Скрыть
Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй.

Святые отцы

Прочие

Хроматий Аквилейский, свт. (†406)

Ст. 27-28 Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем

Поскольку прелюбодеяние - тяжкий грех, и чтобы вырвать корень самого греха, чтобы не запятнать нашу совесть, Он запретил даже вожделение, которое есть начало прелюбодеяния, как говорит блаженный Иаков в своем письме: Похоть же, зачавши, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть (Иак. 1:15). Поэтому и через Давида Святой Дух говорит об этом так: Блажен, кто возьмет и разобьет младенцев твоих о камень (Пс. 136:9). Он называет блаженным и поистине евангельским мужем того, кто сразу же прежде произрастания, при самом рождении убивает стремления и плотские желания, рождающиеся от человеческой слабости, верой в Христа, названного камнем.

Трактат на Евангелие от Матфея

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Слышасте, яко речено бысть древним: не прелюбы сотвориши.

Итак, для чего (Христос) напоминает нам о древнем законе, намереваясь ввести другой? Дабы ты из сравнения (обоих законов) познал, что нет противоречия между тем и другим, потому что когда бывает сравнение (двух предметов), то суждение (о них) становится очевиднее. Так как некоторые готовы были возразить, что (Христос), говоря это, вводит противный прежнему закон, то вот, говорит Он, Я полагаю оба закона рядом: испытай и познай их согласие. Впрочем, делает Он так, не для этого только, но и для того, чтобы показать, что (новый закон) и легок, и благовременно вводится. С этою целью говорит: слышасте, яко речено бысть древним: не прелюбы сотвориши: столько-то времени вы упражнялись в древнем законе! Как учитель, обращаясь к ленивому отроку, который хочет еще заниматься старыми уроками, и намереваясь повести его к высшим (познаниям), говорит: подумай, сколько времени употребил ты на это ученье, - так и Христос: чтобы напомнить, что (слушатели) много времени упражнялись в древнем законе и (много) посвятили ему, и что пора уже перейти к высшему закону, указал им на бывшее некогда у отцов их законодательство, говоря: слышасте, яко речено бысть древним: не прелюбы сотвориши. То сказано было древним, - Аз же глаголю вам. Если бы Он говорил древним, ты имел бы причину жаловаться, потому что тогда природа наша была менее совершенна; а когда природа (наша) пришла в большую силу и сделалась более совершенною, тогда уже настало время и для учения более совершенного.

Беседы о покаянии

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 25-28 Скоро приходи к соглашению с противником своим, пока еще находишься на пути с ним, чтобы противник твой не предал тебя как-нибудь судье, а судья не предал тебя служителю, и чтобы ты не был брошен в темницу. Истинно говорю тебе: не выйдешь оттуда, пока не заплатишь последний квадрант [т. е. мелкую монету]. Вы слышали, что сказано древним: Не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий

Вместо того, что мы находим в латинских кодексах, consentiens, соглашающийся, в греческих написано εύνοών, т. е. имеющий благоволение или: благосклонный. А из предыдущего и последующего смысл становится ясным, именно: Господь и Спаситель наш, пока мы живем в этой жизни, увещевает нас к миру и согласию, соответственно чему и апостол говорит: Если возможно, - насколько это зависит от вас - имейте мир со всеми людьми (Рим. 12:18). Ибо и в предыдущем отрывке Он сказал: Если приносишь дар свой к жертвеннику и там вспомянешь, что брат твой имеет нечто против тебя.. и по окончании этого непосредственно прибавляет: Будь в согласии (приходи к соглашению) или: будь благосклонен к врагу твоему и прочее; и в следующих словах приказывает: Любите врагов ваших, благословляйте ненавидящих вас и молитесь за преследующих вас и злословящих вас (Мф. 5:44). Хотя это и понятно, и мысль последовательна, однако многие думают, что это сказано о теле и душе или о душе и духе; но такое толкование совершенно не подходит к делу. В самом деле, каким образом тело может быть послано в темницу, если душа не будет в согласии [с ним], так как душа и тело одинаково должны быть заключены, и притом тело может совершать только то, что повелит душа; или: каким образом Дух Святый, обитающий в нас, может предать судье противоборствующую душу или тело, когда Он Сам есть Судия. Другие же, - соответственно словам послания Апостола Петра: Противник ваш диявол ходит как рыкающий лев (1Пет. 5:8) и прочее, - под врагом разумеют дьявола; в заповеди Спасителя они думают видеть повеление о том, чтобы мы, пока это возможно для нас, были благоволительны к дьяволу, который есть и враг, и мститель, и не заставляли его нести наказание за нас. Действительно, так как он предлагает нам то, что подстрекает нас к порокам, то, когда мы грешим добровольно, хотя бы и соглашаясь с его внушениями, он также должен страдать из-за нас. Такие толкователи говорят, что каждый из святых бывает благожелателен к дьяволу, если не заставляет его переносить за себя мучения. Некоторые же рассуждают, еще более насильственно изменяя смысл: в крещении каждый отдельно вступает в договор с дьяволом, и говорит: «Отказываюсь я от тебя, дьявол, и от великолепия твоего, и от пороков твоих, и от мира твоего, который во зле лежит» (1Ин 5:19). Итак, если мы сохраняем этот договор, то будем благожелательны и в согласии с дьяволом, противником своим, и никоим образом не будем заключены в темницу; а если в чем-нибудь преступим то, о чем договаривались с дьяволом, то будем преданы судье и служителю и будем брошены в темницу, и не выйдем оттуда, пока не заплатим последнего квадранта. Квадрант есть род монеты, которая заключает в себе две минуты [лепты]. Потому и в другом Евангелии говорится, что известная бедная вдовица положила квадрант в ящик храма (Мк. 12:42), а еще в другом две минуты [лепты] (Лк. 21:2). Это не значит то, что Евангелия не согласны между собой, а то, что один квадрант заключает в себе две меньшие монеты. Итак, он говорит то, что не выйдешь из темницы, пока не разрешишься даже от самых малейших грехов.

кто будет взирать на женщину с похотливостью, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем

Между словами πάθος и προπάθεια, т. е. между страстью и мысленным пожеланием различие состоит в том, что страсть рассматривается как порок, а мысленное пожелание, хотя заключает в себе вину начала [порока], но не ставится на одну ступень с преступлением. Итак, кто увидит женщину, и душа его будет затронута, тот поражен мысленным пожеланием. Если же он согласится и от помысла перейдет к страстному движению, как написано у Давида: Перешли к помыслу сердца (Пс. 72:7), то он перешел от мысленного пожелания к страсти, и для того, чтобы согрешить, ему недостает только удобного случая, а не своего желания. Итак, тот, кто будет смотреть на женщину с чувственным пожеланием, т. е. если будет смотреть с тем, чтобы удовлетворить похоти и расположить ее к совершению греха, тот по справедливости называется совершившим прелюбодеяние с ней в сердце своем.

Толкование на Евангелие от Матфея

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Вы слышали, что сказано: не прелюбодействуй

Одно дело - прелюбодеяние, другое - блуд. Прелюбодеяние - это грех с замужнею, а блуд - со свободною.

Толкование на Евангелие от Матфея

Евфимий Зигабен (†1118)

Ст. 27-28 Слышасте, яко речено бысть древним: не прелюбы сотвориши. Аз же глаголю вам, яко всяк, иже воззрит на жену ко еже вожделети ея, уже любодействова с нею в сердцы своем

И в Законе после того как сказано: не убий, поставлено: не прелюбы сотвори. Посему, восполнив предыдущую заповедь, переходит и к последующей, и дав надлежащее направление гневу, ставит пределы и для вожделения. Как в предыдущей заповеди, прибавив: всуе положил различие между благовременным гневом и безвременным, так и в этой, прибавив ко еже вожделети, разграничил воззрение нестрастное от страстного. И не сказал просто: иже воззрит, но: иже воззрит с вожделением, то есть кто смотрит усердно, кто смотрит страстно, так что возбуждает желание к совокуплению. Такой наполнил уже свое сердце страстью и в душе уже совершил прелюбодеяние. Или: кто смотрит для того, чтобы возбудить пожелание. Такой сам искал страсти, сам спешил к вожделению и предался ему и, если не коснулся жены телом, то по крайней мере мыслью. А кто смотрит на нее мимоходом, или по какой-либо другой необходимости, тот свободен от вины. Женою здесь называет и замужнюю женщину, и отпущенную мужем, и девицу. Нужно знать, что наставление эти, хотя по-видимому направлены к мужьям, относятся и к женам. Муж есть глава жены (Еф. 5, 23), а с головою соединены и члены. Запретил внимательный взор, потому что из него проистекает страсть в сердце; страстное же сердце побуждает и тело к совокуплению. Посему Он уничтожил корень, чтобы, произрастив ветвь, он не принес плода.

Толкование на Евангелие от Матфея

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй

Не прелюбодействуй. Это 7-я заповедь Закона Моисеева (Исх. 20:14), направленная лишь против самого внешнего действия преступления, как и выше изъясненная 6-я заповедь. Возвышая эту заповедь, Спаситель учит, что не только внешнее действие прелюбодеяния есть преступление, но и внутреннее вожделение, взгляд на женщину с вожделением. «Любодействует с женою в сердце, кто согласен на дело, но препятствуют ему в том или место, или время, или страх гражданских законов» (Афанасий Великий). И это, очевидно, не разорение Закона, но исполнение его, ибо не взирающий на жену с вожделением в высшем смысле исполняет заповедь не прелюбодействуй.

Толкование на Евангелие от Матфея

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй

Та же речь, как и в начале 21 ст., но (по лучшим чтениям) без прибавления “древним”. В recepta, многие курсивные, Вульгата и другие слово “древним” и проникло из ст. 21. В Ветхом Завете заповедь, в тех же словах, как у Мф., изложена в еврейском и LXX, Исх. 20:14. Во Втор. 5:17 она повторяется с добавлением в евр. союза “и”, который у LXΧ и Матфея пропущен. Евр. наах означает все виды и роды любодеяния.

Троицкие листки (XIX в.)

Ст. 27-28 Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем

Вы слышали, — говорит Господь, - что сказано древним: не прелюбодействуй. Это седьмая заповедь Закона Божия, данного на Синае, известная и раньше, от первых времен человечества. Этого запрещения Божия довольно было для древних, чтобы они сохранили и душу в чистоте. Так, целомудренный Иосиф бежал от безстыдной жены Пентефрия и сохранил чистоту не только тела, но и души. А теперь фарисей мог грешить не самым делом, но в душе, в сердце, носить гибельный разврат, и в то же время считать себя праведным перед Богом. Вот почему Христос Спаситель, как верховный Законодатель, разъясняет и дополняет и эту заповедь: А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину, — смотрит ли телесными очами, или же только в уме представляет себе женщину или девицу, - с вожделением, кто засматривается на красоту ее и этим воспламеняет в себе греховное пожелание и добровольно влечет этого зверя в спокойное свое сердце, тот уже коснулся женщины, если не рукой, то греховным взором и пожеланием, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем. Правда, он не исполнил греха делом, но что до того? Он не мог, а если бы мог, то тотчас сделал бы грех самым делом. «Так и женщины, украшающиеся для того, чтобы понравиться, — говорит блаженный Феофилакт, — грешат, хотя бы и никому не понравились; они уже приготовили отраву, которая осталась без действия потому, что ее никто не выпил». «Когда мы видим, — говорит святитель Иоанн Златоуст, — что дитя играет мечом, мы наказываем его и запрещаем впредь прикасаться к мечу; вот так же и Бог запрещает греховное воззрение, дабы нам когда-нибудь не впасть в самое преступление. Потому-то праведный Иов положил для себя главным законом — никогда не позволять себе такого воззрения. Спаситель говорит: не прелюбодействуй глазами, тогда не будешь прелюбодействовать и сердцем. А для чего же, спросишь ты, Иисус Христос в словах Своих не касается и женщин? Потому, — отвечает Златоуст, — что везде Он полагает общие законы и, говоря в назидание главе, т.е. мужу, вместе с тем дает наставление и всему телу, т.е. и жене. Ибо Он знает, что муж и жена суть единое существо, посему нигде и не различает пола».

Троицкие листки. №801-1050

Иларион (Алфеев), митр.

Ст. 27-28 Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем

Термин «прелюбодеяние» в библейском контексте указывает прежде всего на супружескую измену.

В греческом языке для обозначения прелюбодеяния употребляются два термина, имеющие разные смысловые оттенки: μοιχεια и πορνεια. Первый в греческом языке чаще всего применяется к мужчине, второй — к женщине. Кроме того, первый указывает главным образом на нарушение супружеской верности, совращение чужой жены, то есть на прелюбодеяние в прямом смысле этого слова. Второй термин обладает более широким семантическим спектром: он может указывать на блуд, проституцию, распутное поведение, может использоваться также для обозначения добрачных половых связей, инцеста и других форм сексуальной безнравственности. Говоря о причине, по которой мужчине позволительно разводиться с женой, Иисус употребляет второй термин (πορνεια), обозначающий блудное деяние, совершенное женщиной.

Наставление о целомудрии, которое дает Иисус, процитировав седьмую заповедь Моисееву, на первый взгляд кажется достаточно близким к словам десятой заповеди: Не желай жены ближнего своего (Втор. 5:21; ср. Исх. 20:17).

Запрещая не только прелюбодействовать с женщиной, но и смотреть на нее с вожделением, Иисус, как может показаться, не говорит ничего принципиально нового по сравнению с тем, что на эту тему было сказано в Ветхом Завете. Более того, Он использует ту же внешнюю форму заповеди, что использовалась в законе Моисеевом, где все заповеди были обращены к мужчинам.

И тем не менее сама тональность, в которой Иисус дает Свою заповедь о недопустимости прелюбодеяния даже в мыслях, достаточно резко контрастирует с общим тоном наставлений о супружеской верности в Ветхом Завете. Используя гиперболические образы глаза, который надлежит вырвать, и руки, которую надо отсечь, Иисус подчеркивает святость брака, и именно в этом заключается сердцевинный пункт Его наставления. Эта исходная позиция предопределяет и отношение Иисуса к разводу.

Иисус Христос. Жизнь и учение. Книга 2

Иоанн Бухарев, прот. (†1912)

Ст. 27-28 Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем

Не прелюбы сотвориши (не прелюбодействуй). Это – 7-я заповедь закона Божия, (Исх. 20, 14). Она направлена лишь против самого действия греха, подобно как и шестая, которая объяснена Иисусом Христом выше. Как при объяснении 6-й заповеди Господь учит, что не только убийство, но и гнев, брань составляют грех против этой заповеди; так и в объяснении 7-ой заповеди Он учит, что не только самое дело прелюбодейства есть преступление, но и один взгляд на женщину с худым пожеланием. Это называется внутренним прелюбодеянием. Фарисеи, не греша самым делом, но нося в душе любострастные мысли и чувства, считали себя праведными. Господь говорит: Иже воззрит на жену, ко еже вожделети (кто смотрит на женщину с вожделением), т.е. смотрит на нее телесными глазами или только в уме представляет ее со сладострастием, засматривается на красоту ее и этим возбуждает в себе греховное пожелание. «Любодействует в сердце тот, кто согласен на дело, но препятствует ему в том или место, или время, или страх гражданских законов» (Афанасий В.). Спаситель говорит: смотрит с худым пожеланием, следовательно, если смотрит без сего пожелания, или если пожелание рождается в человеке против его воли, и он не только не поддерживает, но старается подавить это пожелание; то не подлежит осуждению Спасителя.

Спросит ли кто: почему же Господь говорит здесь только о мужах, а не касается женщин? Св. Златоуст так отвечает на это: «Господь полагает общие законы для тех и других. Он знает, что муж и жена единое существо, посему и не различает пола».

Толкование на Евангелие от Матфея

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible