Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Евангелие от Иоанна 21:23
И пронеслось это слово между братиями, что ученик тот не умрет. Но Иисус не сказал ему, что не умрет, но: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? –
Святые отцы
Прочие
- Евфимий Зигабен (†1118)
- Михаил (Лузин), еп. (†1887)
- Георгий Константинович Властов (†1899)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
Изыде же слово се в братию, яко ученик той не умрет. И не рече ему Иисус, яко не умрет, но: аще хощу тому пребывати, дондеже прииду, что к тебе
Изыде же слово се к братии, то есть к ученикам, яко той не умрет. И не рече Иисус, яко не умрет, но: аще хощу тому пребывати, дондеже прииду, что к тебе? (ст. 23). Не думай, говорит, что Я одинаково устрою вашу судьбу. А это Он сделал потому, что теперь неблаговременна была их взаимная любовь. Так как они должны были принять на себя попечение о вселенной, то им уже не следовало быть вместе друг с другом: это было бы весьма вредно для вселенной. Поэтому-то Христос и говорит Петру: тебе поручено дело; заботься о нем, совершай его, терпи и подвизайся. Что, если Я хочу, чтобы Иоанн здесь пребывал? Ты смотри за своим делом и о нем заботься.
Заметь и здесь скромность евангелиста. Сказав о мнении учеников, он исправляет его, так как они не уразумели того, что Христос сказал. Не рече, говорит, Иисус, яко не умрет, но: аще хощу тому пребывати (ст. 23).
Евфимий Зигабен (†1118)
Изыде же слово се в братию
Какое же это слово?
Яко ученик той не умрет
Вероятно, и другие слышали то, что было сказано Петру. Пронеслось между братьями слово это, т.е. что Иоанн не умрет, – хотя они заблуждались и не поняли цели этих слов. Затем евангелист исправляет такую ложную молву.
И не рече ему Иисус, яко не умрет, но: аще хощу тому пребывати, дондеже прииду, что к тебе
А эти слова вовсе не означают того, что Иоанн не умрет, но имеют совершенно другую цель, как выше было сказано. Какое же остается основание у тех, которые продолжают утверждать, что Иоанн не умер, когда сам же он ясно говорит, что предполагающие это заблуждаются.
Михаил (Лузин), еп. (†1887)
– Ученик тот не умрёт: условно сказанное Господом понято было в среде некоторых верующих как сказанное положительно, что ученик тот действительно не умрёт. Долговременная жизнь Иоанна для некоторых, может быть, служила подтверждением этой молвы, и – вот престарелый апостол, при написании этого сказания в своём Евангелии, указывает неправильность этой молвы и, описывая событие, подавшее к ней повод, замечает, что Господь не так сказал, как гласит молва. Он не сказал, что ученик тот не умрёт, а сказал только, что Петру не нужно знать о последующей судьбе этого ученика, что в воле Господа сохранить его жизнь даже до второго пришествия Своего. Сила опровержения апостолом этой молвы – в указании, что Господь сказал о пребывании ученика до второго пришествия условно, если хочу, но не сказал именно, что хочет этого.
Георгий Константинович Властов (†1899)
Ст. 23 И пронеслось это слово между братиями, что ученик тот не умрет. Но Иисус не сказал ему, что не умрет, но: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того?
Ст. 23 Изыде же слово се в братию, яко ученик той не умрет: и не рече ему Иисус, яко не умрет: но аще хощу тому пребывати дóндеже прииду, что к тебе?
Святой Иоанн Богослов нашел нужным в начертанном им по повелению Божию и Духом Божиим Евангелии решительно опровергнуть весьма, по-видимому, сильно укоренившееся мнение, что ему обещано, что он не умрет. Слова Господа на озере Галилейском, сказанные об Иоанне, передаваясь из уст в уста, как драгоценное воспоминание, вероятно утратили свое настоящее значение не в устах, слышавших Господа, а в устах многочисленных их последователей. Иоанн Богослов, как Епископ, настойчиво указывает своей пастве, а как Евангелист – всему христианскому миру, что не таково было значение слов Господа, какое стало придавать им христиане во время старости Иоанна, и преимущественно христиане Ефесской церкви, горячо любившие своего Пастыря и гордившиеся им. Иоанн, зная укоренившееся о нем мнение, исправляет его, восстановляя в чистоте сказанные Господом слова, и не позволяя себе никакого к ним толкования, ибо и для него будущее было закрыто, и ему неизвестно было как исполнится над ним воля Божия (Иоанн в некоторых местах своих посланий высказывает мысль, что „последнее время близко“ напр. 1Иоан. 2:18,4:3).
Мы заметим по поводу стиха 23-го, что он решительно свидетельствует об том, что последняя XXI глава Иоаннова Евангелия начертана им самим и не допускает мысли, чтобы она могла быть прибавлена после его кончины, ибо только он, и только он один, мог и имел право отвергнуть уже сложившееся об нем предание. Прибавление главы XXI к законченному на XX главе Евангелию, очень естественно.
По всей вероятности Евангелие, законченное на XX главе, читалось уже с умилением и благоговением, но тогда же, при жизни Иоанна, должны были возникнуть просьбы начертать явление Господа в Галилее. Если, как думают, мученическая кончина Петра имела место между 65 и 70 годом, то быть может еще когда известие это дошло до Ефеса, то Иоанн нашел нужным, в виду не скрытого им и другими Евангелистами отречения Петра, вполне очистить и возвеличить его память сказанием о его очищении Самым Господом, с поручением ему пасти овец Его. С этим событием Иоанн естественно связывает и ту поправку, которую он считал себя обязанным внести в сложившееся о нем ложное мнение об обещанном ему бессмертии на земли.
Мы во вступлении в эту главу указывали, что следующий за сим 24-й стих, по-видимому, принадлежит пресвитерам Ефесской церкви, принимавшим из рук его Евангелие, с добавочной XXI главою. Само начертание сего стиха также есть по нашему мнению документальное свидетельство церкви Ефесской, что глава XXI начертана самим Иоанном.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 20-23 Петр же, обратившись, видит идущего за ним ученика, которого любил Иисус и который на вечери, приклонившись к груди Его, сказал: Господи! кто предаст Тебя? Его увидев, Петр говорит Иисусу: Господи! а он что? Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною. И пронеслось это слово между братиями, что ученик тот не умрет. Но Иисус не сказал ему, что не умрет, но: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того
Вместе с Петром Господь стал удаляться от места, где происходил обед. Петр, вероятно, услышав позади себя чьи-то шаги, обернулся назад и увидал шедшего за ним Иоанна. Зная, что Иоанн был особенно любим Господом, он естественно захотел узнать о том, какая судьба ждет этого любимейшего ученика Христова. Смерть за Христа он считал отличием для себя и с удивлением спрашивал Христа, неужели Его любимейший ученик не удостоится этого отличия? Петр говорил так, очевидно, из чувства особого расположения к Иоанну, с которым он был особенно близок, как можно видеть, например, из того, что в утро воскресения они были вместе и вдвоем поспешили ко гробу Христову.
На вопрос Петра Господь отвечает ему, что ему нечего заботиться об Иоанне: он сам прежде всего должен идти за Христом, а что касается Иоанна, то если бы он остался в живых даже до второго пришествия Христова, то и это не имеет отношения к судьбе апостола Петра – тот должен идти указанным ему путем.
Эти слова Господа об Иоанне, как замечает сам евангелист, подали братьям, т. е. христианам (ср. Флп.1:14), повод говорить, что Иоанн не умрет. Эти предположения объясняются тем, что первые христиане полагали, что пришествие Господне близко и что некоторые из них доживут до этого времени (см. 1Сол.4:17; Иак.5:7–8). Особенно же то обстоятельство, что Петр действительно умер той смертью, какую предрек ему Господь, а Иоанн продолжал свою деятельность и десятка два лет после смерти Петра, должно было еще более укрепить христиан в правильности предположения. Потому-то Иоанн и устанавливает в точности смысл слов, которые сказал в отношении к нему Господь.
Нельзя не заметить здесь, что это прибавление к Евангелию ясно показывает, что Иоанн был жив в то время, когда явилось это прибавление и что он сам сделал последнее. В самом деле, была ли какая нужда в разъяснении истинного смысла слов Христа, если бы Иоанн уже умер? Тогда достаточно было бы в противовес всяким вымыслам о его судьбе указать на то место, где он был погребен.