Скрыть
Се́го же никто́же разумѣ́ от­ воз­лежа́щихъ, къ чесому́ рече́ ему́.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 27-28 И по хлебе тогда вниде в онь сатана. Глагола убо ему Иисус: еже твориши, сотвори скоро. Сего же никтоже разуме от возлежащих, к чесому рече ему

Глагола убо ему Иисус: друже, еже твориши, сотвори скоро. И никтоже разуме от возлежащих (13, 27–28). О, какая бесчувственность! Как можно было не смягчиться и не устыдиться! Но он вышел вон, сделавшись еще более бесстыдным. Слова же: сотвори скоро не означают ни повеления, ни совета; напротив, ими (Христос) укоряет и показывает, что Он хотел бы, чтобы (предатель) исправился, и что Он оставляет его только потому, что он был неисправим. И сего, говорится, никтоже разуме от возлежащих. Здесь может кто-либо прийти в недоумение касательно того, отчего ученики и после того, как спросили: кто есть? – и получили в ответ: емуже Аз омочив хлеб подам, – и после того не узнали (предателя). Вероятно, Христос сказал тихо, так, что никто не слышал. Потому-то, конечно, и Иоанн, припав к персям Его, спрашивал почти на ухо, чтобы не сделать явным предателя, и Христос отвечал таким же образом, так что и теперь не сделал его явным. И хотя Он с выразительностию сказал: друже, еже твориши, сотвори скоро, однако ж Апостолы, несмотря и на это, не поняли. Этими словами Он показывал, что все, сказанное Им иудеям о смерти, было истинно. А иудеям Он говорил: область имам положити душу Мою и область имам паки прияти ю: и никто же возмет ю от Мене (10, 18). И действительно, доколе Он не дозволял взять, никто не в силах был; а когда позволил, тогда это стало делом легким. Намекая на все это, Он и сказал: еже твориши, сотвори скоро. Но и тогда еще Он не сделал предателя известным. Могло статься, что он был бы растерзан и убит. Поэтому-то никтоже разуме от возлежащих. Ужели и Иоанн? Да, и Иоанн, – потому что он не предполагал, чтобы ученик мог дойти до столь великого беззакония. Будучи сами далеки от такого злодейства, (Апостолы) не могли подозревать и в других ничего подобного. Итак, как прежде сказал им «не о всех глаголю» и нигде не открыл (предателя), так и теперь они подумали, что Он говорит о постороннем.

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 27-30 И, обмакнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту. И после сего куска вошел в него сатана. Тогда Иисус сказал ему: что делаешь, делай скорее. Но никто из возлежавших не понял, к чему Он это сказал ему. А как у Иуды был ящик, то некоторые думали, что Иисус говорит ему: купи, что нам нужно к празднику, или чтобы дал что-нибудь нищим. Он, приняв кусок, тотчас вышел; а была ночь

Господь подал кусок Иуде для того, чтобы он посовестился общения в столе и хлебе и удержался от предательства. Но Иуда и от этого не улучшился, а отселе стал еще более на стороне сатаны и, как неисправимый, совершенно предался ему. - Доколе Иуда считался одним из учеников и членов святого лика, дотоле сатана не имел к нему такого доступа. Когда же Господь отделил его и отлучил от прочих учеников, объявив его чрез хлеб, тогда сатана овладел им, как оставленным от Господа и отлученным от божественного лика. «Сатана вошел в него», то есть проник в глубину его сердца и овладел его душой. Ибо сатана прежде нападал на Иуду извне, страстью сребролюбия, а теперь совершенно овладел им, внушив ему предательство. Иисус говорит Иуде: «что делаешь, делай скорее». Сим Господь не побуждает Иуду к предательству, но как бы укоряет его в том, что он идет на предательство. Словом: «делай» Господь как бы так говорит: вот Я оставляю тебя, делай, что хочешь; не препятствую твоему намерению, не удерживаю тебя более. Ибо прежде сего Господь обуздывал злобу Иуды, соблюдая Сам для Себя время смерти, почему и говорил: «никто не отнимает жизни Моей у Меня, но Я отдаю ее Сам» (Ин. 10, 18). - И «никто из возлежавших не понял». Достойно исследования, отчего никто не узнал этого, когда Господь на вопрос о предателе сказал, что он - тот, кому Я подам кусок. Видно, Господь сказал это тихо одному только Иоанну, так что из прочих никто не слыхал. Притом Иоанн, припав к груди, спрашивает почти под ухо, так что предатель не был объявлен. Ибо иначе Петр, может быть, простер бы меч и умертвил бы его. Неужели и Иоанн не узнал сего? Да, даже и он, ибо он не ожидал, что ученик будет способен на такое беззаконие. Святою душою своею, будучи далек от такой злобы, он не предполагал этого легким и для другого. Итак, слов: «делай скорее» никто не понял, но подумали, что Господь повелевал Иуде купить что-нибудь для праздника или дать что-нибудь нищим. Ибо Он много заботился о нищих, и хотя прочих убеждал не иметь ни сумы, ни меди, но Сам позволял носить при Себе ящик, показывая тем, что и нестяжательный, и распявшийся для мира должен иметь большое попечение об этой части людей - бедных. - «Была ночь, когда он вышел». Евангелист не без цели заметил, что «была ночь», но для того, чтобы научить нас, что Иуде и время не помешало, но и ночью он был занят коварством. Мне кажется, что Иуда вышел в пятом часу вечера, когда и сатана вошел в него. Ибо в четвертом часу сатана напал на Иуду, именно: когда упоминаемая у евангелиста Матфея (26, 6-16) жена пролила миро, а Иуда пошел и уговорился с иудеями о предательстве. В пятом же часу вечера сатана вошел в Иуду, то есть завладел его сердцем. Ибо иное дело ударить кого-нибудь рукой снаружи и иное - вонзить в него меч и поразить им внутренность. Иуда «вышел» от Спасителя и чувственно, и мысленно. «Была ночь», может быть, и мысленная ночь, то есть накрывшая его тьма сребролюбия.

Евфимий Зигабен (†1118)

Глагола убо ему Иисус: еже твориши, сотвори скоро. Сего же никтоже разуме от возлежащих, к чесому рече ему. Нецыи же мняху, понеже ковчежец имяше Иуда, яко глаголет ему Иисус: купи, еже требуем на праздник: или нищым да нечто даст. Приим же он хлеб, абие изыде: бе же нощь. Егда изыде

Евангелист обозначил и время, чтобы показать, что и ночь не удержала Иуды. Объяснение всех этих стихов смотри в той же двадцать шестой главе Евангелия от Матфея. (Мф.26:23; 26:24; 26:25)

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Ст 27-30. И после сего куска вошел в него сатана. Тогда Иисус сказал ему: что делаешь, делай скорее. Но никто из возлежавших не понял, к чему Он это сказал ему. А как у Иуды был ящик, то некоторые думали, что Иисус говорит ему: купи, что нам нужно к празднику, или чтобы дал что-нибудь нищим. Он, приняв кусок, тотчас вышел; а была ночь

– Вошёл в него сатана: Иуда отверг этот последний и решительный зов любви к покаянию, и с этой минуты злой дух окончательно овладел его душою, что евангелист наглядно изображает выражением – вошёл в него сатана. Вселение злого духа в душу человека, или овладение душою, имеет свои степени, как и вселение в душу человека Духа Святого. Евангелист Лука (Лк.22:3) совокупляет эти степени вселения сатаны в душу Искариота в единократное действие сатаны пред уходом его к членам Синедриона для того, чтобы условиться о предании им Христа. Иоанн же различает эти степени, показывает постепенность вселения. Чрез страсть сребролюбия сатана проник в душу ученика (Ин.12:6), потом полнее овладел его сердцем (Ин.13:2) и наконец, решительно вселился в него (ст. Ин.13:27, ср. Феофил.). Господь видел, что происходит в сердце Иуды, и дал ему благовидный повод или, точнее, повеление удалиться с вечери. Он, однако же, не хотел прямо и решительно объявить ученикам, что теперь именно пойдёт Иуда совершить своё предательство, не хотел, зная, что оно должно совершиться по воле Божией, не хотел, чтобы ученики не предприняли каких-либо насильственных мер против Иуды и не возымели бы тщетной мысли воспрещать божественное предопределение. Он сказал только Иуде, так что другие ученики не поняли Его речи, чтобы он приводил в исполнение скорее то, что задумал и уже наполовину сделал, условившись с врагами Его о предательстве.
 Делай скорее: это – властительное приказание и вместе благовидный повод Иуде оставить святое общество и, не медля, приводить в исполнение задуманное преступление.
– Никто не понял, следовательно, и сам Иоанн, который повествует о сем, понял сие только после; а в то время ученики давали другое объяснение этим словам Учителя (ср. Злат.).
– У Иуды был ящик денежный: см. прим. к Ин.12:6.
– Купи, что нам нужно к празднику: так как на другой день к вечеру начинался праздник Пасхи и затем праздник опресноков. Это указание есть несомненное доказательство, что Господь со Своими учениками вкушал пасху днём ранее назначенного срока, ибо в самый этот день вечером, когда уже вкушали пасху, нельзя было ничего ни купить, ни продать, по закону. Это же доказывает и другое предположение учеников, что Господь приказал Иуде дать что-либо нищим, т. е. тем неимущим, которые могли затрудниться приготовить себе всё нужное к празднику, как требовал закон, и которые для сего нуждались в денежном пособии. В самый вечер вкушения агнца пасхального, без сомнения, затруднительно было бы даже найти нищих, чтобы оказать им помощь, потому что тогда все – и богатые и бедные – не выходили из домов, празднуя по закону праздник Пасхи.
– Тотчас вышел: по повелению Господа, вышел – чтобы привести свой замысел в исполнение. «Иуда вышел от Спасителя и чувственно и мысленно.
– Была ночь, может быть, и мысленная ночь, т. е. накрывшая его тьма сребролюбия» (Феофил.).

Толкование на Евангелие от Иоанна

Георгий Константинович Властов (†1899)

     Ст. 28-29 Но никто из возлежавших не понял, к чему Он это сказал ему. А как у Иуды был ящик, то некоторые думали, что Иисус говорит ему: купи, что нам нужно к празднику, или чтобы дал что-нибудь нищим.

     
Мы замечаем опять слова очевидца, участника в событиях, ибо только таковой мог с такою точностью указать на мысли сотоварищей своих, – мысли, которые, по-видимому, и он сам разделял, говоря: «никто же разуме». Мы и выше говорили, что св. Иоанн даже предупрежденный словами Господа, сказанными тихо, не уразумел знака, коим Господь указал на предателя; только после всех великих событий, виденных им, очи его открылись и он понял все происходившее перед ним. По-видимому, в ночь тайной вечери ученики даже думали, что Иуда пользуется особым доверием Господа, ибо носит ковчежец с деньгами и получает приказание об образе употребления сих денег.
     Св. Иоанн Златоуст в беседе 72 на Иоанна возбуждает вопрос: какие деньги носил Иуда в ящике? По-видимому, это были, во-первых, деньги тех учеников, которые имели некоторое состояние, как например сыны Зеведеевы и, во-вторых, – деньги тех святых жен, которые служили Господу имениями своими, как то указано у Евангелиста Луки (Лк.8:3). Мы видим, что пример Господа освятил общежитие, которое с начала основания Церкви Христовой после излияния благодати Духа Святого связывало первых христиан в одну семью посреди развращенного рода (Деян.2:45). Нигде общежитие не ставится в обязанность Господом, Который утверждал благодатным словом Своим семью с её отдельным существованием (Деян.5:4). Но примером Своим Он благословлял общежитие тех людей, кои, отказавшись совершенно от мира, имеют целью служить братьям своим, посредством служения Богу. Господь с апостолами Своими в трудовой жизни Своей не отменял законов, Богом же преподанны, об устройстве семьи и семейной жизни, но указывал и на высший строй жизни, в котором земная забота совершенно исчезает из души человеческой.
      В сей первой общине Христовой казалось бы не было места для преступления, в особенности сребролюбия, но Иуда доказал, что и среди святыни душа человеческая может при злой воле сохранить темное место, которое может разрастись в страшную язву, губящую окончательно несчастного. Среди общины Христовой, страшно сказать, Иуда был вор (Ин.12:6).

Опыт изучения Евангелия св. ап. Иоанна Богослова. Том II

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 27-30 И после сего куска вошел в него сатана. Тогда Иисус сказал ему: что делаешь, делай скорее. Но никто из возлежавших не понял, к чему Он это сказал ему. А как у Иуды был ящик, то некоторые думали, что Иисус говорит ему: купи, что нам нужно к празднику, или чтобы дал что-нибудь нищим. Он, приняв кусок, тотчас вышел; а была ночь

Иуда должен бы тронуться этим знаком любви, но он был уже слишком ожесточен. На ожесточенных же людей и самые большие благодеяния тех лиц, против которых они ожесточены, производят еще более ожесточающее действие. Получив знак любви, Иуда от этого еще более ожесточился, и тогда в него «вошел сатана», т. е. завладел им уже окончательно, чтобы более не выпустить его из своих рук. В нем еще сильнее вспыхнула ненависть ко Христу, ему было тяжко оставаться в обществе Христа и апостолов, и он начал придумывать предлог к тому, чтобы оставить вечерю. Господь видит его терзания и отпускает: пусть он скорее совершит то, к чему стремится его душа. Но никто из учеников, конечно, кроме Иоанна, не понял слов Христа. Они полагали, что Христос посылает Иуду что-либо купить к празднику. Отсюда видно, что лавки в Иерусалиме были еще не закрыты (ср. Мф.25:9–11) и, следовательно, вечеря, которую совершал Христос, совершена была на день ранее узаконенного времени для совершения пасхи.

«А была ночь». Этими словами евангелист отмечает наступление той мрачной поры, о которой Господь говорил ученикам ранее (см. Ин.9:4, 11:10).

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible