Скрыть
И не мог совершить там никакого чуда, только на немногих больных возложив руки, исцелил их.

Святые отцы

Прочие

Григорий Богослов, свт. (†389)

И не мог совершить там никакого чуда, только на немногих больных возложив руки, исцелил их

…Иное невозможно по недостатку воли; например: не мог совершить там знамения из-за неверия принимающих (ср. Мф. 13:58). Ведь поскольку для исцеления нужны обе эти вещи, то есть и вера врачуемых, и сила врачующего, они не способны были получить одно по причине отсутствия другого. Не знаю, не следует ли и это отнести к разумному основанию. Ведь было бы неразумно исцелять тех, которым потом повредило бы неверие. В этом же смысле сказано: Вас мир не может не ненавидеть (ср. Ин. 7:7), а также: Как вы можете говорить доброе, будучи злы (МФ. 12:34)? Ибо каким образом здесь что-либо невозможно, как не в смысле отсутствия желания? Есть среди сказанного Господом и нечто такое, что по природе своей невозможно, однако возможно Богу, если Он захочет (ср. Мф. 19:26, Мк. 10:27). Например, то, что одному и тому же человеку невозможно родиться дважды (ср. Ин. 3:4), или игольные уши, не пропускающие верблюда (ср. Мф. 19:24, Мк. 10:25, Лк. 18:25) . Что помешало бы этому произойти, если бы Бог захотел? Однако вне всего этого стоит то, что совершенно невозможно и недопустимо… Невозможно, чтобы Бог был зол или чтобы Его не было, ибо такое показывало бы бессилие Бога, а не силу. Также невозможно, чтобы несущее существовало, а дважды два было бы одновременно и четыре, и десять. Невозможно и то, чтобы Сын делал что-либо неприемлемое, чего не делает Отец.

О Сыне (Слово 30).

Иоанн Кассиан, прп. (†435)

И не мог совершить там никакого чуда, только на немногих больных возложив руки, исцелил их

В некоторых случаях Он настолько обильно изливал Свою целительную силу, что евангелист воскликнул об этом: И исцелил всех больных (Мф. 8:16, ср. Лк. 4:40). Среди других людей безграничная мера Христовых благодеяний натыкалась на такие большие препятствия, что сказано: И не совершил там многих чудес по неверию их (Мк. 6:5-6, ср. Мф. 13:58). Щедрость Бога измеряется верою человека, так что одному Он говорит: По вере вашей да будет вам (Мф. 9:29), другому: Иди, и, как ты веровал, да будет тебе (Мф. 8:13), третьему: Да будет тебе по желанию твоему (Мф. 15:28), четвертому: Вера твоя спасла тебя (Мф. 9:22, Мк. 5:34, 10:52, Лк. 8:48, 17:19).

Собеседования.

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 4-6 Иисус же сказал им; не бывает пророка без чести, разве только в отечестве своем и у сродников и в доме своем. И не мог совершить там никакого чуда, только на немногих больных возложив руки, исцелил их. И дивился неверию их. Господь говорит вообще о всех пророках, что они не пользуются честью в отечествах своих, между сродниками и домашними. Имеют ли они знаменитых сродников? В таком случае эти сродники завидуют им и потому бесчестят. Будут ли они бедного происхождения? - опять бесславят их за бедное происхождение. Господь не мог сотворить там чудес не потому, что был бессилен, но потому, что те были люди неверующие. Щадя их, Он не творит чудес, дабы не послужили к большему осуждению их как людей неверующих и при виде чудес. С другой стороны, для чудотворений потребна, во-первых, сила творящего, во-вторых, вера приемлющих чудо. Поскольку же здесь не доставало второго (из этих условий), то есть веры имеющих нужду в исцелении, то Иисусу не благопотребно было творить чудеса. Так и должны мы понимать, что выражение евангелиста «и не мог» употреблено вместо - не решался.

Григорий (Лебедев), сщмч. (†1937)

И не мог (Господь) совершить там (на Своей родине, среди своих) никакого чуда (Мк.6:5) по неверию их (Мф. 13:58)

Какие слова! «Не мог совершить»! Не сказано: «не совершил», а «не мог совершить», как будто ограничено было Божественное Всемогущество! Это новое и поразительное свидетельство того, что Божественная Сила как бы связывается человеческой немощью (ср. Мк. 5:25-34). Бог бессилен спасти человека без человека. Божественная Сила всегда готова излиться на человека… Но со стороны человека требуется порыв души и открытость души, чтобы воспринять Божественную Силу. Употребим аналогию: как в материальных вещах, для того, чтобы тот или иной аппарат уловил какие-либо атмосферные токи, надо, чтобы был открыт и действовал его приемник (как, например, в радиоаппаратах); так же точно для того, чтобы человеческой душе включиться в контакт с Божественной Силой, надо, чтобы приемник души был открыт и действовал. Тогда он уловит токи благодатной Силы. Если же души закрыты, глухи, если они неспособны принять Божий дар, то не расточать же Господу Свою Божественную Силу как бы в пространство. И Господь заключился в Себе. Это и обозначает Евангелие, когда говорит: «Не мог совершить там никакого чуда». Потому что закрыты были души. Никто не думал о Божественной Силе, и никто не обращен был к ней. Понятно, что выражение «не мог совершить» не содержит в себе и тени намека на то, что Господь не имел силы совершить чудо, а равносильно мысли, что Господь, скорбя о закрытии людских сердец, сознательно не совершил на Своей родине многих чудес. Святой евангелист Матфей так и пишет: «И не совершил там многих чудес по неверию их» (13:58).

Благовестие Святого Евангелиста Марка. Духовные размышления

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Ст. 4-5 Иисус же сказал им: не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников и в доме своем. И не мог совершить там никакого чуда, только на немногих больных возложив руки, исцелил их.

     «Не мог совершить там никакого чуда»: не то значит выражение, что Господь Иисус всемогущий, Творец и Владыка природы, не смог сотворить здесь никакого чуда, но то, что неверие и блазнение о Нем соотечественников не позволило Ему совершить чудес, так как со стороны людей, над которыми совершаются чудеса, необходима вера, которой не было в назаретянах (ср. прим. к Мф.13:58). «Не потому не сотворил, что не мог, а потому что в них не было веры» (Феофил.). «Поскольку при исцелениях нужны и вера врачуемых, и сила врачующего: то по недостатку одного делалось невозможным и другое» (Григ. Б. 3, 87). Впрочем, в ком из них хотя мало было веры в Господа, те удостоились Его чудотворений: возложив на некоторых больных руки свои, Он исцелил их от недугов их.

Толкование на Евангелие от Марка

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

И не мог совершить там никакого чуда, только на немногих больных возложив руки, исцелил их

Конечно, Христос не потерял силу творить чудеса, но ведь эта сила, как показывает исцеление кровоточивой женщины (Мк.5:34), проявлялась только там, где встречала себе веру со стороны человека (свт. Григорий Богослов, блж. Феофилакт). Впрочем, и здесь Христос исцелил несколько больных, очевидно, уверовавших в Него, – только эти чудеса не были особенно поразительными.

Иоанн Бухарев, прот. (†1912)

И не мог совершить там никакого чуда, только на немногих больных возложив руки, исцелил их

Неверие в Иисуса Христа и блазнение о Нем Назаретян не позволяли Ему совершить чудес; потому что от тех, над которыми совершаются чудеса, требуется вера, а в Назаретянах ее не было (Мф. 13:58). В ком же из них было хотя немного веры, те удостоились чудотворений: на немногих больных возложив руки, исцелил их.

„Не сотворил многих чудес, но сотворил немногие, замечают св. Златоуст и блаж. Феофилакт для того, чтобы не сказали: Он противник наш и враг, презирает своих; чтобы не сказали, что если бы были чудеса, то мы уверовали бы. Посему-то и сотворил чудеса, и удержался от чудес. Сотворил, чтобы исполнить Свое дело; удержался, чтобы не подвергнуть их большему осуждению за неверие“. Так Господь может лишать и нас – христиан Своей спасительной благодати за нашу холодность и нерадение о своем спасении.

Толкование на Евангелие от Марка

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

О чудесных исцелениях.

Мк.5:30. По вере кровоточивой женщины чудо исцеления совершилось и чрез одно прикосновение к одежде Спасителя. Верующие исцелялись от платков и опоясаний апостолов: Деян.19:12;5:15, Иак.5:14-15; потому что им дана была власть: Мк.6:7-13; но для неверующих и Сам Господь не мог творить чудес: Мк.6:5-6; Мф.12:39.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible