Скрыть
Не плотник ли Он, сын Марии, брат Иакова, Иосии, Иуды и Симона? Не здесь ли, между нами, Его сестры? И соблазнялись о Нем.

Святые отцы

Прочие

Иустин Философ, мч. (†165)

Не плотник ли Он, сын Марии, брат Иакова, Иосии, Иуды и Симона? Не здесь ли, между нами, Его сестры? И соблазнялись о Нем

Когда Иисус пришел к Иордану, Его считали сыном плотника Иосифа (ср. Мф. 13:55), и Он казался, как предвозвещали об этом Писания, не имеющим вида (ср. Ис. 53:2), и считался плотником, ибо, будучи среди людей, Он делал плуги и ярма - эти плотницкие изделия, научая с их помощью образцам праведности и деятельной жизни.

Беседа с Трифоном иудеем.

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Не плотник ли Он, сын Марии, брат Иакова, Иосии, Иуды и Симона? Не здесь ли, между нами, Его сестры? И соблазнялись о Нем

Пришли плотники к сыну Иосифа, воспевая: благословенно рождение Твое, Глава плотников, ибо Тобой вырезан также ковчег (ср. Исх. 25:10-16), Тобой соткана скиния завета ( ср. Исх. 26), что была лишь на время. Прославь имя нашего ремесла, чтобы стало оно достоинством нашим. Сделай ярмо легким и столь же покойным для несущих его (ср. Мф. 11:30). Создай меру, что не может быть ложной, ибо истина полная в ней.

Гимны на Рождество.

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 1-3 Оттуда вышел Он и пришел в Свое отечество; за Ним следовали ученики Его. Когда наступила суббота, Он начал учить в синагоге; и многие слышавшие с изумлением говорили: откуда у Него это? что за премудрость дана Ему, и как такие чудеса совершаются руками Его? Не плотник ли Он, сын Марии, брат Иакова, Иосии, Иуды и Симона? Не здесь ли, между нами, Его сестры? И соблазнялись о Нем

Господь приходит в отечество не потому, что не знал, что окажут Ему невнимание, но для того, чтобы впоследствии не могли говорить: если б Он пришел, то мы уверовали бы. Приходит вместе и для обличения завистливого нрава своих соотечественников; ибо тогда как им надлежало восхищаться Господом, так украшающим их отечество и учением, и чудесами, они вместо того уничижали Господа за Его бедное происхождение. Вот какое зло - зависть! Она всегда старается помрачить доброе и не позволяет завидующим видеть его. Так и ныне многие по неблагонамеренности и крайнему неблагородству бесславят некоторых по причине незнатного происхождения их, хотя они достойны всякой чести.

Григорий (Лебедев), сщмч. (†1937)

И соблазнялись о Нем

Во все века исполнялось предсказание Симеона Богоприимца, что «лежит Сей (Христос) на падение и на восстание многих… и в предмет пререканий» (Лк. 2:34). И во все века «соблазнялись» о Нем. Предметом соблазна была обычность Его человеческой жизни… «Не плотник ли Он?» Как будто Отец Небесный в условиях земного порядка, Им же благословенного, должен был в Своем Сыне на земле проявить одно сплошное чудо, одну необычайность. Как будто обстановка одного сплошного чуда не оторвала бы Божия Сына от земли, от людей, ради которых Он и пришел! А потом соблазнялись о Нем через Церковь. Разве служители Его безгрешны? Как будто члены Церкви живут вне земных условий. И как будто Бог на земле должен был создать обстановку сплошного чуда.

Благовестие Святого Евангелиста Марка. Духовные размышления

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Ст. 2-3 Когда наступила суббота, Он начал учить в синагоге; и многие слышавшие с изумлением говорили: откуда у Него это? что за премудрость дана Ему, и как такие чудеса совершаются руками Его? Не плотник ли Он, сын Марии, брат Иакова, Иосии, Иуды и Симона? Не здесь ли, между нами, Его сестры? И соблазнялись о Нем.

     «Суббота» – «в синагоге»
: см. прим. к Мф.4:23. Объяснение события в синагоге назаретской см. в прим. к Мф.13 и дал. Некоторое незначительное различие в речах назаретян о Христе по сказаниям ев. Матфея и Марка объясняется очень легко тем, что передается говор толпы, а не речь одного; одни говорили так, другие несколько иначе, но смысл говора был один, который верно передают оба евангелиста.

     «Руками Его»: или вообще Им, Его повелением, словом, силой и действием, или в частности Его руками, их возложением, прикосновением и пр. Руками знакомого им плотника совершаются необыкновенные чудеса, – они в ослеплении своем не понимали, как это может быть, и соблазнялись.

    «Не плотник ли Он?»: Одни говорили – «не плотников ли Он сын» (Мф.13:55), другие – не плотник ли? Из этого видно, что Христос не только воспитывался в доме плотника, но и сам был обучен тому же ремеслу, на что указывает и древнее предание, сохранившееся между прочим у мученика Иустина (разг. с Трифон, гл. 88), Оригена (прот. Цельса 6, 4. 3), Феодорита (Церк. Ист. 3, 23).

     «Брат» – «сестры»: не родные (см. прим. к Мф.1:25,12:46-47).

Толкование на Евангелие от Марка

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Не плотник ли Он, сын Марии, брат Иакова, Иосии, Иуды и Симона? Не здесь ли, между нами, Его сестры? И соблазнялись о Нем

Евангелист Марк сообщает, что сограждане называли Христа «плотником», а не «сыном плотника», как в Евангелии Матфея. Но противоречия здесь нет, потому что у евреев было в обычае, чтобы отец обучал сына своему мастерству, так что и Христос, конечно, был обучен плотническому мастерству. Правда, Ориген говорит, что «нигде в принятых Церковью Евангелиях Христос не называется плотником» («Против Цельса», VI, 36), но другие древние церковные писатели знают это предание как сообщенное в Евангелии. Ориген, вероятно, имел под руками список Евангелия Марка, уже исправленный по Евангелию Матфея.

«Брат Иакова»… (см. Мф.1:25).

(См. Мф.13:55–56).

Иоанн Бухарев, прот. (†1912)

Не плотник ли Он, сын Марии, брат Иакова, Иосии, Иуды и Симона? Не здесь ли, между нами, Его сестры? И соблазнялись о Нем

Не сей ли есть тектон (плотник), сын Мариин, по еванг. Матфею, не плотников ли Он сын (Мф. 13:55)? Из этих слов видно, что Иисус Христос не только воспитывался в доме плотника, но и Сам был обучен тому же ремеслу, на что указывает и древнее предание, сохранившееся у мученика Иустина, Феодорита и др. (Мих.). Это было одним из видов уничижения Господа ради нашего спасения. О братьях и сестрах Христовых чит. в объясн. (Мк. 3:21).

Жители Назарета, где жил Иосиф с Богородицей и Богомладенцем, или не знали, или не верили преестественному воплощению и рождению Иисуса Христа и считали Его просто сыном Иосифа и Марии (Мих.). Они не хотели понять, что Господь Иисус Христос есть воплощенный Сын Божий. Посему и блажняхуся (соблазнялись) о Нем. Объясняя эти слова, св. Златоуст пишет: „Неизвинительно блазнение Назаретян об Иисусе Христе, ибо и в прежние времена много примеров имели тому, что у незнатных родителей бывали знаменитые дети. Таковы: Давид, Амос, Михей. Следовательно, и пред Христом должно было благоговеть и прийти в изумление, потому наиболее, что, имея таковых родителей, говорил необыкновенно. Сие ясно показывало в Нем не человеческое обучение, а божественную благодать... Но зависть лукава и часто противоречит сама себе; что было и странно, и чудно, и достаточно к тому, чтобы привлечь их, то самое их соблазнило“.

Толкование на Евангелие от Марка

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

О Присно-Девстве Пр. Богородицы.

Мк.6:3. Что здесь перечислены не родные братья Христу, видно из пророчества Исаии: Се, Дева: Мф.1:23; и из слова Самой Богородицы: Лк.1:34-35; если бы у Иисуса Христа были родные братья, то не было бы нужды поручать Присно-Деву Иоанну Богослову: Ин.19:26-27.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible