Скрыть
И заповедал им ничего не брать в дорогу, кроме одного посоха: ни сумы, ни хлеба, ни меди в поясе,

Святые отцы

Прочие

Иероним Стридонский, блж. (†420)

И заповедал им ничего не брать в дорогу, кроме одного посоха: ни сумы, ни хлеба, ни меди в поясе

Разве всем велено не иметь двух одежд, или еды в сумке, или денег в кошельке, но лишь посох в руке и сандалии на ногах (ср. Мф. 10:9)? И все ли должны продать все, что имеют, раздать бедным и пойти за Христом? В отношении тех, кто хочет быть совершенным, - именно так… В Евангелии Господь говорит человеку, хвалящемуся, будто бы исполняет весь закон: Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим, и приходи и следуй за Мною (Мф. 19:21).

Против Иовиана. 

Аврелий Пруденций (†413)

И заповедал им ничего не брать в дорогу, кроме одного посоха: ни сумы, ни хлеба, ни меди в поясе

Высший покой - ничего не хотеть сверх того, что потребно: пища простая, одежда одна - тело сокроют они и вернут тебе силу. Не нужно искать сверх того, что природа диктует. В путь отправляясь, суму не тащи (ср. Мф. 10:10, Лк. 9:3, 22:35), об одежде другой не заботься, о завтрашнем дне не волнуйся, что пищи не будет (ср. Мф. 6:34): солнце взойдет, и появится пища. Разве не видишь: из птиц ни одна пропитанья на завтра не ищет? Ей Бог посылает (ср. Мф. 10:29).

Душевная брань.

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Ст. 7-13 И, призвав двенадцать, начал посылать их по два, и дал им власть над нечистыми духами. И заповедал им ничего не брать в дорогу, кроме одного посоха: ни сумы, ни хлеба, ни меди в поясе, но обуваться в простую обувь и не носить двух одежд. И сказал им: если где войдете в дом, оставайтесь в нем, доколе не выйдете из того места. И если кто не примет вас и не будет слушать вас, то, выходя оттуда, отрясите прах от ног ваших, во свидетельство на них. Истинно говорю вам: отраднее будет Содому и Гоморре в день суда, нежели тому городу. Они пошли и проповедовали покаяние; изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли.
 

     О послании апостолов на проповедь и о наставлениях, данных им по сему случаю, подробно повествует ев. Матфей (гл. Мф.10); ев. же Марк – весьма кратко, указывая только на существенное в этих наставлениях; впрочем некоторыми чертами и он восполняет сказание ев. Матфея. 

     «Начал посылать»: это в первый раз теперь, что Спаситель поручает им дело своей проповеди одним, в отсутствии Его, приучая их к самостоятельному действованию.

     «Посылать их по два»: черта, восполняющая сказание ев. Матфея, – посылать по два: черта, свидетельствующая о благости и мудрости Господа. Дело для апостолов новое, двоим идти на него и безопаснее и охотнее; взаимная поддержка двоих в этом случае и уместна и нужна («по два посылает, дабы они были смелее; иначе, если бы Он послал их по одному, то один не так бы смело мог действовать» Феофил.). Небольшими же группами послал их Господь для того, чтобы послать их в более по возможности мест, чтобы большему числу людей проповедать учение Его (ср. Феофил.). Можно догадываться о высшей цели этого послания по два. По закону Моисееву (Втор.19:15) не менее двух свидетелей нужно было, чтобы засвидетельствовать истину чего-либо; проповедь апостолов должна была быть свидетельством против иудеев в случае неверия их (ст Мк.6:11; ср. Мф.10:18) и вообще свидетельством об истине их учения. Таким образом посланием по два исполнялся закон Моисеев о свидетелях истины и, в случае неверия иудеев, они даже и по закону их должны были быть безответны и, следовательно, обвинены законом, или оправданы в вере их. Ев. Марк умалчивает о повелении Господа апостолам не ходить до времени к язычникам, может быть, потому, что Евангелие его первоначально было назначено для уверовавших из язычников, и он не хотел смущать их сказанием о сем повелении, которое притом же в последствии было отменено (Мф.28:16).

     «Кроме одного посоха»: ср. прим. к Мф.10:10. Смысл этих наставлений относительно одежды, обуви и денег тот, что они не должны заботиться о себе, о внешних удобствах, а совершенно предаться воле Божией (ср. прим. к Мф.10:10).

     «Если где войдете в дом: оставайтесь в нем»: убедившись наперед, что дом тот достоин того, чтобы проповедники Христовы остались в нем, что хозяин того дома и домочадцы добры, благочестивы, благорасположены к Христу и Его посланникам и Его учению (ср. Мф.10:11).

     «Проповедывали покаяние»: вступив в открытое служение роду человеческому, Господь сам начал свою проповедь проповедью о покаянии (Мк.1:15; ср. Мф.4:17); и апостолы Его начали с того же, так как покаяние должно было предшествовать или начинать вступление в Царство Мессии, и потому требовалось слово о нем прежде всякого другого слова.

     «Многих больных мазали маслом и исцеляли»: помазывание маслом больных было делом не необыкновенным у евреев, как и вообще на Востоке, так как масло имеет свойство утолять боль, особенно от ран происходящую (ср. Лк.10:34). Нельзя, впрочем, думать, что здесь речь идет о естественной целебной силе масла, что апостолы Христовы употребляли его только как естественное целебное средство; против такого понимания говорит связь речи, в которой говорится о чудотворных действиях апостолов, следовательно, и исцеление больных посредством помазания маслом надобно понимать как действие чудотворное. Помазание маслом здесь только символ или образ сообщения помазуемым благодати Божией, отпущающей грехи их и тем исцеляющей их от болезней телесных. Это такое же действие, как возложение на больных рук Господа или помазание глаз слепого брением (ср. Ин.9:6. Мк.8:23) и исцеление их через то. Несколько позднее таковое помазание маслом больных сделалось особенным обрядом, в который облеклось таинство, как такое священное действие, в котором под видимым образом помазания больного елеем от рук пресвитеров церкви или священников, при молитве их, сообщается болящему благодать Святого Духа, врачующая немощи телесные и душевные (Иак.5:14). Это – таинство елеопомазания, – одно из семи таинств православной церкви.

Толкование на Евангелие от Марка

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 8-9 И заповедал им ничего не брать в дорогу, кроме одного посоха: ни сумы, ни хлеба, ни меди в поясе, но обуваться в простую обувь и не носить двух одежд

По свидетельству Евангелия Марка, Господь разрешает апостолам брать с собой «посох», а по Евангелию Матфея – запрещает (Мф.10:10, также и по Евангелию Луки). Как согласовать эти сообщения евангелистов? Христос вообще внушал апостолам доверие к Промыслу Божию, и предание могло сохранить это наставление под двумя формами: под формой, в которой оно приводится у Марка и которая исключает всякие запасы для пути, но разрешает «посох» просто как опору при подъеме на горные тропинки, и ту форму, какую мы находим у Матфея и Луки, где «посох» понимается как орудие защиты от нападений, которым апостолы могли подвергнуться во время своего путешествия: посох как оружие не свидетельствовал бы об их доверии к Промыслу… Точно также, если евангелист Матфей говорит,что Господь запретил брать апостолам в дорогу обувь, то он не противоречит Марку, который сообщает, что Христос повелел апостолам обуваться в простую обувь. Матфей, очевидно, имеет в виду «запасные» сандалии, но о них не имеется упоминания у Марка, который, как и Матфей, имеет в виду только одну пару сандалий, которая была у апостолов надета на ногах.

Иоанн Бухарев, прот. (†1912)

Ст.8-9 И заповедал им ничего не брать в дорогу, кроме одного посоха: ни сумы, ни хлеба, ни меди в поясе, но обуваться в простую обувь и не носить двух одежд

Господь здесь как бы так говорит апостолам: „не заботьтесь особенно о себе и о внешних удобствах для себя: не берите ничего в запас, а совершенно предайтесь воле Божией“. Евангелист Матфей тут прибавляет: достоин бо есть делатель мзды своея (Мф. 10:10) (ибо трудящийся достоин пропитания), т. е. те, которым апостолы будут проповедовать и благодетельствовать своим даром чудес, будут доставлять им все нужное для жизни (Феоф.).

Толкование на Евангелие от Марка

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

О чудесных исцелениях.

Мк.5:30. По вере кровоточивой женщины чудо исцеления совершилось и чрез одно прикосновение к одежде Спасителя. Верующие исцелялись от платков и опоясаний апостолов: Деян.19:12;5:15, Иак.5:14-15; потому что им дана была власть: Мк.6:7-13; но для неверующих и Сам Господь не мог творить чудес: Мк.6:5-6; Мф.12:39.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible