Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Евангелие от Марка 9:49
Ибо всякий огнем осолится, и всякая жертва солью осолится.
Святые отцы
Прочие
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
Ст. 43-50 И если соблазняет тебя рука твоя, отсеки ее: лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геенну, в огонь неугасимый, где червь их не умирает и огонь не угасает. И если нога твоя соблазняет тебя, отсеки ее: лучше тебе войти в жизнь хромому, нежели с двумя ногами быть ввержену в геенну, в огонь неугасимый, где червь их не умирает и огонь не угасает. И если глаз твой соблазняет тебя, вырви его: лучше тебе с одним глазом войти в Царствие Божие, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную, где червь их не умирает, и огонь не угасает. Ибо всякий огнем осолится, и всякая жертва солью осолится. Соль - добрая вещь; но ежели соль не солона будет, чем вы ее поправите? Имейте в себе соль, и мир имейте между собою
Высказав такую угрозу против соблазнителей, что лучше бы быть им вверженным в море, Господь поучает теперь соблазняемых остерегаться людей, готовых соблазнить и сбивать их с пути истины. Будет ли соблазнять тебя нога, или рука, или око, то есть будет ли соблазняющий и запинающий в деле спасения из числа домашних твоих, или из близких по плоти, - отсеки его, то есть отвергни любовь к нему и дружбу. А червь и огонь, терзающие грешников, есть совесть каждого и воспоминание о гнусных делах, совершенных в сей жизни. Это угрызает как червь и жжет как огонь. «Всякий, - говорит, - огнем осолится», то есть искушен будет, как и Павел говорит, что все будет искушено огнем (1Кор. 3, 13). «И всякая жертва солью осолится», - эти слова привел Иисус из книги Левит (Лев. 2, 13). Итак, надобно нам осолить свои жертвы солью Божиею, то есть приносить жертвы не чахлые и слабые, но крепкие и здоровые. Солью же Господь называет и апостолов, и вообще тех, которые имеют предохраняющую и вяжущую силу. Ибо как соль предохраняет мясо и не допускает зарождаться в нем червям, так и слово учителя, если оно крепко и вязко, удерживая людей от плотских страстей, не дает в них место неусыпающему червю. Если же сам учитель будет без соли и не будет иметь в себе возбуждающей и вяжущей силы, то чем осолится, то есть исправится? Итак, имейте в себе соль, то есть укрепляющую и вяжущую благодать Духа, чтобы быть вам в мире между собой, связуясь с ближним союзом любви. Вот что значит иметь соль, и вот к чему сказаны слова: мир имейте с ближними своими. О таких Соломон сказал: «Кони мнози в колеснице Фараони» и прочее.
Григорий (Лебедев), сщмч. (†1937)
Ст. 49-50 Ибо всякий огнем осолится, и всякая жертва солью осолится. Соль — добрая вещь; но ежели соль не солона будет, чем вы ее поправите? Имейте в себе соль, и мир имейте между собою
Образным выражением «всякий огнем осолится» Господь незабываемо обозначил неминуемость подвига. Грех разлагает тело и разлагает всю жизнь. Христианин объявил войну греху, и ему надо остановить разложение жизни. И как в материальном мире разложение останавливается воздействием на ткани сильно действующих растворов, например, соли, так и ты, чтобы остановить внутреннее разложение, духовно осолись. Забронируй себя от разлагающего влияния греха… Подвергни себя воздействию сильных средств, которые прекратили бы распад души. Это средство, как соль, что предохранит душу от греха и распада, — подвиг. Подвиг — это огонь. Он сожжет путаный хворост страстей. Он вытеснит едкий стелющийся дым похоти. Он истребит тлеющий угар увлечений. Подвиг — огонь. Он опалит зияющие раны твоих поражений, выжжет нечистоту порока, выжжет смрад разложения, прокалит тебя добела, как металл, и будешь ты золотом, прошедшим горн очищения, будешь золотом, которого уже не коснется ржавчина. Так подвиг, как очищающий огонь, и будет твоею солью. «Огнем осолишься…» Тяжело? Строго? Да, тяжело. Но неминуемо. Посмотри вдумчивей, как говорит об этом Господь. Господь указывает на необходимость «осоления огнем» сейчас же после речи об отсечении соблазняющих глаз, рук и ног. И мало того. Господь соединяет обе речи причинной связью: «И если глаз твой соблазняет тебя, вырви его: лучше тебе с одним глазом войти в Царствие Божие, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную… Ибо всякий огнем осолится…» (Мк. 9:47-49). Значит, мысль Господа такова, что, если ты встал на путь Христов и отверг себя, чтобы найти себя возрожденным, то нечего тебе жалеть одного своего члена, мешающего твоему духовному восстанию. Безжалостно отсеки его. Не бойся. Не колеблись. Это неминуемо! Насилия над собой даже до крови не избежать, потому что всякому надлежит «огнем осолиться». Надлежит «осолиться огнем» всякому без исключения. Всякому, кто хочет освободиться от смрада распада и осолить себя, неминуемо пройти через очистительный подвиг. Этот подвиг может быть жесток, как огонь. И, однако, не смущайся, иди и гори, потому что через горение ты застерилизуешься духом. Ты станешь чист, как раскаленное серебро, и процесс тления (разложения) прекратится. Затем Господь вскрывает и еще одну сторону подвига осоления — его ароматность, делающую кровавые борения увлекательными, зовущими, а слезы — радостными, слезами счастья, слезами пленительнее смеха. Господь говорит о жертвенности подвига. Он говорит, что всякая жертва осоляется солью, т.е. всякий, приносящий жертву, заботится, чтобы она была угодна, и делает ее ароматной, придавая ей лучший вкус. Основное вкусовое сдабривание — это соль. Вот почему Господь и сказал, что жертвенное приношение осоляется солью, т.е. делается ароматным, приятным. Так и ты смотри на свой труд ради души и ради Господа как на жертву, а потому неси подвиг с радостью. И осоли его огнем борьбы и очищения, чтобы твоя жертва-подвиг стала ароматной и приятной, как осоленный жертвенный дар. И твой подвиг ради Бога будет таким, когда он пойдет от сердца, как искренняя жертва Богу. Тогда боренья, совершаемые ради Бога, заполнят всю душу и потекут в ней, как благословенный фимиам… В душе разовьется влечение к бореньям, и уже тоска о подвиге будет снедать ее, если б она, хотя временно, ушла от борений. Тогда за страданием проглянет утеха, и за слезами засветится тихая радость… Тогда ты полюбишь страданья, и мила тебе будет печаль о Боге. Вот что значит осоление души, когда она через подвиг сделается ароматной жертвой Христу. Господь и еще углубляет ту же мысль: «соль — добрая вещь; но ежели соль не солона будет, чем вы ее поправите?» Это значит, что если ваше делание ради Господа будет нудно и безвкусно, если саможаление будет влачить вас по низине будней, и среди болота падений вас будет хватать только на мшистые кочки непрочных опор, и вы будете бояться крутизны насилия над собой, то ваше делание потеряет весь захват подвига, выдохнется и станет безвкусным, как соль, потерявшая силу. И ничто, решительно ничто не поможет вам вернуться к духовной бодрости и радости о Христе, как новое осоление себя, т.е. опять путь огненного насилия над собой, захвата в труде ради Христа, чтобы снова появился аромат жертвенного горения и крепость осоленной души. Наконец, Господь делает последний вывод: «Имейте в себе соль, и мир имейте между собою». Нам нечего прибавить к этим Господним словам, и надо лишь глубже запечатлеть их на первой странице своего сердца. Да, «имей в себе соль»! Держись подвига, как огненного очищения, чтобы в нем осталась душа и тем прекратилось бы ее разложение. Лишь через подвиг ты станешь верным сыном Небесного Отца. Лишь через подвиг ты обретешь мир Христов, заповеданный ученикам и оставленный им: «(Хочу), чтобы вы имели во Мне мир» (Ин. 16:33)). «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам» (Ин. 14:27). Лишь через подвиг ты обретешь то, что отличает истинного ученика Христова, — любовь: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:35). А с миром Христовым в душе, с любовью в сердце ты исполнишь и последний завет: «Мир имейте между собою».
Михаил (Лузин), еп. (†1887)
где червь их не умирает и огонь не угасает. Ибо всякий огнем осолится, и всякая жертва солью осолится. Соль – добрая вещь; но ежели соль не солона будет, чем вы ее поправите? Имейте в себе соль, и мир имейте между собою.
«Где червь их не умирает» и пр.: образ речи и выражения заимствованы из пророческой речи Исаии пророка (Ис.66:24). Изобразив славное Царство Мессии, когда будут новые небеса и новая земля, пророк говорит, что члены сего царства увидят трупы грешников, на которых червь не умирает и огонь не угасает. Враги будут побеждены, народ Божий восторжествует. Вся образная речь заимствована от груды трупов, убитых в сражении; по пророческому видению, она будет так велика, что черви, которые питаются мертвыми трупами, не будут умирать, потому что на целую вечность достанет этих трупов, и огонь, которым сожигались после сражения останки мертвых (ср. Ис.9:5. Иезекииля Иез.29:9-10) не угаснет, – так много будет этих останков. Господ пользуется этим образным пророческим словом для означения вечных мучений грешников за гробом, которые будут поэтому страшны и вечны. «Червь и огонь, терзающий грешников, есть совесть каждого и воспоминание о гнусных делах, совершенных в сей жизни. Это угрызает как червь и жжет как огонь» (Феофил.).
«Ибо всякий огнем осолится» и пр.: одно из самых затруднительных для уразумения изречений Христовых; тем более, что нет и параллельных ему мест. По этой затруднительности его на него наведено довольно много толкований. Обыкновенно этому изречению дают такой смысл: как соль предохраняет вещи, подлежащие гнилости, от таковой гнилости, так и огонь, которому подвержены будут нечестивые в аду, будет сохранять их бытие от уничтожения, чтобы вечно им мучиться. Но такое понимание едва ли правильно: здесь речь о жертве, хотя и вводная, но не без значения, а какая же жертва в мучении нечестивых? Это – наказание.
Вот другой смысл, более кажется сообразный с мыслью всей этой речи Спасителя: как солью должна была осоляться всякая жертва, приносимая Богу по закону Моисееву (Лев.2:13), так огнем бедствий, испытаний, борьбы должны быть приготовлены Апостолы и все последователи Христовы в жертву приятную Богу (огонь – символ бедствий, испытаний и борьбы, ср. 1Кор.3:13). Держащиеся вышеупомянутого первого объяснения ставят это изречение в связь только с последним стихом (48 и парал. 46 и 44), где речь идет о вечных мучениях, опускают связь его со всей речью Господа и с целью ее. Цель этой речи – не указание на вечные мучения (что входит в нее побочное обстоятельство), а та, чтобы научить учеников: 1) что люди, и не ходящие с ними, могут иметь начатки истинной веры, даже значительные, по котрым могут творить чудеса (38, 39); 2) что они должны верить этому на основании проявлений, по-видимому самых незначительных, этой веры и любви (41): 3) что должно избегать соблазнять верующих даже самых слабых и малых по суду мира (42); 4) что должно оставить все, что вредит вере, как бы тяжело то ни было, каких бы страданий и борьбы ни стоило (43. 45. 47). Слово огонь и означает поэтому здесь огонь искушений, бедствий, борьбы, необходимых при самоотвержении в борьбе со всем этим, и им-то предохраняется человек от нравственной порчи и приготовляется в жертву Богу, как солью приготовлялось обычное жертвоприношение ветхозаветного человека. Можно соответственно этому так переложить это изречение Господа: смотрите на жертву, приносимую Господу на жертвеннике; она должна быть осолена солью, – символом очищения, предохранения от порчи. Вы также должны принести себя в жертву Богу, как посвященные Богу, и вы также должны быть очищены и предохранены от нравственной порчи – греха; этими очистительными и предохранительными средствами служат бедствия, искушения, борьба с ними и страдания, самоотречение (ср. Феофил.).
«Имейте в себе соль»: имейте в душе своей те высшие нравственные начала и правила, которые очищают душу и предохраняют ее от порчи нравственной (ср. прим. к Мф.5:13).
«Мир имейте»: мир – как плод любви, а в любви – союз совершенства (Рим.13:8,10). Если будете иметь мир, это будет значить, что вы имеете и соль в себе: ибо мир есть выражение совершенства, достигаемого самоотречением. Этим последним выражением, без сомнения, указывается также и на решение вопроса, по поводу коего предложена вся эта беседа: кто больше в царстве небесном? Не об этом вопросе, способном породить разделения и неудовольствия, надобно бы думать, а о том, как бы быть в мире между собой, в единении и любви. – Больше же тот, кто борьбой и самоотвержением достигнет этой степени совершенства, став в сем отношении как дитя сие, которое, поставив в пример Апостолам, Господь обнял от полноты любви своей к прекрасным свойствам чистой детской природы.
Никифор (Бажанов), архим. (†1895)
Капернаум (селение Наума, или село утешения) (Мф.4:13, Мф.11:23, Мк.2,1, Лк.7,1, Ин.4,46 и др.). Капернаум упоминается только в Нов. Завете, и о нем часто говорится, как о главном и любимом местопребывании Господа Иисуса, во время Его земной жизни и, так сказать, центральном месте Его деяний в Галилее.
Он лежит на запад. берегу Тивериадского озера, в недальнем расстоянии от Вифсаиды и Хоразина и близ страны Геннисаретской. Евангельские указания на Капернаум многочисленны и преисполнены глубоким интересом. Здесь поселился Господь наш Иисус Христос после того, как оставил Назарет (Мф.4,13), так что Капернаум после того стал называться Его городом (Мф.9,1). Здесь Он уплатил подать на храм (Мф.17,24). Здесь жили ап. Петр и Андрей, и здесь Господь Иисус исцелил тещу Петра, лежавшую в горячке (Мф.8,14-15, Мк.1,29-31). В Капернауме Он исцелил также расслабленного (Мф.9,2-6) и призвал к апостольскому служению Матфея, сидевшего у сбора пошлин (ст. 9). Здесь в синагоге Он изгнал духа нечистого и совершил много других подобных чудес, (Мк.1,33-34, Лк.4,33), как, напр., исцелил находившегося при смерти слугу римского сотника, который построил для иудеев синагогу, и др.
В самом Капернауме или в его окрестностях было произнесено Христом много притчей и сказано много бесед (Мф.9:10-17, Мф.15:1-20, Мк.9,33-50, Ин.6,22-71). Но, несмотря на все чудеса, которые Он совершил здесь, несмотря на все Его вразумления и обличения, высказанные жителям Капернаума за их нечестие, город не раскаялся и не уверовал; и вот над ним был произнесен грозный суд Божий: И ты Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься (Мф.11,23).
И действительно, в настоящее время от прежней славы и величия Капернаума не осталось почти никаких следов. Ныне остается здесь только несколько рыбачьих хижин и одни жалкие развалины города, к которым, по причине дикости означенного пустынного места, покрытого густым и высоким репейником, можно пробраться только с большим трудом. По словам путешественников, ни одна тропа не пролегает сюда, ни одно живое существо не встретится там, за исключением разве ящериц или змей, гнездящихся в бурьяне, покрывающем развалины, которые известны в настоящее время под названием Тель-Гум, как то полагает и Иосиф Флавий.
Соль
Соль (Лев.2:13) – минеральное вещество, находимое в обилии в Палестине. Из вод Мертвого моря добывается превосходная столовая соль. Употребление соли, как приправы к кушаньям, хорошо известно всем. Большая часть растительной и животной пищи без соли делается безвкусной (Иов.11:6).
Слово «соль» нередко употреблялось для означения содержания тех лиц, которые находились в услужении у других. Так в I кн. Ездры (1Езд.4:14) употреблено выражение: есть соль от дворца царского, т. е. получать содержание от царя. И даже в настоящее время у персов и восточных индийцев выражение есть чью-либо соль значит – состоять у кого на службе. Соль употреблялась при жертвоприношениях (Лев.2:13, Мк.9:49). Новорожденные дети у евреев посыпались солью (Иез.15:4). Ни одно растение не может расти на почве, покрытой солью. По сему выражение в Библии соляная земля служит эмблемой земли бесплодной и необитаемой.
Слово «соль» употребляется также в Свящ. Писании и прямо как очевидный символ бесплодия. Когда Авимелех взял Сихем, то разрушил город и засеял его солью (Суд.9:45). Равным образом поступил импер. Фридрих (Барбаросса), когда разрушил город Милан в 1642 г.
С другой стороны, так как соль сообщает приятный вкус пище, то под словом соль разумеется чистая и святая жизнь и деятельность (Мк.9:50, Кол.4:6). Вы соль земли, сказал Спаситель Своим ученикам (Мф.5:13). Здесь соль означает нравственные качества души. Как соль предохраняет пищу от порчи, делает ее здоровой и приятной, так и христиане, и в особенности апостолы, призваны к тому, чтобы своими духовными совершенствами, своим просвещенным умом, своим добрым поведением и примером, своей жизнью и делами предохранить мир от нравственной порчи, от заразы греховной, пороков и растления, развивая, питая и укрепляя вокруг себя во всех добрые расположения, здравые начала нравственной жизни, здравые мысли, понятия и чувствования (Кол.4:6). Если же соль, произносит Господь, потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою. Она ни к чему не годна, как только разве выбросить ее вон на попрание людям (Мф.5:13).
Господь дает Своим ученикам образно видеть, какое зло произошло бы, если бы и они, ученики Его и учители Вселенной, потеряли нравственную силу и влияние на мир, тогда не стало бы в мире нравственной живительной и укрепляющей силы для предотвращения его от дальнейшей порчи и общего растления, и всем угрожала бы общая гибель. Наконец выражение: всякий огнем осолится (Мк.9:49) означает вечность мучений грешников в геенне огненной.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 45-50 И если нога твоя соблазняет тебя, отсеки ее: лучше тебе войти в жизнь хромому, нежели с двумя ногами быть ввержену в геенну, в огонь неугасимый, где червь их не умирает и огонь не угасает. И если глаз твой соблазняет тебя, вырви его: лучше тебе с одним глазом войти в Царствие Божие, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную, где червь их не умирает и огонь не угасает. Ибо всякий огнем осолится, и всякая жертва солью осолится. Соль – добрая вещь; но ежели соль не солона будет, чем вы ее поправите? Имейте в себе соль, и мир имейте между собою
Стихи 49–50 представляют собой т.н. crux interpretum. Непонятно, почему Господь Свое учение о необходимости избегать соблазнов обосновывает указанием на осоление всякого каким-то огнем и всякой жертвы – солью. Ввиду невозможности дать естественное объяснение этому тексту, находящемуся только у евангелиста Марка, некоторые ученые (например, Кённеке в Beiträge z. Förder. Th. 1908, 1) делают такое исправление данного места. Они переставляют слова 50-го стиха в начало 49-го на место выражения «ибо всякий огнем осолится», которое этим ученым кажется неподлинным. Таким образом, 49-тый стих имеет такой вид: «соль – добрая вещь, ибо (см. Лев. 2:13) всякая жертва осолится солью». Профессор Богдашевский, однако, находит эту новую попытку толкования ни к чему не ведущей, так как при ней остается невыясненной связь 49-го стиха с 48-м, и притом не имеющей основания в наиболее удостоверенных списках Евангелия, в которых наиболее принятым является наш вид 49-го стиха. По мнению профессора Богдашевского, мысль, заключающаяся в 48-м и 49-м стихах, может быть выражена таким образом. «Не бойтесь, – говорит Христос, – духовного самоотречения. Для избежания соблазнов не щадите ни одного члена своего тела, соблазняющего вас, ибо путь верного Моего ученика, как истинной духовной жертвы Богу, есть путь осоления огнем, т. е. огнем самопожертвования, самоотречения, духовного очищения. Нужно вообще иметь «соль» в себе, т. е. христианский дух, христианское всегдашнее настроение, христианские принципы веры и жизни, и раз эта «соль» потеряет в нас силу, мы уже не можем воздействовать на других. Не будет между нами и мира, и мы будем спорить, кто больше из нас» («Труды Киевской Духовной Академии», 1909, июль – авг., с. 485–487). С таким толкованием можно вполне согласиться: нужно только поставить 49-й стих в связь со всем отделом стихов 37-48.
В самом деле, очень правдоподобно, что Господь в конце речи о соблазнах возвратился к основному Своему пункту – о необходимости смирения для Его учеников – и для доказательства этой необходимости указал на то, что Его ученики должны идти к совершенству путем разных испытаний. Только мы предпочли бы так выразить мысль стихов 49-50: «Что вам бояться пожертвовать какой-либо привязанностью? (ср. Мф. 5:29). Ведь никому из Моих последователей не избежать огня страданий, которые Бог будет посылать им для того, чтобы они могли закалиться в добродетели. Ведь не напрасно еще в Ветхом Завете всякая жертва осолялась солью – это имело особое духовное значение, так как соль придавала известный вкус жертвенному мясу. Так и в Христовых последователях должна храниться соль самоотвержения, без которой им не найти благоволения у Бога. Если это самоотвержение исчезнет, то христианская жизнь упадет. А имея самоотвержение, христиане будут способны иметь и мир между собой, не превозносясь друг перед другом своими преимуществами».