Скрыть
Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 13-15 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго молитесь: за то примете тем большее осуждение. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас

Этими словами Спаситель начинает обличать книжников и фарисеев в том, что они пресыщались и, что еще ужаснее, наполняли чрево свое не от имущества богатых, но от стяжания вдов, и таким образом еще более увеличивали их бедность вместо того, чтоб облегчить ее. Они не просто ели, но поедали. И это корчемство еще прикрывали самым низким лукавством: лицемерно надолзе молитвы творяще. Всякий, делающий зло, заслуживает наказания; кто же, принявши на себя образ благочестия, употребляет его для прикрытия своих злых дел, тот подлежит гораздо жесточайшему наказанию. Почему же Спаситель совсем не лишал сана книжников и фарисеев? Потому, что не пришло еще время. Вот почему Он и оставил их до времени. А обличая их, Он предохраняет народ от обольщения, чтобы он, смотря на высокий сан книжников, не увлекся к подражанию им. Так как прежде Он сказал: вся, елика аще рекут вам творити, творите (Мф. 23:3), то теперь, чтобы неразумные, основываясь на этих словах, не подумали, что им позволяется все, показывает, в чем книжники извращают закон. Горе вам, книжницы и фарисее, яко затворяете царствие пред человеки: вы бо не входите, ни входящих оставляете внити. Если виновен тот, кто не приносит пользы, то как может ожидать прощения тот, кто причиняет ближним вред, и заграждает им вход? Что же значит слово: входящих? Оно означает способных. Когда надлежало что-нибудь предписывать другим, тогда книжники возлагали бремена неудобоносимые; а когда самим им должно было исполнять что-нибудь из предписываемого законом, тогда они поступали совершенно иначе: не только ничего ни делали сами, но, что гораздо пагубнее, развращали еще и других. Это люди, которых должно назвать язвою, люди поставляющие делом своим погибель других, совершенно противоположные истинным учителям. Если дело учителя - спасать погибающего, то губить желающего спастись - дело губителя. Затем следует другое обличение: яко преходите море и сушу сотворити единаго пришельца, и егда будет, творите его сына геенны, сугубейша вас (ст. 15), - то есть: хотя вам стоит чрезвычайно великих трудов и усилий обратить кого-либо, но и после всего этого вы не умеете сберечь его. Мы всего более стараемся сберегать то, что приобретено с великим трудом; а вас и это не делает более заботливыми. Здесь Христос предъявляет к книжникам и фарисеям два обвинения: во-первых, в том, что они ничего не могут сделать для спасения многих, и что им великого стоит труда привлечь к себе хотя одного человека; во вторых, в том, что они совершенно нерадят о сохранении того, кого приобрели; и не только нерядят, но еще становятся его предателями, когда порочною своею жизнью развращают его и делают еще хуже. Действительно, когда ученик видит порочных учителей, то делается хуже их, потому что он не останавливается на степени развращения своего учителя. Когда учитель добродушен, ученик подражает ему; а когда он худ, то еще и превосходит его в том, потому что нет ничего легче, как делаться худшим. Он называет его сыном геенны, т. е. точно таким, какова сама геенна. А слова: сугубейша вас - сказал для того, чтобы и порочных учеников устрашить, и книжников поразить сильнее за то, что они были учителями беззакония. И не только за это, но еще и за то, что они старались вложить в учеников своих больше зла, вовлекая их в большую порочность, нежели какой подвержены были сами, что служит признаком в высшей степени развращенной души.

Беседы на Евангелие от Матфея

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас

Не с такой заботливостью мы сохраняем найденное, с какой ищем. Книжники и фарисеи, обходя весь мир ради торговли или для приобретения богатства, как от учеников, так и по внешней святости, очень заботятся приобрести прозелитов, то есть пришельцев, и присоединять их к обрезанному народу Божию. Но тот, кто прежде, - пока был язычником, - просто заблуждался и был сыном геенны один раз, видя пороки своих учителей и понимая, что они делами ниспровергают то, чему на словах учили, обращается снова на нечистоту свою (vomitum suum, ср. 2Пет. 2:22) и, сделавшись язычником, как изменник будет достоин большего наказания. Сыном геенны он называется по подобию выражений: «сын погибели» и «сын века сего». Каждый делающий дела кого-нибудь называется сыном его.

Толкование на Евангелие от Матфея

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас

Не только иудеев развращаете вы, но и тех, кто от идолослужения обращается к иудейской вере, - так называемых прозелитов. Вы стараетесь кого-нибудь обратить к иудейскому образу жизни и обрезанию, а когда кто станет иудеем, он гибнет, заражаясь вашей порочностью. «Сын геенны» - это человек, достойный сожжения в геенне, имеющий с геенной какое-то духовное сродство.

Толкование на Евангелие от Матфея

Иустин (Попович), прп. (†1979)

Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас

Ад - это иметь фарисейскую душу. Сугубый ад - это заразить другого своим фарисейством. Фарисеи иногда очень ревностны в прозелитизме. Фарисейство - это ад для души; если удастся фарисею перенести свое фарисейство в другого, и приобрести для него, тогда он становится сугубым убийцей: сперва он себя убил своим фарисейством, и потом и своего прозелита. Что такое ад? Ад - это царство зла, в котором вечно царствует противобожественная сила - диавол. А диавол царствует грехом и смертью в существе человеческом. Фарисей сверху до низу своей души живет гордостью, которая неощутимо разливает по его душе все зло, и все грехи, и все смерти. А это - ад, причем сугубый ад. В таком аду муки несказанные. Ибо богообразная душа человеческая, сколько бы она ни любила грех и зло, все же от этого чувствует и терпит муку. Нет сомнения, способность души чувствовать и мыслить - это дар Божий; но когда человек употребляет всю свою Богом данную способность ощущения на ощущение зла и греха, и всю свою Богом данную способность мышления употребляет на мысль о зле и грехе, тогда это ад. Ад? - добровольное предание на службу греху своих Богом данных способностей для ощущения и мышления, способностей: ощущать и мыслить.

Толкование на Евангелие от Матфея

Троицкие листки (XIX в.)

Ст. 13-22 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго молитесь: за то примете тем большее осуждение. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас. Горе вам, вожди слепые, которые говорите: если кто поклянется храмом, то ничего, а если кто поклянется золотом храма, то повинен. Безумные и слепые! что больше: золото, или храм, освящающий золото? Также: если кто поклянется жертвенником, то ничего, если же кто поклянется даром, который на нем, то повинен. Безумные и слепые! что больше: дар, или жертвенник, освящающий дар? Итак клянущийся жертвенником клянется им и всем, что на нем; и клянущийся храмом клянется им и Живущим в нем; и клянущийся небом клянется Престолом Божиим и Сидящим на нем

После предостережения ученикам от подражания фарисеям, Господь обращает грозное слово Свое уже прямо к самим фарисеям. Подобно древним пророкам, в повторяющихся восклицаниях Он грозит им страшными неизбежными карами суда Божия за их нечестие и пороки. Гласом Судии всей земли Он изрекает им восьмеричное горе, обнажая и поражая всю мерзость их внутреннего запустения. «Первое горе» Он возглашает им за ложное толкование Закона Божия и Священного Писания, за извращение самого духа Закона Божия, из-за чего они и себе и другим затворяли Царство Небесное.

«Второе горе» – за ненасытное корыстолюбие, прикрываемое лицемерной набожностью. «Третье горе» – за развращение и погибель тех, кого они обращали к вере из язычников. «Четвертое горе» – за то, что они извращали смысл клятвы, и делали это ради корысти. «Пятое горе» – за то, что не хотели понимать самого духа Закона и, исполняя неважные предания своих старцев, забывали заповеди Божии о правде, милосердии и верности Божию Закону. «Шестое горе» – за то, что слишком много заботились о внешних омовениях и очищениях и вовсе не думали о душевной чистоте. «Седьмое горе» – за то, что по душе были мертвы для доброделания, и это омертвение и неплодие прикрывали лицемерным благочестием. И последнее, «восьмое горе» – за их упорную ненависть к посланникам Божиим, пророкам, которую лицемеры скрывали от глаз народа под видом усердия к украшению их гробниц. В заключение этих, поистине громоносных обличений, Господь наш, воспламенившись праведным негодованием, называет фарисеев змиями, порождениями ехидны: эти пресмыкающиеся, внушающие каждому ужас и омерзение, могли служить народу вполне понятным образом пронырливых, лукавых и злобных врагов Господа, заражавших ядом лжеучения простые души. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, – воскликнул Он, – что затворяете (делаете недоступным) Царство Небесное человекам! Бог отверзает двери этого Царства для всех, Бог всех зовет в него, но вы стоите в дверях: ибо вы ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете. В угоду своим страстям вы извратили понятие о Мессии и Его Царстве; присвоив себе право толковать Закон, вы взяли ключ разумения Писаний и исказили их чистый смысл своими измышленными преданиями; вы упорно отвергаете Меня! злобно клевещете на Меня, называя ядцей и винопийцей, льстецом и другом мытарей и грешников, богохульствуя, будто Я совершаю чудеса силой князя бесовского… Многие из народа готовы уверовать в Меня, готовы войти в Царство Небесное, но вы смущаете их совесть, на вас они смотрят как на учителей, Богом поставленных, они ждут вашего слова и колеблются, и остаются за дверями Моего Царства… Многие жаждут истины, жаждут спасения, но видят ваше лицемерие, вашу ложь в жизни, вашу алчность и пустосвятство, и соблазняются; вы, как противники Божии, сами не идете и другим затворяете двери рая Божия… Вас, по справедливости, должно назвать язвой народа, губителями, а не учителями!.. А сколько зла творите вы ближнему в угоду своей ненасытной алчности и тщеславию! Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов.

Мало вам людей богатых, вы не щадите и бедных, ложью и обманом отнимаете у безпомощных вдовиц последние крупицы, вместо того, чтобы облегчать их бедность. И, что всего возмутительнее, это хищничество вы прикрываете самым низким лукавством, лицемерно долго молитесь, напоказ, и этой мнимой набожностью входите в доверие простых людей, особенно женщин, и безсовестно, под предлогом благочестия, обираете их, издеваясь над их простотой! «Если всякий, делающий зло, заслуживает наказания, – говорит святитель Златоуст, – то какому же жестокому наказанию подвергнетесь вы, принявшие на себя образ благочестия и употребляющие его для прикрытия своих злых дел»: за то примете тем большее осуждение. Вам следовало бы помогать бедным вдовицам, а вы их же обижаете. И в то же время вы стараетесь выставить себя ревнителями славы Бога Израилева: Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, не щадите, по-видимому, никаких трудов, дабы обратить хотя одного чужестранца язычника в свою веру, но и после всех ваших трудов и усилий вы не умеете сберечь обращенного; и когда это случится, когда он сделается Иудеем, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас, развращаете его примером своей лицемерной жизни, делаете достойным сожжения в геенне, вдвое худшим вас самих! Он становится вовсе неспособным к познанию истины Божией, и гибнет навеки… И этой гибели вы сами содействуете, извращая заповеди Божии, научая его обходить Закон Божий. Горе вам, вожди слепые, вы беретесь указывать другим путь в Царство Небесное, а сами этого пути не видите. До каких нелепостей в смышлениях доходите вы, например, которые говорите: если кто поклянется храмом, то ничего; это, по-вашему, ничего не значит, – можно, будто бы, изменить такой клятве; а если кто поклянется золотом храма, золотыми украшениями храма, золотыми сосудами, священными принадлежностями его, или золотом, которым покрыты врата и разные части храма, или, наконец, тем золотом, которое находится в сокровищнице храма, то такой человек повинен, обязан непременно сдержать свою клятву, а если не сдержит, то должен быть наказан как клятвопреступник. Безумные и слепые! что больше: золото, или самый храм, освящающий золото? Неужели вы не понимаете, что потому и делается золото священным, что оно находится в храме, – не безумно ли считать более священным то, что само имеет нужду в освящении от храма, чем храм, его освящающий?

Также: вы говорите, если кто поклянется жертвенником, на котором приносятся жертвы и всесожжения, то ничего, по-вашему, это ничего не значит; если же кто поклянется даром, который на нем, т.е. жертвой, которая на нем, то повинен, обязан представить в храм то, чем клялся: вола, овцу или другое, что приносилось в жертву. Безумные и слепые! что больше: дар, или жертвенник, освящающий дар? От жертвенника получает освящение жертва; следовательно, жертвенник важнее и священнее, чем дар, освящаемый от него. И ради чего это лукавое разделение клятв на важные и неважные? Это для вас выгодно. И вот, из-за своих корыстных расчетов вы так исказили истинный смысл всякой клятвы, что забыли самое главное: дело не в вещи, которой клянутся, а в том, Кому посвящена эта вещь; человек призывает Самого Бога в свидетели своей правоты и искренности, а потому всякая клятва, чем бы то ни было священным, имеет одинаковую силу: Итак клянущийся жертвенником клянется им и всем, что на нем; и клянущийся храмом клянется им и Живущим в нем Самим Господом Богом, так что клянущийся храмом клянется небом; и клянущийся небом клянется Престолом Божиим, как местом особого присутствия Божия, и Сидящим на нем во всем величии, славе и свете неприступном 1).

1) Блаженный Феофилакт замечает: «В Ветхом Завете Христос не позволяет считать дар более алтаря, а у нас алтарь святится от Даров. Ибо по Божественной благодати хлебы преложатся в самое Тело Господне, потому и освящается ими жертвенник. В Ветхом же Завете мясо и кровь животных возлагались на жертвенник и освящение их зависело от жертвенника».

Троицкие листки. №801-1050

Евфимий Зигабен (†1118)

Горе вам, книжницы и фарисее, лицемери, яко преходите море и сушу, сотворити единаго пришелца: и егда будет, творите его сына геенны сугубейша вас

Преходите – переплываете. Пришельцем закон называл того, кто переходил от идолослужения к иудейской религии. Итак, Христос говорит: едва после бесчисленных трудов вы приобретаете одного пришельца, и, однако, не бережете его; вы бесполезны для спасения идолопоклонников и небрежны при сохранении пришельца; мало того, являетесь даже предателями, развращая его своей негодной жизнью и делая его сыном геенны, т.е. родственным геенне и достойным ее. Сказал сугубейша, потому что всякий, имеющий негодного наставника, не останавливается на той же степени испорченности, а идет обыкновенно далее.

Толкование на Евангелие от Матфея

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас

Смысл тот, что язычник, обращенный в иудейство фарисеями, бывает вдвое хуже того, кем он был, и, следовательно, лицом, вдвое более достойным геенны, чем сами фарисеи. Так, конечно, бывало не всегда. Но обыкновенно бывало так, подобно тому, как из-под руководства развращенных воспитателей выходят обыкновенно развращенные ученики (ср. Рим. 2:17-24).

Толковая Библия

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

О незаконных учителях.

Мф.23:15. Здесь укоряются такие «учителя» фарисеи, которые самовольно, не будучи посланы, взялись за дело учительства: 1Тим.1:6; 2Тим.3:1-5,9, но никак не те, о которых сказано Еф.4:11-13; главным же образом здесь осуждаются отвергшие проповедь Христа о Царстве Небесном и отвращающие других: Ин.12:42.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими


О пастырстве.

Мф.11:25. Евангельское учение открывается младенцам не по уму, а младенцам на злое: 1Кор.14:20; о непокорных заповедям говорится: 1Кор.14:21-22. Чтобы проповедовать, недостаточно одной способности, нужно – посольство: Рим.10:15; Тит.1:5; 2Тим.1:6.

Мф.23:15. В православной Церкви в каждом районе, есть свои пастыри право поставленные: Тит.1:5, которым сказано: 2Тим.4:2. Очевидно, здесь разумеются не поставленные Господом на дело проповеди, а путешествующие по собственной воле: Рим.10:15; Евр.5:4;6:4-6.

Ин.1:41-42. Здесь убедительное доказательство избрания и посланничества на дело пастырского служения. Вот ап. Петр – камень, основание Церкви: Мф.16:18, вот избрание других апостолов: Мф.10:1-5; Лк.10:1-2, но нигде не сказано, чтобы это великое служение могли предвосхищать люди сами собою: Евр.5:4; о преемственной же передаче апостольско-пастырского служения говорится: Тит.1:5.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими

Димитрий Владыков, протопресвитер (†1955)

Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас



Фарисеи и книжники не из любви к истине и заблуждающимся, а по тщеславию старались обратить в иудейскую веру, хотя бы одного язычника, но не заботились о научении его истинам веры и об исправлении его жизни, а еще более развращали его примером своей лицемерной жизни. Апостолы и их преемники, исполняя заповедь Господа (Мф.28:19-20), возвещают Его учение во все концы вселенной (ср. Рим.10:18) и всех верующих богодарованными средствами прививают ко Христу (Ин.15:1-5; Рим.11:17), «созидая Тело Христово, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного» (Еф.4:11-16).

Православная Церковь и сектанты

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible