Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Левит 19:14
Не злословь глухого и пред слепым не клади ничего, чтобы преткнуться ему; бойся Бога твоего. Я Господь .
Святые отцы
Прочие
Ириней Лионский, сщмч. (†202)
Проклят, кто слепого сбивает с пути! И весь народ скажет: аминь
Такое поведение не свойственно исцеляющим или дающим жизнь, но, скорее, причиняющим болезнь и распространяющим свое невежество. И гораздо более правдивым окажется закон, проклинающий всякого, кто слепого отправляет в опасный путь. Ибо апостолы, посланные для отыскания заблудших, для дарования зрения слепым и исцеления больных, конечно, говорили с ними не согласно существующим понятиям, но согласно откровению Истины. Ведь неправильно действовали бы люди, которые посоветовали бы слепым, готовым вот-вот уже упасть в пропасть, продолжать двигаться по этому опаснейшему пути, как если бы это действительно был прямой путь, по которому они пройдут благополучно.
Против ересей.
Григорий Великий, Двоеслов, свт. (†604)
Не злословь глухого и пред слепым не клади ничего, чтобы преткнуться ему; бойся Бога твоего. Я Господь
Злословить глухого - значит оскорблять отсутствующего и не слышащего, а класть пред слепым преткновение - значит делать нечто явное, но тому, кто не имеет светоча рассуждения, давать повод к соблазну.
Георгий Константинович Властов (†1899)
«Проклят (говорится во Втор. 27:18), кто слепого сбивает с пути». В Лев. 25:17, говорится вообще: «не обижайте один другого; бойся Бога своего». Смысл предложенной заповеди есть сострадание к несчастиям ближнего, запрещение насмешки и злобного отношения к человеку, имеющему физические недостатки.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 14-15 Не злословь глухого и пред слепым не клади ничего, чтобы преткнуться ему; бойся Бога твоего. Я Господь. Не делайте неправды на суде; не будь лицеприятен к нищему и не угождай лицу великого; по правде суди ближнего твоего
Насмешка и злоба против лиц, имеющих тяжкие физические недостатки — глухоту и слепоту, обнаруживают недостаток страха Божия в человеке и сознания всеведения Божия; притом несметные обиженные лишены были возможности искать возмездия обидчикам. Посему грозное проклятие Божие (см. Втор XXVII:18) против обидчиков должно было охранять беспомощных. С другой стороны и в отношении к слабым, каковы бедняки, воспрещается всякое лицеприятное послабление (ср. Исх XXIII:1–3, 5–8), недопустимое в отношении сильных.
См. также Толкование на Лев. 19:9