Источник

Глава XXIV

Мф.24:1–2. И выйдя, Иисус шел от храма; и приступили ученики Его, чтобы показать Ему здания храма. Иисус же сказал им: видите ли все это? Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; все будет разрушено.

В прямом смысле (juxta historiam) значение места понятно. Но [в переносном] это значит, когда Господь вышел из храма, то все здания закона и совокупность заповедей [его] смешались в таком беспорядке, что ничто не могло быть исполнено иудеями; с отнятием главы все члены начали вражду между собой.

Мф.24:3–4. Когда же Он сидел на Масличной горе, приступили к Нему наедине ученики Его со словами: Скажи нам, когда это будет и какой признак пришествия Твоего и кончины мира? И сказал Иисус им в ответ: Смотрите, чтобы кто-нибудь вас не ввел в заблуждение.547

Он сидит на Масличной горе, откуда происходит истинный свет познания; и подходят к Нему ученики Его наедине, так как они хотели знать тайны и откровения будущих событий, и спрашивают у Него о трех событиях: «В какое время будет разрушен Иерусалим? Когда придет548 Христос? Когда наступит кончина мира»?

Мф.24:5. Ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: «Я Христос», и многих прельстят.

Одним из них был Симон Самарянин, о котором мы читаем в Деяниях апостолов и который называл себя великой силой Божией (Деян.8, 9–10), распространяя в своих свитках между прочим и следующее: «Я Слово Божие, я блистательный, я утешитель, я всемогущий, я все божественное.» С другой стороны (Sed), и апостол Иоанн говорит в своем послании: «Вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов» (1Ин.2,18). Я полагаю, что все вожди еретиков – антихристы и от имени Христа учат тому, что противно Христу. Неудивительно, что некоторые введены ими в заблуждение, так как Господь сказал: «И многих прельстят».

Мф.24:6. Также услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это еще не конец.

Итак, когда мы услышим об этом, тогда не будем еще думать, что уже наступает час суда; но он отлагается на то время, признак которого явственно указывается в дальнейшем.

Мф.24:7–8. Ибо восстанет народ против народа и царство против царства, и настанут голодные времена, губительные болезни и землетрясение по местам. Все же это есть начало скорбей.549

Не сомневаюсь я, что и это, как написано, наступит в буквальном смысле; но мне кажется, что и восстание царства против царства, и гибель тех, слово которых расползается как рак (2Тим.2–17),550 и сильное желание [или: голод – fames] слышания слова Божия, и движение всей земли, и отступление от истинной веры, – все это, скорее, относится к еретикам, которые взаимно восстают один против других, и тем доставляют победу Церкви. А Его слова: "Все же это есть начало скорбей», лучше передаются словами: «мук рождения», чтобы в действительности пришествие антихриста понималось как бы в смысле зачатия его, а не действительного рождения.

Мф.24:9. Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое.  

Именем апостолов обозначается общество (persona) всех верующих, а не то, что в то время апостолы еще будут жить телесно.

Мф.24:12–13. И так как неправда распространяется широко (abundabit), то во многих местах охладеет любовь. Но кто будет тверд до конца тот спасется.551

Он не отрицает любви у всех, а только у многих; ибо много званых, но немного избранных, потому что в апостолах и подобных им сохранится любовь, о которой написано: «Большие воды не могут потушить любви» (Песн. 8, 7). Также и (et ipse) апостол говорит: «Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод» (Рим. 8, 35) и прочее.

Мф.24:14. И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец[мира].

Признак пришествия Господня тот, что во всем мире будет проповедано Евангелие, чтобы никто не мог считать себя заслуживающим -снисхождения [по неведению]. А это или уже исполнилось, или должно в непродолжительное время исполниться, как мы видим. В самом деле, – по моему мнению, – не осталось ни одного народа, который не знал бы имени Христова. И даже, если у такого народа и не было проповедника, тем не менее, он не может не иметь понятия о вере от соседних народов.

Мф.24:15. Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте, -читающий да разумеет.

Когда мы призываемся к разумению, тогда показывается, что сказанное весьма таинственно; а у Даниила мы читаем так: «А в половине седмины прекратится жертва и приношение, и на крыле святилища будет мерзость запустения, и окончательная предопределенная гибель постигнет опустошителя» (Дан. 9, 27). Об этом и апостол говорит (2Фес. 2, 3–8), что должен возвыситься человек беззакония и противник всего того, что называется и почитается Богом; так что дерзнет стать в храме Божием и показывать, что он сам есть Бог; что пришествие его по действию сатаны, возмутит и приведет к удалению от Бога тех людей, которые примут его. Можно это понимать и просто или в отношении к антихристу, или в отношении к изображению кесаря, которое Пилат поставил в храме, или в отношении к конной статуе Адриана, которая до настоящего времени стоит на самом святейшем месте. «Мерзостию» же, согласно древнему словоупотреблению Писаний, называется также идол, и прибавлено слово запустения, потому что в опустошенном и разрушенном храме поставлен был идол.

Мф.24:16–18. Тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы; и кто на кровле, тот да не сходит взять что-нибудь из дома своего; и кто на поле, тот да не обращается назад взять одежды свои.

Под мерзостию запустения можно понимать и всякое превратное учение (dogma). Когда мы его увидим стоящим на святом месте, то есть в Церкви, и показывающим в себе Бога, то должны бежать из Иудеи в горы, то есть, оставив убивающую букву и иудейское развращение, приблизиться к горам вечным, от которых чудно блистает Бог (Пс. 75, 5)552 и пребывать под тем кровом и в том жилище, в которое не могут достигнуть огненные стрелы дьявола (Пс. 115, 5),553 и не сходить и не брать ничего из дома нашего прежнего пребывания, и не искать того, что осталось позади нас, но предпочитать сеяние на поле духовных Писаний, чтобы получить с него плоды, и не брать с собой другой одежды, иметь которую апостолам воспрещается. – Относительно этого места, то есть относительно «мерзости запустения», предсказанной Даниилом пророком и стоящей на месте святом, Порфирий наговорил против нас много хульного в тринадцатом свитке своего произведения. Ему возразил Евсевий, епископ Кесарийский, тремя свитками: восемнадцатым, девятнадцатым и двадцатым. Аполлинарий [Apollinaris, или Apollinarius] также писал весьма полно; он более, чем достаточно позаботился в одной книге разрешить тот вопрос, о котором спорили в столь многих тысячах стихов.

Мф.24:19. Но горе в те дни имеющим родить и тем, которые кормят [дитя].554

Но горе тем душам, которые не довели порождений своих до степени мужа совершенного, а имеют только начатки веры, так что нуждаются еще в питании от учителей. Можно сказать также и то, что во время преследования от антихриста или во время римского пленения должные555родить и кормящие не могли предпринять поспешного бегства как находящиеся в тяжелом положении от должного556 родиться или уже родившегося (uteri et filiorum sarcina praegravati).

Мф.24:20. Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою или в субботу.

Если мы захотим понимать это в отношении ко времени взятия Иерусалима, то есть когда он был обложен Титом и Веспасианом, то они должны молиться, чтобы их бегство не случилось зимой или в день субботний, потому что в первом случае бегству в пустыню и на необитаемые горы препятствует суровость557 холода, а во втором случае, если бы они захотели бежать, препятствует нарушение закона, а если бы они захотели остаться, то угрожает смерть. Если же это понимать558 в отношении к кончине мира, то этими словами Он научает тому, чтобы не охладела наша вера и любовь ко Христу, и чтобы мы в субботу добрых дел (virtutum) не оцепенели как праздные в деле Божием.

Мф.24:22. И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни.

Сокращение дней мы должны понимать не в смысле сумасбродного понятия об этом тех, которые полагают, что изменится продолжительность (momenta) времени [их], – они забывают, что написано: «По установлению Твоему продолжается день» (Пс. 118, 21),559 а должны понимать по качеству их, то есть что сократится их число, а не продолжительность [каждого дня] (или размер -mensura); так что, как в благословении говорится: «Долготою дней насыщу его, и явлю ему спасение Мое» (Пс. 90, 16), так и теперь должно понимать сокращение дней, чтобы через их многочисленность (тога), не была потрясена вера верующих.

Мф.24:23. Тогда, если кто скажет вам: вот, здесь Христос, или там.

Во время Иудейского плена много было начальников, которые говорили, что они – Христос, так что во время осады со стороны римлян было [в Иерусалиме] три партии. Но лучше это понимать в отношении к концу мира.

Мф.24:24–25. Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. Вот, Я наперед сказал вам.

Как я сказал уже, это место должно объяснять трояко, – относя или ко времени осады со стороны римлян, или к концу мира, или к борьбе еретиков против Церкви, и к такого рода антихристам, которые восстают против Христа, прикрываясь ложным знанием.

Мф.24:26. Итак, если скажут вам: «вот, Он в пустыне, – не выходите; «вот, Он в потаенных комнатах», – не верьте.

Если кто будет обещать вам, что Христос пребывает в пустыне язычников, или в сокровенных учениях (dogma-tibus) еретиков, которые обещают вам сообщить тайны Божий, то не выходите, не верьте; или же, если кто захочет возвеличиться под именем Христа, то не тотчас же оказывайте такому доверие (так как, действительно, во время гонений и притеснений лжепророки всегда находят место для обмана).

Мф.24:27. Ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого.

Не выходите, не верьте, что Сын Человеческий пребывает или в пустыне язычников, или в тайных убежищах людей, отделившихся от Церкви (haereticorum); но его учение (fides) блистает от востока до запада в Церквах вселенских. Должно сказать также и то, что Второе Пришествие Спасителя должно обнаружиться в славе, а не в уничижении подобно Первому. Таким образом, неразумно искать в месте малом или скрытом Того, Который есть свет всего мира.

Мф.24:28. Ибо, где будет труп, там соберутся орлы.

Таинству Христову мы научаемся из примера, ежедневно наблюдаемого в природе. Говорят, что орлы и коршуны даже из-за моря ощущают запах трупов и собираются на пищу этого рода. Таким образом, если неразумные птицы, отделенные таким пространством земли и водами моря, распознают естественным чувством малый труп и то, где он лежит; то насколько больше мы и все множество верующих должны устремляться к Тому, молниеносное сияние Которого исходит на Востоке и бывает видно даже на Западе! Но под мертвым телом, то есть πτώμα, что на латинском языке выражается словом труп (cadaver), потому что оно падает (cadat) вследствие смерти, мы можем понимать страдания Христовы, к которым мы прививаемся, чтобы где только в Священном Писании не читается о них, мы согласно собирались и через них могли приходить к Слову Божию, как, например, следующее место: «Пронзили руки Мои и ноги Мои» (Пс. 21, 17) и у пророка Исаи: «Как овца, веден был Он на заклание» (Ис. 53, 7) и прочее тому подобное. Орлами же называются святые, юность которых обновилась, как орлиная (Пс. 102, 5).560 и которые покрываются перьями и берут крылья, чтобы собраться к страданию Христову561

Мф.24:29. Тотчас же после мучения дней тех:] помрачится солнце, и луна не даст света своего, и звезды падут с неба, и силы небесные придут в движение.562

Солнце и луна помрачатся и не дадут света своего, и прочие светила упадут с неба, и силы небесные придут в движение не вследствие уменьшения света (в другом месте мы читаем, что солнце будет иметь свет в семь раз больший (Ис. 30, 26)),563 а вследствие того, что по сравнению с истинным светом все будет тенисто, темно по виду. Если же это солнце, ныне блистающее во вселенной, и если луна, занимающая после него второе место, и если звезды, возженные для сияния ночью, – если все эти силы (а в этих силах мы видим множество ангелов) во время пришествия Христова обратятся во тьму; то [конечно] поколеблется и самоуверенность тех, которые, считая себя святыми, не страшатся присутствия на суде [или: Судии].

Мф.24:30. И тогда явится знамение Сына Человеческого на небе;

Под этим знамением мы должны понимать564 или знамение креста, чтобы, – как говорят Захария (Зах. 12, 10) и Иоанн (Ин 19, 37) – иудеи видели Того, которого они пронзили, или же понимать565 победоносное знамя Торжествующего.

«И тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою».

Восплачут те, которые не имеют местопребывания на небе, и записаны на земле.

Мф.24:31. Я пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров(ventis – ветров), от края небес до края их.

Об этой трубе и апостол говорит (1Кор. 15, 52; 1Фес. 4, 16), и в Апокалипсисе Иоанна мы читаем (Откр. 8, 7–13 (и далее)). И в Ветхом Завете дается повеление приготовить трубы, кованные из золота, серебра и меди, чтобы они возвещали высочайшие тайны учений.

Мф.24:32–33. От смоковницы возьмите подобие: когда ветви ее становятся уже мягки и пускают листья, то знаете, что близко лето; так, когда вы увидите все сие, знайте, что близко, при дверях.

Через сравнение с деревом Он научил (как) узнать приближение кончины [мира]. Как в том случае, когда стебельки смоковницы становятся нежными и почки раскрываются в цветок, из-под коры показываются листья, вы узнаете о приближении лета, о наступлении времени теплого западного ветра и весны (Favonii et Veris); так и тогда, когда вы увидите исполнившимся все сказанное (scripta), не думайте, что уже приблизилась кончина мира; это только как бы приступ и некоторые предшественники появились, чтобы показать, что она уже близко, уже при дверях.

Мф.24:34. Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как все сие будет.

Выше мы сказали, что есть отдельный род (поколение – generatio) добрых и злых. Таким образом, здесь указывается или на весь род человеческий, или же в особенности на род иудеев.

Мф.24:35. Небо и земля прейдут (transibunt), но слова Мои не прейдут (не погибнут – non praeteribunt).

Небо и земля прейдут мимо через перемены в них, а не через уничтожение; иначе, каким образом солнце помрачится и луна не даст света, и звезды упадут, если не будет неба и земли, на которых светила существуют?

Мф.24:36. О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один.

В некоторых латинских списках (codicibus) прибавлено: «ни Сын», хотя в греческих и, особенно, в списках (exemplaribus) Адамантового [Оригена] и Ниерия, этой приписки нет. Но так как в некоторых списках она есть, то, кажется, о ней должно и нам вести рассуждение. Арий и Евномий торжествуют, – как будто незнание Учителя составляет для учеников славу, – и говорят: «Не могут быть равными Тот, Который знает, и Тот, Который не знает». Против них кратко нужно сказать следующее. Так как все времена сотворил Иисус, то есть Слово Божие: «Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Ин. 1, 3), а между всеми временами находится и день судный, то каким образом (qua consequential Он может не знать части того, что в целом Он знает? Должно сказать также и следующее: что больше – знание ли Отца или дня судного? Если же Он знает большее, то каким образом может не знать меньшего. Мы читаем следующие слова: «Все, что принадлежит Отцу, предано Мне» (Лк. 10, 22).566 Если все, принадлежащее Отцу, принадлежит и Сыну, то почему (qua ratione) Отец удержал знание об одном дне Себе и не восхотел вместе с Сыном разделить его? Нужно обратить внимание также и на то, что если Сын не знает самого последнего (novissimum) дня времен, то не знает и предпоследнего (репе ultimum) и всех дальнейших (omnes retrosum). Ибо не может быть, чтобы не знающий первого, знал второе. Итак, если мы согласимся, что Сын [или с прибавлением: Божий] не знает дня кончины мира, то должна быть указана и причина, по которой Он этого не знает. Апостол о Спасителе пишет: Нем сокрыты все сокровища премудрости и знания» (Кол. 2, 3). Итак, в Христе есть все сокровища премудрости и знания, но они скрыты. Почему скрыты? После воскресения Своего на вопрос апостолов относительно дня Он отвечал яснее: «Не вам принадлежит знать времена, или мгновения (momenta), которые Отец положил в Своей власти» (Деян. 1, 7).567 Когда говорит: «Не вам принадлежит [не ваша обязанность] знать», Он показывает, что Сам Он знает, но что не полезно знать это апостолам, чтобы они всегда, в незнании о приближении дня судного, – жили непрерывно (quotidie) так, как будто на следующий день должны предстать на суд. Наконец, и следующие слова евангельской речи побуждают нас разуметь то же самое. Также говоря, что знает только один Отец Он под Отцом разумеет и Сына, ибо всякий отец есть имя (nomen) сына.

Мф.24:37–39. Но, как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого: ибо, как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех, – так будет и пришествие Сына Человеческого.

Спрашивается: каким образом выше написано: «Ибо восстанет народ на народ, и царство на царство, и будут глады, моры и землетрясения по местам; все же это начало болезней», а теперь предсказывается, что будет происходить то, что служит признаком мирного времени. Но [для объяснения этого] должно принять во внимание, – на основании слов апостола, – что после войн, раздоров, губительных болезней, голода и землетрясений и прочего, чем уничтожается род человеческий, на короткое время наступит568 мир, который обещает полное спокойствие (quieta omnia), так что вера верующих укрепится, или с прекращением бедствий они станут надеяться, что Судия придет569. В самом деле, ведь это и есть то, что мы читаем у апостола Павла: «Когда будут говорить: «мир и безопасность», тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно как мука родами постигает имеющую во чреве, и не избегнут» (1Фес. 5, 3).

Мф.24:40–41. Тогда двое будут на поле: один берется, а один оставляется. Две [будут] мелющие жерновом: одна схватывается, и одна оставляется570

Тогда, – говорит Он, – будут двое на поле, это когда в день кончины и суда будут найдены двое людей, одинаково исполняющих одну и ту же работу и сеющих как будто одно и то же семя, но не одинаково получающих плоды своего труда. Также будут две женщины, мелющие вместе; но одна схватывается, другая оставляется. Под двумя людьми, проводящими время на поле, и под двумя женщинами, которыя одинаково мелют, ты понимай или Синагогу и [или] Церковь, потому что они, – по видимости, – одинаково трудятся над законом (molere videantur in Lege) и от одних и тех же Писаний получают хлеб (farinam terere) заповедей Божиих; или же понимай571 прочие ереси, которые из того и другого Завета, или какого-нибудь одного, по-видимому, извлекают хлеб своих учений. Но хотя они имеют притязание на одно [и то же] имя христианина, однако они получают не одну и ту же награду, так как одни из них схватываются, а другие оставляются.

Мф.24:42–43. Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет. Но это вы знаете, что, если бы ведал хозяин дома, в какую стражу придет вор, то бодрствовал бы и не дал бы подкопать дома своего.

Теперь Он ясно показывает, почему выше сказал: «О дне же том и часе никто не знает, ни даже Сын человеческий, ни Ангелы, а только один Отец», потому, что это не полезно знать апостолам, чтобы они в ожидании, колеблющемся от неизвестности, всегда имели веру в будущее пришествие Того, о Котором не знают, когда Он придет. С другой стороны, Он не сказал: «Так как мы не знаем, в какой час имеет придти Господь», а сказал: «Не знаете», и, предпослав пример в лице домохозяина, более ясно показывает, почему Он умолчал о дне кончины, говоря так:

Мф.24:44–47.  Посему и вы будьте готовы, потому что не знаете, в который час придет Сын человеческий. Кто, по мнению твоему, есть раб верный и благоразумный, которого Господин его поставил над домом Своим, чтобы он вовремя давал пищу им» [т. е. живущим в доме]? Блажен тот раб, которого Господин его, – когда придет, – найдет делающим так. Истинно говорю, что Он поставит его над всем богатством своим.572

Теперь Он полнее утверждает и представляет причину, почему о дне и часе кончины не знают, как Он сказал прежде, ни ангелы, ни Он сам, а только один Отец; именно потому, что это не полезно знать апостолам; также и пример отца семейства (домохозяина) – т.е. Себя, и верных рабов, т.е. апостолов, – Он ввел для убеждения обеспокоенной мысли, чтобы в надежде на награду они своевременно служили сотрудникам своим (conservis) пищей учения.

Мф.24:48–49. А если тот [как] злой раб скажет в сердце своем: «Господин мой замедлит приходом», и начнет бить одинаковых с ним рабов (conserves), а есть и пить с пьяницами.573

Из вышесказанного следует, что как заботливый и всегда ожидающий пришествия Господина раб дает одинаковым с ним рабам пищу своевременно, и после того поставляется над всем достоянием домохозяина; так, наоборот, тот, который, – как говорит пророк Иезекииль, – успокаивает себя словами: «много дней пройдет» (Иез. 12, 22), и не думает, что Господь придет скоро, тот делается беспечным, проводит время праздно в пиршествах и роскоши; но таковой встретит (sentiet) не кроткого домохозяина, а строжайшего Судию.

Мф.24:50–51. То придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечет его, и подвергнет его одной участи с лицемерами; там будет плач и скрежет зубов.

Он учит тому же самому, чтобы они знали, что Господь придет574, когда они не думают о Нем, и увещевает к бодрствованию и заботливости. Далее слова: «отделит его» (или: разделит его – dividet eum) [имеют не то значение], что Он рассечет его мечом575, но то значение, что он будет устранен от жребия святых, и что удел его положится вместе с лицемерами, – именно с теми, которые были на поле и которые работали жерновами, и однако не были оставлены. Мы много раз говорили, что лицемер одно показывает, а другим является в действительности; подобно этому и на поле, и у жерновов он показывается делающим то же, что и человек, принадлежащий Церкви, а конец [его дела] говорит о противоположном направлении воли (diversae voluntatis).

* * *

10

У пер.: Евангелие Матфея – ред.

547

По новому Синодальному русскому переводу: «Когда же сидел Он на горе Елеонской, то приступили к Нему ученики наедине и спросили: скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века? Иисус сказал им в ответ: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас-ред.

548

У пер.: имеет – ред.

549

По новому Синодальному русскому переводу: «Ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам; все же это – начало болезней» – ред.

550

По новому Синодальному русскому переводу: «И слово их, как рак, будет распространяться» – ред.

551

По новому Синодальному русскому переводу: «И, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь; претерпевший же до конца спасется» – ред.

552

По новому Синодальному русскому переводу: «Ты славен, могущественнее гор хищнических» – ред.

553

По новому Синодальному русскому переводу: «Обеты мои воздам Господу пред всем народом Его» – ред.

554

По новому Синодальному русскому переводу: «Горе же беременным и питающим сосцами в те дни» – ред.

555

У пер.: имеющие – ред.

556

У пер.: имеющего – ред.

557

У пер.: жесткость – ред.

558

У пер.: разуметь – ред.

559

По новому Синодальному русскому переводу: «Ты укротил гордых, проклятых, уклоняющихся от заповедей Твоих» – ред.

560

По новому Синодальному русскому переводу: «Обновляется, подобно орлу, юность твоя» – ред.

561

В тексте «Толкования»: (Ис. 46,11)«Я воззвал орла от востока, из дальней страны, исполнителя определения Моего» – ред.

562

По новому Синодальному русскому переводу: «И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются– ред.

563

По новому Синодальному русскому переводу: «Свет солнца будет светлее всемеро, как свет семи дней» – ред.

564

У пер.: разуметь – ред.

565

У пер.: разуметь – ред.

566

В греческом тексте (Лк. 10, 22) читается: Πάντα πάρεδόθη μοι οπό τού Πατρός μου, то есть «все предано Мне, от Отца Моего», а в латинском: Omnia, quae Patris sunt, tradita mihi sunt (Прим, переводчика)

567

По новому Синодальному русскому переводу: «Не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти» – ред.

568

У пер.: имеет наступить – ред.

569

У пер.: имеет – ред.

570

По новому Синодальному русскому переводу: «Тогда будут двое на поле: один берется, а другой оставляется; две мелющие в жерновах: одна берется, а другая оставляется» – ред.

571

У пер.: разумей – ред.

572

По новому Синодальному русскому переводу: «Потому и вы будьте готовы, ибо, в который час не думаете, приидет Сын Человеоческий. Кто же верный и благоразумный раб, которого господин его поставил над слугами своими, чтобы давать им пищу во время? Блажен тот раб, которого господин его пришед найдет поступающим так; истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его» – ред.

573

По новому Синодальному русскому переводу: «Если же раб тот, будучи зол, скажет в сердце своем: не скоро придет господин мой, и начнет бить товарищей своих и есть и пить с пьяницами» – ред.

574

У пер.: имеет придти – ред.

575

Последнее понимание текста может внушить греческий текст, в котором изъясняемое место читается: Καί διχοτομήσει αύτον, т.е. и рассечет его на две части (Прим, переводчика).


Источник: Творения блаженного Иеронима Стридонского. - 1880-1903. (Библиотека творений св. отцов и учителей церкви западных...) / Ч. 16: Толкование на Евангелие по Матфею. 113-316 с.

Комментарии для сайта Cackle