Скрыть
да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 29-36 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведников, и говорите: если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в пролитии крови пророков; таким образом вы сами против себя свидетельствуете, что вы сыновья тех, которые избили пророков; дополняйте же меру отцов ваших. Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну? Посему, вот, Я посылаю к вам пророков, и мудрых, и книжников; и вы иных убьете и распнете, а иных будете бить в синагогах ваших и гнать из города в город; да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником. Истинно говорю вам, что все сие придет на род сей

Христос говорит: горе книжникам и фарисеям - не потому, что они строят гробницы и осуждают отцов своих, но потому, что, как в первом случае, так и в притворном осуждении отцов своих, они поступают хуже их. А что осуждение их было притворное, об этом говорится у Луки, где они называются сообщниками отцов, потому что они строят гробницы. Горе вам, яко зиждете гробы пророк, отцы же ваши избиша их. Убо свидетельствуете и соблаговолите делом отец ваших: яко тии убо избиша их, вы же зиждете их гробы (Лк. XI, 47-48). Здесь Христос осуждает их намерение, с каким они строили; именно они строили гробницы не в честь убитых, но как бы хвалясь убийством, и из опасения, чтобы свидетельство и память о такой их дерзости, с течением времени, не погибли вместе с разрушившимися памятниками; строили гробницы, воздвигая великолепные здания, как бы трофеи, и тем показывали, что они поставляли для себя славу в преступлении отцов своих. Действительно, - как бы говорит Христос, - настоящие дерзкие ваши поступки показывают, что и это вы делаете с таким же намерением. Хотя вы, говорит Он, под предлогом обвинения отцов ваших, и говорите противное, - то есть, что мы не были бы сообщниками их, если бы жили в те дни, - но явно, с какою мыслию вы говорите это. Потому-то Христос, обнаруживая это намерение, так объясняет его. Сказав: глаголете: аще быхом были во дни отец наших, не быхом убо общницы им были в крови пророк, - присовокупил: тем же сами свидетельствуете себе, яко сынове есте избивших пророки (ст. 30, 31). Но какое преступление - быть сыном убийцы, если этот сын не участвует в намерении отца? Никакого. Отсюда очевидно, что Христос говорит им это для того, чтобы дать знать об участии их в злодеянии отцов их. Это доказывают и следующие слова, которые Он присовокупил: змия, порождения ехиднова (ст. 33). Как ехидны, по смертоносному яду, уподобляются родившим их, так и вы уподобляетесь отцам вашим по убийству. Далее, обнаружив их намерение, неизвестное для многих, Он подтверждает слова Свои будущими дерзкими их поступками, о которых все будут знать. Сказав: темже сами свидетельствуете себе, яко сынове есте избивших пророки, и тем самым дав знать, что Он говорит об участии их в злодеянии и что они притворно говорили: не быхом убо общницы им, - присовокупил: и вы исполните меру отец ваших (ст. 32), не давая этим повеления, но только предвещая будущее, именно убиение Его самого. Таким образом обличив их и показав лживость слов, которые они говорили в защиту себя, - именно, что мы не были бы их сообщниками (в самом деле, те, которые не удержались от убиения Господа, как бы пощадили рабов?) - усиливает после этого речь Свою, называя их змиями и порождениями ехидниными, и продолжает: како убежите от суда геенны, отваживаясь на такие дерзкие поступки, и отрекаясь от них и скрывая свое намерение? Далее, обличая их еще с большею силою иначе, Он говорит: Аз послю к вам пророки и премудры и книжники: и от них убиете и распнете, и биете на сонмищах ваших (ст. 34). А для того, чтобы они не сказали, что хотя мы и распяли Господа, однако удержались бы от убийства рабов, если бы жили в то время, - говорит: вот, Я посылаю к вам рабов, и самих пророков, но вы и их не пощадите. Это говорит Христос для того, чтобы показать, что нет ничего странного, если Его убьют сыны, в убийстве, обманах, коварстве и дерзких поступках превышающие отцов своих. Кроме того, Он показывает, что они и чрезмерно тщеславны; когда они говорят, что если бы мы жили во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их, говорят это по тщеславию, и мудрствуют только на словах, а на деле поступают совершенно наоборот. Змия, порождения ехиднова, - то есть: злые дети злых отцов, и еще злее их. Христос показывает, что они отваживаются на гораздо большие злодеяния, и в жестокости превосходят даже отцов своих, хотя и хвалятся, что они не поступили бы так в подобном случае. И действительно, они оканчивают и довершают злодеяния. Те умертвили пришедших в виноградник, а эти убили и самого Сына и тех, которые звали на брак. Это еще говорит Христос и для того, чтобы отдалить их от родства с Авраамом и показать, что от этого нет никакой пользы для них, если они не будут подражать делам его. Потому и присовокупляет: како убежите от суда геенны, подражая отцам своим в таких дерзких поступках? Здесь Он привел им на память и обличительную проповедь Иоанна, потому что и он так называл их, и напоминал им о будущем суде. Далее, так как ни суд, ни геенна нисколько не страшили их, частью потому, что они не верили, а частью потому, что это представлялось в отдаленном будущем, то Он обличает их настоящими случаями, и говорит: сего ради се Аз послю к вам пророки и книжники: и от них убиете и распнете, и убиете на сонмищах ваших: яко да приидет на вы всяка кровь праведна, проливаемая на земли, от крове Авеля праведнаго до крове Захарии сына Варахиина, егоже убисте между церковию и олтарем. Аминь глаголю вам, яко приидут вся сия на род сей (ст. 34-36).

Смотри, сколько Христос предостерегал их! Он говорил: вы осуждаете отцов ваших, говоря, что не были бы сообщниками их; и этим не мало пристыжал их. Далее говорил: вы, осуждая их, поступаете еще хуже их, и это также достаточно было чтобы посрамить их. Наконец говорит: это не останется без наказания, - и тем самым наводит на них величайший страх, напоминая им о геенне. Но так как до геенны было далеко, то Христос представляет им настоящие бедствия, и говорит: яко приидут на род сей вся сия (ст. 36). С наказанием соединил Христос и величайшие бедствия, сказав, что они понесут наказание тяжелее всех; но ни от чего не сделались они лучшими. Но если кто спросит: за что же они терпят наказание тяжелее всех, я сказал бы: за то, что более жестоко и хуже всех поступают, и ничем из прежде бывшего не вразумились. Ужели ты не слыхал слов Ламеха: от Ламеха отмстися седмьдесят седмицею (Быт. IV, 24), то есть: я достоин больших наказаний, чем Каин. За что же? Ведь он не убил брата? За то, что не вразумился тем примером. То же самое говорит Бог в другом месте: отдаяй грехи отец на чада до третияго и четвертаго рода ненавидящим Мене (Исх. XX, 5), - не потому, чтобы кто-нибудь из них нес наказание за чужие проступки, но потому, что после многих грешников, и притом наказанных, они не сделались лучшими, но подобно им предавались греху, а потому и достойны того, чтобы им терпеть одинаковые наказания. Но смотри, как кстати Христос напомнил им об Авеле, показывая, что и это убийство было сделано по зависти. Итак, что вы теперь можете сказать? Или вы не знаете, что потерпел Каин? Разве Бог оставил без внимания случившееся? Не подверг ли Он его жесточайшему наказанию? Ужели вы не слыхали, что потерпели отцы ваши, избившие пророков? Не преданы ли они были бесчисленным мучениям и наказаниям? Как же вы не сделались лучшими? Но для чего мне говорить о наказаниях отцов ваших, и о том, что они потерпели? Ты, который произносишь осуждение на отцов твоих, почему хуже их поступаешь? Вы сами произнесли приговор, что злых зле погубит (Мф. XXI, 41). Какое же извинение будете иметь, отваживаясь на такие дерзновенные проступки после такого приговора? Но кто этот Захария? Одни считают его за отца Иоаннова, другие за пророка, а иные за другого какого-то священника, имеющего два имени, которого Писание называет и Иоддаем. Обрати внимание и на то, что это было сугубое злодеяние. Они не только убивали святых, но еще и в священных местах. И произнося эти слова, Христос не только устрашал их, но и утешал учеников, показывая, что и праведники еще прежде их то же терпели. Устрашал же их предсказанием, что как те были наказаны, так и они понесут жестокое наказание. Потому и учеников Своих называет пророками, мудрыми и книжниками, снова отнимая этим у иудеев всякий предлог к оправданию. Теперь, говорит Он, вы не можете сказать, что Я посылал из язычников, и оттого вы впали в соблазн; вас довело до этого то, что вы убийцы и жаждете крови. Поэтому Он и сказал прежде, что Я пошлю пророков и книжников. И все пророки обличали их в том же, говоря, что они кровь с кровью мешают, и что они - мужи кровей (Ос. IV, 2). Вот почему Бог и требовал принесения крови в жертву Себе, показывая, что если в бессловесном так дорога кровь, то тем более в человеке. Поэтому Он и говорит Ною: Я отмщу за всякую кровь пролитую (Быт. IX, 6). Можно найти бесчисленное множество и других доказательств на то, что Бог запрещает убивать. Потому Бог не повелел есть и чего-нибудь удушенного. О, как велико милосердие Бога, Который хотя и знал, что иудеи никакой не получат пользы, однако исполнял Свое дело! Посылаю, - говорит Он, - хотя и знаю, что они будут убиты. Таким образом иудеи и здесь были обличены в том, что напрасно говорили: мы не были бы сообщниками отцов наших. И эти умерщвляли пророков в синагогах, и не почитали ни самого места, ни достоинства лиц. Они умерщвляли не простых людей, но пророков и мудрых, чтобы не быть обличаемыми от них. Под именем же пророков Христос разумеет апостолов и их преемников, потому что многие пророчествовали. Потом, желая увеличить страх, говорит: аминь, аминь глаголю вам, вся сия приидут на род сей, то есть, все это Я обращу на ваши головы и отмщу жестоким образом, потому что тот, кто видел многих согрешающих, и не вразумился, но сам поступал так же, и не только так же, но и гораздо хуже, должен подвергнуться гораздо более тяжкому наказанию, чем те. Подобно тому как если бы он захотел, то получил бы для себя громадную пользу, и сделался бы лучшим, благодаря множеству примеров в других, - точно также, не исправившись, становится достоин большего наказания за то, что имел много случаев к вразумлению себя от людей прежде согрешивших и уже наказанных, но без всякой для себя пользы.

Беседы на Евангелие от Матфея

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 35-36 Да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником. Истинно говорю вам, что все сие придет [venient = придет] на род сей

Относительно Авеля нет никакого сомнения, потому что он тот, которого убил брат его Каин. А праведным он называется не только в настоящем упоминании о нем Господа, но это подтверждается и свидетельством книги Бытия (Быт. 4:4), когда говорится, что дары его приняты от Бога. Спрашивается, кто был этот Захария, сын Варахии, потому что мы имеем сведения (legimus) о многих Захариях. Но чтобы нам не открылась легкая (libera) возможность впасть в заблуждение, присоединено: которого вы убили между храмом и жертвенником. У различных писателей я узнал различное, и должен изложить отдельные мнения. Одни Захарией, сыном Варахии, называют того, который был одиннадцатым из двенадцати пророков, и с этим согласно имя его отца; но когда он был умерщвлен между храмом и жертвенником, об этом Писание не говорит. Другие под Захарией разумеют отца Иоанна [Крестителя], основываясь на вымысле некоторых сокровенных книг (apocryphorum); они утверждают, что этот Захария был убит потому, что проповедовал пришествие Спасителя. Так как это утверждение не имеет твердого основания (auctoritatem) в Священном Писании, то и отвергается оно с такой же легкостью, с какой доказывается. Третьи предполагают (volunt), что это тот Захария, который был умерщвлен царем Иоасом между храмом и жертвенником, как сообщает повествование о царях. Но при этом необходимо иметь в виду, что тот Захария был сыном не Варахии, а сыном священника Иойада (русск. Иодай). Поэтому Священное Писание и присоединяет: Иоас не вспомнил об отце его Иойаде что он сделал ему добро (2Пар. 24:22). Итак, хотя мы имеем и Захарию, и хотя относительно места убиения его замечается согласие, однако спрашивается, почему он называется сыном Варахии, а не Иойада (Иодая)? Варахия на нашем языке значит: благословенный Господа, а имя священника Иойад - праведность, в переводе с еврейского языка. В Евангелии, которым пользуются назареяне, мы находим вместо слов: сына Варахии слова: сына Иойада. Более простые братья из нас между развалинами храма и жертвенника или при входах во врата, ведущие в Силоам, показывают красные камни и воображают, что они окроплены кровью Захарии. Но не будем осуждать заблуждения их, происходящего из ненависти к иудеям и из благочестивой веры. - Скажем кратко о том, почему кровь Авеля праведного и далее до крови Захарии, сына Варахии, взыщется с этого рода, хотя он не умертвил ни одного из них? Правило Священного Писания таково, что оно представляет два рода людей: добрых и злых, - как бы каждый род тех и других (singulorum singulas) отдельно. Возьмем примеры указания на добрых: Кто взойдет на гору Господню, или кто станет на святом месте Его (Пс. 23:3). А когда он описал многих, которым предстоит взойти на гору Господню, хотя они разного времени, в конце присоединяет: Таков род ищущих Его, ищущих лица Твоего, Боже Иакова (Пс. 23:6): И в другом месте о всех в совокупности святых говорится: род правых благословится (Пс. 111:2). О злых же говорится как в настоящем месте: Род ядовитых змей и: Взыщется все с этого рода. Также и в книге Иезекииля пророческое слово, описав грехи земли, прибавляет: И если бы нашлись в ней сии три мужа: Ной, Даниил и Иов, [и тогда] Я не прощу грехов земли той (Иез. 14:14); оно хочет, чтобы под Ноем, Иовом и Даниилом были понимаемы все праведники, которые своими добродетелями подобны им. Таким же образом и эти, действующие против апостолов, подобно Каину и Иоасу, представляются людьми одного рода.

Толкование на Евангелие от Матфея

Кесарий Арелатский, свт. (†542)

Ст. 21-24 И один сильный ангел взял камень, подобный большому жернову, и поверг в море, говоря: с таким стремлением повержен будет Вавилон, великий город, и уже не будет его. И голоса играющих на гуслях, и поющих, и играющих на свирелях, и трубящих трубами в тебе уже не слышно будет; не будет уже в тебе никакого художника, никакого художества, и шума от жерновов не слышно уже будет в тебе; и свет светильника уже не появится в тебе; и голоса жениха и невесты не будет уже слышно в тебе: ибо купцы твои были вельможи земли, и волшебством твоим введены в заблуждение все народы. И в нем найдена кровь пророков и святых и всех убитых на земле

Таким образом, Иоанн называет Вавилон как бы большим брошенным жерновом, потому что ход времени всех любителей этого мира перемалывает, как жернов, и швыряет в круго­ворот. О них написано: По кругу ходят нечестивые (Пс. 11:9). <…>

И голоса играющих на гуслях, и по­ющих, и играющих на свирелях, и трубя­щих трубами в тебе уже не слышно будет. Говорит Иоанн, что пройдет веселость нечестивых и уже не будет. И указал причину, говоря: Ибо купцы твои были вельможи земли, то есть в твоей жизни они обрели [все возможные] блага. И волшебством твоим введены в заблуждение все народы. И в нем найдена кровь пророков и святых, и всех убитых на земле.

Разве тот же самый город убил апостолов, что и пророков и всех остальных святых? Но это город всех гордых, который Каин основал на крови своего брата, и назвал город по имени сына своего: Енох (Быт. 4:17). То есть [это - город его] потомков, потому что все злые, наследующие себе, в которых и присутствует Вавилон, вплоть до конца мира преследуют Церковь Божью. Следова­тельно, в городе Каина проливается вся кровь праведная от крови Авеля праведного до крови Захарии - то есть [городе] народа и жрецов. Между храмом и жертвенником (Мф. 23:35), - то есть между народом и жрецами. Это сказано потому, что не только люди, но и жрецы сговорились о смерти Захарии. Это город, который умертвил пророков и побил камнями посланных к нему. Это город, который возводится на крови, как написано: Горе строящему город на крови и созидающе­му крепости неправдою! (Авв. 2:12).

Изложение Откровения

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 35-36 Да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником. Истинно говорю вам, что все сие придет на род сей

Вся кровь, неправедно пролитая, по словам Господа, должна прийти именно на тогдашних иудеев. Они будут наказаны тяжелее, чем отцы, так как не вразумились после стольких примеров; так некогда Ламех, живший после Каина, был наказан более его, хотя и не убил брата; наказан же тяжелее потому, что не вразумился примером кары Каина. Придет, согласно словам Господа, вся кровь от Авеля до Захарии. Не без основания упомянуто здесь об Авеле: он, как и Христос, убит, пострадав от зависти. Но о каком Захарии здесь упоминается? Одни говорят, что этот Захария один из числа двенадцати малых пророков, а по мнению других, это отец Предтечи. До нас дошло сказание, что в храме было особое место, где стояли девы. Захария, будучи первосвященником, поставил здесь с девами Богородицу после рождения от нее Христа; иудеи, негодуя, что он родившую поместил с девами, убили его. Нет ничего удивительного, если у отца Предтечи Захарии отца звали Варахиею, как и у Захарии-пророка отец назывался. Возможно, что как они сами были соплеменники, так совпали и имена отцов их.

Толкование на Евангелие от Матфея

Иустин (Попович), прп. (†1979)

Ст. 34-36 Посему, вот, Я посылаю к вам пророков, и мудрых, и книжников; и вы иных убьете и распнете, а иных будете бить в синагогах ваших и гнать из города в город; да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником. Истинно говорю вам, что все сие придет на род сей

Фарисеи и книжники всех веков и всех континентов: вся их душа вызмеилась из демонизма, вылупилась из диавольской философии мира. Таковы порожденiя ехиднины, убиваютъ, распинаютъ, бьютъ всех богопроповедников, богоносцев. Даже и самых дивных и самых убедительных: носителей и переносчиков Христа Богочеловека, Его солнц, Его рая, Его Истины, Его Любви, Его Мудрости. И это они делают сознательно. Это верх фарисейства: открыто восставать и убивать все, что Христово, все Богочеловеческое. Маска сброшена: фарисейство в своей основе есть христоборчество, христоубийство. А это значит: фарисейство - это демонизм, диавольство, сатанизм. Поэтому оно не переносит Христа, и ничего Христового. Его жизненный закон: гнать, убивать, распинать все Христово. И фарисеи это делают всеми средствами. Так Европа европейскими фарисеями всех родов превращена в мучилище: в христомучилище. Да, да, фарисеи - это главные христоубийцы: вся кровь человеческая, пролитая от начала мира, это дело человеческого фарисейства: оно всегда восставало против Бога, против правды Божией, против носителя Божиего во всем человеческом: начиная от Авеля и до самого завершения мира и его человеческой истории. Истина о последнем действии вселенской драмы: о конце мира. Начальное действие: рай; завершающее? - Страшный суд. И все ему предшествующее в течение веков. В истории человеческого рода, которая разыгрывается на этой планете, созревают и зло, и добро, развиваются до своих огромнейших размеров. Зло земли слышно по всем мирам, также как и добро земли; ибо злые люди населяют ад, добрые же - рай. Значит: и земное зло, и земное добро далеко превосходят физические и географические границы земли. Земля - малый мир по физическому объему, но огромный и необъятный по объему духовному и нравственному. И самое маленькое твое добро, человек, смотри: уже видно из тех миров; точно также и твое самое малое зло. Ибо и самое малое добро твое отнесет в рай частичку твоей души, и точно так же даже самое маленькое зло отнесет частицу души твоей в ад. Так или иначе, человек принадлежит не земле, но тем мирам; через землю он только проходит, и с нее уходит в те миры. Земля это как бы планета отталкивания; оттолкнувшись от нее, человек может прыгнуть или в рай, или в ад. За человека борются и рай, и ад, потому история рода человеческого так серъезна и страшна. Поэтому она и завершается Страшным судом. Конец мира и не может быть иным. Всеведущий и Всевидящий Господь должен сказать Свое непогрешимое мнение о каждом человеческом существе и о всем роде человеческом совокупно. Почему? Потому что любое существо ниже Бога ошиблось бы и согрешило бы в отношени человека и человеческого рода, ибо никто не знает, что есть в человеке, кроме Всевидящего и Всеведущего Бога и Господа. Об этом драматическом конце мира нам открывает нечто всеведущий Господь Иисус Христос перед Своим отшествием из этого мира.

Толкование на Евангелие от Матфея

Троицкие листки (XIX в.)

Ст. 23:23-28; 24:1 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять. Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие! Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды. Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведников, и говорите: если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в пролитии крови пророков; таким образом вы сами против себя свидетельствуете, что вы сыновья тех, которые избили пророков; дополняйте же меру отцов ваших. Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну? Посему, вот, Я посылаю к вам пророков, и мудрых, и книжников; и вы иных убьете и распнете, а иных будете бить в синагогах ваших и гнать из города в город; да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником. Истинно говорю вам, что все сие придет на род сей. Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст. Ибо сказываю вам: не увидите Меня отныне, доколе не воскликнете: благословен Грядый во имя Господне! И выйдя, Иисус шел от храма…

О, как вы изобретательны на эти ничтожные мелочи, лишь бы только вам не делать главного, самого важного в Законе! Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, Закон повелевает посвящать Богу десятую часть уродившегося скота, плодов земных и подобного, но ничего не говорит о травах, а вы придумали давать десятину даже с кухонных трав: что даете десятину в пользу храма с мяты, аниса и тмина, растущих в садах ваших. И, соблюдая такие-то мелочи, точно в Законе не предписанные, оставили без исполнения важнейшее в законе, самые важные постановления в Законе, а именно: суд, справедливость в разбирательстве судебных дел, милость, снисходительность к бедным и несчастным, и веру, верность Богу и Его Святому Закону.

Я не укоряю вас за эти мелочи, но вы поставили их на первое место; сие, т.е. суд, милость и веру, надлежало делать со всем усердием, хотя и того не оставлять. Вожди слепые, пустосвяты, напрасно хвалящиеся своим всезнанием, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие! Вы с болезненной мнительностью заботитесь о том, чтобы не нарушить какого-либо предания своих старцев, будто оцеживаете из напитка попавшего в него комара, и в то же время не хотите вовсе замечать самых важных требований Закона – поглощаете, по пословице, верблюда! а если человек забывает это главное, то нет ему никакой пользы от соблюдения маловажных предписаний. Вы останавливаетесь на этих мелочах, на одной внешности, забывая совершенно о внутреннем, важнейшем: Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они, эти стекляницы и блюда, полны (наполнены) у вас ястиями и питиями, которые приобретены от хищения и неправды. Что пользы в том, что вы так заботливо стараетесь о чистоте посуды на вашем столе? Фарисей слепой! Ты совсем не думаешь о том, что имеешь нужду в исправлении; мало того, ты считаешь себя даже способным еще других исправлять. Опомнись, очисти прежде внутренность чаши и блюда, сделай так, чтобы пища в блюде твоем и питие в чаше твоей были приобретены не хищением и неправдой, а честным трудом, загради потоки в источнике, – и только тогда уже само собою произойдет то, чтобы чиста была и внешность их. Иначе не поможет тебе наружная чистота. Твоя собственная внутренность, твоя душа полна всякой нечистоты. «Ты стараешься сделать благолепной внешность сосуда, – говорит блаженный Феофилакт, – т.е. внешность твоего существа, между тем внутренность твоя полна нечистоты». «Если в блюде важно внутреннее, то тем более в тебе самом» (свт. Иоанн Златоуст). Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, вы считаете осквернением прикасаться к гробницам умерших; вы каждый год нарочито выбеливаете их, не ради красоты, а чтобы обозначить для приходящих место их, чтобы они, как-нибудь нечаянно, не прикоснулись к ним; но того и не подозреваете, что сами вы уподобляетесь этим окрашенным гробам, побеленным, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри , в своей душе, в своем сердце, исполнены лицемерия и беззакония!

Горе сынам, избившим пророков… Да придет на вас вся кровь праведная… Иерусалим, Иерусалим… Се, оставляется вам дом ваш пуст… (Мф. 23:29–24:1)

С восточного двора храма, где Господь произносил Свою грозную речь на фарисеев, открывался вид на долину Кедронскую; там, по склонам горы Елеонской, находились гробницы пророков; самая южная гробница и теперь известна под именем гробницы пророка Захарии. Смотря на эти памятники и перенося Свой взор от одной гробницы к другой, Господь начал говорить опять: Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам, стараетесь всем показать, будто усердно чтите память своих ветхозаветных страдальцев за истину и добродетель, и украшаете памятники праведников, притворно осуждая отцов своих, которые избивали пророков, и говорите: если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в пролитии крови пророков. О, если бы все это было искренно, если бы вы действительно стыдились преступлений своих отцов, если бы от сердца чтили память убитых ими пророков, если бы от чистого сердца украшали вы гробницы их! Это было бы действительно дело доброе, ибо между костями пророческими есть кости чудотворящие, каковы были кости пророка Елисея, одно прикосновение к которым воскресило мертвеца, – но вы об этом вовсе не думаете, и тут у вас – одна ложь, одно низкое лицемерие! Вы зиждите гробы пророков: какая в том польза, когда сердце ваше есть вертеп вражды и смерти, когда «гортань их – открытый гроб» (Пс. 5:10) для убийственной клеветы против Меня, Господа пророков? Неужели вы удержались бы от убийства рабов Моих, когда решили уже в своем сердце убить Меня? Нет, в своих сердцах вы соглашаетесь со своими отцами, вы продолжаете их дело: они избили пророков, а вы строите им гробницы, «как бы хвалясь этим убийством, как бы опасаясь, чтобы память о такой их дерзости с течением времени не погибла бы вместе с разрушившимися памятниками», вы по доброй воле сделали себя наследниками неправды и беззаконий своих отцов, вы ставите себе в честь их дерзость!.. Таким образом вы сами против себя свидетельствуете, что вы сыновья не по плоти только, но и по духу тех, которые избили пророков, что и вы способны быть, и действительно скоро будете убийцами, и уже не пророков, а Самого Господа пророков, – будете убийцами Мессии Христа! Дополняйте же меру отцов ваших. Превосходите отцов ваших в злодеяниях, в пролитии неповинной крови! Переполняйте меру долготерпения Божия!

Змии, порождения ехиднины! Вы хвалитесь: «отец у нас Авраам», – нет, не Авраам отец ваш, вы – злые дети злых отцов, и еще злее, еще хуже своих отцов!.. Как убежите вы от осуждения в геенну? Ничто не спасет вас, развратных, жаждущих крови неповинной! Если же ни суд, ни геенна не устрашают вас, гибель ваша неминуема, если вы уже должны понести возмездие за все кровопролития, то посему, вот, Я, воплощенная Премудрость Божия, посылаю к вам пророков, и мудрых, и книжников, посылаю Моих апостолов, этих не книжных, но истинных мудрецов и книжников, посылаю, хотя заранее знаю, что вы и их не пощадите; и вы иных убьете (как и были убиены первомученик Стефан, Иаков Зеведеев и др.) и распнете (как был распят Симеон, сродник Господень по плоти), а иных будете бить в синагогах ваших (как не раз били апостолов и в синедрионе, и в синагогах) и гнать из города в город (все это сбылось над прочими апостолами Христовыми). Зависть, эта болезнь диавольская, так овладела вашими сердцами, что вы никого из праведников не щадили, не пощадите и Моих апостолов. Да придет на вас, которые ничем не вразумились, падет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного, первого на земле мученика, убитого из зависти братом родным, до крови Захарии, сына Варахиина, которого вы убили , безпощадно, кощунственно вы дерзнули убить не где-либо в ином месте, а в самом храме, между храмом и жертвенником 1). «Но для чего Мне говорить о наказании отцов ваших, вы, которые произносите осуждение на отцов ваших, сами не поступаете ли хуже их? – вопрошает святитель Златоуст. – Вы сами уже произнесли себе приговор: «злодеев предаст злой смерти».

И все пророки обличали вас, что вы кровь мешаете с кровью, что вы – мужи кровей», а потому – Истинно говорю вам, что все сие придет на род сей, непременно изольется чаша гнева Божия, и изольется скоро. Вы продолжаете беззаконничать, несмотря на все угрозы и предостережения, и потому неотменно придет мщение Божие на ваши преступные головы за всю неповинно пролитую кровь!.. Господь недавно плакал, смотря на Иерусалим при Своем торжественном входе в него; и теперь в Его словах опять слышатся слезы глубокой скорби о несчастном городе. «Это голос милосердия, сострадания и великой любви, – говорит святитель Златоуст. – Как будто перед любимой женщиной, которую постоянно любили, но которая презрела любившего ее и через то заслужила наказание, Он оправдывается тогда, когда намерен уже был поразить его казнью». Господь воскликнул: Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! Несмотря на все твои тяжкие преступления, Я не перестал любить тебя, напротив: сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица (наседка) собирает птенцов своих под крылья, сколько раз Я приходил сюда, в этот город, учил, творил чудеса, чтобы обратить живущих здесь к Себе, чтобы они признали Меня своим Мессией и вступили в Мое Царство, Я желал всех обнять Моей любовью, всех согреть Моей благодатью, но все было напрасно: и вы не захотели! Вы сами не захотели воспользоваться Моими благодеяниями, сами отвернулись от Меня, – смотрите же: себя и вините в своих несчастьях: Се, оставляется вам дом ваш пуст! Я уже не называю этого храма Моим домом, Я отрекаюсь от него: с этого дня он уже не Мой, а ваш! Я не буду более заботиться о нем, хранить его, он будет скоро опустошен, разрушен, сожжен, а с ним запустеет и Иерусалим, и вся ваша земля, Богом оставленная… Ибо сказываю вам: не увидите Меня отныне, не услышите более Моего спасительного призыва, день милосердия прошел для вас, и Я буду вашим грозным Судией. Вы не увидите Меня, доколе не настанет и для вас, в конце времен, пророками предсказанный час, когда войдет в Царствие Божие полное число язычников, и вы раскаетесь в своем ожесточении, познаете Меня, своего Избавителя, пока не воскликнете: благословен Грядый во имя Господне! Если же и тогда кто из вас останется в своем неверии и ожесточении, то будет еще великий день, последний день мира, день Моего Страшного Суда, когда Я приду во всей славе Моей, с Ангелами и всеми святыми, когда, узрев Меня, восплачутся все племена земные, – тогда, наконец, невольно и самый неверующий признает во Мне ныне отвергаемого Мессию, и хотя бы пожелал воскликнуть: «благословен Грядый», но будет уже поздно…

«С этими словами Господь вышел из внутренних притворов храма во внешние, – говорит Иннокентий, архиепископ Херсонский, – как бы желая показать, что исполнение последней угрозы началось теперь же. И выйдя, Иисус шел от храма… После этого Он уже не был в храме. Такие беседы, как эта, не остаются без действия и произносятся только теми, которые на то и пришли в мир, чтобы свидетельствовать истину и умереть за нее. Так никто еще и никогда не говорил в храме Иерусалимском, в присутствии народа. Обличения самого Исайи и Иеремии представляются не столь сильными в сравнении с этими обличениями Иисуса Христа. Все, в чем Господь в разных случаях упрекал книжников, собрано теперь в одно. После этого гордые лицемеры не могли простить своему Обличителю: смерть, смерть жестокая будет с их стороны ответом! Для народа такое обличение книжников было весьма нужно. Он должен был, наконец, увидеть причину своих бедствий, узнать, кто его ведет, и в какую бездну. Время пощады кончилось. Не желая преждевременно колебать существующий порядок вещей, Господь доселе не раскрывал всей низости характера народных учителей; иногда поддерживал даже важность их сана, и теперь велел слушать, чему они учат. Но показав мудрое снисхождение, надлежало показать и неумытную строгость, и она показана! Ни одна страсть не оставлена без обличения, ни одно заблуждение без упрека. Все выставлено в таком свете, что нельзя было не видеть истины. Паче же всего – низкий характер книжников, их лицемерие и невежество изображены так живо и сильно, как только может изображать язык человеческий. И все это было тем разительнее для слушателей, что Иисус Христос говорил уже не как обыкновенный учитель, а как Мессия, отвергнутый синагогой и упрекающий ее за неверие и убийство пророков и предсказывающий бедствия, за этим неминуемо грядущие. Как прежде, в Евангельских блаженствах, Он указал спасительный путь к Царству Небесному, вещая с кротостью Небесного Учителя, так теперь, в конце Своего земного служения, Он показал тот погибельный путь, которым следуют нераскаянные и ожесточенные враги Его». Размышляя о словах Господа: «се, оставляется вам дом ваш пуст», святитель Феофан Затворник говорит: «Сколько милостей явил Господь Иерусалиму, т.е. всем Иудеям! И, наконец, все-таки вынужден был сказать: «се, оставляется вам дом ваш пуст». Известно всем, что из этого вышло: Иудеи до сих пор бездомны. Не бывает ли подобного и с душой? Печется о ней Господь и всячески ее вразумляет; покорная идет указанным путем, а непокорная остается в своем противлении Божию званию. Но Господь не бросает ее, а употребляет все средства, чтобы ее вразумить. Возрастает упорство, возрастает и Божие воздействие. Но всему мера.

Душа доходит до ожесточения, и Господь, видя, что уже ничего более сделать с ней нельзя, оставляет ее в руках падения своего, и гибнет она подобно фараону. Вот и возьми всякий, кого борют страсти, себе отсюда урок, что нельзя безнаказанно продолжать поблажку до конца. Не пора ли бросить, и не по временам только себе отказывать, а сделать уже решительный поворот? Ведь никто не может сказать, когда преступит границу. Может быть, вот, – вот и конец Божию долготерпению»…

1) Одни толкователи думают, что здесь разумеется Захария, сын Иодая, умерщвленный царем Иоасом во дворе дома Господня за 850 лет до Рождества Христова; но Иудеи и после него умертвили многих пророков, например, Исайю, Амоса, Михея, Иеремию; непонятно, почему же Господь ограничил убиение пророков этим Захарией? Другие думают, что разумеется один из меньших пророков; но, по свидетельству предания, записанного св. Епифанием, он скончался мирно в глубокой старости. Некоторые же полагают, что здесь Господь разительно пророчествует об убиении Захарии, сына Варухова, что было спустя тридцать шесть лет во время осады Иерусалима. Но тот Захария не был пророком; это был невежественный фанатик, не веровавший в Евангелие Христово, и Господь не удостоил бы его наименовать в числе пророков. Вероятнее всего, Господь разумел Захарию, отца Предтечи, как думают святители Василий Великий, Иоанн Златоуст, Епифаний Кипрский, святой Петр Александрийский, блаженный Феофилакт и др. По одному преданию, его убили Иудеи за то, что поставил Пресвятую Деву Марию на месте дев после того, как Она родила Иисуса Христа, по другому, – он убит во время избиения младенцев Вифлеемских за то, что не выдал своего сына. Отец Предтечи был действительно пророком, ибо пророчествовал о Спасителе при рождении своего сына

Троицкие листки. №801-1050

Евфимий Зигабен (†1118)

Яко да приидет на вы всяка кровь праведна, проливаемая на земли, от крове Авеля праведнаго до крове Захарии сына Варахиина, егоже убисте между церковию и олтарем

Яко да приидет на вы всяка кровь праведна, проливаемая на земли

Под кровью понимай осуждение за кровь, т.е. за убийство. Пусть придет на вас осуждение за кровь всякого проповедника, пролитую на землю. А Лука (11:50) сказал: да взыщется кровь всех пророк, которая пролита родом этим от создания мира. Слова эти указывают на нечто ужасное. Кто знает, как наказаны были прежние грешники, и тем не менее подражает им, тот достоин наказания всех их, т.е. должен дать ответ за каждого из них, потому что не вразумился их примерами. Даже некоторых из этих вы, говорит, убьете, чтобы потерпеть наказание за всякое прежде совершенное убийство праведника. Они слышали, что за Каина отмстится всемеро, а за Ламеха – в семьдесят раз всемеро, потому что не вразумились предшествующим примером.

От крове Авеля праведнаго до крове Захарии сына Варахиина, егоже убисте между церковию и олтарем

Кстати упомянул об Авеле, показывая, что и это убийство совершено по зависти. Относительно Захарии одни говорят, что это один из двенадцати пророков, другие – что так называвшийся сын Иоддая, третьи – что это Азария, а большинство – что отец Иоанна Крестителя, – так как, говорят, из неписанного предания известно, что в храме было место, назначенное для девиц, и он позволил однажды стоять там уже после рождения Спасителя Богородице, говоря, что Она Дева, – за что и был убит между храмом и находящимся вне жертвенником.

Толкование на Евангелие от Матфея

Никифор (Бажанов), архим. (†1895)

Ст. 2 И еще родила брата его, Авеля. И был Авель пастырь овец, а Каин был земледелец.

Авель
 (Быт.4:2), на еврейском: Хибель – дуновение, пар, и отсюда – суета, ничтожество, или нечто скоропреходящее, был второй сын Адама и Евы. И был Авель пастырь овец, говорит бытописатель, а Каин земледелец. Спустя несколько времени Каин принес от плодов земных дар Господу. И Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его (быть может, ниспосланием огня с неба), а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился и поникло лицо его..и вот, когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его (Быт.4:2-8).

Гроб Авеля доселе указывают недалеко от Дамаска. Величие и превосходство жертвы Авеля пред жертвою Каина приписывается апостолом Павлом его вере (Евр.11:4): верою Авель принес Богу жертву лучшую, говорит он, нежели Каин. В Новом Завете сам Спаситель говорит об Авеле, как о первомученике, и отличает его названием праведного (Мф.23:35). В Послании ап. Павла к Евреям Авель, вместе с прочими, причисляется к сонму древних ветхозаветных праведников, свидетельствованных в вере. Гностики сделали из Авеля эона, а секта авелитов, утверждая, что Авель, хотя и женатый, умер девственником, подражала ему, уклоняясь от исполнения супружеских обязанностей.
 

Каин (приобретение) (Быт.4:1,9; 1Ин.3:12; Евр.11:4) – старший сын Адама и Евы, брат Авеля. Приобрела я человека от Господа, говорила Ева по его рождении (Быт.4:1), т. е. приобрела того избавителя, которого обещал Господь, – но она горько обманулась в своем чаянии.

Перворожденный сын ее, Каин, сделался первым убийцей на земле, и не только убийцей, но и братоубийцей. К этому страшному преступлению его побудила зависть, так как на жертву, принесенную Богу Авелем от первородных овнов стада, Господь призрел, а на его жертву от плодов земных не призрел, вследствие чего Каин сильно огорчился. Он не мог прямо смотреть и потупил лицо. Почему ты огорчился? сказал Господь, и отчего поникло лицо твое? Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброю, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним.

Однако же Каин пренебрег Божеств. внушением и весь отдался зависти. Раз он увел брата своего Авеля в поле и там наедине напал на него и убил его. Где Авель, брат твой? – воззвал Бог к Каину. Не знаю; разве я сторож брату моему? – отвечал братоубийца. Тогда Господь сказал: что ты сделал? Голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли. И ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей... Ты будешь изгнанником и скитальцем на земле. Наказание мое больше, нежели снести можно, отвечал Каин, и всякий, кто встретится со мною, убьет меня. – Всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро. И сделал Господь Бог Каину знамение, замечает св. бытописатель, чтоб никто, встретившись с ним, не убил его. Вероятно, это было что-нибудь ужасное, что не допускало приближаться к братоубийце.

И пошел Каин от лица Господня; и поселился в земле Нод, на восток от Едема... И построил он город и назвал город по имени сына своего – Енох. Не так, как Каин, пишет о нем св. ап. Иоанн, который был от лукавого, и убил брата своего. А за что убил его? За то, что дела его были злы, а дела брата его праведны (1Ин.3:12). Горе им, говорит ап. Иуда о современных ему нечестивцах, потому что они идут путем КаиновымВерою Авель принес Богу жертву лучшую, нежели Каин, свидетельствует о нем св. ап. Павел (Евр.11:4);

Библейская энциклопедия 1891г

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником

(Лк. 11:50-51). При рассмотрении этого стиха первый вопрос о том, почему были виноваты современные Христу книжники и фарисеи и народ иудейский, что на них должна была прийти вся кровь праведная от крови Авеля до крови Захарии. В убийстве Авеля был виновен Каин, а не они. Почему же они подлежали за это, согласно словам Христа, ответственности?

Это объясняется тем, что в жизни как отдельных лиц, так и целых обществ и даже народов бывает сосредоточение как добра, так и зла. Убийство Авеля было выражением злобы Каина; но эта злоба развилась и дошла до чрезвычайного усиления в современных Христу фарисеях и книжниках. Отсюда обычное библейское воззрение, что потомки наказываются за грехи отцов, грехи, в которых потомки, собственно, неповинны фактически. Современные Христу книжники и фарисеи были так развращены, так худы, что должны были нести ответственность и за прежние преступления, потому что не только были способны и готовы совершить их, но и гораздо большие. История убийства Каином Авеля известна, и ее нет надобности повторять. Это было первое убийство человека, совершенное в мире. Следовало бы ожидать, что Христос укажет затем на последнее убийство, желая обозначить кратко все промежуточные убийства, от начала до конца. Он указывает на убийство Захарии, сына Варахиина. Какой Захария здесь имеется ввиду? Иероним принимает, что упоминаемый в Евангелии Матфея Захария был тот, который убит Иоасом, царем иудейским между храмом и жертвенником (inter templum et altare). Но следует заметить, говорит Иероним, что этот Захария не был сыном Варахии, а священника Иодая. In Evangelio quo utuntur Nazareni, pro filio Barachiar, filium Joiadae reperimus scriptum (в Евангелии, которым пользуются назаряне, находим, что вместо сына Варахии в нем написано сын Иодая). Новейшие толкователи, согласно с Иеронимом, держатся мнения, что это был Захария, убитый Иоасом (2Пар. 24:20 и сл.). Наименование же отца его Варахией объясняют тем обстоятельством, что отец мог носить два имени: Варахия и Иодай.

Толковая Библия

Димитрий Владыков, протопресвитер (†1955)

Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведников, и говорите: если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в пролитии крови пророков; таким образом вы сами против себя свидетельствуете, что вы сыновья тех, которые избили пророков; дополняйте же меру отцов ваших. Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну? Посему, вот, Я посылаю к вам пророков, и мудрых, и книжников; и вы иных убьете и распнете, а иных будете бить в синагогах ваших и гнать из города в город; да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником

Фарисеи и книжники из тщеславия и гордости устрояли и украшали гробницы пророков и памятники праведникам, при чем укоряли своих отцов за избиение их. Господь осудил фарисеев за лицемерие, а не за постройку гробниц (ср. Быт.35:204Цар.23:17-18) и, предвидя, что книжники и фарисеи распнут Его, убьют посланных Им, считает их хуже отцов, осуждаемых ими. 

Православная Церковь и сектанты

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible