Скрыть
Петр же, обратившись, видит идущего за ним ученика, которого любил Иисус и который на вечери, приклонившись к груди Его, сказал: Господи! кто предаст Тебя?

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 20-21 Обращься же Петр виде ученика, егоже любляше Иисус, вслед идуща, иже и возлеже на вечери на перси его, и глагола: Господи, сей же что

Для чего напомнил нам о бывшем тогда возлежании? Не просто и не без причины, но – чтобы показать, какое Петр имел дерзновение после своего отречения. Прежде он не смел спросить, но поручил это другому, а теперь ему вверено даже попечение о братии. Теперь он не только не поручает другому того, что до него касается, но уже и сам за другого спрашивает Учителя: Иоанн молчит, а он говорит. Здесь же евангелист показывает и любовь к нему (Петра). Действительно, Петр очень любил Иоанна; это видно и из последующих событий, да и вообще во всем Евангелии и в Деяниях обнаруживается их взаимная любовь. И вот, поелику Христос предсказал Петру величие, вручил ему вселенную, предвозвестил мученичество и засвидетельствовал, что его любовь больше любви других, то Петр, желая иметь его своим общником, говорит: сей же что? Не пойдет ли и он одним с нами путем? Как прежде, не дерзая сам спросить, поручил это Иоанну, так теперь, платя ему тем же и думая, что он хотел бы спросить о себе, но не смеет, сам берет на себя предложить о нем вопрос.

Евфимий Зигабен (†1118)

Обращься же Петр виде ученика, егоже любляше Иисус, вслед идуща

идущего позади Петра; случилось так, что Иоанн в это время шел ближе всех к Петру.

Иже и возлеже на вечери на перси Его и рече: Господи, кто есть предаяй Тя

Это было во время Тайной Вечери. Евангелист упоминает о возлежании на Тайной Вечери и вопросе, чтобы показать, насколько Петр сделался смелым, раскаявшись в своем отречении. Во время Тайной Вечери он не осмелился спросить Господа и воспользовался для этого помощью возлюбленного ученика, а теперь он смело спрашивает о самом возлюбленном ученике.

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Ст. 20-22. Петр же, обратившись, видит идущего за ним ученика, которого любил Иисус и который на вечери, приклонившись к груди Его, сказал: Господи! кто предаст Тебя? Его увидев, Петр говорит Иисусу: Господи! а он что? Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною

Душа Петра при этом последовании за Христом была всецело исполнена мыслью о своей мученической смерти, открытой ему его всеведущим Учителем и Господом и, как видно из дальнейшего, понятой Петром. Без сомнения, Пётр считал такую смерть, какую претерпел и его Господь, величайшей милостью Божией для себя и величайшей славой своей. Потому весьма естественно, что он, при виде возлюбленного ученика Господа, так же как и он теперь следующего за Ним, дерзнул спросить Господа, что же будет с этим учеником, готовится ли и ему тот же вожделенный путь страданий и мученической смерти, как и ему? Имея в виду указать именно на эту сторону вопроса Петрова, евангелист особенно указывает на ту черту, что вопрос относился именно к возлюбленному ученику Господа, которому в решительную минуту Господь открыл и предателя Своего (ср. Ин.13:23-26). Но Господу не угодно было открыть образ кончины Своего возлюбленного ученика; Он ответил Петру, что это не его дело (ср. Деян.1:7); довольно для него, если он будет знать о себе, а до других что ему (ср. Злат.)? Ему нет нужды знать сие и нет пользы от сего.
– Чтобы он пребывал: т. е. оставался жив, не увидел не только насильственной, мученической кончины, но и естественной (ср. Ин.12:34).
– Пока приду: разумеется второе пришествие Господа, когда оставшиеся в живых не подвергнутся смерти, а только внезапному изменению (1Сол.4:171Кор.15 и далее). Если бы Я захотел (так можно перефразировать слова Господа), чтобы ученик тот оставался жив всегда, что тебе до того? Ты следуй Мне по пути страданий и смерти Моей, а у него может быть и другой путь.

Толкование на Евангелие от Иоанна

Георгий Константинович Властов (†1899)

Ст. 20-21 Петр же, обратившись, видит идущего за ним ученика, которого любил Иисус и который на вечери, приклонившись к груди Его, сказал: Господи! кто предаст Тебя? Его увидев, Петр говорит Иисусу: Господи! а он что?
Ст. 20-21 Обращся же Петр виде ученика, егоже любляше Иисус, во след идуща, иже и возлеже на вечери наперси его, и рече: Гослоди, кто есть предаяй тя? Сего видев Петр, глагола Иисусови: Господи, сей же что?

Не без причины, говорит Златоуст, Евангелист напоминает о возлежании тайной вечери. На этой вечери Петр не смел спросить сам Господа о предателе, но поручил это Иоанну; теперь же, когда ему вверено попечение о братии, он уже сам за другого спрашивает Господа.

Представляя себе как происходило рассказанное Евангелистом событие, мы на основании стиха 20-го заключаем, что по окончании трапезы, Господь идет вдоль по берегу, сопровождаемый Петром, к которому обращено Его слово (последнее) о мученической кончине. За Господом идут и остальные ученики, несколько сзади Петра. Повеление Господа Петру пасти Его стадо, после вопросов Господа о любви его, дается Господом еще за трапезой, но указание на мученическую кончину Петра дается уже на пути, ибо «Петр обратившись, видит идущего ученика»... По-видимому, ученики шли и настолько близко Господа, что все слова Господа и Петра были им явственно слышны (ср. Ин. 21:23).

Мы не раз говорили, что из Евангелия св. Иоанна видно, с каким глубоким чувством умиления и благоговения он воспоминает о той отеческой любви которую являл ему на земле Господь. Говоря о себе, и не называя себя по имени, он всегда вспоминает эту священную любовь Богочеловека к нему и ту минуту, когда он дерзнул склониться на грудь Господа на тайной вечери и вопрошать его о предателе. Что Петр и Иоанн были связаны узами особой дружбы, вследствие общей им обоим любви к Господу, на это указывает Златоуст, и потому естественно, что после предсказания Петру «какою смертью он прославит Бога» (Ин. 21:19), Петр вопрошает о любимом им Иоанне, который идет за ним, приближаясь, чтобы лучше слышать благодатные слова Господа. Петр вопрошает о Иоанне, останавливая на нем свой взор, с участием старшего брата, сей что? То есть, что будет с ним? какая его судьба? Но Господь останавливает пытливость Петра.

Опыт изучения Евангелия св. ап. Иоанна Богослова. Том II

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 20-23 Петр же, обратившись, видит идущего за ним ученика, которого любил Иисус и который на вечери, приклонившись к груди Его, сказал: Господи! кто предаст Тебя? Его увидев, Петр говорит Иисусу: Господи! а он что? Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною. И пронеслось это слово между братиями, что ученик тот не умрет. Но Иисус не сказал ему, что не умрет, но: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того

Вместе с Петром Господь стал удаляться от места, где происходил обед. Петр, вероятно, услышав позади себя чьи-то шаги, обернулся назад и увидал шедшего за ним Иоанна. Зная, что Иоанн был особенно любим Господом, он естественно захотел узнать о том, какая судьба ждет этого любимейшего ученика Христова. Смерть за Христа он считал отличием для себя и с удивлением спрашивал Христа, неужели Его любимейший ученик не удостоится этого отличия? Петр говорил так, очевидно, из чувства особого расположения к Иоанну, с которым он был особенно близок, как можно видеть, например, из того, что в утро воскресения они были вместе и вдвоем поспешили ко гробу Христову.

На вопрос Петра Господь отвечает ему, что ему нечего заботиться об Иоанне: он сам прежде всего должен идти за Христом, а что касается Иоанна, то если бы он остался в живых даже до второго пришествия Христова, то и это не имеет отношения к судьбе апостола Петра – тот должен идти указанным ему путем.

Эти слова Господа об Иоанне, как замечает сам евангелист, подали братьям, т. е. христианам (ср. Флп.1:14), повод говорить, что Иоанн не умрет. Эти предположения объясняются тем, что первые христиане полагали, что пришествие Господне близко и что некоторые из них доживут до этого времени (см. 1Сол.4:17; Иак.5:7–8). Особенно же то обстоятельство, что Петр действительно умер той смертью, какую предрек ему Господь, а Иоанн продолжал свою деятельность и десятка два лет после смерти Петра, должно было еще более укрепить христиан в правильности предположения. Потому-то Иоанн и устанавливает в точности смысл слов, которые сказал в отношении к нему Господь.

Нельзя не заметить здесь, что это прибавление к Евангелию ясно показывает, что Иоанн был жив в то время, когда явилось это прибавление и что он сам сделал последнее. В самом деле, была ли какая нужда в разъяснении истинного смысла слов Христа, если бы Иоанн уже умер? Тогда достаточно было бы в противовес всяким вымыслам о его судьбе указать на то место, где он был погребен.

Толковая Библия

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible