Скрыть
Симон Петр пошел и вытащил на землю сеть, наполненную большими рыбами, которых было сто пятьдесят три; и при таком множестве не прорвалась сеть.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 2-11 бяху вкупе Симон Петр, и Фома нарицаемыи Близнец, и Нафанаил, иже (бе) от Каны Галилейския, и сына Зеведеова, и ина от ученик его два. Глагола им Симон Петр: иду рыбы ловити. Глаголаша ему: идем и мы с тобою. Изыдоша (же) и вседоша абие в корабль, и в ту нощь не яша ничесоже. Утру же бывшу, ста Иисус при брезе: не познаша же ученицы, яко Иисус есть. Глагола же им Иисус: дети, еда что снедно имате; Отвещаша Ему: ни. Он же рече им: вверзите мрежу о десную страну корабля и обрящете. Ввергоша же и ктому не можаху привлещи ея от множества рыб. Глагола же ученик той, егоже любляше Иисус, Петрови: Господь есть. Симон же Петр слышав, яко Господь есть, епендитом препоясася, бе бо наг, и ввержеся в море: а друзии ученицы кораблецем приидоша, не беша бо далече от земли, но яко две сте лактей, влекуще мрежу рыб. Егда убо излезоша на землю, видеша огнь лежащь и рыбу на нем лежащу и хлеб. (И) глагола им Иисус: принесите от рыб, яже ясте ныне. Влез (же) Симон Петр, извлече мрежу на землю, полну великих рыб сто (и) пятьдесят (и) три: и толико сущым, не проторжеся мрежа

Бяху вкупе Симон, и Фома, и Нафанаил, прозванный Филиппом, и сына Зеведеова и ина два (ст. 2). Так как, говорю, у них не было никакого дела, то они пошли ловить рыбу и занимались этим ночью, потому что боялись. О ловле же рыбы говорит и Лука (5, 1–10), но разумеет не это событие, а другое. Прочие ученики пошли (за Петром), так как они уже не разлучались друг от друга, а вместе с тем хотели посмотреть на ловлю и с пользою употребить свободное время. Итак, они трудятся, и, когда утомились, им предстает Иисус, но не тотчас обнаруживает Себя, а сначала входит с ними в разговор. Он говорит им: еда что снедно имате? (ст. 5). Вступает в разговор совершенно по-человечески, как бы намереваясь что-нибудь купить у них. Когда же они отозвались, что у них нет ничего, Он повелел им бросить направо: они бросили и получили улов. А когда они узнали Его, то ученики Петр и Иоанн опять обнаруживают особенности своих характеров. Тот был пламеннее, а этот возвышеннее, тот стремительнее, а этот проницательнее. Поэтому Иоанн первый узнал Иисуса, а Петр первый пошел к Нему, – так как немалые были при этом и знамения. Какие же именно? Во-первых, поймано было множество рыбы; потом, мрежа не разорвалась; далее, они нашли готовыми уголья и рыбу лежащу и хлеб (ст. 9) прежде, чем достигли (берега). Теперь Христос творил уже не из готового вещества, как по некоторому смотрению творил прежде креста. Итак, Петр, как только узнал Его, бросил все – и рыбу, и мрежи, и препоясался. Видишь и почтительность, и любовь? Хотя ученики были в расстоянии двухсот локтей, но Петр, несмотря и на это, не захотел ожидать, пока придет на судне, но поспешил вплавь.

Максим Исповедник, прп. (†662)

извлече мрежу на землю, полну великих рыб сто (и) пятьдесят (и) три

Что означает в Евангелии число рыб — сто пятьдесят три?

Это число образуется, если ты сложишь все числа от одного до семнадцати — поэтому оно означает, что спасающиеся входят в Царство Небесное через исполнение десяти заповедей и семи действий Святого Духа. Или же оно [означает] тех, кто спасается и удостаивается Царства Небесного благодаря вере во Святую Троицу, надежде на грядущее — ибо число пятьдесят превосходит седмеричное время — и исполнению заповедей, что обозначено числом сто.

Вопросы и затруднения

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 9-14 Когда же вышли на землю, видят разложенный огонь и на нем лежащую рыбу и хлеб. Иисус говорит им: принесите рыбы, которую вы теперь поймали. Симон Петр пошел и вытащил на землю сеть, наполненную большими рыбами, которых было сто пятьдесят три; и при таком множестве не прорвалась сеть. Иисус говорит им: придите, обедайте. Из учеников же никто не смел спросить Его: кто Ты? зная, что это Господь. Иисус приходит, берет хлеб и дает им, также и рыбу. Это уже в третий раз явился Иисус ученикам Своим по воскресении Своем из мертвых

Угли, рыба и хлеб, которые видят теперь ученики, составляют также чудо. Ибо Он столько человек напитал ими не из готового вещества как прежде в пустыне пятью хлебами (Ин. 6, 9-12) и двумя рыбами, но просто, из ничего. Когда Господь сказал: «придите, обедайте», то никто не спрашивает и не осмеливается спросить. Они не имели уже прежней смелости, но в молчании и со страхом удивлялись Ему; знали, что это Господь, потому и не спрашивали. Видя, что образ Его изменился и исполнен поразительного величия, они сильно изумлялись. Желали бы, по крайней мере, об этом спросить, но страх в сознании, что это был не иной кто, а именно Он, удерживал их от вопроса, и они лишь вкушали то, что Он для них сотворил. Как же сотворил? С полною властью. Ибо Он уже не взирает на небо и не призывает Отца, ибо это делалось тогда из снисхождения. Повелевает принести рыбы, ими пойманной, для того, чтобы показать, что видимое ими не было призраком. Здесь не говорится, чтобы Он ел с ними, а Лука говорит, что Он вместе и ел (Лк. 24, 30. 43). Как Он ел, мы не можем объяснить, ибо это происходило необыкновенным образом, - не потому, чтобы природа Его нуждалась в яствах, но это было делом снисхождения, для доказательства воскресения. Евангелист говорит: «это уже в третий раз явился», и сим показывает, что Он обращался с ними не постоянно и не так, как прежде. - Понимай это, пожалуй, и в созерцательном смысле: когда преобладала тьма идолослужения; тогда была ночь. Пророки, трудившиеся тогда, до явления Христа - Солнца, не поймали ничего. Хотя они, по-видимому, имели в своем неводе один народ израильский, но как и он часто впадал в идолослужение, то, можно сказать, они ничего не поймали. Когда же воссияло утром Солнце правды, и распростерта сеть апостольская, учение поистине правое, в сравнении с которым закон и пророки представляются левою стороною, тогда невод этот вытаскивается, и ко Христу приводятся не одни язычники, которых можно назвать «сто», но и израильтяне, которых можно разуметь под «пятидесятью». Ибо когда войдет полнота язычников, тогда и Израиль спасется (Рим. 11, 25. 26). Три рыбы означают веру во Святую Троицу. Ибо сто и пятьдесят, то есть язычники и иудеи, пойманы не без трех, так как без веры в Троицу никто не называется уловленным. Повеление: «придите, обедайте» служит намеком на то, что святые после трудов своих получают успокоение, довольство и наслаждение. Ибо все, что тогда ни совершалось, ни говорилось, исполнено таинственности. Например то, что Мария почла Его за садовника, по-видимому, просто, но в сем есть и нечто сокровенное. Ибо Он действительно был истинный делатель сада, в саду гроба, как бы в раю, исправляющий женский род, и обольстившую первого садовника - Адама обращающий от обмана и неверия. Ибо обращение Марии и учение о воскресении указывает на то, что женский род обращается и возводится к совершенству.

Григорий Палама, свт. (†1359)

Симон Петр пошел и вытащил на землю сеть, наполненную большими рыбами, которых было сто пятьдесят три; и при таком множестве не прорвалась сеть

Христова Сила, сохранившая прочность сети, конечно могла бы дать силу и тянущим ее и сделать легкой тяжесть веса, но она не сделала сего для того, чтобы Апостолы больше прочувствовали чудо; посему-то Петру надлежало войти в лодку, чтобы помочь остальным, бывшим не в силах самим сделать это.

Беседы (омилии). Омилия 23. На 10-е утреннее воскресное Евангелие

Евфимий Зигабен (†1118)

Влез (же) Симон Петр

Вошел в судно, как более искусный в рыбной ловле, но за ним, конечно, последовали и другие.

извлече мрежу на землю, полну великих рыб сто (и) пятьдесят (и) три

Некоторые изъясняют это так, что сто рыб означали тех, которые должны быть уловлены в христианство из язычников, а пятьдесят рыб – тех, которые должны быть уловлены из иудеев, так как из язычников имело уверовать во Христа больше, чем из иудеев. А три рыбы указывали на Пресвятую Троицу, в Которую эти люди должны уверовать.

И толико сущым, не проторжеся мрежа

не потому, что она была крепка, но потому, что Господь так устроил.

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Ст. 9-11. Когда же вышли на землю, видят разложенный огонь и на нем лежащую рыбу и хлеб. Иисус говорит им: принесите рыбы, которую вы теперь поймали. Симон Петр пошел и вытащил на землю сеть, наполненную большими рыбами, которых было сто пятьдесят три; и при таком множестве не прорвалась сеть

– Видят разложенный огонь и пр.: всё это явилось по всемогущей воле Того, Кто некогда немногими хлебами и рыбами питал в пустыне (Ин.6:9-12) многие тысячи людей. Но «теперь Христос творил уже не из готового вещества, как по некоторому смотрению творил прежде креста» (Феофил.).
– Принесите рыбы: Любвеобильный хочет, чтобы они и от своих трудов вкусили вместе с той рыбой, которую неведомым им образом Он Сам приготовил для них, и вместе сим хочет «показать, что видимое ими не было призраком» (Феофил.).
– Симон вытащил: вероятно, при помощи и прочих учеников, так как рыбы было очень много. Эта чудесная ловитва такое сильное впечатление произвела на Иоанна, что долго спустя после сего, при написании Евангелия, он помнит и замечает число пойманных рыб и то обстоятельство, что при таком количестве рыбы не прорвалась сеть, что прямо не называет он чудом, но замечает как нечто необычайное.

Толкование на Евангелие от Иоанна

Георгий Константинович Властов (†1899)

Ст. 10-11 Иисус говорит им: принесите рыбы, которую вы теперь поймали. Симон Петр пошел и вытащил на землю сеть, наполненную большими рыбами, которых было сто пятьдесят три; и при таком множестве не прорвалась сеть.
Ст. 10-11 И глагола им Иисус: принесите от рыб, яже ясте ныне. Влез же Симон Петр, и извлече мрежу на землю, полну великих рыб сто и пятьдесят и три: и толико сущым не проторжеся мрежа.

Господь приказывает вытащить мрежу и принести пойманную рыбу, дабы они могли служить на нужды учеников. Естественно, что видя Господа, ученики забыли о своем ремесле и своем улове; но Господу угодно, чтобы земные дары Его, вознаградившие честный труд, пошли на пользу трудящихся. Ловля рыбы было знамение явившее силу Господа и при начале Его служения, во время призвания Петра и Андрея, Иакова и Иоанна, и ловля рыбы употреблена как притча в (Мф. 13:47). Естественно, что и на озере Галилейском знамение чудного лова по слову Господа, должно было иметь то же значение, которое сам Господь дал ему и в притче и во время призвания Петра, т. е. улова человеков.

Но в притче невод представляет собою последнее событие в жизни земли и её разумных обитателей, когда вечная правда навечно отделит добрых от злых, и жизнь земная в настоящей её форме прекратится на веки.

Два же знамения улова рыб, данные Господом в начале Его служения и после Его воскресения, на озере Галилейском, относятся к настоящей жизни людей на земле, и имеют между собой тесную связь, хотя не тожественны по обстоятельствам и по внутреннему своему значению.

Первый лов рыбы на озере Галилейском (или Геннисаретском), когда Господь был на лодке Симона, привел его в ужас и он сказал Господу: «выйди от меня, Господи, потому что я человек грешный» (Лк. 5:8). Тогда Господь оказал ему: «не бойся, отныне будешь ловить человеков» (Лк. 5:10). Этот первый лов рыбы, по повелению Господа, означал церковь Божию созидавшуюся. Господь еще Сам в лодке среди моря; лодки, наполненные рыбами, подвергаются опасности (Лк. 5:7), рыбари в страхе, но потом, по слову Господню, бросают все и идут за Господом.

В лове рыбы настоящей главы Иоанна, после воскресения Господа, Он не на море, в лодке, среди учеников, Он на берегу и призывает их к Себе. Ученики одни на море житейском, но сильные словом Его, закидывают невод и уловляют множество рыб и вытаскивают их на берег, в вместо безопасное. Во время ночи, – знаменующей время предыдущее явлению Господа, – лов их был бесплоден, только живительное слово Господа дает силу и плодотворность Трудам их. Петр бросается в море, чтобы скорее достигнуть берега, на котором Господь, что знаменует «какою смертью Петр прославит Бога» (Ин. 21:19). Иоанн остается в лодке, тихо подплывая к тому же берегу, на котором Господь, до самого прибытия своего к берегу влача тот невод, в котором заключены уловленные рыбы.

Первый лов на озере Галилейском означает начало того великого дела, которого совершение мы видим образно во втором лове: это дело проповеди Евангелия и спасения рода человеческого в начале и во время служения Господа на земле и затем по воскресении Господа. В сем последнем лове рисуется деятельность вполне учрежденной церкви Христовой, влекущей души, спасенные из моря житейского, к ногам Спасителя, с любовью ожидающего их.

И число уловленных в мреже рыб останавливало мнение религиозных мыслителей. Так св. Кирилл Александрийский и за ним блаженный Феофилакт Болгарский указывают, что число 153, разложенное на три элемента, 100+50+3, имеет символическое значение. Цифра «сто» означает полноту языческого мира, как многочисленнейшего во времена Господа. Притом число сто употреблено самим Господом в притчах, для выражения полноты числа, дающего понятие о целом, о всем, как например в притче о ста овцах в (Мф. 18:12). Число пятьдесят представляет собою тот остаток Израиля, который, по выражению пророка, спасется (Ис. 10:22; Римл. 9:27). Число же три есть освящение предыдущих чисел; число священное Святой Троицы, силою которой спасение совершается.

Латинские отцы церкви, блаженный Августин и Григорий Двоеслов – папа римский, идут еще далее в своей символистике числа 153 св. Августин говорит (ad. Ioann: in loco): десять есть число закона; семь – число даров Духа Святого, без благодати которого закон не животворит, а убивает. Животворит число 10+7=17. Но, говорит Августин, сумма ряда цифр от 1 до 17 составит именно 153, так что эта цифра есть символ всех тех, которые сподобились спасения.

Григорий Двоеслов, папа римский, развивает далее мысль блаженного Августина следующим образом: Ветхозаветная жизнь вcя управлялаcь десятью заповедями; новозаветная жизнь управляется семью дарами Духа Святого; посему вся жизнь и деятельность людей управляется числами 10+7=17. Но освящается наша жизнь и деятельность лишь верою в Святую Троицу и 17 умноженное на 3 дает цифру 51, которая представляет собою покой юбилейного года (Лев. 25:8-12), достигаемый еще в настоящей жизни душами преданными Богу. Умножая это число 51 еще на 3, на число Пресвятой Троицы, мы получаем число 153, выражающее собою неизмеримую и Богу только известную сумму душ, достигших и имеющих достигнуть вечного блаженства. Такова символистика числа 153, по мнению благочестивых религиозных мыслителей: но важнее всего значение самого лова, как символистика и пророчество, относящееся до учреждаемой церкви Христовой.

Опыт изучения Евангелия св. ап. Иоанна Богослова. Том II

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Симон Петр пошел и вытащил на землю сеть, наполненную большими рыбами, которых было сто пятьдесят три; и при таком множестве не прорвалась сеть

См. Толкование на Ин. 21:09

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible