Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Евангелие от Марка 6:18
Ибо Иоанн говорил Ироду: не должно тебе иметь жену брата твоего.
Святые отцы
Прочие
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
Ибо Иоанн говорил Ироду: не должно тебе иметь жену брата твоего
Он увидел тирана, ниспровергающего законы брака, и с дерзновением объявил посреди площади: «Не должно тебе иметь жену Филиппа, брата твоего!..» Вот и ты поправь хотя бы товарища своего по служению, равного тебе по чести, и, даже если придется тебе умереть, не медли образумить брата… И не говори мне этих глупых слов: «Какое мне дело? У меня нет с ним ничего общего!» Только с дьяволом у нас нет ничего общего, а со всеми людьми у нас много общего. Ведь они причастны той же природе, что и мы, населяют ту же землю, питаются той же пищей, у них Тот же Владыка, они приняли те же законы и призваны к тем же благам, что и мы. Поэтому не будем говорить, что у нас нет ничего с ними общего.
К антиохийскому народу.
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
Ст. 17-20 Ибо сей Ирод, послав, взял Иоанна и заключил его в темницу за Иродиаду, жену Филиппа, брата своего, потому что женился на ней. Ибо Иоанн говорил Ироду: не должно тебе иметь жену брата твоего. Иродиада же, злобясь на него, желала убить его; но не могла. Ибо Ирод боялся Иоанна, зная, что он муж праведный и святой, и берёг его; многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его
Воспользовавшись случаем, Марк помещает здесь вводную речь о смерти Крестителя. Одни говорят, что Ирод взял Иродиаду еще при жизни Филиппа и за то обличаем был как беззаконник, вступивший в брак с женой живого брата своего. Напротив, другие утверждают, что Филипп уже умер, но оставил после себя дочь. А когда у Филиппа осталась дочь, то Ироду не следовало жениться на братовой жене и после смерти брата; ибо Закон повелевал брату взять жену брата своего в том случае, когда бы сей последний умер бездетным. Но в настоящем случае оставалась дочь; следовательно, брак Ирода был беззаконный. Смотри, как сильна страсть плотской любви! Вот Ирод, имевший столько уважения и страха к Иоанну, пренебрег этим, чтобы только удовлетворить свою страсть.
Василий Кинешемский, сщисп. (†1945)
Ибо Иоанн говорил Ироду: не должно тебе иметь жену брата твоего
Но, победив первое препятствие, Ирод сейчас же встречается с другим – обличительною проповедью Иоанна Крестителя, который говорил Ироду: не должно тебе иметь жену брата твоего. Эти упреки, несомненно, имели для Ирода больше значения, чем неловкость перед братом и боязнь общественного мнения, которое, благодаря подобострастию его руководителей-фарисеев и саддукеев, легко было заставить молчать. Принудить к молчанию неподкупного Иоанна или заставить его смягчить прямолинейный тон обличений оказалось невозможным. Кроме того, и на совесть самого Ирода эти суровые речи должны были оказать большое влияние, ибо Ирод питал к пророку невольное уважение и, несомненно, считался с его мнением. Но тем не менее и это новое препятствие не могло принудить его переломить свою страсть. Более того: он не только не отступает перед ним, но, подстрекаемый Иродиадой, берет под стражу пророка, которого уважает, и заключает в темницу — яркий показатель того, как далеко зашла его страсть.
Михаил (Лузин), еп. (†1887)
Сказание об убиении Иоанна Крестителя (см. прим. к Мф.14:3-12).
«Иродиада же, злобясь» и пр.: некоторое различие этого сказания Маркова от сказания ев. Матфея о сем примиряется без труда, – стоит только иметь в виду слабохарактерность Ирода, которая ясно видна из сказаний о нем евангельских и Иосифа Флавия. Злая женщина, против которой восставал Иоанн и которая могла лишиться царской власти, если бы обличительные речи Крестителя подействовали на Ирода и Он развелся с ней, – Иродиада злобилась на Крестителя и желала убить его, но своей властью не могла этого сделать. Без сомнения, она подущала к тому Ирода, и он поддавался по временам наговорам своей сожительницы, и имел иногда намерение, хотел убить Иоанна, имея, может быть, на то и свои причины, но не решался привести в исполнение это намерение во-первых потому, что боялся народа (Мф.14:5), а во-вторых и потому, что боялся самого Иоанна, зная его святость. Это невольное уважение развратника к строгой добродетели и эта боязнь пред народом боролись в нем с злыми наговорами Иродиады и возбужденным ими подчас желанием избавиться от строгого обличителя и держали его в нерешительном состоянии: он берег Иоанна от злых умыслов Иродиады, готовой, если бы была ее воля, тотчас же лишить Иоанна жизни, и в то же время сам заключил его в темницу; лишить же его жизни опасался.
«Многое делал» и пр.: пояснительное замечание о том, почему Ирод не решился, хотя по временам и имел желание, умертвить Иоанна, – замечание, метко обрисовывающее характер Ирода. Он делал много доброго, слушаясь Иоанна, и с удовольствием слушал его проповедь, но требования Иоанна относительно Иродиады, тем не менее однако же, не исполнял и самого проповедника заключил и держал в темнице. Он, как видно, входил в сделки со своей совестью, как поступают обыкновенно люди бесхарактерные: он надеялся некоторыми добрыми делами, предпринимаемыми по совету Иоанна, загладить свой главный грех, против которого особенно вооружался Иоанн, и – не отставал от того греха, и преследовал самого проповедника. Он с удовольствием даже слушал Иоанна, но от греха не отставал, как опять делают люди слабохарактерные: они охотно слушают добрую речь, находят в ней удовольствие, расчувствуются и расплачутся, а потом – опять за свое, и не прочь даже сделать зло проповеднику, но опять нерешительно, колеблются, смущаются, боятся, пока какой-нибудь решительный случай не подвигнет их, опять же против их воли, на то или другое. Таков, как видно из сказаний евангельских, был и Ирод Антипа, что подтверждается и сказаниями о нем Иосифа Флавия.
«Удобный день»: удобный для исполнения умысла Иродиады – лишить жизни ненавистного ей проповедника Иоанна Крестителя.
«Вельможам своим» и пр.: слово означает вообще людей, облеченных высшим саном и властью в государстве, людей именитых и власть имущих.
«Тысяченачальникам»: т. е. властям военным, «и старейшинам»: т. е. властям гражданским.
«Даже до половины моего царства»: которое однако ж и сам-то получил как милость из рук римского Императора. Очевидно, это речь восточного деспота, распаленного вином и сладострастием, – обещать очаровавшей его и гостей юной развратнице то, чего исполнить не в силах и не вправе.
«Оруженосца»: латинское слово (написанное греческими буквами), употребленное здесь, означает собственно телохранителя царского. На них лежало исполнение смертных казней по личному, непосредственному повелению царя.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 16-20 Ирод же, услышав, сказал: это Иоанн, которого я обезглавил; он воскрес из мертвых. Ибо сей Ирод, послав, взял Иоанна и заключил его в темницу за Иродиаду, жену Филиппа, брата своего, потому что женился на ней. Ибо Иоанн говорил Ироду: не должно тебе иметь жену брата твоего. Иродиада же, злобясь на него, желала убить его; но не могла. Ибо Ирод боялся Иоанна, зная, что он муж праведный и святой, и берег его; многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его
Начинающееся в этом стихе повествование об умерщвлении Иоанна Крестителя в общем сходно со сказанным у евангелиста Матфея (Мф. 14:3–12). Но все-таки в Евангелии Марка есть некоторые особенности. Так, в 19-м стихе он упоминает о злобе, которую питала к Иоанну Иродиада, а в 20-м стихе сообщает, что сам Ирод уважал Иоанна за его праведность и даже советовался с ним. Это последнее сообщение представляет собой дополнение к сказанному евангелистом Матфеем, который упоминает только о желании Ирода отделаться от Иоанна, обличавшего его и сдерживавшегося только боязнью пред народом(Мф. 14:5). Отсюда мы можем заключать о двойственности, которую Ирод обнаруживал в отношении к Иоанну: он то хотел убить его под влиянием раздражения, то, успокоившись, слушал его советы, если только они не касались его отношения к Иродиаде.
Иоанн Бухарев, прот. (†1912)
Ст. 16-18 Ирод же, услышав, сказал: это Иоанн, которого я обезглавил; он воскрес из мертвых. Ибо сей Ирод, послав, взял Иоанна и заключил его в темницу за Иродиаду, жену Филиппа, брата своего, потому что женился на ней. Ибо Иоанн говорил Ироду: не должно тебе иметь жену брата твоего
Связа его (Иоанна) в темнице (заключил его в темницу). В темницу, это – в Махеронскую крепость, которая лежала на северо-восточном берегу Мертвого моря. Иродиады ради (за Иродиаду) жены Филиппа брата своею, яко оженися ею (потому что женился на ней). Иродиада была дочь Аристовула, сына Ирода великого. Ирод же и Филипп были дети сего царя. Таким образом, Иродиада приходилась племянницей как Ироду Антипе, так и Филиппу. Она была замужем за Филиппом и имела от сего брака дочь Соломию, которая очень угодила Ироду своей пляской (Мк. 6:22); Ирод же был женат на дочери арабского царя Арефы, но, отослав ее от себя, еще при жизни Филиппа, взял жену его Иродиаду. За это-то беззаконие и обличал Иоанн Ирода, говоря ему: не достоит (непозволительно) тебе имети жену Филиппа брата твоего (Мк.6:18). Поступок Ирода был совершенно беззаконен; если законом Моисеевым позволялось жениться на жене брата, то только в случае его смерти и при том в случае бездетства ее самой (Втор. 25:5-6).