Скрыть
то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает,

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 48-51 Если же раб тот, будучи зол, скажет в сердце своем: не скоро придет господин мой, и начнет бить товарищей своих и есть и пить с пьяницами, - то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечет его, и подвергнет его одной участи с лицемерами; там будет плач и скрежет зубов

Далее Христос, как Он всегда поступает, исправляет слушателя не только представлением награды, предназначенной добрым, но и наказания, угрожающего злым. Поэтому и присовокупил: аще ли же речет злый раб в сердцы своем: коснит господин мой приити, и начнет бити клевреты своя, ясти же и пити с пияницами: приидет господин раба того в день, в оньже не чает, и в час в оньже не весть: и растешет его полма, и часть его с неверными положит. Ту будет плачь и скрежет зубом (Мф. XXIV, 48-51). Если кто-нибудь скажет: видишь ли, какая мысль пришла рабу по причине неизвестности дня, - он именно сказал: коснит господин мой, - то в ответ на это мы скажем, что мысль эта пришла ему не потому, что день не был известен, но потому, что он был худой раб. Почему в самом деле такая же мысль не пришла на ум рабу мудрому и верному? Несчастный! Хотя и медлит господин, но почему ты все же ожидаешь Его пришествия? Зачем же, поэтому, не заботишься? Итак, отсюда мы узнаем, что Господь и не медлит. Такая мысль принадлежит не Господу, но рабу лукавому, а потому он и осуждается. Что Господь не медлит, послушай Павла, который говорит: Господь близ. Ни о чем же пецытеся (Фил. IV, 5-6); и; грядый приидет и не укоснит (Евр. X, 37). Но внимай дальнейшим словам и примечай, как часто Христос напоминает о неизвестности дня, показывая тем, насколько эта неизвестность полезна для рабов, и способствует их пробуждению от сна. Что ж, если некоторые не извлекли из этого никакой пользы для себя? И другие спасительнейшие средства иным не принесли пользы. Господь не оставляет однако Своего дела. Что же далее говорит Он? Приидет в день, в оньже не чает, и в час, в оньже не весть, - и постигнет его участь самая жалкая. Видишь, как часто Он повторяет это, показывая, как спасительна неизвестность дня, - и заставляя тем нас быть в непрестанной заботливости? Предмет Его попечения составляет то, чтобы мы непрестанно бодрствовали; и так как мы ослабеваем всегда во время счастливой и покойной жизни, а от несчастий наиболее укрепляемся, то Он непрестанно и внушает нам, что когда мы бываем покойны и беззаботны, тогда и являются бедствия. И как выше показал это чрез Ноя, так и здесь говорит: когда раб тот упивается, когда буйствует, тогда и наказание ему готовится ужасное. Но будем внимательны не только к наказанию, ему определенному, но рассмотрим еще и то, не так же ли и мы поступаем, хотя и не замечаем того?

Мне кажется, Христос говорит это на счет обидчиков и лихоимцев, объявляя им жестокое осуждение за то, что они бьют тех, которых должны питать. Думаю также, что Он здесь намекает и на сластолюбцев: и сластолюбию также предстоит тяжкое наказание. Яст и пиет, говорит, с пияницами, - выражая тем пресыщение чрева.

Беседы на Евангелие от Матфея

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 50-51 то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечет его, и подвергнет его одной участи с лицемерами; там будет плач и скрежет зубов

Он учит тому же самому, чтобы они знали, что Господь придет, когда они не думают о Нем, и увещевает к бодрствованию и заботливости. Далее слова: отделит его (или: разделит его - dividet eum) [имеют не то значение], что Он разсечет его мечом, но то значение, что он будет устранен от жребия святых, и что удел его положится вместе с лицемерами, - именно с теми, которые были на поле и которые работали жерновами, и однако не были оставлены. Мы много раз говорили, что лицемер одно показывает, а другим является в действительности; подобно этому и на поле, и у жерновов он показывается делающим то же, что и человек, принадлежащий Церкви, а конец [его дела] говорит о противоположном направлении воли (diversae voluntatis).

Толкование на Евангелие от Матфея

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 50-51 то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечет его, и подвергнет его одной участи с лицемерами; там будет плач и скрежет зубов

Давайте исследуем, что означает быть рассеченным (Мф. 24:51). Когда в начале появился Адам, Бог, наделив его природу совершеннейшей красотой, делает Его причастником собственного Духа, ибо вдунул в лицо его дыхание жизни (Быт. 2:7). Ведь поистине животворит Дух жизни, то есть Христа . После же того, как он по обольщению поскользнулся ко греху, Дух был отнят у него. А когда Бог Отец благоволил соединить все под главою Христом (Еф. 1:10) и возвратить природу человека к первоначальной красоте, мы по благодати обрели то, чего лишило нас вторжение греха, ибо Христос дунул на нас после Воскресения, обновляя нас в первоначальную красоту. Примите, - говорит, - Духа Святого (Ин. 20:22). Потому Дух объединяется с нами, ибо соединяющийся с Господом есть один дух с Господом (1Кор. 6:17). Итак, если мы будем застигнуты за благочестивыми трудами, мы обретем в конце полноту, ныне обладая Духом словно бы в чине задатка, а если будем обличены в грехах, то лишимся и задатка Духа. Ибо Он отсекается и отнимается во время суда. Вот таково рассечение, скажем мы, о котором говорит здесь Господь, ибо невозможно кому-то быть преданным наказанию вместе с Духом.

Комментарии на Евангелие от Матфея

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 48-51 Если же раб тот, будучи зол, скажет в сердце своем: не скоро придет господин мой, и начнет бить товарищей своих и есть и пить с пьяницами,- то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечет его, и подвергнет его одной участи с мытарями; там будет плач и скрежет зубов

Сказав, какой почести удостоится верный раб, Господь говорит потом, какое наказание понесет злой. Если человек, которому вверено распоряжение каким-либо даром, станет пренебрегать своим служением и скажет: медлит господин мой, то есть не тотчас наказывает; если он таким образом «долготерпение Божие делает поводом к распутству», станет бить своих товарищей рабов, то есть, истолкую я, станет их соблазнять, поражать их совесть (потому что подначальные, при виде злоупотребления со стороны начальников, данных им, впадают в соблазн, несут вред), - то раб таковой будет рассечен, то есть лишен дарования; тогда и обнаружится, каков он. Он будет брошен во тьму. Прежде он своим саном обманывал других. Так, многие архиереи кажутся святыми только благодаря своему сану. Тогда же благодать у них отнимается, и они будут наказаны, как лицемеры, потому что казались не такими, какими действительно были.

Толкование на Евангелие от Матфея

Иустин (Попович), прп. (†1979)

Ст. 43-51 Но это вы знаете, что, если бы ведал хозяин дома, в какую стражу придет вор, то бодрствовал бы и не дал бы подкопать дома своего. Потому и вы будьте готовы, ибо в который час не думаете, приидет Сын Человеческий. Кто же верный и благоразумный раб, которого господин его поставил над слугами своими, чтобы давать им пищу во время? Блажен тот раб, которого господин его, придя, найдет поступающим так; истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его. Если же раб тот, будучи зол, скажет в сердце своем: не скоро придет господин мой, и начнет бить товарищей своих и есть и пить с пьяницами, – то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечет его, и подвергнет его одной участи с лицемерами; там будет плач и скрежет зубов

Все зло антихристова времени, и весь отпор добра Христова должны для христиан быть постоянным напоминанием и поводом, чтобы они в любой момент были готовы к пришествию Господа и для встречи с Ним, готовы для Страшного суда. Потому и вы будьте готовы; ибо в который час не думаете, приидет Сын Человеческий. Каждое зло, которое ты видишь содеянным, как бы говорит тебе: будь готов! Так же и каждое добро. Христианское сознание и евангельская совесть приказывают: в любой момент надо быть готовым ко встрече с Господом Христом. Как же можно всегда быть готовым? При помощи евангельских подвигов, при помощи святых добродетелей евангельских: молитвы, поста, милосердия, любви, смирения, кротости, терпения и остальных. Каждая из них держит душу бдительной по отношению к Богу, и готовит ее к достойной встрече с Ним. Будьте готовы = подвизайтесь во святых добродетелях евангельских. Верный и мудрый слуга Христов тот христианин, который знает, что он в этом мире для того, чтобы питать своих ближних евангельской пищей, т. е. евангельскими добродетелями. В переносном, духовном, смысле: тот, который и душу и тело, все существо свое питает богочеловеческой пищей: святыми евангельскими добродетелями и святыми таинствами. Тот раб блажен, который поступает такъ (стих 46), блажен в своем деле, и так предучаствует в вечном блаженстве Божием.

Злой раб есть каждый, кто говорит в сердце своем: не скоро прийдет господин мой, и начнет бить товарищей своих и есть и пить с пияницами, т. е. начнет бить все божественное, святое, бессмертное в нем и в мире вокруг него, и предаваться страстям, которые всегда неотрезвимые пьяницы, ибо всегда буянят, и никогда не насыщаются и не напиваются досыта. А конец, каков конец злого раба? Придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает; и разсечет его, и подвергнет его одной участи с лицемерами; там будет плачь и скрежет зубов. Почему с лицемерами? Потому что разыгрывал раба Господина, раба, который как будто хорошо управляет имением Божиим, на деле же все делает против воли Господина. Поставленный Богом, чтобы по Божиим заповедям прожить свою земную жизнь, злой раб проживает ее себялюбиво и самолюбиво, грешно и грехолюбиво, почему Господин и посылает его в царство вечного эгоизма и самолюбия, греха и грехолюбия, там будет плачь и скрежет зубов.

Толкование на Евангелие от Матфея

Евфимий Зигабен (†1118)

Аще ли же речет злый раб той в сердцы своем: коснит господин мой приити, и начнет бити клевреты своя, ясти же и пити с пияницами: приидет господин раба того в день, в оньже не чает, и в час, в оньже не весть

А если злой раб, т.е. оказавшийся неверным и неблагоразумным, думая, что господин его нескоро придет, потому что он не знал ни дня, ни часа, начнет бить своих сослуживцев, т.е. всячески вредить им телесно или духовно, и будет есть и пить с пьяницами, т.е. будет обращаться с людьми дурными и развращенными, то такого раба застанет господин его совершенно неожиданно.

Толкование на Евангелие от Матфея

Троицкие листки (XIX в.)

Ст. 42-51 Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет. Но это вы знаете, что, если бы ведал хозяин дома, в какую стражу придет вор, то бодрствовал бы и не дал бы подкопать дома своего. Потому и вы будьте готовы, ибо в который час не думаете, приидет Сын Человеческий. Кто же верный и благоразумный раб, которого господин его поставил над слугами своими, чтобы давать им пищу во время? Блажен тот раб, которого господин его, придя, найдет поступающим так; истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его. Если же раб тот, будучи зол, скажет в сердце своем: не скоро придет господин мой, и начнет бить товарищей своих и есть и пить с пьяницами, - то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечет его, и подвергнет его одной участи с лицемерами; там будет плач и скрежет зубов

В Евангелии от Луки приводятся слова Господа: «в ту ночь будут двое на одной постели: один возьмется, а другой оставится» (Лк. 17:34). Святитель Златоуст говорит, что Господь этими словами указывает на то, что Его пришествие будет в ночи: «вот видишь, – говорит святитель, – как верно Иисус Христос знает все обстоятельства последней кончины». Но чтобы не спросили об этом Его ученики, опять добавляет: итак бодрствуйте, не спите духовно, не будьте безпечны, – будьте внимательны к признакам времен и всегда готовы к встрече Господа, всякий час, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет. «Не сказал: «не знаю», – замечает святитель Златоуст, но – «не знаете». Объявив им почти самый час, опять предупреждает их вопросы об этом, желая, чтобы они были постоянно бдительны». Но это вы знаете, что, если бы ведал хозяин дома, в какую стражу (в какую часть ночи) придет вор, то бодрствовал бы, не стал бы вовсе спать, и не дал бы подкопать дома своего. Потому и вы будьте готовы к встрече своего Господа во всякое время, хотя и не знаете, или именно потому, что не знаете точно, когда, в какой день и час Он придет; Он может прийти в такое время, когда вы и не думаете: ибо в который час не думаете, приидет Сын Человеческий. «Если бы люди знали, когда умрут, – говорит святитель Златоуст, – то, без сомнения, позаботились бы об этом дне. Итак, для того, чтобы не заботились об одном только дне смерти, Иисус Христос не открывает ни дня общей кончины, ни дня смерти каждого; Он желает, чтобы всегда ожидали Его, чтобы этот день был предметом непрестанной заботы. Для того конец жизни каждого оставил в неизвестности. Потом открыто называет Себя Господом, между тем как до сих пор никогда еще так ясно не говорил этого. Здесь содержится еще одна укоризна и против ленивых, именно та, что они о душе своей заботятся меньше, чем пекутся о своих деньгах те, которые ожидают вора. Эти последние не спят и ничего не позволяют унести из своих кладовых, а вы, говорит Он, хотя и знаете, что Господь придет, и придет непременно, однако же нисколько не бодрствуете, не готовитесь, и смерть постигнет вас неожиданно; оттого-то день этот и приходит на погибель безпечных: ибо как богатый, если бы знал время, в которое обкраден будет, избежал бы этого, так и вы предохранили бы себя, если бы были готовы».

Ожидание пришествия Христова можно еще сравнить с ожиданием слугами их домовладыки. Представьте, что кто-либо, отправляясь в путь, оставил дом свой в управление слугам своим, назначив каждому свое дело. Кто же верный и благоразумный раб, которого господин его поставил над слугами своими, над своими домашними, чтобы давать им пищу во время? Блажен тот раб, которого господин его, придя, найдет поступающим так, и ни от кого не услышит жалобы на него. Истинно говорю вам, что (уже не только над слугами, но) над всем имением своим поставит его. В этой притче Господь дает предостережения и наставления, главным образом, Своим апостолам и их преемникам – пастырям Церкви Своей; они, по преимуществу, Его слуги, которым Он поручил раздаяние даров благодати Своей всем верующим. «Верный и благоразумный раб, – толкует блаженный Феофилакт, – есть и всякий учитель, во время дающий каждому пищу учения, каков, например, Павел, иного поящий молоком, а иного питающий хлебом, когда изрекает высокую мудрость. Он – верный раб, хотя прежде был хульник по ревности к Закону. Он раб благоразумный, ибо распознавал козни врага. И всякий, получивший что-либо от Бога, имущество, или власть, или начальство, должен распоряжаться этим верно и благоразумно, так как должен дать отчет во всем». «Это сказано, – говорит святитель Златоуст, – не об одном имении, но и о слове, и силе, и дарованиях, и о всех обязанностях, на каждого возложенных. Эта притча может относиться и к гражданским начальникам, ибо каждый должен употреблять дары свои на пользу общую. Одарен ли ты премудростью, или вручена тебе власть, богат ли ты, или имеешь что другое, ты не должен употреблять даров своих во вред собратьям своим, или для собственной погибели. От упомянутого в этой притче раба требуются две вещи: благоразумие и верность, ибо грех бывает также и от неразумия; раб называется верным за то, что из достояния господина своего ничего не утаил себе, и ничего не расточил напрасно и без цели; а мудрым, благоразумным, – за то, что умел употребить вверенное ему достояние надлежащим образом. И нам также нужны верность и благоразумие. Если раб и верен, и не крадет, но губит имение, расточая его на предметы безполезные, то и это большая вина. Если же он умеет хорошо распоряжаться имением, но крадет, то и это, конечно, немаловажное преступление. Пусть заметят это те из нас, которые имеют деньги, так как слова Христовы относятся не к одним учителям, но и к богатым. И тем и другим вверено богатство: учащим более необходимое, а вам, богатым, менее необходимое.

Если учителя щедро расточают блага более важные, а вы не хотите оказать щедрости в маловажном, и не только щедрости, но даже и благодарности, ибо дается чужое: то какое будете иметь оправдание? А между тем – какое слово достаточно выражает то достоинство, то блаженство, когда Царь Небесный, Которому принадлежит все, поставит человека над всем Своим имением? Потому и называет его мудрым, что верность в малом ведет к приобретению великого: за благоразумное действие он получает здесь небо. Далее Иисус Христос поучает слушателя не только представлением награды, предлежащей добрым, но и наказания, угрожающего злым»: если же раб тот, которого господин на время отсутствия поставил над слугами своими, если этот негодный раб, будучи зол, скажет в сердце своем: не скоро придет господин мой (может быть, и вовсе не придет), и начнет злоупотреблять властью, ему данной, бить товарищей своих, мучить, соблазнять и развращать их, расточать имущество своего господина, и есть и пить с пьяницами, - то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и лишит его всех даров своих, и подвергнет его великим мукам: рассечет его во гневе своем пополам, и подвергнет его одной участи с лицемерами, и будет он ввержен во тьму кромешную; там будет плач и скрежет зубов, там будут муки нестерпимые и безконечные… «Если, – говорит святитель Иоанн Златоуст, – кто скажет: видишь ли, какая мысль пришла рабу по причине неизвестности дня? Ибо он сказал: «не скоро придет господин мой»… На это скажем то, что мысль эта пришла ему не потому, что день был неизвестен, но потому, что сам он был плохой раб. Ибо почему же такая мысль не пришла на ум рабу верному и мудрому? Несчастный! Хотя и медлит господин, но почему ты вовсе не ожидаешь его пришествия? Почему не заботишься? Но Господь не медлит: послушай апостола Павла, который говорит: «Господь близко» (Фил. 4:5). А ты внимай следующему и примечай, как часто Иисус Христос напоминает о неизвестности дня, показывая тем, как спасительна эта неизвестность, так как она держит нас в непрестанной заботе. И поскольку мы всегда ослабеваем в безпечной и спокойной жизни, а от несчастий наиболее укрепляемся, то потому Он непрестанно внушает нам, что за спокойной и беззаботной жизнью следуют бедствия. Рассмотрим еще и то, не так ли и мы поступаем, хотя и не замечаем этого? И действительно, ему подобны имеющие деньги и не помогающие бедным. Ибо и ты только распорядитель своего имущества, точно так же, как служитель Церкви – распорядитель ее достояния. И ты не можешь расточать своих сокровищ по своей воле.

Хотя и получил ты родительское наследство и, таким образом, все имущество, по-видимому, твоя собственность; но на самом деле все это принадлежит Богу. Он для того тебе и вверил богатство, чтобы ты давал другим пищу в надлежащее время. Что значит давать в надлежащее время! Давать бедным, алчущим. Как ты поручаешь распоряжаться имением подобному себе рабу, так и Богу угодно, чтобы ты Его сокровище употреблял должным образом. Поэтому, хотя Он и может лишить тебя имения, но оставляет для того, чтобы любовь одного раба к другому тем соделать пламеннейшей. Мне кажется, – продолжает святитель Христов, – Иисус Христос говорит это про обидчиков и лихоимцев, объявляя им жестокое осуждение за то, что они бьют тех, которых должны питать. Думаю также, что Он здесь намекает и на сластолюбцев, ибо и сластолюбию также предлежит тяжкое наказание: ест и пьет, – говорит, – с пьяницами»…

Троицкие листки. №801-1050

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает

(Лк. 12:46). Мысль та же, какая развита была в предыдущей речи — о неожиданности второго пришествия Христа, о необходимости постоянного бодрствования и ожидания и соответственного им поведения.

Толковая Библия

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible