Скрыть
кто примет одно из таких детей во имя Мое, тот принимает Меня; а кто Меня примет, тот не Меня принимает, но Пославшего Меня.

Святые отцы

Прочие

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 32-37 Но они не разумели сих слов, а спросить Его боялись. Пришел в Капернаум; и когда был в доме, спросил их: о чем дорогою вы рассуждали между собою? Они молчали: потому что дорогою рассуждали между собою, кто больше. И, сев, призвал двенадцать и сказал им: кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою. И, взяв дитя, поставил его посреди них и, обняв его, сказал им: кто примет одно из таких детей во имя Мое, тот принимает Меня; а кто Меня примет, тот не Меня принимает, но Пославшего Меня

Ученики, имея еще человеческие помышления, спорили между собой о том, кто из них больше и почетнее у Христа. Но Господь, хотя не возбраняет стремления к большей чести (ибо повелевает нам желать высших степеней), однако, не дозволяет нам похищать первенство у других; напротив, хочет, чтобы мы смирением достигали возвышения. Так он поставил посреди учеников дитя и поучает нас быть ему подобными. Дитя ни славы не ищет, не завидует, не помнит зла. Да и не тогда только, - говорит Иисус, - вы получите великую награду, когда сами будете такими, как дитя, но если и других подобных примете ради Меня, и за это получите Царство Небесное, поскольку примете Меня; а принимая Меня, примете Пославшего Меня. Видишь ли, какую силу имеет смирение и нрав простой и бесхитростный? Это вселяет в нас Сына и Отца, а, следовательно, и Духа Святаго.

Григорий (Лебедев), сщмч. (†1937)

Ст. 36-37 И (Господь), взяв дитя, поставил его посреди них (учеников) и, обняв его, сказал им: кто примет одно из таких детей во имя Мое, тот принимает Меня

Почему Господь так нежно любил детей и так нежно ласкал их («обняв его»)? Потому что дети — образ вновь родившихся в Царство Божие, родившихся от Духа… «Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия» (Ин. 3:3). Дитя и есть образ возрожденного для Божия Царства. Его душа чиста… Она не испорчена злом мира. Вот почему и сказал Господь в другом месте: «Таковых (детей) есть Царствие Божие» (Мк. 10:14) и «ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного» (Мф. 18:10). Святой евангелист Матфей, который подробнее передает этот момент беседы Христа, с наибольшей последовательностью, сравнительно с другими евангелистами, воспроизводит речь Господа. Христовы ученики интересуются: кто больше в Небесном Царстве? (Мк. 9:34, Мф. 18:1). Господь ранее уже ответил на это: больше тот, кто отказался от себя, бросил себя, похоронил себя старого и грешного и возродился вновь (Мк. 8:34-37, Ин. 3:3-8). Сейчас Господь только иллюстрирует Свою мысль: берет ребенка, обнимает его, ставит посредине и поясняет: «Истинно говорю вам, если не обратитесь (не переродитесь) и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф. 18:3). И еще добавляет для исчерпывающей ясности: «Итак, кто умалится (станет ребенком по душе), как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном» (ст. 4). И настолько бесспорна эта мысль о младенчестве души, годной для Божия Царства, настолько она ценна, настолько образ ребенка должен быть памятен для людей как живой идеал стремящихся к Божию Царству, что Господь позднее еще раз утверждает этот образ: «Кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него» (Мк. 10:15), и, мало того, Господь венчает наградой только принявших его и еще не осуществивших. Принявших этот идеал и ласкающих ребенка, как образ детей Божия Царства, Господь венчает утешительным обетованием, что в лице ребенка они принимают Его Самого. «Кто примет одно из таких детей во имя Мое, тот принимает Меня». Истинно Господне слово. Если принявший праведника и принявший пророка удостаивается чести (участи) праведника и пророка, то, конечно, принявший ребенка как часть Господню, т.е. наследника Божия Царства, сам приобщается части Господней и как бы Самого Христа принимает.

Благовестие Святого Евангелиста Марка. Духовные размышления

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

кто примет одно из таких детей во имя Мое, тот принимает Меня; а кто Меня примет, тот не Меня принимает, но Пославшего Меня

А кто Меня примет и пр.: см. Мф. 10:40

Толкование на Евангелие от Марка


Ст. 33-37 Пришел в Капернаум; и когда был в доме, спросил их: о чем дорогою вы рассуждали между собою? Они молчали; потому что дорогою рассуждали между собою, кто больше. И, сев, призвал двенадцать и сказал им: кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою. И, взяв дитя, поставил его посреди них и, обняв его, сказал им: кто примет одно из таких детей во имя Мое, тот принимает Меня; а кто Меня примет, тот не Меня принимает, но Пославшего Меня.

      Учение Господа о том, кто больше в Царстве Христовом, ев. Марк передает вообще короче, чем Матфей, но некоторыми чертами и восполняет его (ср. Мф.18 и дал. и прим.).

     «Спросил их» и пр.: по сказанию ев. Матфея ученики сами спросили Господа о том, кто больше в царстве небесном; ев. же Марк передает так, что Господь спросил учеников, о чем они дорогой рассуждали между собой, а они молчали, потому что рассуждали именно о первенстве, и затем Господь предложил учение о сем. Из сопоставления этих сказаний можно заключать, что дело было так: по поводу некоторого предпочтения Петра прочим Апостолам ученики рассуждали в Капернауме на дороге к дому, в котором остановился там Господь, кто больше в царстве небесном? Зная помышления их, Господь, пришедши в дом, спрашивает у них, о чем они рассуждали дорогой, чтобы по сему поводу дать надлежащее наставление. Стыдясь обнаружить недуг души своей, которым еще по-человечески недуговали, они сначала молчали, но потом, видя что укрыться нельзя, решаются спросить Учителя не о себе, но в общих чертах: кто больше в царстве небесном? 

     «Тогда Господь, сев, подозвал к себе их и сказал: кто хочет быть первыми» пр.: см. Мф.20:26-27.

     «Обняв его»: черта, указанная только ев. Марком; этим действием Господь особенно выразил любовь свою к чистой невинной детской природе, и вместе показал ученикам своим, как бы Он желал их видеть детьми, не по возрасту, а по чистоте души.

     «А Кто Меня примет» и пр.: см. Мф.10:40.

Толкование на Евангелие от Марка

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 33-37 Пришел в Капернаум; и когда был в доме, спросил их: о чем дорогою вы рассуждали между собою? Они молчали; потому что дорогою рассуждали между собою, кто больше. И, сев, призвал двенадцать и сказал им: кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою. И, взяв дитя, поставил его посреди них и, обняв его, сказал им: кто примет одно из таких детей во имя Мое, тот принимает Меня; а кто Меня примет, тот не Меня принимает, но Пославшего Меня

(Ср. Мф. 18:1–5).

Евангелист Марк замечает, что эту беседу с учениками Христос держал в Капернауме. По всей вероятности, евангелист, упомянувший о Капернауме только в истории открытия деятельности Христа в Галилее (Мк. 1:21, 2:1), упоминает теперь об этом городе для того, чтобы намекнуть на то, что галилейская деятельность Христа пришла к концу. Господь, по представлению евангелиста Марка, хочет отдать последнюю честь дому Симона, где Он до сих пор всегда находил радушный прием.

«Спросил их». Таким образом отсюда видно, что вопрос учеников, о котором сообщает евангелист Матфей (Мф. 18:1), был предварен вопросом, с которым обратился к ним Христос. Из Евангелия Марка видно, что ученики рассуждали друг с другом о том, кто из них выше. Молчание их свидетельствует о том, что они устыдились, поняв, что их разговор, который они вели между собой, все-таки известен Христу. Молчаливо они, так сказать, исповедали пред Ним свой грех.

Стих 35 ср. Мф. 20:26.

«Обняв его». По более удостоверенному переводу: «взял его на руки».

Между стихами 36 и 37 замечается некоторая несвязанность. Именно в 37-м стихе речь идет, очевидно, о детях в переносном смысле, то есть о христианах, которые по смирению своему похожи на детей и вообще занимают в Церкви невидные места. А в 36-м стихе речь идет об обыкновенном ребенке. Вероятно, евангелист здесь сокращает речь Христа, Который, несомненно, объяснил апостолам, что под ребенком Он понимает людей смиренных. Так только и можно объяснить появление выражения: «одно из таких детей» (стих 37).

Иоанн Бухарев, прот. (†1912)

Ст. 36-37 И, взяв дитя, поставил его посреди них и, обняв его, сказал им: кто примет одно из таких детей во имя Мое, тот принимает Меня; а кто Меня примет, тот не Меня принимает, но Пославшего Меня

И взяв (приим) дитя, Иисус Христос поставил его среди них, Апостолов, т. е. для примера им. По преданию, это дитя был Игнатий, впоследствии епископ и священномученик Антиохийский, прозванный, частью вследствие сего, Богоносцем. Кто (иже аще) примет одно из таких детей (едино таковых отрочат) во имя Мое, тот принимает Меня. Примет, т. е. будет обращаться с ним с любовью, помогать ему, в чем он нуждается. Одно из таких детей, т. е. не только дитя в собственном смысле, но и всякого человека, уподобляющегося дитяти по его нравственным качествам: простосердечию, незлобию и смирению, – всякого истинного последователя Христова (Злат.). Во имя Мое, т. е. ради того, что Он исповедует Мое имя, есть Мои ученик, а не по каким-либо другим причинам. Принимает Меня, т. е. делает добро как бы Мне Самому: поелику вы сделали cиe одному из братий Моих меньших, то сделали Мне (Мф. 25:40), поясняется у св. Матфея. По еванг. Матфею, Иисус Христос, поставив дитя посреди Апостолов, прежде нежели сказать слова: кто примет одно из таких детей и пр., сказал следующее: Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное; кто умалится, как это дитя, тот и больше в царстве небесном (Мф. 18:2-4).

„Мое царство совсем не такое, каковы земные царства и каковым вы представляете его, как бы так говорил Иисус Христос Апостолам этими словами. И войти в Мое царство требуется не то, чтобы только считаться Моим учеником, а для этого требуются особенные условия: это – обращение и детство“. Обратиться, это значит изменить свои ложные мысли о царстве Мессии, отказаться от чувственных ожиданий относительно сего царства, усвоить себе истинные понятия об этом царстве и оставить тщеславные надежды на места в царстве Мессии (Мих.), – словом, обратиться от честолюбия к смиренномудрию, от лукавства к незлобию. Детство, это – уподобление детям, которые обыкновенно бывают чужды гордости и тщеславия, зависти и сварливости и всех, подобных сим, страстей; а, напротив, украшены многими добродетелями, как то: простосердечием, незлобием, смирением, спокойствием, и которые ни одной из этих добродетелей не гордятся. „Младенца, хотя бы поносили, хотя бы хвалили, он ни в первом случае не досадует и не укоряет, ни в последнем не гордится“ (Злат.)

Не войдёте в Царство Небесное, т. е. не будете истинными христианами на земле и не удостоитесь блаженства на небе. „Когда мы не имеем указанных качеств младенцев, говорит св. Златоуст, то как бы ни были велики наши дела, спасение наше сомнительно“. Словами: кто умалится, как дитя и пр. Господь указывает, чем особенно можно заслужить великое место в Его царстве. Это – смирением, каким обыкновенно обладают дети – смирением, по которому человек не возвышает, а считает себя ниже других, и от которого поэтому происходят многие добродетели, и которым покрываются многие грехи; тогда как противоположное смирению свойство, – гордость служит причиной всевозможных грехопадений. И в жизни Самого Господа, Пресв. Его Матери и святых всюду мы видим смирение и ни тени самовозвышения. Перед этим Господь прямо говорил апостолам: кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою (Мк. 9:35). Блаженны нищие духом, т. е. смиренные, ибо их есть Царство Небесное, прежде всего высказал Господь в Своей нагорной проповеди (Мф. 5:3). Гордость погубила ближайшего к Господу из ангелов, она погубила и первых людей, мечтавших сделаться подобными Богу, губит и бесчисленное множество людей.

Толкование на Евангелие от Луки

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible