопреступлению. Обычай давать клятвы и обещания сохраняется и в наше время, однако отношение к нарушению обещания в современном обществе обычно бывает вполне толерантным, если только обещание не имеет форму письменного обязательства, нарушение которого одной из сторон влечет за собой правовые или финансовые последствия. Клятва именем Бога вышла из употребления в современном секулярном обществе, поскольку само упоминание имени Божия практически исчезло из публичной сферы. Лишь в некоторых странах, имеющих христианские корни, сохраняются такие формы клятвы, как присяга на Библии при вступлении в должность главы государства.

В древности обычай давать клятву применялся значительно шире, чем в наше время. Ветхозаветные праведники во многих случаях употребляли клятвы (Быт. 14:22; 21:24; 47:31) или требовали клятвы от других (Нав. 2:12). Клятва произносилась в торжественной обстановке, в храме перед жертвенником (3Цар. 8:31). Клятвопреступление рассматривалось как тяжкий грех, за который Бог сурово наказывает (Прем. 14:25, 30-31). Клялись Господом (1Цар. 28:10; 2Цар. 19:7; 3Цар. 2:8, 23), чьей-либо жизнью (Быт. 42:15; 2Цар. 11:11). Закон Моисеев содержит следующие установления, касающиеся клятвы и необходимости ее исполнения: если кто даст обет Господу, или поклянется клятвою, положив зарок на душу свою, то он не должен нарушать слова своего, но должен исполнить все, что вышло из уст его (Чис. 30:3). Если дашь обет Господу Богу твоему, немедленно исполни его, ибо Господь Бог твой взыщет его с тебя, и на тебе будет грех; если же ты не дал обета, то не будет на тебе греха. Что вышло из уст твоих, соблюдай и исполняй так, как обещал ты Господу Богу твоему (Втор. 23:21-23).

Иисус в Нагорной проповеди не цитирует ни один из ветхозаветных текстом дословно, но суммирует их содержание. Прямых параллелей к этому тексту мы не находим ни в одном из Евангелий. Однако он почти дословно повторяется в Послании Иакова: Прежде же всего, братия мои, не клянитесь ни небом, ни землею, и никакою другою клятвою, но да будет у вас: «да, да » и «нет, нет », дабы вам не подпасть осуждению (Иак. 5:12).

Иисус Христос. Жизнь и учение. Книга 2

Иоанн Бухарев, прот. (†1912)

Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои

Не во лжу кленешися (не преступай клятвы) и проч. Это – не буквальное повторение заповедей закона Моисеева в кн. Лев. 19, 12 и Втор. 23, 21-23. Там сказано так: не клянитесь именем Божиим во лжи, если дашь обет Богу твоему, немедленно исполняй его… Не преступай клятвы и проч., т. е. не клянись для подтверждения лжи, а клянись в удостоверение истины, и если поклялся в чем, то исполни это, неисполнением не преступай клятвы. Клятва есть удостоверение именем Божиим в истинности сказанного, – употребляя клятву, как бы так говорит один другому: «Ты мне не веришь, так поверь Богу, Которого я призываю в свидетели моего обещания». И Бог строго взыщет с того, кто клянется во лжи: так как такою клятвою не только уничижается, но и хулится святое и высокое имя Божие. Клясться во лжи значит призывать имя Бога в свидетели своей лжи. Но Иудеи, чтобы избежать клятвы именем Божиим, которое они свято чтили, так что боялись произносить его в житейских разговорах, клялись разными предметами, например, небом, землею, Иерусалимом, храмом, и этими клятвами позволяли себе иногда клясться во лжи или не исполнить подобных клятв, думая, что они этим не нарушают буквы закона. Господь, как читается далее, запрещает и такие клятвы, потому что и они греховны.

Толкование на Евангелие от Матфея

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

О клятве.

Мф.5:33-34,37. Иудеям предложено было не клясться именем Божиим во лжи: Мф.23:16-22; Лев.19:12; запрещение совсем не клясться относится к тем предметам, которые здесь перечислены, но именем Божиим клялся Сам Христос на суде: Мф.26:63-64; клялся Собою Бог Аврааму: Евр.6:13-17; клялись и св. Апостолы: 2Кор.1:23; Еф.4:17; 2Тим.4:1.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible