Скрыть
и пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 30-31 тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою; и пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их

Тогда явится знамение Сына человеческаго на небеси, - то есть, крест, который светлее солнца, - так как солнце помрачается и скрывается, а крест является; он не явился бы, если бы не был гораздо светлее солнечных лучей. Но для чего является это знамение? Для того, чтобы совершенно посрамить бесстыдство иудеев. Христос придет на этот суд, имея величайшее оправдание - крест, показывая не только раны, но и постыдную смерть. Тогда восплачутся колена: не будет нужды в обличении после того, как они увидят крест; и они восплачут, так как не получили никакой пользы от смерти Его, и распяли Того, Которому должны были покланяться. Видишь ли, сколь страшным представил Христос Свое пришествие? Как ободрил сердца учеников? Для того Он сперва и представляет печальные знамения, а потом радостные, чтобы таким образом утешить и успокоить их. Снова напоминая им о страдании и воскресении, Он представляет крест в блистательнейшем образе, чтобы они не стыдились и не скорбели, так как Он придет полагая его вместо знамения. В другом же месте Писания говорится: воззрят нань, Егоже прободоша (Зах. XII, 10). Поэтому-то восплачутся племена, увидевши Того самого, Которого они пронзили. Напомнив о кресте, Христос присовокупил: узрят Сына человеческаго, грядуща не на кресте, но на облацех небесных, с силою и славою многою (ст. 30). Услышав о кресте, ты опять не представляй чего-либо печального: Христос придет с силою и славою многою. Крест же приносит для того, чтобы грех иудеев сам собою осудился, подобно тому, как если бы кто-нибудь, будучи поражен камнем, стал показывать самый камень, или окровавленные одежды. Придет на облаке, подобно тому, как и вознесся: и видя это, восплачутся племена. Впрочем бедствия их не ограничатся одним плачем, но плач этот будет для того, чтобы они сами над собою произнесли приговор и осудили самих себя. В то же время еще послет ангелы своя с трубным гласом велиим: и соберут избранныя от четырех ветр, от конец небес до конец их (ст. 31). Когда ты услышишь это, представь себе мучение тех, которые останутся. Они понесут не только то наказание, но и это. И, как выше говорил Христос, что воскликнут: благословен грядый во имя Господне (Мф. XXIII, 39), так и здесь говорит, что восплачутся. Раньше Христос сказал Им о жестоких бранях; но чтобы они знали, что за бедствиями настоящей жизни ожидают их мучения и в будущей, то представляет их и плачущими, и отлучаемыми от избранных, и предаваемыми геенне; и этим опять ободряет учеников Своих, и показывает, от каких зол они освободятся, и какими будут наслаждаться благами.

Но для чего Христос чрез ангелов будет призывать избранных, если Он придет так явно? Для того, чтобы и этим почтить их. Павел говорит, что они будут восхищены на облаках. Рассуждая о воскресении, он сказал и это. Сам бо Господь, говорит он, в повелении, во гласе архангелове снидет с небесе (1Сол. IV, 16). Итак, ангелы соберут воскресших, а облака восхитят собранных, и все это произойдет в кратчайшее время, во мгновение. Господь будет призывать их не пребывая на высоте, но сам придет с трубным гласом. Для чего же будут трубы и глас? Для возбуждения, для радости, для представления ужасных событий, для мучения тех, которые оставляются.

Беседы на Евангелие от Матфея

Иероним Стридонский, блж. (†420)

И пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров (ventis - ветров), от края небес до края их

Об этой трубе и апостол говорит (1Кор. 15:52; 1Фес. 4:16), и в Апокалипсисе Иоанна мы читаем (Откр. 8:7-13). И в Ветхом Завете дается повеление приготовить трубы, кованные из золота, серебра и меди, чтобы они возвещали высочайшие тайны учений.

Толкование на Евангелие от Матфея

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

И пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною; и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их

Пошлет ангелов собрать святых, живущих еще и воскресших из мертвых, чтобы они встретили Его на облаках. Созыванием при посредстве ангелов воздает им честь. Нет противоречия этому в словах апостола Павла: «будем восхищены на облаках»: тех, которых сначала соберут ангелы, потом восхитят облака. При сем труба - для большего изумления.

Толкование на Евангелие от Матфея

Иустин (Попович), прп. (†1979)

Ст. 31-36 и пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их. От смоковницы возьмите подобие: когда ветви ее становятся уже мягки и пускают листья, то знаете, что близко лето; так, когда вы увидите все сие, знайте, что близко, при дверях. Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как все сие будет; небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут. О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один

По своему происхождению зло очень просто и несложно: оно от диавола и диавольского самолюбия в человеке. Но в своем развитии и через человеческую историю и материальный мир оно очень комплицируется, осложняется, заплетается, переплетается, сплетается в страшные лабиринты. Поэтому человеческое сознание часто не умеет найти выходы из этих лабиринтов, теряет силы и срывается в скептицизм и отчаяние, в проклятие. Всевидящий Спаситель ясно видит и предвидит все развитие зла в роде человеческом. Кое-что Он и открывает из этого, но не все. Не прейдетъ родъ сей, какъ все сiе будетъ (стих 34): пока не сбудется все, что относится к разорению Иерусалима со стороны римлян. Родъ в узком смысле это современники Спасителя; в широком: апостолы, которые через Церковь пребудут до конца мира, потому что они представляют собой бессмертный христианский род, который не уменьшается, но постоянно увеличивается и бесконечно продолжается. То, что это так, показывают следующие слова Спасителя: Небо и земля прейдут; но слова Мои не прейдутъ (стих 35). Значит: одна и та же Истина и небе, и на земле, и в словах Господа Иисуса. Все ее пути через творение знает только Господь. Также точно только Он знает все пути зла и его развития в нашем земном мире. Его молниеобразное пришествие совершится не прежде, чем в нашем мире созреет и зло, и добро. Чтобы зло не сказало, что над ним совершено насилие Всемогущим Богом, ибо ему не дано было время, чтобы до конца довести свою борьбу с добром. Поэтому и дается время и добру, и злу, чтобы они до конца развили свою мощь и свои силы. А когда созреет земное жито добра и зла, тогда придет Сын Человеческий как молния. О дне же томъ и часе никто не знаетъ, ни Ангелы небесные, а только Отецъ Мой одинъ (стих 36). Значит: это знание превышает и ангельские, и человеческие способности познания. Человеческому естеству как таковому не принадлежит это знание, почему Спаситель и говорит, что даже Сын Человеческий этого не знает, т.е. не знает Его человеческое естество, хотя как Сын Божий и Бог Логос, Господь Христос это знает. Человеческое естество по своей силе не может узнать и знать этого; это познание и знание оно может получить как дар от всеведущего Бога. Логика человеческого естества не может этого ни знать, ни предвидеть, ни контролировать.

Толкование на Евангелие от Матфея

Троицкие листки (XIX в.)

Ст. 27-35 ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого; ибо, где будет труп, там соберутся орлы. И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются; тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою; и пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их. От смоковницы возьмите подобие: когда ветви ее становятся уже мягки и пускают листья, то знаете, что близко лето; так, когда вы увидите все сие, знайте, что близко, при дверях. Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как все сие будет; небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут

Ибо, как молния исходит от востока и видна бывает – и вдруг блистает – даже до запада, так будет в свое время и пришествие Сына Человеческого – неожиданно, мгновенно. «А как блистает молния? Она не требует вестника, не требует проповедника, но в малейшее мгновение является во всей вселенной, – говорит святитель! Златоуст, – и тем, которые сидят в домах, и тем, которые находятся во внутренних отделениях дома. Таково же будет и пришествие Христово, которое вдруг явится везде по причине сияния славы». Ибо, где будет труп (мертвое тело), там соберутся орлы. Как на мертвый труп скоро собираются хищные орлы, так и туда, где явится Христос, за всех умерший, соберутся все святые, царящие на высоте добродетелей, носимые облаками на высоте небесной подобно орлам 7 и «орлы» можно понимать так: как на мертвый труп бросаются хищные орлы, так на умерший духовно Иерусалим устремятся римские войска с изображением орлов на своих знаменах. «Тогда следующее слово – «и вдруг» , – говорит один толкователь (епископ Михаил),– должно понимать не буквально: под этим пророческим «и вдруг» скрываются целые века», – все то великое пространство времени, от разрушения Иерусалима до конца мира, которое у евангелиста Луки названо «временем язычников»….

В глубоком благоговении слушали речи Господа Его ученики; не четыре только, но уже все они собрались и расположились на горе около Него: время от времени, когда Он умолкал, они обращались к Нему с вопросами о великих грядущих событиях, и Он, продолжая речь, отвечал на эти вопросы. Святые евангелисты не записали этих вопросов; остались одни слова Господа, так что этот разговор Господа с учениками записан у них как одна целая речь. Вот почему при чтении этой речи заметна некоторая отрывочность, события отдаленные сближаются, слова, сказанные в ответ на вопрос, кажутся относящимися к предыдущим… Таково, например, следующее выражение: и вдруг. И вдруг, после скорби дней тех… «О какой скорби дней тех говорит Он? – вопрошает святитель Златоуст и отвечает; – о скорби дней антихриста и лжепророков. Ибо великая тогда будет скорбь, когда столь много будет обольстителей. Впрочем, она недолго продолжится, ибо если иудейская война для избранных сокращена была, то тем более сократится это искушение для них же. Потому-то Христос не сказал: после скорби, но вдруг, после скорби, ибо все случится почти вдруг. Лжепророки и лжехристы своим пришествием произведут возмущение, и вдруг придет Сам Христос. Как же придет Он? Так, что преобразится вся тварь». Последуют ужасные явления на небе и на земле: солнце померкнет, не уничтожится, но будет побеждено светом пришествия Христова, как свеча или лампада побеждается светом солнца; и луна не даст света своего по той же причине, и звезды спадут с неба, перестанут быть видимыми, ибо не будет уже ночи; все выйдет из своего чина и предела, и силы небесные (Ангелы Божии) поколеблются, видя такую перемену. «На земле будет как перед бурей: везде уныние, недоумение, боязнь и трепет. Море зашумит и возмутится. Ожидание бедствий сделается ужаснее самих бедствий. Вся природа будет в болезнях рождения», – говорит святитель Златоуст. Тогда явится знамение Сына Человеческого на небе, «т.е. Крест, который светлее солнца, ибо солнце помрачается и скрывается, а Крест является. Он не явился бы, если бы не был гораздо светлее солнечных лучей. Но для чего является это знамение? Для того, чтобы совершенно посрамить безстыдство Иудеев. Ибо Христос придет на сей Суд, имея величайшее оправдание – Крест, показывая не только раны, но и постыдную смерть» (блаж. Феофилакт). «Знамением Господь называет Крест, как победное и царское знамя». И тогда , увидев Крест, восплачутся от страха славного пришествия Христова все племена земные и, первыми, все колена Израильские, оплакивая свое непослушание, «ибо нисколько не воспользовались смертью Его, и распяли Того, Кому должны были поклоняться». Восплачутся и все, которые земное мудрствуют.

«Видишь ли, – говорит святитель Златоуст, – сколь страшным поставил Христос Свое пришествие? Как ободрил сердца учеников? Для того Он сперва представляет печальные знамения, а потом радостные, чтобы таким образом утешить и успокоить их. Еще раз напоминая им о страдании и воскресении, Он представляет Крест в блистательнейшем образе, чтобы они не стыдились и не скорбели, когда Он полагает его вместо знамения при Своем пришествии. В другом же месте Писания говорится: «и они воззрят на Него, Которого пронзили» (Зах. 12:10). Поэтому-то восплачутся племена, увидев того Самого, Которого пронзили. Слыша о Кресте, – говорит Господь, – не представляйте себе чего-либо печального, ибо Крест явится для того, чтобы грех Иудеев сам собой осудился; как пораженный камнем показывает камень или окровавленные одежды, так Я покажу Мой Крест, чтобы Иудеи сами над собой произнесли суд». Но для истинных Моих последователей это время должно быть временем надежд и утешения. Они спокойно могут тогда выпрямиться и поднять голову. Для них настанет время избавления: и увидят Сына Человеческого, грядущего уже не на Кресте, но на облаках небесных , на которых Он по воскресении Своем вознесется на небо, увидят Его грядущего с силою и славою великою. Сила Его проявится тогда особенно в потреблении огнем земли, в воскрешении всех мертвых, в изменении живых по образу воскресших и в Суде над живыми и мертвыми. Слава Его явится в величии всего Его пришествия, окруженного десятками тысяч Ангелов. И пошлет Ангелов Своих, и полетят сонмы их, по Его мановению, от одного конца вселенной до другого, с трубою громогласною, со всесильным Божиим повелением, которое прогремит как труба Божия, труба громогласная, и по гласу этой трубы востанут мертвые, и соберут Ангелы Бога Всевышнего избранных Его (всех истинно верующих, призванных к Царству Христову, соберут и всех творящих беззаконие) от четырех ветров, от востока и запада, от севера и юга, от края небес до края их, со всей поднебесной, со всей земли. Избранных они соберут для вечной славы, грешных – для вечного мучения. И тогда последует кончина мира, и настанет славное Царство Божие. «Но для чего Христос через Ангелов будет призывать избранных, если Он придет так явно? – вопрошает святитель Златоуст и отвечает: – Для того, чтобы и этим почтить их. Павел говорит, что они будут восхищены на облаках. Рассуждая о воскресении, Он говорит: «Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба» (1Фес. 4:16). Итак, Ангелы соберут воскресших, а облака восхитят избранных, и все это произойдет в кратчайшее время, во мгновение. Для чего же будут трубы и глас?

Для возбуждения, для радости, для представления ужасных событий, для мучения тех, кои оставляются. Горе нам от сего страшного дня! Надлежало бы нам радоваться, слыша это, но мы скорбим, сетуем и печалимся. Или я один терплю это, а вы радуетесь? – восклицает святитель Златоуст. – На меня находит некоторый ужас, когда говорят об этом, и я горько плачу и из глубины сердца воздыхаю. Я плачу, представляя, какой мы лишимся славы, какой надежды благ и притом навсегда, если хотя мало не потщимся»… Тут Господь указал ученикам на смоковницы, много которых росло по склонам Елеона, и продолжил: от смоковницы возьмите подобие: когда ветви ее становятся уже мягки и пускают листья, то, видя это, вы сами, без всякого пророчества уже знаете и говорите, что близко лето; так, когда вы увидите все сие, все, что Я говорил вам, сбывающимся над Иерусалимом и народом Иудейским, то знайте, что Суд Божий близко, наказание Божие при дверях. Как по законам природы необходимо, чтобы за весной настало лето, так необходимо должно исполниться и все то, что Я теперь предсказываю. Истинно говорю вам , – с Божественной властностью изрек Господь, – не прейдет род сей, как все сие будет; не умрет еще настоящее поколение людей, как сбудется все то, что Я предрекаю о судьбе Иерусалима и Иудейского народа, не пройдет и сорока лет, как пронесутся над этой страной и войны, и голод, и мор, и землетрясения, и мятежи, и раздоры, появятся лжехристы и лжепророки. Не прейдет род верных, род ищущих Господа, как все это непременно сбудется. «Разрушится Иерусалим, и погибнет большая часть Иудеев, но ничто не преодолеет сего рода – верующих в Меня: ни голод, ни мор, ни землетрясение, ни ужасы браней, ни лжехристы, ни лжепророки, ни прельстители, ни соблазнители, ни предатели, ни лжебратия, ни другие подобные искушения. Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут. Скорее разрушится небо и земля, столь твердые и неподвижные, чем прейдет одно Мое слово» (свт. Иоанн Златоуст). «Неизъяснимое Божественное величие отражалось в этих словах Господа Иисуса. Каждый из слушавших чувствовал, что слышит не простую угрозу, что в самом деле небо и земля готовы выйти из своего чина, только бы дать место их исполнению» (архиеп. Иннокентий Херсонский.). «Кто сомневается в этом, тот пусть исследует все сказанное и увидит, – говорит святитель Златоуст, – что последующие события совершенно оправдали истину пророчества. О стихиях же Иисус Христос упомянул для того, чтобы показать как то, что Церковь превосходнее неба и земли, так и то, что Он есть Творец всего существующего, Владыка вселенной».

Троицкие листки. №801-1050

Евфимий Зигабен (†1118)

И послет Ангелы Своя с трубным гласом велиим, и соберут избранныя Его от четырех ветр, от конец небес до конец их

Пошлет их прежде, чем появится Крест. Здесь не соблюдает последовательности в рассказе, а просто говорит о том, что будет. Четырьмя ветрами обозначил четыре страны вселенной: восток, запад, север и юг. Из каждой страны дует свой особенный ветер, и эти четыре страны суть собственно ветры. Словами от конец небес до конец их присоединено объяснение слов – от четырех ветр. Марк (13:27) говорит: от конца земли до конца неба, показывая, что пределы неба и земли одни и те же. Заметь, что пробудит мертвых труба, пробужденных соберут Ангелы, а собранных восхитят облака. Как сказал Павел: в сретение Господне на воздусе (1Сол. 4:17). А что Ангелы соберут также и грешников, это сказал Христос, изъясняя одну притчу в тринадцатой главе (ст. 41): послет Сын Человеческий Ангелы Своя, и соберут от Царствия Его вся соблазны и творящих беззаконие. Там найди и объяснение.

Толкование на Евангелие от Матфея

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

и пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их

(Мк. 13:27; Лк. 21:28 здесь добавляет слова, которых нет у Матфея и Марка). Все выражения образные. Вместо “с трубою громогласною”, в ряде кодексов — “с трубою великою” (μετά σάλπιγγας μεγάλης). У Марка этого выражения нет. В нескольких рукописях добавляется φωνής (как в русском переводе); некоторые совсем пропускают выражение “с трубою великою” или “громогласною.” “От четырех ветров”, т.е. из всех стран. “Ибо из каждого конца дует собственный ветер, и их (ветров) четыре, они суть преимущественно ветры” (Евф. Зиг.). Слово άκρος значит верхний, крайний. Оно употреблено здесь вместо “пределы,” “границы” (άκρα δε τα ρηθέντα πέρατα — Евф. Зиг.). Ср. 1Кор. 15:52; 1Фес. 4:16

Толковая Библия

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible