Скрыть
тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою;

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 30-31 тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою; и пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их

Тогда явится знамение Сына человеческаго на небеси, - то есть, крест, который светлее солнца, - так как солнце помрачается и скрывается, а крест является; он не явился бы, если бы не был гораздо светлее солнечных лучей. Но для чего является это знамение? Для того, чтобы совершенно посрамить бесстыдство иудеев. Христос придет на этот суд, имея величайшее оправдание - крест, показывая не только раны, но и постыдную смерть. Тогда восплачутся колена: не будет нужды в обличении после того, как они увидят крест; и они восплачут, так как не получили никакой пользы от смерти Его, и распяли Того, Которому должны были покланяться. Видишь ли, сколь страшным представил Христос Свое пришествие? Как ободрил сердца учеников? Для того Он сперва и представляет печальные знамения, а потом радостные, чтобы таким образом утешить и успокоить их. Снова напоминая им о страдании и воскресении, Он представляет крест в блистательнейшем образе, чтобы они не стыдились и не скорбели, так как Он придет полагая его вместо знамения. В другом же месте Писания говорится: воззрят нань, Егоже прободоша (Зах. XII, 10). Поэтому-то восплачутся племена, увидевши Того самого, Которого они пронзили. Напомнив о кресте, Христос присовокупил: узрят Сына человеческаго, грядуща не на кресте, но на облацех небесных, с силою и славою многою (ст. 30). Услышав о кресте, ты опять не представляй чего-либо печального: Христос придет с силою и славою многою. Крест же приносит для того, чтобы грех иудеев сам собою осудился, подобно тому, как если бы кто-нибудь, будучи поражен камнем, стал показывать самый камень, или окровавленные одежды. Придет на облаке, подобно тому, как и вознесся: и видя это, восплачутся племена. Впрочем бедствия их не ограничатся одним плачем, но плач этот будет для того, чтобы они сами над собою произнесли приговор и осудили самих себя. В то же время еще послет ангелы своя с трубным гласом велиим: и соберут избранныя от четырех ветр, от конец небес до конец их (ст. 31). Когда ты услышишь это, представь себе мучение тех, которые останутся. Они понесут не только то наказание, но и это. И, как выше говорил Христос, что воскликнут: благословен грядый во имя Господне (Мф. XXIII, 39), так и здесь говорит, что восплачутся. Раньше Христос сказал Им о жестоких бранях; но чтобы они знали, что за бедствиями настоящей жизни ожидают их мучения и в будущей, то представляет их и плачущими, и отлучаемыми от избранных, и предаваемыми геенне; и этим опять ободряет учеников Своих, и показывает, от каких зол они освободятся, и какими будут наслаждаться благами.

Но для чего Христос чрез ангелов будет призывать избранных, если Он придет так явно? Для того, чтобы и этим почтить их. Павел говорит, что они будут восхищены на облаках. Рассуждая о воскресении, он сказал и это. Сам бо Господь, говорит он, в повелении, во гласе архангелове снидет с небесе (1Сол. IV, 16). Итак, ангелы соберут воскресших, а облака восхитят собранных, и все это произойдет в кратчайшее время, во мгновение. Господь будет призывать их не пребывая на высоте, но сам придет с трубным гласом. Для чего же будут трубы и глас? Для возбуждения, для радости, для представления ужасных событий, для мучения тех, которые оставляются.

Беседы на Евангелие от Матфея

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 29-30 И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются; тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою

Тотчас же после мучения дней тех помрачится солнце, и луна не даст света своего, и звезды падут с неба, и силы небесные придут в движение

Солнце и луна помрачатся и не дадут света своего, и прочие светила упадут с неба, и силы небесные придут в движение не вследствие уменьшения света (в другом месте мы читаем, что солнце будет иметь свет в семь раз больший (Ис. 30:26), а вследствие того, что по сравнению с истинным светом все будет тенисто, темно по виду. Если же это солнце, ныне блистающее во вселенной, и если луна, занимающая после него второе место, и если звезды, возженные для сияния ночью, - если все эти силы (а в этих силах мы видим множество ангелов) во время пришествия Христова обратятся во тьму; то [конечно] поколеблется и самоуверенность тех, которые, считая себя святыми, не страшатся присутствия на суде [или: Судии].

И тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; - Под этим знамением мы должны понимать или знамение креста, чтобы, - как говорят Захария (Зах. 12:10) и Иоанн (Ин 19:37) - иудеи видели Того, которого они пронзили, или же понимать победоносное знамя Торжествующего.

И тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою - Восплачут те, которые не имеют местопребывания на небе, и записаны на земле.

Толкование на Евангелие от Матфея

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные, и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою

Тогда явится в обличение иудеев на небе крест, блистая светлее солнца. Господь придет, имея крест, как важнейшую улику против иудеев, подобно тому как кто-нибудь, пораженный камнем, показал бы этот камень. Крест называется знамением, как победное царское знамя. «Тогда восплачутся все племена» иудейские, оплакивая свою непокорность; восплачутся также и христиане, привязанные к земному, так как племенами земными можно назвать всех пристрастившихся к земному. Если же Господь идет с крестом, то, значит, и с великой силой, и славой.

Толкование на Евангелие от Матфея

Григорий Палама, свт. (†1359)

тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою

Племена же земные, это – те, которые не покорялись Пришедшему с небес, и не знали и не призывали Небесного Отца. Они по качеству своих дел никак не могут быть отнесенными к Его племени.

Омилия 4. На Евангелие о Втором Пришествии Христовом и о милосердии и благотворении

Иустин (Попович), прп. (†1979)

тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою

Мрак, в котором утонет земля и все небеса, будет исключительно страшен и мучителен. Это будет мрак, весь сотканный из человеческого зла, мрак, какого доселе не видел мир. Тогда в этом мраке появится знаменiе Сына Человеческаго на небе: Крест. Непременно весь созданный из неугасимого света Богочеловеческого. И тогда восплачутся все племена земныя. Почему? Потому что каждое из них по-своему распинало на кресте своих зол Богочеловека Господа Христа. Это не все: «возрыдаютъ предъ Нимъ все племена земныя» (Откр. 1:7): Одни от восхищения, и умиления, и радости, что осуществилась мечта их веры, а другие- от того, что боролись против Богочеловека Христа. А вот, Он есть и Судия, и Спаситель. Да, тогда каждое человеческое существо будет иметь причину заплакать, когда увидит Сына человеческаго, грядущаго на облакахъ небесныхъ съ силою и славою великою.

Толкование на Евангелие от Матфея

Троицкие листки (XIX в.)

Ст. 27-35 ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого; ибо, где будет труп, там соберутся орлы. И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются; тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою; и пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их. От смоковницы возьмите подобие: когда ветви ее становятся уже мягки и пускают листья, то знаете, что близко лето; так, когда вы увидите все сие, знайте, что близко, при дверях. Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как все сие будет; небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут

Ибо, как молния исходит от востока и видна бывает – и вдруг блистает – даже до запада, так будет в свое время и пришествие Сына Человеческого – неожиданно, мгновенно. «А как блистает молния? Она не требует вестника, не требует проповедника, но в малейшее мгновение является во всей вселенной, – говорит святитель! Златоуст, – и тем, которые сидят в домах, и тем, которые находятся во внутренних отделениях дома. Таково же будет и пришествие Христово, которое вдруг явится везде по причине сияния славы». Ибо, где будет труп (мертвое тело), там соберутся орлы. Как на мертвый труп скоро собираются хищные орлы, так и туда, где явится Христос, за всех умерший, соберутся все святые, царящие на высоте добродетелей, носимые облаками на высоте небесной подобно орлам 7 и «орлы» можно понимать так: как на мертвый труп бросаются хищные орлы, так на умерший духовно Иерусалим устремятся римские войска с изображением орлов на своих знаменах. «Тогда следующее слово – «и вдруг» , – говорит один толкователь (епископ Михаил),– должно понимать не буквально: под этим пророческим «и вдруг» скрываются целые века», – все то великое пространство времени, от разрушения Иерусалима до конца мира, которое у евангелиста Луки названо «временем язычников»….

В глубоком благоговении слушали речи Господа Его ученики; не четыре только, но уже все они собрались и расположились на горе около Него: время от времени, когда Он умолкал, они обращались к Нему с вопросами о великих грядущих событиях, и Он, продолжая речь, отвечал на эти вопросы. Святые евангелисты не записали этих вопросов; остались одни слова Господа, так что этот разговор Господа с учениками записан у них как одна целая речь. Вот почему при чтении этой речи заметна некоторая отрывочность, события отдаленные сближаются, слова, сказанные в ответ на вопрос, кажутся относящимися к предыдущим… Таково, например, следующее выражение: и вдруг. И вдруг, после скорби дней тех… «О какой скорби дней тех говорит Он? – вопрошает святитель Златоуст и отвечает; – о скорби дней антихриста и лжепророков. Ибо великая тогда будет скорбь, когда столь много будет обольстителей. Впрочем, она недолго продолжится, ибо если иудейская война для избранных сокращена была, то тем более сократится это искушение для них же. Потому-то Христос не сказал: после скорби, но вдруг, после скорби, ибо все случится почти вдруг. Лжепророки и лжехристы своим пришествием произведут возмущение, и вдруг придет Сам Христос. Как же придет Он? Так, что преобразится вся тварь». Последуют ужасные явления на небе и на земле: солнце померкнет, не уничтожится, но будет побеждено светом пришествия Христова, как свеча или лампада побеждается светом солнца; и луна не даст света своего по той же причине, и звезды спадут с неба, перестанут быть видимыми, ибо не будет уже ночи; все выйдет из своего чина и предела, и силы небесные (Ангелы Божии) поколеблются, видя такую перемену. «На земле будет как перед бурей: везде уныние, недоумение, боязнь и трепет. Море зашумит и возмутится. Ожидание бедствий сделается ужаснее самих бедствий. Вся природа будет в болезнях рождения», – говорит святитель Златоуст. Тогда явится знамение Сына Человеческого на небе, «т.е. Крест, который светлее солнца, ибо солнце помрачается и скрывается, а Крест является. Он не явился бы, если бы не был гораздо светлее солнечных лучей. Но для чего является это знамение? Для того, чтобы совершенно посрамить безстыдство Иудеев. Ибо Христос придет на сей Суд, имея величайшее оправдание – Крест, показывая не только раны, но и постыдную смерть» (блаж. Феофилакт). «Знамением Господь называет Крест, как победное и царское знамя». И тогда , увидев Крест, восплачутся от страха славного пришествия Христова все племена земные и, первыми, все колена Израильские, оплакивая свое непослушание, «ибо нисколько не воспользовались смертью Его, и распяли Того, Кому должны были поклоняться». Восплачутся и все, которые земное мудрствуют.

«Видишь ли, – говорит святитель Златоуст, – сколь страшным поставил Христос Свое пришествие? Как ободрил сердца учеников? Для того Он сперва представляет печальные знамения, а потом радостные, чтобы таким образом утешить и успокоить их. Еще раз напоминая им о страдании и воскресении, Он представляет Крест в блистательнейшем образе, чтобы они не стыдились и не скорбели, когда Он полагает его вместо знамения при Своем пришествии. В другом же месте Писания говорится: «и они воззрят на Него, Которого пронзили» (Зах. 12:10). Поэтому-то восплачутся племена, увидев того Самого, Которого пронзили. Слыша о Кресте, – говорит Господь, – не представляйте себе чего-либо печального, ибо Крест явится для того, чтобы грех Иудеев сам собой осудился; как пораженный камнем показывает камень или окровавленные одежды, так Я покажу Мой Крест, чтобы Иудеи сами над собой произнесли суд». Но для истинных Моих последователей это время должно быть временем надежд и утешения. Они спокойно могут тогда выпрямиться и поднять голову. Для них настанет время избавления: и увидят Сына Человеческого, грядущего уже не на Кресте, но на облаках небесных , на которых Он по воскресении Своем вознесется на небо, увидят Его грядущего с силою и славою великою. Сила Его проявится тогда особенно в потреблении огнем земли, в воскрешении всех мертвых, в изменении живых по образу воскресших и в Суде над живыми и мертвыми. Слава Его явится в величии всего Его пришествия, окруженного десятками тысяч Ангелов. И пошлет Ангелов Своих, и полетят сонмы их, по Его мановению, от одного конца вселенной до другого, с трубою громогласною, со всесильным Божиим повелением, которое прогремит как труба Божия, труба громогласная, и по гласу этой трубы востанут мертвые, и соберут Ангелы Бога Всевышнего избранных Его (всех истинно верующих, призванных к Царству Христову, соберут и всех творящих беззаконие) от четырех ветров, от востока и запада, от севера и юга, от края небес до края их, со всей поднебесной, со всей земли. Избранных они соберут для вечной славы, грешных – для вечного мучения. И тогда последует кончина мира, и настанет славное Царство Божие. «Но для чего Христос через Ангелов будет призывать избранных, если Он придет так явно? – вопрошает святитель Златоуст и отвечает: – Для того, чтобы и этим почтить их. Павел говорит, что они будут восхищены на облаках. Рассуждая о воскресении, Он говорит: «Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба» (1Фес. 4:16). Итак, Ангелы соберут воскресших, а облака восхитят избранных, и все это произойдет в кратчайшее время, во мгновение. Для чего же будут трубы и глас?

Для возбуждения, для радости, для представления ужасных событий, для мучения тех, кои оставляются. Горе нам от сего страшного дня! Надлежало бы нам радоваться, слыша это, но мы скорбим, сетуем и печалимся. Или я один терплю это, а вы радуетесь? – восклицает святитель Златоуст. – На меня находит некоторый ужас, когда говорят об этом, и я горько плачу и из глубины сердца воздыхаю. Я плачу, представляя, какой мы лишимся славы, какой надежды благ и притом навсегда, если хотя мало не потщимся»… Тут Господь указал ученикам на смоковницы, много которых росло по склонам Елеона, и продолжил: от смоковницы возьмите подобие: когда ветви ее становятся уже мягки и пускают листья, то, видя это, вы сами, без всякого пророчества уже знаете и говорите, что близко лето; так, когда вы увидите все сие, все, что Я говорил вам, сбывающимся над Иерусалимом и народом Иудейским, то знайте, что Суд Божий близко, наказание Божие при дверях. Как по законам природы необходимо, чтобы за весной настало лето, так необходимо должно исполниться и все то, что Я теперь предсказываю. Истинно говорю вам , – с Божественной властностью изрек Господь, – не прейдет род сей, как все сие будет; не умрет еще настоящее поколение людей, как сбудется все то, что Я предрекаю о судьбе Иерусалима и Иудейского народа, не пройдет и сорока лет, как пронесутся над этой страной и войны, и голод, и мор, и землетрясения, и мятежи, и раздоры, появятся лжехристы и лжепророки. Не прейдет род верных, род ищущих Господа, как все это непременно сбудется. «Разрушится Иерусалим, и погибнет большая часть Иудеев, но ничто не преодолеет сего рода – верующих в Меня: ни голод, ни мор, ни землетрясение, ни ужасы браней, ни лжехристы, ни лжепророки, ни прельстители, ни соблазнители, ни предатели, ни лжебратия, ни другие подобные искушения. Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут. Скорее разрушится небо и земля, столь твердые и неподвижные, чем прейдет одно Мое слово» (свт. Иоанн Златоуст). «Неизъяснимое Божественное величие отражалось в этих словах Господа Иисуса. Каждый из слушавших чувствовал, что слышит не простую угрозу, что в самом деле небо и земля готовы выйти из своего чина, только бы дать место их исполнению» (архиеп. Иннокентий Херсонский.). «Кто сомневается в этом, тот пусть исследует все сказанное и увидит, – говорит святитель Златоуст, – что последующие события совершенно оправдали истину пророчества. О стихиях же Иисус Христос упомянул для того, чтобы показать как то, что Церковь превосходнее неба и земли, так и то, что Он есть Творец всего существующего, Владыка вселенной».

Троицкие листки. №801-1050

Евфимий Зигабен (†1118)

И тогда явится знамение Сына Человеческаго на небеси: и тогда восплачутся вся колена земная и узрят Сына Человеческаго грядуща на облацех небесных с силою и славою многою

И тогда явится знамение Сына Человеческаго на небеси

Знамением называет Крест, который тогда будет блистать светлее солнца; оно померкнет, а Крест будет видим. Но зачем он явится? Чтобы устрашить прежде всего иудеев, а затем и язычников, которые порицали Крест Христов, и чтобы они знали, что это именно Он сходит, как Бог.

…И тогда восплачутся вся колена земная

Тогда будет плакать всякое племя, т.е. неверующих: одни потому, что распяли Господа, другие потому, что наказывали христиан, а иные потому, что не уверовали. Им и не нужно будет другого обвинения кроме Креста; но плач их будет тогда бесполезен.

…И узрят Сына Человеческаго грядуща на облацех небесных с силою и славою многою

Предшествует Ему Крест, как обличение распявших; а сходит Он на облаках, как и воззнесся.

Толкование на Евангелие от Матфея

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою

(Мк. 13:26; Лк. 21:27). Что такое “знамение” Сына Человеческого, которое явится на небе? Иоанн Златоуст толковал это выражение положительно — о кресте. “Тогда явится знамение Сына Человеческого на небе, — то есть крест, который светлее солнца, — так как солнце помрачается и скрывается, а крест является; он не явился бы, если бы не был гораздо светлее солнечных лучей.” Другие толковали “знамение” в том смысле, что явится или необыкновенная звезда (как при рождении Христа), или Сам Христос, или будет воскресение мертвых. Пришествие (второе) Сына Человеческого не будет походить на прежнее. Он придет на облаках небесных с силою и славою великою. Будут ли эти сила и слава только внешними, или духовными, или же теми и другими вместе, ничего определенного сказать невозможно, и все попытки разрешить эти вопросы представляются только гадательными.

Толковая Библия

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

О кончине мира.

Мф.24:33-34. Отсюда не видно, чтобы «под родом сим» разумелись люди нынешнего времени, тем более, что и Писание говорит о невозможности знать дня кончины Mиpa: Мф.25:13; 2Петр.3:4-8. Теперь еще нет всех признаков, какие предварят кончину Mиpa: Марк.13:24-25; Мф.24:30.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible