Скрыть
Сказал же это, давая разуметь, какою смертью Петр прославит Бога. И, сказав сие, говорит ему: иди за Мною.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Сказал же это, давая разуметь, какою смертью Петр прославит Бога. И, сказав сие, говорит ему: иди за Мною

Далее евангелист, возбуждая слушателя, прибавил: сие же рече, назнаменуя, коею смертию прославит Бога (21, 19). Не сказал: умрет, но: прославит Бога, чтобы ты знал, что страдания за Христа составляют славу и честь для страждущего. И сия рек, глагола ему: иди по Мне (ст. 19). Здесь Христос опять указывает на Свое попечение о нем и на Свое великое расположение к нему. Если же кто спросит: почему же престол иерусалимский получил Иаков? – то я отвечу, что Петра Христос поставил учителем не для этого престола, но для вселенной.

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 15-19 Когда же они обедали, Иисус, говорит Симону Петру: Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? Петр говорит Ему: так. Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси агнцев Моих. Еще говорит ему в другой раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих. Говорит ему в третий раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр опечалился, что в третий раз спросил его: любишь ли Меня? и сказал Ему: Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих. Истинно, истинно говорю тебе: когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя и поведет, куда не хочешь. Сказал же это, давая разуметь, какою смертью Петр прославит Бога

Так как обед имел у Него цель, то Он вручает Петру попечение об овцах всей вселенной, вручает попечение не иному кому, а ему, во-первых, потому, что он был избранным из всех и был устами всего лика апостолов; потом для того, дабы показать, что он должен иметь дерзновение, так как отречение его заглажено. Об отречении не воспоминает, не порицает за оное, а говорит: если любишь Меня, позаботься о братьях и докажи теперь ту горячую любовь ко Мне, о которой ты говорил, что готов и умереть за Меня. Трижды спрашивает его частью для того, чтобы показать, что Он столько заботится о верующих и столько любит Своих овец, что попечение об овцах Его служит признаком любви к Нему Самому; частью троекратным вопрошением и исповеданием врачует троекратное отречение и словами исправляет падение, бывшее на словах. Отселе произошел обычай - от желающих креститься требовать троекратного исповедания. После первого и второго вопроса Петр призывает в свидетели Его Самого, знающего сердца; он уже не надеется сам на себя, не отвечает с поспешностью, но всякий раз прибавляет: «Ты знаешь». Когда же Петр был спрошен и в третий раз, то он смутился, не ошибочно ли он думает о себе, что любит, тогда как, быть может, на деле не любит, потому что и прежде он много думал о себе и крепости своей, однако же последствия опровергли его. И теперь он убоялся того же. Потому и отвечает с благоговением: «Господи! Ты все знаешь», и настоящее, и будущее; Ты знаешь, что ныне я люблю Тебя, как мне кажется, но пребудет ли моя любовь на последующее время, это Ты знаешь, а я не стою сам за себя. Господь, сказав Петру о любви к Себе, предсказывает ему и о мучении, которое он претерпит. Говорит это с тем, чтобы показать, что если Он спрашивает его о любви, то спрашивает не по недоверию к нему, но по уверенности, что он любит, ибо как не любит тот, который будет и замучен за Него? Спрашивал для того, чтобы более обнаружить любовь самого Петра и всех прочих научить, что если мы желаем любить Его, то должны доказать любовь к Нему попечением о братиях. Как же предвещает ему мученичество? Слушай. «Когда ты был молод, то препоясывался сам», и прочее. Так как, говорит, ты любишь Меня и не раз обещался в опасностях за Меня положить душу свою, то будь спокоен; Я исполню твое желание, так что, чего ты не потерпел в молодости, то потерпишь в старости. Напоминает ему о прежней жизни, дабы показать, что духовное с плотским находятся в обратном отношении. В житейских делах полезен молодой, а состарившийся бесполезен; в духовных делах, напротив, подвиг блистательнее тогда, когда наступит старость. Говорит это с целью возбудить его любовь и воспламенить к мученичеству. Намекает ему и на то, что и он будет распят. Ибо слова: «прострешь руки твои, и другой препояшет», указывают не на иное что, как на простертие на кресте и на узы. Словами: «когда ты был молод» и опять: «а когда состаришься» показывает, что Петр тогда был ни молод, ни стар, а совершенный муж. Для чего Господь сказал ему, что «другой препояшет тебя и поведет, куда не хочешь»? Хотя Петр желал мученичества, и желал его пламенно, но слова Господа указывают на сочувствие нашего естества к жизни и на то, что душа неохотно разлучается с телом. Ибо Бог так устроил, и устроил на пользу, чтобы мы не убивали сами себя. Посему-то никто, хотя бы и свят был, не отлагает тела бесстрастно. Евангелист, по обычаю своему, в объяснение слов присовокупляет: «сказал же это, давая разуметь, какою смертью Петр прославит Бога». Иисус, говорит, сказал Петру: «прострешь руки твои» и прочее, давая разуметь, что он потерпит за Него мучение. Смерть Петрову называет славою Божиею, потому что страдание за Него до смерти поистине есть слава Божия. Ибо, если душа не убеждена вполне, что Он есть истинный Бог, то человек и не умрет за Него. А посему смерть святых есть подтверждение славы Божией. Иной, может быть, будет находить различие между названиями: «агнцы» и «овцы», между словами: «питать» и «паси». Под «агнцами», может быть, разумеются начинающие, а под «овцами» - более совершенные. Итак, кто любит Христа, тот должен иметь попечение об агнцах и об овцах, должен «питать» агнцев, то есть иметь над ними надзор более простой, и «пасти» овец, что указывает на высшее руководство. Иногда, впрочем, и совершеннейшие нуждаются в нежном попечении, и приставники овец должны кормить их. «Пасти» выражает надзор более строгий, а «питать» - более нежный. Что же мы воздадим Господу, который так возлюбил нас, что признаком любви к Себе поставил попечение об Его овцах?

Иустин (Полянский), свт. (†1903)

Сказал же это, давая разуметь, какою смертью Петр прославит Бога. И, сказав сие, говорит ему: иди за Мною

„Иди за Мною“. Есть в Евангелии и еще одна заповедь Господа, – краткая по выражению, но всеобъемлющая по смыслу, – заповедь, призывающая Его последователей: иди за Мною. В заключение обращаем на нее внимание, по изъяснению св. Тихона Задонского.

Иди за Мною, – сказал Господь наш Иисус Христос апостолу Петру (Ин. 21:19). Относится это слово и ко всякому последователю Христову. Слово весьма важное и внушительное потому уже одному, что вышло из уст Самого Спасителя нашего.

Важность и силу сего слова раскрыл святитель Тихон, во второй части своего «Сокровища духовного, от миpa собираемого», в статье 46, под названием: «Иди за Мною». Бывает, говорит он, что один другому, в различных случаях, говорит: «иди за мною».

Христианин! так Христос Господь всякому из нас говорит: иди за Мною. Читай св. Евангелие, внимай Ему, и услышишь сладчайший сей глас Его: иди за Мною. Я твой Создатель, а ты создание Мое: иди за Мною. Я Царь твой, а ты подданный Мой: иди за Мною. Я Бог твой, облекшийся в подобострастную плоть твою: иди за Мною. Я ради тебя в мир пришел: иди за Мною. Я к тебе и ради тебя пришел; Я, невидимый, ради тебя и всех явился на земле: иди за Мною. Я, неприступный Херувимам и Серафимам, сделался приступен грешникам и тебе: иди за Мною. Я, Царь Небесный, ради тебя пожил на земле: иди за Мною. Я, всесильный и всемогущий, ради тебя сделался немощным: иди за Мною. Я, будучи богат, ради тебя обнищал, да ты обогатишься Моею нищетою (2Кор. 8:9): иди за Мною. Я, Господь славы, ради тебя был поруган и обесчещен: иди за Мною. Я, живот вечный и присносущный, тебя ради вкусил смерти, смерти же крестной: иди за Мною. Я, седящий на престоле славы и от Ангелов покланяемый, хвалимый и славимый, ради тебя похулен был от грешников: иди за Мною. Я, один имеющий бессмертие и живущий во свете неприступном, ради тебя вменен был в мертвых и положен в темном гробе: иди за Мною. Я, твой Искупитель, твой Избавитель, твой Спаситель, Который, не серебром и золотом, но Своею Кровию искупил тебя от диавола, смерти и ада: иди за Мною. Видишь Мою к тебе любовь: покажи и ты любовь свою к Любителю твоему, и любовно: иди за Мною. Твоя любовь приносит пользу тебе, а не Мне; как и нелюбовь твоя вредит тебе, а не Мне: иди за Мною.

Господи! что есть человек, яко познался еси ему? Или сын человечь, яко вменяеши его – думаешь о нем? Человек суете уподобися (Пс. 143:3–4). «Пою Тя: слухом бо, Господи, услышах и ужасохся. До мене бо пришел еси, мене ища заблудшаго. Тем многое Твое снисхождение, еже до мене, прославляю, Многомилостиве!» Готово сердце, Боже, готово сердце мое. «Помози мне, Господи Боже мой, и спаси мя по милости Твоей!»

Что, христианин! захочешь ли отречься от такого Господа твоего и Благодетеля, Который зовет тебя к Себе и не идти за Ним? Страшно это и бесстыдно! страшно, чтобы не подвигнуть Его на праведный гнев, не подпасть праведному суду Его и таким образом не погибнуть. Бесстыдно:, ибо Он высочайший твой Любитель и Благодетель. Скажи, пожалуй, если бы царь земной позвал тебя следовать за со­бою, – не поспешил ли бы ты за ним с радостью, бросивши все, ради малой и временной чести и ко­рысти? А тут Царь царствующих и Господь господствующих, – Царь небесный зовет тебя следовать за Собою: иди за Мною! и зовет не к временной чести, славе и корысти, но к вечному животу и царствию, к вечной чести и славе: иди за Мною, иди за Мною, и приведу тебя в Мое вечное Царство, к небесному и вечному Моему Отцу: никтоже бо приидет ко Отцу, токмо Мною (Ин. 14:6). Грешник! неужели ты и после сего не бросишь всего и не пойдешь за Ним?! Но, ведь, Он продолжает звать всех грешников: блудник прелюбодей и любитель нечистоты! слушай глас Господень: покайся, и иди за Мною. Злобный мститель и убийца! слушай глас Господень: покайся и иди за Мною. Вор, хищник, грабитель и лихоимец! слушай глас Господень: покайся, и иди за Мною. Укоритель, ругатель, клеветник и всякий злоречивый! слушай глас Господень: покайся и иди за Мною. Лжец, обманщик, прельститель и лицемер! слушай глас Господень (Мф. 24:13): покайся, и иди за Мною. Всякий грешник, живущий в нераскаянии! слушай глас Господень: покайся, и иди за Мною. Слушай глас, зовущий тебя, слушай глас Того, Который так возлюбил тебя, и такой милостивый, человеколюбивый и чудный показал промысл о тебе, слушай глас Его: покайся, и иди за Мною.

Всякого человека зовет Господь: человек, – любимое Мое создание! Я сошел с неба, чтобы тебя возвести на небо: иди за Мною. Я пожил на земле, чтобы тебя соделать жителем небесным: иди за Мною. Я не имел, где главы подклонить, чтобы тебя привесть в дом Отца Моего Небеснаго: иди за Мною. Я трудился, чтобы тебя ввесть в вечный покой: иди за Мною. Я обнищал, чтобы тебя обогатить: иди за Мною. Я плакал, болезновал, скорбел и тужил, чтобы подать тебе утешение, радость и веселие: иди за Мною. Я был похулен, поруган и обезчещен, чтобы тебя, – обезчещенное Мое создание, почтить и прославить: иди за Мною. Я был связан, чтобы разрешить тебя от уз греховных: иди за Мною. Я – Судия живых и мертвых – был судим и осужден, чтобы тебя избавить от вечнаго суда: иди за Мною. Я был вменен с беззаконными, чтобы тебя оправдать: иди за Мною. Я вкусил смерти, смерти же Крестной, чтобы оживить тебя, – создание Мое, умерщвленное ядом змеиным: иди за Мною. Я вознесся на небо, чтобы и ты вознесся: иди за Мною. Я сел одесную Бога и Отца, чтобы ты прославился: иди за Мною. Я во всем уподобился тебе, кроме греха, чтобы и ты был подобен Мне: иди за Мною. Я взял на Себя образ твой, чтобы и ты был сообразен Мне: иди за Мною. Я пришел к тебе, чтобы тебя – любезное Мое отпадшее создание – привлечь к Себе: иди за Мною. Видишь, человек, показанную любовь Мою к тебе; видишь и Промысл Мой о тебе; за все это ничего от тебя не требую, как только того, чтобы ты был Мне благодарен и шел за Мною, и таким образом получил бы спасение с вечною славою. Я хочу этого от тебя, да будет и твое хотение сего. Иди же за Мною, Который алчу и жажду спасения твоего, и подам тебе спасение Мое.

Возлюби Мою нищету, – и будешь истинно богат. Возлюби Мое смирение, – и будешь истинно славен и велик. Возлюби Мою кротость и терпение, – и будешь ими истинно покоен и мирен. Оставь землю, – и будешь иметь небо. Оставь мир, – и будешь внутри себя иметь Бога. Отрекись себя, – и будешь истинно обладать собою. Оставь утехи плоти и Мира, – и будешь иметь истинное yтешениe. Оставь богатство тленное, – и будешь иметь нетленное. Оставь честь и славу земную, – и будешь иметь небесную. Иди за Мною, – и будешь иметь все, чего желает душа твоя, но все истинное, несравненно лучшее того, что оставишь.

Итак, душа грешная! слушай и внимай глас Любителя и Искупителя твоего Иисуса; и иди за Ним, да постигнешь. Поспешай, возлюбленный, поспешай, пока Он зовет, и двери отворены. Небо отверсто; и входят в него мытари, прелюбодеи и все кающиеся грешники. Поспешай туда же и ты, бедный грешник да и ты получишь Царство небесное. Туда во­шли Апостолы, Мученики, Святители, Преподобные и все Святые Божии, и водворяются ныне в обителях Отца Небеснаго. Идут туда и ныне многие, и приходящие и все идущие за своим пресладким Иисусом, благодатию Его, вселяются в покое вечном.

Душа моя! слушай и ты глас Господень, и прилепись к той святой дружине: иди с ними за Bеpным вождем Иисусом, да в час исхода твоего услышишь глас Его: «В путь узкий хождшии прискорбный, вси в житии крест яко ярем вземшии, и Мне последовавшии верою, приидите насладитеся, ихже уготовах вам почестей и венцов небесных». Христос пострада по нас, нам оставль образ, да последуем стопам Его. Иже греха не сотвори, ни обретеся лесть во устех Его. Иже укоряем противу не укоряше, стражда не прещаше, предаяше же судящему праведно, – говорит св. ап. Петр (1Пет. 2:21–23). И Сам Господь сказал: Аще кто Мне служит, Мне да последствует, и идеже есмь Аз, ту и слуга Мой будет (Ин. 12:26). Иже не приимет креста своего и в след Мене грядет, несть Мене достоин (Мф. 10:38). Аз есмь свет миру: ходяй по Мне не имать ходити во тьме, но имать свет животный (Ин. 8:12).

Но бывает и то, что один зовет человека, говоря: «иди за мною»; и другой, отзывая его к себе, говорит ему тоже: «иди за мною». Тако Христос говорит всякому христианину: иди за Мною, как сказано выше; а сатана враг рода человеческаго – отзывает человека к себе и шепчет в уши его: «иди за мною». Шептание его столько раз слышит человек, сколько раз чувствует в сердце своем возстающие злые и Богопротивные помыслы: все это есть мерзкое его шептание. О, человек! кого тебе лучше послушать? Христа ли Господа твоего, Который показал о тебе такой чудный промысл и хочет спасти тебя, и привести тебя в вечное Свое Царствие, как выше ты видел? Или злаго шепотника-диавола, который хочет отвести тебя от Христа – Спасителя твоего, и вринуть тебя в вечную погибель?

Христос есть Свет; диавол есть тьма. Христос есть Жизнь, диавол есть смерть. Христос есть Истина; диавол есть ложь и отец лжи. Христос есть Любитель твой; диавол есть враг твой. Христос есть Благодетель твой; диавол есть злотворитель твой. Христос есть истинное и высочайшее добро; диавол, – крайнее зло. Христос есть Спаситель твой; диавол – губитель твой. Христос хочет спасти тебя, ибо для того и в мир пришел, ради тебя; диавол хочет вечно погубить тебя. Христос хочет дать тебе жизнь вечную; диавол хочет на веки умертвить тебя. Христос хочет ввести тебя в Свое вечное Царство; диавол хочет привести тебя за собою в вечное мучение. Христос хочет на веки обогатить тебя; диавол хочет сделать тебя на веки нищим. Христос хочет на веки прославить тебя; диавол хочет посрамить тебя. Христос хочет вечно почтить тебя; диавол хочет вечно обезчестить тебя.

Видишь, что есть Христос и что есть диавол; и – ради чего он шепчет тебе, и – отзывает от Христа – Господа твоего – в след себя. Он хочет погубить тебя на веки, как и сам находится в погибели. Это его хитрость! Это его умысел против нас! отрекись же, отрекись, возлюбленный, от этого злаго шепотника, и плюнь на него, как это сделал ты при святом крещении. И, отвратившись от того прелестника, обратись ко Христу Господу твоему, и последуй Ему верою и правдою, как обещался Ему в крещении. – Он твой Бог, Господь твой, Любитель твой, Благодетель твой, вечный Живот твой, присносущный Свет твой, истинное и вечное блаженство твое, без Которого не можем быть блаженными ни в сем веке, ни в будущем. – Пристань же и прилепись к Господу твоему, по словам: мне же прилеплятися Богови благо есть! (Пс. 72:28).

Но, несмотря на то, что диавол есть губитель, многие слушают его, и идут за ним великими толпами. – Идут блудники, прелюбодеи и все любители нечистоты. Идут памятозлобивые, человеконенавистники, убийцы и проливающие кровь человеческую. Идут противящиеся родителям, не почитаюшие, злословящие их. Идут воры, хищники, грабители, мздоимные судьи, удерживающие плату наемников и похищающие чужое добро – всякою неправдою и лестью. Идут клеветники, ругатели и все, языком своим, как мечем, бьющие и уязвляющие ближняго своего, Идут пьяницы и сластолюбцы. Идут лукавые, хитрецы, прельстители и все, прельщающие ближняго своего. Идут всякие беззаконники, развращенные жизнию своею, противящиеся слову Божию. Идут, наконец, возлюбившие век сей, мудрствующие земная, а не горняя, любящие жить в гордости и пышности Мира сего. Словом: идут все, которые о Боге и слове Божием небрегут – прилепляются сердцем к земному, а о вечном спасении своем, приобретенном кровию Христовою, нерадят: все таковые идут в след сатаны. Всем таковым приличествует оное Апостольское слово: се некие развратишася вслед сатаны (1Тим. 5:15) Ибо все таковые стыдятся (срамляются) слов Христовых и Самого Христа, – страшатся (ужасаются) Его – смиреннаго, поруганнаго, обезчещеннаго и удаляются от Него; но хотят быть с прославленным. Не хотят с Ним быть здесь в мире сем и Ему последовать; однако же, хотят быть участниками Царствия Его, что есть дело невозможное. – С кем кто здесь – в мире, с тем будет и в будущем веке.

О, человек, который носишь на себе имя Христово, но следуешь за сатаною! Вспомни, какия отрицания и обеты делал ты в крещении, – как отрицался сатаны и всех дел его, и всея гордыни его,– как плевал на него, – как отходил от него; и как пристал ко Христу, – как обещался и присягал – работать Ему верою и правдою, – последовать Ему – смирением и любовию, как последует невеста жениху. Где же ныне те твои отрицания? где обеты? где присяга? где работа Христу? Где последование Ему? Богу солгал ты, а не человеку. Бога оставил ты, а не человека. Свет оставил ты и возлюбил тьму. Живот оставил ты и возлюбил (избрал) смерть.

Вспомни это и обратися ко Христу, Спасителю твоему. Беги от прельстителя того, как Израиль от фараона. И хотя он погонится за тобою, потому что лишился своей добычи; но ты дерзай, и из глубины сердца воздыхай ко всесильному Иисусу, да не помянет беззаконий твоих, и поможет тебе. Он, Который умер за тебя, ждет тебя, и с радостию – милосердыми объятиями – обымет тебя, яко блуднаго сына (Лк. 15:20). А когда освободишься от тяжкой работы мучителя твоего, – с радостию воспоешь победную песнь Помощнику твоему: Помощник и Покровитель бысть мне во спасение: сей мой Бог, и прославлю Его, Бога Отца моего, и вознесу Его (Исх. 15:2). Возрадуются о тебе и Ангелы на небе: радость бо бывает пред Ангелы Божиими о едином грешнице кающемся (Лк. 15:10).

Заповеди Господа и Бога нашего Иисуса Христа

Евфимий Зигабен (†1118)

Сие же рече, назнаменуя, коею смертию прославит Бога

Смерть мученическая служит славой не только для умирающего ученика, но и для Бога, – для умирающего, потому что он умирает за Бога, а для Бога, потому что Он имеет такого ученика.

И сия рек, глагола ему: иди по Мне

Этим Иисус Христос опять показывает Петру, что Он снова зовет его к апостольству… или: иди по Мне, т.е. будь готов претерпеть одинаковую со Мною смерть на кресте.

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Ст. 18-19. Истинно, истинно говорю тебе: когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь. Сказал же это, давая разуметь, какою смертью Петр прославит Бога. И, сказав сие, говорит ему: иди за Мною

С восстановлением Петра в апостольском чине Господь соединяет предречение о том, к какому концу его жизни приведёт его исполнение им апостольского служения и эта торжественно засвидетельствованная им любовь к Господу: наградой ему за всё будет мученический венец. Это пророчество Господь облекает в символическую форму речи: насильственная мученическая смерть его представляется под образом бессилия старца, с которым, против его воли вследствие бессилия его, делают то, чего он и не хотел бы. И это бессилие представляет в противопоставлении со свободной деятельностью молодого человека, который, обладая силами телесными, делает, что хочет.
– Препоясывался сам и пр.: образ свободной деятельности вообще, в частности – при исполнении Петром обязанностей его апостольства в насаждении и распространении христианства.
– Прострёшь руки твои: опустишь в бессилии, как ослабевший старец, руки твои, не сможешь защититься руками от насильственных действий других. Другой – враг препояшет тебя, как бы поясом свяжет тебя, лишит тебя возможности действовать свободно и насильственно прекратит твою деятельность.
– Куда не хочешь: это не значит, что Пётр не захочет принимать мученическую смерть за Христа, а есть только общее выражение мысли о насильственной смерти.
– Какою смертью прославит Бога: ибо таковая мученическая смерть за дело Евангелия есть прославление Самого Бога, так как дело, за которое она воспринята, есть дело Божие (ср. Флп.1:20). Иоанн не говорит об исполнении на Петре сего пророческого слова Христова, конечно, потому, что вся Церковь того времени знала о мученической кончине Петра, распятого в Риме на кресте в царствование Нерона.
– Иди за Мною: призыв к апостольству (ср. прим. к Мф.4 и парал.); здесь – последнее, решительное слово восстановления падшего Петра в апостольском чине. – Вероятно, вместе с сим словом, по окончании трапезы, Господь пошёл с учениками Своими от места трапезы, как видно из дальнейшего (ст. 20). Это чувственное последование за Христом было образом духовного последования за Ним, как учеников за Учителем, последования до такой же смерти, какую претерпел Он за дело Своё.

Толкование на Евангелие от Иоанна

Георгий Константинович Властов (†1899)

Ст. 18-19 Истинно, истинно говорю тебе: когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь. Сказал же это, давая разуметь, какою смертью Петр прославит Бога. И, сказав сие, говорит ему: иди за Мною.
Ст. 18-19 Аминь, аминь глаголю тебе: егда был еси юн, поясался еси сам, и ходил еси, аможе хотел еси: егда же состареешися, воздежеши руце твои, и ин тя пояшет, и ведет, аможе не хощеши. Сие же рече, назнаменуя, коею смертию прославит Бога. И сия рек, глагола ему: иди по мне.

У Евсевия и у Тертуллиана есть упоминание о мученической кончине Апостола Петра. Предание добавляло, что он был распят головою вниз. Воспринял он мученическую кончину, как полагают, 65 лет от роду.

Господь, очистив Петра, укрепив его в вере и любви, поручив ему пасти стадо Христово, указывает ему в будущем и мученическую его кончину, давая ему полный очерк всей его жизни и смерти его, ибо отныне Петр муж совершенный, которого смерть уже не пугает, который предал себя вполне Господу, а потому и может нести возложенное на него Господом. Господь глаголет Петру: поведут тебя, куда не хочешь; это выражение относится к естественному чувству человека, ужасающегося насильственной смерти, как бы он ни был совершен. И Сам Господь, как человек, в человеческой душе Своей, тосковал и скорбел пред страданиями (Мф. 26:37, cр. в конце 1-й главы о Сыне человеческом). Посему ужас и тоска и скорбь человека не ставятся в вину мученику, если он предает себя совершенно воле Божией, ибо величие мучеников заключалось в том, что любовь их к Богу и вера и надежда бессмертия были в них сильнее ужаса смерти: потому-то духовный человек поборол в них телесного и получал за то венец бессмертия. Так и Петр, на столько теперь силою благодати высился над прежним отрекшимся Петром, что он принимает долю, Господом ему назначенную, с полною покорностью и спокойствием и в следующих стихах с тем же спокойствием вопрошает о будущности особенно любимого им Иоанна. Посему то Господь, ведая нравственную зрелость Петра, заканчивает слова Свои, обращенные к Петру, знаменательным воззванием: „Иди по Мне!

В словах сих благословение Петру на поприще проповеди и учительства и окончательный призыв его к исполнению всего ему повеленного и к смерти «которой Петр прославит Бога». «Последи же по Мне идеши», глаголал Господь на вечери (Ин. 13:36).

Опыт изучения Евангелия св. ап. Иоанна Богослова. Том II

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 18-19 Истинно, истинно говорю тебе: когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь. Сказал же это, давая разуметь, какою смертью Петр прославит Бога. И, сказав сие, говорит ему: иди за Мною

После восстановления Петра в его апостольском достоинстве Христос предрекает Петру мученическую кончину. Kак одряхлевший старец не может уже сам одеться и ходить по своему желанию, а должен прибегать к помощи других и идти с ними даже туда, куда бы ему и не хотелось идти, так наступит время, когда живой и привыкший действовать по собственному желанию апостол Петр должен будет идти туда, куда его поведут враги, т. е. на мученическую смерть. Этой смертью Петр прославит Бога, т. е. будет содействовать умножению числа истинных чад Божиих – верующих во Христа. Можно даже полагать, что в изображении связывания Петра и ведения его, куда он не хотел бы идти, дана картина именно распятия Петра на кресте. Тертуллиан говорил: «тогда Петр препоясывается другим, когда привязывается ко кресту (см. Scorp. 15). Наконец, напоминая Петру его обещание умереть за Христа (Ин.13:37), Христос приглашает Петра следовать за Ним, т. е., как видно из контекста речи (ср. стихи 22–23), приготовиться так же пострадать, как пострадал Христос.

Толковая Библия

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible