Скрыть
Дети! недолго уже быть Мне с вами. Будете искать Меня, и, как сказал Я Иудеям, что, куда Я иду, вы не можете прийти, так и вам говорю теперь.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Чадца, еще с вами мало есмь: взыщете Мене, и якоже рех Иудеом, яко аможе Аз иду, вы не можете прийти: и вам глаголю ныне

После вечери Христос начинает уже беседу печальную. Когда вышел Иуда, тогда был уже не вечер, а ночь. И так как скоро должны были прийти, чтобы взять Его, то надлежало передать Апостолам все, чтобы они имели это в памяти. Впрочем, справедливее сказать, им напомнил все Дух. Естественно ведь, что они многое забыли, так как тогда в первый раз о том слышали и к тому же должны были подвергнуться столь великим искушениям. Они были одолеваемы сном, как и замечает другой евангелист, и были одержимы печалию, как говорит и Сам Христос: но яко сия глаголах вам, скорби исполних сердца ваша (16, 6): как же могли они хорошо удержать все это в памяти? Так для чего же им было говорено? Немало способствовало в их мнении к славе Христовой то, что они, ясно узнав об этом впоследствии, припоминали, что еще прежде слышали о том от Самого Христа. А для чего Он заранее повергает их души в уныние, говоря: еще с вами мало есмь? Иудеям это сказано было по справедливости. Но для чего же Ты нас ставишь наряду с этими неблагодарными? Отнюдь нет. Для чего же сказал: якоже рех Иудеом? Этим Он напомнил, что предсказывает это не теперь только, когда бедствия уже наступали, но предвидел это еще прежде; и этому свидетели они сами, так как они слышали, что Он говорил это и иудеям. Для того-то Он и присовокупил: чадца, – чтобы Апостолы, услышав: якоже рех Иудеом, не подумали, что и к ним эти слова были сказаны точно так же, как к иудеям. Таким образом, Он сказал это не для того, чтобы повергнуть их в уныние, а чтобы ободрить их, чтобы нечаянно пришедшие бедствия не смутили их. Аможе Аз иду, вы не можете приити. Этим показывает, что Его смерть есть преставление и переход к месту, куда не допускаются тела, подверженные тлению. Говорит же это для того, чтобы и возбудить в них любовь к Себе, и сделать ее более пламенною. Ведь вы знаете, что мы воспламеняемся особенною любовию к друзьям своим тогда, когда видим, что они удаляются от нас, и особенно когда видим, что они удаляются в такое место, куда нам невозможно идти. Итак, иудеям Он говорил это с тем, чтобы их устрашить, а Апостолам – чтобы воспламенить в них любовь. Место это таково, что не только они, но даже и вы, возлюбленнейшие, не можете прийти туда. Здесь же Он показывает и Свое достоинство. И вам глаголю ныне. Почему ныне? Иначе им, и иначе вам, то есть не вместе с ними. Когда же искали Его иудеи и когда ученики? Ученики – после того, как убежали, а иудеи – тогда, как, по взятии их города и по пришествии на них отсюда гнева Божия, подверглись ужасным и неизобразимым бедствиям. Итак, иудеям Я говорил тогда – по причине их неверия, а вам теперь – чтобы бедствие не постигло вас неожиданно.

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 33-35 Дети! не долго уже быть Мне с вами. Будете искать Меня, и, как сказал Я Иудеям, что куда Я иду, вы не можете придти, так и вам говорю теперь. Заповедь новую даю вам, да любите друг друга: как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собой

Так как они вскоре подвергнутся бедствиям, то Господь предсказывает им об этом, чтобы они помнили о бедствиях и приготовились к ним. Это же служит и к славе Его. Ибо возвещение ученикам вперед о том, что с ними случится, было немалою для Него славою, когда ученики впоследствии вспоминали, что Господь предсказывал им об этом. Показывая же, что не теперь только, в первый раз, Он узнает, но и задолго знал, что в искушениях будут искать Его, говорит, что Он, как задолго предведующий, говорил это самое и иудеям. - Словами: «куда Я иду», Господь показывает, что смерть Его есть переход и преставление в лучшее место, куда не принимаются тела тленные. Иудеям говорил: «будете искать Меня, и куда Я иду, туда вы не можете придти» (Ин. 7, 36), с тем, чтобы навести на них страх, а ученикам говорит для того, чтобы воспламенить в них любовь. Ибо, когда мы видим, что кто-нибудь из наших друзей удаляется, мы обыкновенно воспламеняемся горячей к нему любовью, особенно, если он отъезжает туда, куда нам прийти невозможно. Итак, говорит это им, чтобы воспламенить в них любовь. Посему и прибавил: «дети», чтобы не подумали, что Он сказал им это от такого же расположения, от какого иудеям, но от любви. Иудеи искали Господа, когда город их был взят, и отовсюду несся на них гнев Божий, как и Иосиф свидетельствует, что это последовало с ними за умерщвление Иисуса. Ученики же искали, когда бегали или другую скорбь испытывали. Посему и в другом месте говорит: «отнимется жених, и тогда друзья жениха будут поститься» (Мф. 9, 15). Итак, Господь предсказывает будущее тем и другим, но одним - по причине неверия, другим - по причине любви, чтобы они не подвергались бедствиям неожиданным. Поелику они, выслушав это, естественно, могли прийти в смущение, как люди, которые будут оставлены без помощи, то Он утешает их, говоря: не печальтесь: Я даю вам сильного стража - любовь; если будете ее иметь, то, подкрепляемые друг другом, будете непобедимы. Потом, иной мог спросить: Господи! почему Ты выдаешь любовь за новую заповедь, когда мы знаем, что любовь заповедана и в Ветхом Завете? Прибавляет: «как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга». Как, говорит, Я возлюбил вас даром, без предварительных заслуг, даже и тогда, как естество человеческое было во вражде с Богом и разлучении, Я однако же принял оное на Себя и освятил: так и вы любите друг друга даром; а если брат оскорбит тебя, ты не помни этого. Видишь ли, новая заповедь состоит в том, чтобы любить ближнего даром, хотя бы и ничем не были ему должны. А Закон говорил: «возлюби друга твоего», повелевая любовью как бы уплачивать долг ближнему, начавшему любить прежде. Показывая же, что они, по отшествии Его, не будут уничижены, но сделаются славными, говорит: «по тому узнают все». Видишь ли, объявляет, что они сделаются известными у всех, и этим немало утешает их. Умалчивая о чудесах, которые они будут совершать, отличительным их признаком поставляет любовь. Ибо многие из творивших чудеса услышат: «Я не знаю вас» (Мф. 7, 23). Если и вся вселенная чудесами была приведена к вере: что удивительного? Потому и была у них сила творить чудеса, что была у них любовь. А если бы они отстали и отделились друг от друга, то у них погибло бы все, и никто не поверил бы, когда бы они неистовствовали друг против друга, тогда как более чуда делало их достойными веры то, что у верующих - одно сердце и одна душа (Деян. 4, 32).

Евфимий Зигабен (†1118)

Чадца, еще с вами мало есмь

Опять Иисус Христос предсказывает ученикам будущее для того, чтобы они, вспомнив впоследствии, знали, что Иисус Христос предсказывал им это, потому что Сам знал все это ясно, а также для того, чтобы они не смутились, если бы это обстоятельство случилось с ними вдруг, совершенно неожиданно. Детьми Он назвал учеников не только как Творец всего, но и как Учитель их. Всеми этими словами: чадца, еще с вами мало есмь, Иисус Христос сильнее воспламеняет в учениках любовь к Себе.

Взыщете Мене

после того, как Я умру. Сказав к иудеям: взыщете Мене, Иисус Христос прибавил: и не обрящете (Ин. 7, 34), а говоря к ученикам, Он не прибавил этого, потому что они нашли Его после Воскресения. Иудеям Он сказал: взыщете Мене, – чтобы смирить их ярость, а ученикам сказал это, чтобы внушить им еще большую любовь к Себе.

И якоже рех Иудеом, яко аможе Аз иду, вы не можете приити: и вам глаголю ныне

Но иудеям Иисус Христос сказал это, потому что они были недостойны прийти в это место, а ученикам говорит это, потому что они еще не тотчас, не вместе с Ним должны были умереть.

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Дети! недолго уже быть Мне с вами. Будете искать Меня, и, как сказал Я Иудеям, что, куда Я иду, вы не можете прийти, так и вам говорю теперь

– Дети: собственно – детки или деточки, – слово, не встречавшееся ещё в Евангелиях. Это нежное, глубоко задушевное название вылилось из глубокого чувства предстоящей скоро разлуки с ними, разлуки при тяжёлых и искусительных для их веры обстоятельствах.
 Не долго уже Мне быть с вами: в таком виде и в таких отношениях, какие продолжались доселе не долго, потому что оставалось уже немного часов до того часа когда Его насильственно возьмут от них в саду Гефсиманском осудят и предадут смерти; по воскресении же Своём Он будет уже в ином образе и в других отношениях с ними, только являясь им по временам, а потом видимым образом совершенно оставит их и вознесётся на небо. К этому времени – по вознесению – Господь обращает теперь взор их, говоря: будете искать Меня, т. е. возжелаете последовать за Мной, чтобы найти Меня и быть со Мной, но этого до времени не нужно; вы должны оставаться в мире для распространения и утверждения на земле Царства Моего, а потому вы не можете теперь последовать за Мной и прийти туда, куда Я иду, на небеса в славное, торжествующее на небесах Царство Мессии.
– Как Я сказал Иудеям (ср.Ин.7:34; 8:21): с тем различием, что Иудеям сказано это в угрозу и наказание при прямом указании, что они не найдут Его никогда, если не уверуют в Него, и умрут во грехах своих, тогда как апостолы не могут прийти к Нему только до времени, а потом Он возьмёт их к Себе, чтобы и они были там, где и Он (Ин.14:3). «Иудеям Он говорил это с тем, чтобы устрашить, а апостолам – чтобы воспламенить в них любовь» (Злат.).

Толкование на Евангелие от Иоанна

Георгий Константинович Властов (†1899)

     Дети! недолго уже быть Мне с вами. Будете искать Меня, и, как сказал Я Иудеям, что, куда Я иду, вы не можете прийти, так и вам говорю теперь.

     
Чадца! τεχνία, filioli! Выражение великой нежности и любви, приготовляющее учеников к разлуке: но за сим Господь прямо говорит, что недолго Он будет уже с ними. Он говорит им этими словами, что они в разлуке с Ним будут временно, как беспомощные дети в страхе и ужасе одиночества. «Будете искать Меня», прибавляет Господь, напоминая, что Он тоже говорил Иудеям (Ин.7:34). Но Он теперь не прибавляет сказанных тогда Иудеям заключительных слов: «и не найдете». Он только говорит ученикам, что «куда Я иду, вы не можете прийти,». Господь Иисус, грядущий на муку и смерть, шел не как человек только, но как Богочеловек, и путь сей не может быть доступен и известен простому смертному, и в этом отношении и ученики, как Иудеи, не могли следовать в эту минуту за Господом (Ин.13:35). Но ученикам Господь глаголал: «не оставлю вас сирыми, прииду к вам»; и еще: «вскоре вы не увидите Меня и опять вскоре увидите Меня, ибо Я иду ко Отцу» (Ин.16:18). Посему ученики, имеющие искать Господа, имеют и обрести Его. Но чтобы обрести Господа, надо искать Его с любовью и верою. «Взыщете Меня и не найдете», говорил Господь Иудеям, и они действительно с муками души искали Его, говорит Златоуст (Ин.16:16), во время своих бедствий и разрушения Иерусалима.
        Но слова «Будете искать Меня» обращены и к ученикам, и ко всем верующим, и ко всему миру на вечно. Только неверующим Господь сказал: не найдете. Весь христианский мир должен непрестанно искать Господа. Ученики Господа искали Его и обрели Его и сподобились видеть Его после воскресения. И первомученик Стефан сподобился и после вознесения Господа видеть Его еще до смерти своей (Деян.7:55). И апостол Павел во время жизни своей видел Господа (Деян.9:4). И все верующие обретают Господа в сердцах своих, когда ищут Его, и обретают успокоение и радость, как только сознают свое одиночество без Господа и приобретают великое познание того, что земля не дом человека, а лишь временное жилище.

Опыт изучения Евангелия св. ап. Иоанна Богослова. Том II

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Дети! недолго уже быть Мне с вами. Будете искать Меня, и, как сказал Я Иудеям, что, куда Я иду, вы не можете придти, так и вам говорю теперь

Так как предлежащий Христу путь к славе есть путь страданий и смерти и так как теперь ученики еще не пойдут этим путем, то им приходится разлучиться с Христом. При мысли об этой разлуке любовь Христа к ним пробуждается с особой силой и жалость о них охватывает Его сердце. Он называет их поэтому самым ласкательным именем, каким зовет отец своих любимых детей: «дети», или правильнее с греческого – «детки» (τεκνία).

«Будете искать Меня…» Будучи преследуемы и гонимы миром, ученики будут искать Его, Господа и Учителя, но им нельзя будет пойти за Ним. Такие же слова Господь говорил и раньше (Ин.7:34, 8:21), но там эти слова были обращены к неверующим во Христа иудеям и имели смысл угрозы. Здесь они представляют выражение сожаления к остающимся в мире ученикам.

«Говорю теперь». Дальше уже Господь не считает возможным откладывать объявление ученикам предстоящей разлуки с Ним. Святитель Иоанн Златоуст говорит, что Христос предупреждает их об этой разлуке с той целью, чтобы эта разлука не поразила их своей неожиданностью и чтобы нечаянно наступившие бедствия не смутили их.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible