Скрыть
где червь их не умирает и огонь не угасает.

Святые отцы

Прочие

Григорий Нисский, свт. (†394)

где червь их не умирает и огонь не угасает

Даже если назвать какое-либо из тамошних наказаний именем тех, что известны нам здесь, разница будет немалой. Ибо, слыша о том огне, ты научен представлять нечто отличное от обычного огня, поскольку у того огня есть нечто, чего нет у этого: ведь тот не гаснет, а для этого опыт изобрел многие способы его потушить. Но между тем, что не гаснет, и тем, что не допускает угашения, есть большая разница, поэтому тот огонь есть нечто иное по сравнению с этим огнем. Опять-таки, слыша о том черве, не устремляйся разумом к здешнему земному существу, исходя из одинаковости их имен, ибо прибавление о том, что тот червь не умирает, заставляет нас представлять природу, отличную от известной нам.

Большое огласительное слово

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

где червь их не умирает и огонь не угасает

«Я убил и похоронил твои прежние прегрешения, - говорит Господь, - так зачем же ты породил новые?» К тому же прегрешения хуже червей, ведь те портят тело, а эти - душу, и творят еще большее зловоние. Мы же, однако, его не чувствуем, а потому и не стремимся очиститься от него. Ведь и пьяный не знает, в чем мерзость протухшего вина, однако тот, кто не пьян, знает об этом точно. Так и с прегрешениями: тот, кто живет целомудренно, знает их грязь и скверну, в то время как тот, кто предал себя злу, не знает даже того, что он болен, будто он отягощен каким опьянением. И в этом худшее свойство порока: то, что он не позволяет впавшим в него видеть величину собственного повреждения, так что, валяясь телом своим в грязи, они думают, будто наслаждаются в ней благовониями. По этой причине не могут они и освободиться, но, несмотря на то, что исполнены червей, продолжают пребывать в самообольщении подобно тем, кто украшает себя драгоценностями. По той же причине не хотят они червей умерщвлять, но питают и взращивают их в себе, пока сами себя не отошлют к червям будущего века.

Беседы на Послание к Римлянам


Вопрос, который теперь стоит перед нами, отнюдь не малозначителен. Напротив, он касается весьма важных вещей, смысл которых хотели бы узнать все люди, а именно: конечен ли геенский огонь? Что он нескончаем, объявил нам Христос, сказав, что огонь их не угаснет и червь их не умрет. Знаю, что у вас мутится в голове, когда слышите это, но что тут поделаешь? Ведь и Бог велит часто об этом напоминать… и мы сами поставлены на словесное служение не по своей воле, но по необходимости нам приходится причинять боль своим слушателям.

Гомилии на 1-е послание к Коринфянам

Кесарий Арелатский, свт. (†542)

где червь их не умирает и огонь не угасает

Подумайте, братья, прошу вас: если сегодня кто-либо из нашего церковного собрания окажется изгнанным за какое-нибудь преступление, в какой боли и мучении пребудет душа его? Но если эта боль может быть невыносимой для тех, кто был изгнан из Церкви - где изгнанный может и есть, и пить, и общаться с людьми и где у него есть надежда заслужить себе возвращение в Церковь, - какой, подумайте, может стать эта боль, если за свои преступления кто-либо будет отделен от Церкви небесной, от собрания всех ангелов и святых? Недостаточно в качестве наказания для такого будет то, что он изгнан; но, кроме того, заключается он во тьму внешнюю, чтобы гореть ему вечно в огне. Кто будет низвергнут из небесного Иерусалима, не ограничится тем, что не сможет уже ни есть, ни пить, но будет ввергнут в пламя, где плач и скрежет зубов (ср. Мф. 22:13), где вопль рыданий и раскаяния никогда не кончается, где ищут смерти и не находят ее.

Проповеди

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 43-50 И если соблазняет тебя рука твоя, отсеки ее: лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геенну, в огонь неугасимый, где червь их не умирает и огонь не угасает. И если нога твоя соблазняет тебя, отсеки ее: лучше тебе войти в жизнь хромому, нежели с двумя ногами быть ввержену в геенну, в огонь неугасимый, где червь их не умирает и огонь не угасает. И если глаз твой соблазняет тебя, вырви его: лучше тебе с одним глазом войти в Царствие Божие, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную, где червь их не умирает, и огонь не угасает. Ибо всякий огнем осолится, и всякая жертва солью осолится. Соль - добрая вещь; но ежели соль не солона будет, чем вы ее поправите? Имейте в себе соль, и мир имейте между собою

Высказав такую угрозу против соблазнителей, что лучше бы быть им вверженным в море, Господь поучает теперь соблазняемых остерегаться людей, готовых соблазнить и сбивать их с пути истины. Будет ли соблазнять тебя нога, или рука, или око, то есть будет ли соблазняющий и запинающий в деле спасения из числа домашних твоих, или из близких по плоти, - отсеки его, то есть отвергни любовь к нему и дружбу. А червь и огонь, терзающие грешников, есть совесть каждого и воспоминание о гнусных делах, совершенных в сей жизни. Это угрызает как червь и жжет как огонь. «Всякий, - говорит, - огнем осолится», то есть искушен будет, как и Павел говорит, что все будет искушено огнем (1Кор. 3, 13). «И всякая жертва солью осолится», - эти слова привел Иисус из книги Левит (2, 13). Итак, надобно нам осолить свои жертвы солью Божиею, то есть приносить жертвы не чахлые и слабые, но крепкие и здоровые. Солью же Господь называет и апостолов, и вообще тех, которые имеют предохраняющую и вяжущую силу. Ибо как соль предохраняет мясо и не допускает зарождаться в нем червям, так и слово учителя, если оно крепко и вязко, удерживая людей от плотских страстей, не дает в них место неусыпающему червю. Если же сам учитель будет без соли и не будет иметь в себе возбуждающей и вяжущей силы, то чем осолится, то есть исправится? Итак, имейте в себе соль, то есть укрепляющую и вяжущую благодать Духа, чтобы быть вам в мире между собой, связуясь с ближним союзом любви. Вот что значит иметь соль, и вот к чему сказаны слова: мир имейте с ближними своими. О таких Соломон сказал: «Кони мнози в колеснице Фараони» и прочее.

Григорий (Лебедев), сщмч. (†1937)

Ст. 43, 45, 47-48 Если соблазняет тебя рука твоя, отсеки ее… И если нога твоя соблазняет тебя, отсеки ее… И если глаз твой соблазняет тебя, вырви его: лучше тебе с одним глазом (или хромому или увечному) войти в Царствие Божие, нежели с двумя глазами (руками, ногами) быть ввержену в геенну огненную, где червь их не умирает и огонь не угасает

Это слово Господа надо понимать в неразрывной связи с Его указанием об отвержении всего себя при следовании за Ним (ср. Мк. 8:34-37). Оно вытекает из заповеди о погублении себя. Если там заповедуется христианину отвергнуться всего себя, всю свою душу погубить и всего себя бросить в мусорную яму, то естественно не жалеть о руке, ноге или глазе, когда они будут мешать спасительному пути. Потому так же безжалостно, как тебе надо похоронить всего себя греховного, так же безжалостно отсеки в себе мешающее твоему пути, когда ты стал на него и идешь им. И даже не так надо сказать: а устрани и отсеки еще безжалостнее, потому что, если в начале пути ты осудил и похоронил в себе всего древнего змея, то зачем же теперь беречь малую ехидну? А потому без колебаний отсеки в себе соблазнителя, сталкивающего с пути. Господь называет три источника соблазна: руку, ногу и глаз и тем обозначает соблазны, происходящие от разнообразных движений тела (рука — осязание, похоть), от различных видов человеческой деятельности (нога — поступки), и от человеческой мысли (глаз — видение, мысли). Причем Господь указывает источники соблазна в порядке их жизненной силы. Сначала называет соблазны, наиболее близкие человеку, возникающие в нем как бы непосредственно, затем соблазны, воспринимаемые сознательно и идущие извне, от внешней жизни, и, наконец, более утонченные — соблазны мысли. Но все три источника соблазна объединяются тем, что повод к их возникновению идет извне, через внешние органы чувств (рука, нога, глаз). Потому Господь указывает один прием борьбы с соблазнителем: «отсеки», «вырви», т.е. прием отметания, отбрасывания, подавления внешнего ради спасения внутреннего — души. Господь так и говорит и трижды повторяет одно и то же как очевидную истину, что лучше человеку безрукому, безногому и безглазому войти в блаженную вечность, чем с двумя руками, ногами и глазами остаться в мертвенности, потому что, в самом деле, «какой выкуп даст человек за душу свою?» (Мк. 8:37)? Чем может компенсировать человек потерю души? Конечно, ничем. Не только рукой, ногой и глазом, а и всей внешней жизнью! Значит, за свою душу и ради нее без колебаний лишайся руки и глаза, т.е. отсекай соблазняющее внешнее. Так поступай и ты! Поставь задачей жизни — сберечь душу. Жива душа — и ты жив. Погибла душа — и в тебе не будет жизни. А потому безжалостно отсекай все, истребляющее душу, отсекай соблазн, который несет с собой смерть души. Если соблазн идет от внешнего и через внешнее, то не бойся, не жалей, обрезай все внешнее. Без пощады рви все нити, связывающие тебя с внешним, и с легким сердцем бросай концы. Не раздумывай, что оборвешь лишнее. Лишнего никогда не будет. Не будет ошибки, если обрежешь соблазнительное сейчас. Кромсай и кидай внешнее без раздумья, чтобы кругом была обезвреженная среда, пусть даже пустота. Ты все же будешь не побежденный, а победитель, и будешь ты не потерявший, а приобретший, потому что ты приобрел, ты сберег свою душу. Во всех случаях обрезывания внешнего, когда через то (обрезывание) ты сберегаешь свою душу, ты только выигрываешь, потому что в случае утраты души от внешнего соблазна уж ничто внешнее, сохраненное тобою из жалости к себе, не в силах компенсировать тебе потерю души. «Какой выкуп», какую компенсацию может иметь человек при потере души своей? Значит, не жалей. Вырви и отбрось соблазнителя. Пусть кругом останется пустота. Пусть останется малая комната, скромный наряд и скудное питание. Все-таки ты богач. Пусть не слышится приятной музыки, и нет физических зрелищ, и ты чужд шумливого веселья. Ты ничего не потерял. Ты все-таки приобрел. Итак, не скорби, что будешь ты жить не полной внешней жизнью и будешь обрезывать себя во вредных устремлениях тела. Не лучше ли тебе в скромном костюме, в отсутствии рассеивающих впечатлений и отсечении вредных движений сохранить действенность и ширь души и влиться ею в блаженную вечность, чем со знанием последнего вычурного танца, в туманящем азарте прискакать с трупом души к тупику безвыходности… Что лучше? Что выгодней? «Какой же выкуп», какую компенсацию может иметь человек за потерю души своей?

Благовестие Святого Евангелиста Марка. Духовные размышления

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Ст. 44-50 где червь их не умирает и огонь не угасает. И если нога твоя соблазняет тебя, отсеки ее: лучше тебе войти в жизнь хромому, нежели с двумя ногами быть ввержену в геенну, в огонь неугасимый, где червь их не умирает и огонь не угасает. И если глаз твой соблазняет тебя, вырви его: лучше тебе с одним глазом войти в Царствие Божие, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную,
где червь их не умирает и огонь не угасает. Ибо всякий огнем осолится, и всякая жертва солью осолится. Соль – добрая вещь; но ежели соль не солона будет, чем вы ее поправите? Имейте в себе соль, и мир имейте между собою.

 

     «Где червь их не умирает» и пр.: образ речи и выражения заимствованы из пророческой речи Исаии пророка (Ис.66:24). Изобразив славное Царство Мессии, когда будут новые небеса и новая земля, пророк говорит, что члены сего царства увидят трупы грешников, на которых червь не умирает и огонь не угасает. Враги будут побеждены, народ Божий восторжествует. Вся образная речь заимствована от груды трупов, убитых в сражении; по пророческому видению, она будет так велика, что черви, которые питаются мертвыми трупами, не будут умирать, потому что на целую вечность достанет этих трупов, и огонь, которым сожигались после сражения останки мертвых (ср. Ис.9:5. Иезекииля Иез.29:9-10) не угаснет, – так много будет этих останков. Господ пользуется этим образным пророческим словом для означения вечных мучений грешников за гробом, которые будут поэтому страшны и вечны. «Червь и огонь, терзающий грешников, есть совесть каждого и воспоминание о гнусных делах, совершенных в сей жизни. Это угрызает как червь и жжет как огонь» (Феофил.).

     «Ибо всякий огнем осолится» и пр.: одно из самых затруднительных для уразумения изречений Христовых; тем более, что нет и параллельных ему мест. По этой затруднительности его на него наведено довольно много толкований. Обыкновенно этому изречению дают такой смысл: как соль предохраняет вещи, подлежащие гнилости, от таковой гнилости, так и огонь, которому подвержены будут нечестивые в аду, будет сохранять их бытие от уничтожения, чтобы вечно им мучиться. Но такое понимание едва ли правильно: здесь речь о жертве, хотя и вводная, но не без значения, а какая же жертва в мучении нечестивых? Это – наказание.

     Вот другой смысл, более кажется сообразный с мыслью всей этой речи Спасителя: как солью должна была осоляться всякая жертва, приносимая Богу по закону Моисееву (Лев.2:13), так огнем бедствий, испытаний, борьбы должны быть приготовлены Апостолы и все последователи Христовы в жертву приятную Богу (огонь – символ бедствий, испытаний и борьбы, ср. 1Кор.3:13). Держащиеся вышеупомянутого первого объяснения ставят это изречение в связь только с последним стихом (48 и парал. 46 и 44), где речь идет о вечных мучениях, опускают связь его со всей речью Господа и с целью ее. Цель этой речи – не указание на вечные мучения (что входит в нее побочное обстоятельство), а та, чтобы научить учеников: 1) что люди, и не ходящие с ними, могут иметь начатки истинной веры, даже значительные, по котрым могут творить чудеса (38, 39); 2) что они должны верить этому на основании проявлений, по-видимому самых незначительных, этой веры и любви (41): 3) что должно избегать соблазнять верующих даже самых слабых и малых по суду мира (42); 4) что должно оставить все, что вредит вере, как бы тяжело то ни было, каких бы страданий и борьбы ни стоило (43. 45. 47). Слово огонь и означает поэтому здесь огонь искушений, бедствий, борьбы, необходимых при самоотвержении в борьбе со всем этим, и им-то предохраняется человек от нравственной порчи и приготовляется в жертву Богу, как солью приготовлялось обычное жертвоприношение ветхозаветного человека. Можно соответственно этому так переложить это изречение Господа: смотрите на жертву, приносимую Господу на жертвеннике; она должна быть осолена солью, – символом очищения, предохранения от порчи. Вы также должны принести себя в жертву Богу, как посвященные Богу, и вы также должны быть очищены и предохранены от нравственной порчи – греха; этими очистительными и предохранительными средствами служат бедствия, искушения, борьба с ними и страдания, самоотречение (ср. Феофил.).

     «Имейте в себе соль»: имейте в душе своей те высшие нравственные начала и правила, которые очищают душу и предохраняют ее от порчи нравственной (ср. прим. к Мф.5:13).

     «Мир имейте»: мир – как плод любви, а в любви – союз совершенства (Рим.13:8,10). Если будете иметь мир, это будет значить, что вы имеете и соль в себе: ибо мир есть выражение совершенства, достигаемого самоотречением. Этим последним выражением, без сомнения, указывается также и на решение вопроса, по поводу коего предложена вся эта беседа: кто больше в царстве небесном? Не об этом вопросе, способном породить разделения и неудовольствия, надобно бы думать, а о том, как бы быть в мире между собой, в единении и любви. – Больше же тот, кто борьбой и самоотвержением достигнет этой степени совершенства, став в сем отношении как дитя сие, которое, поставив в пример Апостолам, Господь обнял от полноты любви своей к прекрасным свойствам чистой детской природы.

Толкование на Евангелие от Марка

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 45-50 И если нога твоя соблазняет тебя, отсеки ее: лучше тебе войти в жизнь хромому, нежели с двумя ногами быть ввержену в геенну, в огонь неугасимый, где червь их не умирает и огонь не угасает. И если глаз твой соблазняет тебя, вырви его: лучше тебе с одним глазом войти в Царствие Божие, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную, где червь их не умирает и огонь не угасает. Ибо всякий огнем осолится, и всякая жертва солью осолится. Соль – добрая вещь; но ежели соль не солона будет, чем вы ее поправите? Имейте в себе соль, и мир имейте между собою

Стихи 49–50 представляют собой т.н. crux interpretum. Непонятно, почему Господь Свое учение о необходимости избегать соблазнов обосновывает указанием на осоление всякого каким-то огнем и всякой жертвы – солью. Ввиду невозможности дать естественное объяснение этому тексту, находящемуся только у евангелиста Марка, некоторые ученые (например, Кённеке в Beiträge z. Förder. Th. 1908, 1) делают такое исправление данного места. Они переставляют слова 50-го стиха в начало 49-го на место выражения «ибо всякий огнем осолится», которое этим ученым кажется неподлинным. Таким образом, 49-тый стих имеет такой вид: «соль – добрая вещь, ибо (см. Лев. 2:13) всякая жертва осолится солью». Профессор Богдашевский, однако, находит эту новую попытку толкования ни к чему не ведущей, так как при ней остается невыясненной связь 49-го стиха с 48-м, и притом не имеющей основания в наиболее удостоверенных списках Евангелия, в которых наиболее принятым является наш вид 49-го стиха. По мнению профессора Богдашевского, мысль, заключающаяся в 48-м и 49-м стихах, может быть выражена таким образом. «Не бойтесь, – говорит Христос, – духовного самоотречения. Для избежания соблазнов не щадите ни одного члена своего тела, соблазняющего вас, ибо путь верного Моего ученика, как истинной духовной жертвы Богу, есть путь осоления огнем, т. е. огнем самопожертвования, самоотречения, духовного очищения. Нужно вообще иметь «соль» в себе, т. е. христианский дух, христианское всегдашнее настроение, христианские принципы веры и жизни, и раз эта «соль» потеряет в нас силу, мы уже не можем воздействовать на других. Не будет между нами и мира, и мы будем спорить, кто больше из нас» («Труды Киевской Духовной Академии», 1909, июль – авг., с. 485–487). С таким толкованием можно вполне согласиться: нужно только поставить 49-й стих в связь со всем отделом стихов 37-48.

В самом деле, очень правдоподобно, что Господь в конце речи о соблазнах возвратился к основному Своему пункту – о необходимости смирения для Его учеников – и для доказательства этой необходимости указал на то, что Его ученики должны идти к совершенству путем разных испытаний. Только мы предпочли бы так выразить мысль стихов 49-50: «Что вам бояться пожертвовать какой-либо привязанностью? (ср. Мф. 5:29). Ведь никому из Моих последователей не избежать огня страданий, которые Бог будет посылать им для того, чтобы они могли закалиться в добродетели. Ведь не напрасно еще в Ветхом Завете всякая жертва осолялась солью – это имело особое духовное значение, так как соль придавала известный вкус жертвенному мясу. Так и в Христовых последователях должна храниться соль самоотвержения, без которой им не найти благоволения у Бога. Если это самоотвержение исчезнет, то христианская жизнь упадет. А имея самоотвержение, христиане будут способны иметь и мир между собой, не превозносясь друг перед другом своими преимуществами».

Иоанн Бухарев, прот. (†1912)

где червь их не умирает и огонь не угасает

См. Толкование на Мк. 9:43

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible