Скрыть
А как у Иуды был ящик, то некоторые думали, что Иисус говорит ему: купи, что нам нужно к празднику, или чтобы дал что-нибудь нищим.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 29-30 Нецыи же мняху, понеже ковчежец имяше Иуда, яко глаголет ему Иисус: купи, еже требуем на праздник: или нищым да нечто даст. Приим же он хлеб, абие изыде: бе же нощь. Егда изыде

Бе же, говорится, нощь, егда изыде (13, 30). Для чего ты говоришь мне о времени? Для того, чтобы ты познал бесстыдство (предателя), так как время не удержало его от исполнения предприятия. Однако ж и это не сделало его явным. В то время Апостолы, будучи одержимы страхом и большим беспокойством, находились в смущении и не поняли истинного смысла слов Христовых. Они думали, что (Христос) сказал: нищим да нечто даст (ст. 29), так как Он много заботился о нищих, научая и нас иметь о них великое попечение. И думали они так не без причины, а потому, что (Иуда) имел у себя ковчежец. Впрочем, не видно, чтобы кто-нибудь приносил Христу деньги. Что ученики питали Его от своих имуществ, об этом сказано, а на то нигде не сделано намека.

Каким же образом Тот, Кто повелевал не носить ни дорожной сумы, ни меди, ни жезла, носил ковчежец для служения нищим? Это для того, чтобы ты знал, что и человеку, крайне бедному и распявшему плоть свою, нужно иметь об этом великую заботу. Ведь (Христос) многое делал для нашего наставления. Таким образом, ученики подумали, что Он это и говорит, то есть чтобы Иуда дал что-нибудь нищим. Но (Иуду) не тронуло и то, что Он не хотел обличить его до самого последнего времени. Так должны поступать и мы, – не обнаруживать грехов людей, живущих с нами, хотя бы они были неизлечимы. Да и после этого, когда Иуда пришел предать Его, дал ему лобзание и соизволил на такое дело тогда, когда уже шел на подвиг гораздо более тяжкий – на крест и на поносную смерть; и при этом опять показал Свое человеколюбие. Здесь же Он называет Свою смерть даже славою, научая нас, что нет ничего столь постыдного и поносного, что бы не обратилось к большей славе человека, если он подвергается тому ради Бога.

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 27-30 И, обмакнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту. И после сего куска вошел в него сатана. Тогда Иисус сказал ему: что делаешь, делай скорее. Но никто из возлежавших не понял, к чему Он это сказал ему. А как у Иуды был ящик, то некоторые думали, что Иисус говорит ему: купи, что нам нужно к празднику, или чтобы дал что-нибудь нищим. Он, приняв кусок, тотчас вышел; а была ночь

Господь подал кусок Иуде для того, чтобы он посовестился общения в столе и хлебе и удержался от предательства. Но Иуда и от этого не улучшился, а отселе стал еще более на стороне сатаны и, как неисправимый, совершенно предался ему. - Доколе Иуда считался одним из учеников и членов святого лика, дотоле сатана не имел к нему такого доступа. Когда же Господь отделил его и отлучил от прочих учеников, объявив его чрез хлеб, тогда сатана овладел им, как оставленным от Господа и отлученным от божественного лика. «Сатана вошел в него», то есть проник в глубину его сердца и овладел его душой. Ибо сатана прежде нападал на Иуду извне, страстью сребролюбия, а теперь совершенно овладел им, внушив ему предательство. Иисус говорит Иуде: «что делаешь, делай скорее». Сим Господь не побуждает Иуду к предательству, но как бы укоряет его в том, что он идет на предательство. Словом: «делай» Господь как бы так говорит: вот Я оставляю тебя, делай, что хочешь; не препятствую твоему намерению, не удерживаю тебя более. Ибо прежде сего Господь обуздывал злобу Иуды, соблюдая Сам для Себя время смерти, почему и говорил: «никто не отнимает жизни Моей у Меня, но Я отдаю ее Сам» (Ин. 10, 18). - И «никто из возлежавших не понял». Достойно исследования, отчего никто не узнал этого, когда Господь на вопрос о предателе сказал, что он - тот, кому Я подам кусок. Видно, Господь сказал это тихо одному только Иоанну, так что из прочих никто не слыхал. Притом Иоанн, припав к груди, спрашивает почти под ухо, так что предатель не был объявлен. Ибо иначе Петр, может быть, простер бы меч и умертвил бы его. Неужели и Иоанн не узнал сего? Да, даже и он, ибо он не ожидал, что ученик будет способен на такое беззаконие. Святою душою своею, будучи далек от такой злобы, он не предполагал этого легким и для другого. Итак, слов: «делай скорее» никто не понял, но подумали, что Господь повелевал Иуде купить что-нибудь для праздника или дать что-нибудь нищим. Ибо Он много заботился о нищих, и хотя прочих убеждал не иметь ни сумы, ни меди, но Сам позволял носить при Себе ящик, показывая тем, что и нестяжательный, и распявшийся для мира должен иметь большое попечение об этой части людей - бедных. - «Была ночь, когда он вышел». Евангелист не без цели заметил, что «была ночь», но для того, чтобы научить нас, что Иуде и время не помешало, но и ночью он был занят коварством. Мне кажется, что Иуда вышел в пятом часу вечера, когда и сатана вошел в него. Ибо в четвертом часу сатана напал на Иуду, именно: когда упоминаемая у евангелиста Матфея (26, 6-16) жена пролила миро, а Иуда пошел и уговорился с иудеями о предательстве. В пятом же часу вечера сатана вошел в Иуду, то есть завладел его сердцем. Ибо иное дело ударить кого-нибудь рукой снаружи и иное - вонзить в него меч и поразить им внутренность. Иуда «вышел» от Спасителя и чувственно, и мысленно. «Была ночь», может быть, и мысленная ночь, то есть накрывшая его тьма сребролюбия.

Евфимий Зигабен (†1118)

Глагола убо ему Иисус: еже твориши, сотвори скоро. Сего же никтоже разуме от возлежащих, к чесому рече ему. Нецыи же мняху, понеже ковчежец имяше Иуда, яко глаголет ему Иисус: купи, еже требуем на праздник: или нищым да нечто даст. Приим же он хлеб, абие изыде: бе же нощь. Егда изыде

Евангелист обозначил и время, чтобы показать, что и ночь не удержала Иуды. Объяснение всех этих стихов смотри в той же двадцать шестой главе Евангелия от Матфея. (Мф.26:23; 26:24; 26:25)

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Ст 27-30. И после сего куска вошел в него сатана. Тогда Иисус сказал ему: что делаешь, делай скорее. Но никто из возлежавших не понял, к чему Он это сказал ему. А как у Иуды был ящик, то некоторые думали, что Иисус говорит ему: купи, что нам нужно к празднику, или чтобы дал что-нибудь нищим. Он, приняв кусок, тотчас вышел; а была ночь

– Вошёл в него сатана: Иуда отверг этот последний и решительный зов любви к покаянию, и с этой минуты злой дух окончательно овладел его душою, что евангелист наглядно изображает выражением – вошёл в него сатана. Вселение злого духа в душу человека, или овладение душою, имеет свои степени, как и вселение в душу человека Духа Святого. Евангелист Лука (Лк.22:3) совокупляет эти степени вселения сатаны в душу Искариота в единократное действие сатаны пред уходом его к членам Синедриона для того, чтобы условиться о предании им Христа. Иоанн же различает эти степени, показывает постепенность вселения. Чрез страсть сребролюбия сатана проник в душу ученика (Ин.12:6), потом полнее овладел его сердцем (Ин.13:2) и наконец, решительно вселился в него (ст. Ин.13:27, ср. Феофил.). Господь видел, что происходит в сердце Иуды, и дал ему благовидный повод или, точнее, повеление удалиться с вечери. Он, однако же, не хотел прямо и решительно объявить ученикам, что теперь именно пойдёт Иуда совершить своё предательство, не хотел, зная, что оно должно совершиться по воле Божией, не хотел, чтобы ученики не предприняли каких-либо насильственных мер против Иуды и не возымели бы тщетной мысли воспрещать божественное предопределение. Он сказал только Иуде, так что другие ученики не поняли Его речи, чтобы он приводил в исполнение скорее то, что задумал и уже наполовину сделал, условившись с врагами Его о предательстве.
 Делай скорее: это – властительное приказание и вместе благовидный повод Иуде оставить святое общество и, не медля, приводить в исполнение задуманное преступление.
– Никто не понял, следовательно, и сам Иоанн, который повествует о сем, понял сие только после; а в то время ученики давали другое объяснение этим словам Учителя (ср. Злат.).
– У Иуды был ящик денежный: см. прим. к Ин.12:6.
– Купи, что нам нужно к празднику: так как на другой день к вечеру начинался праздник Пасхи и затем праздник опресноков. Это указание есть несомненное доказательство, что Господь со Своими учениками вкушал пасху днём ранее назначенного срока, ибо в самый этот день вечером, когда уже вкушали пасху, нельзя было ничего ни купить, ни продать, по закону. Это же доказывает и другое предположение учеников, что Господь приказал Иуде дать что-либо нищим, т. е. тем неимущим, которые могли затрудниться приготовить себе всё нужное к празднику, как требовал закон, и которые для сего нуждались в денежном пособии. В самый вечер вкушения агнца пасхального, без сомнения, затруднительно было бы даже найти нищих, чтобы оказать им помощь, потому что тогда все – и богатые и бедные – не выходили из домов, празднуя по закону праздник Пасхи.
– Тотчас вышел: по повелению Господа, вышел – чтобы привести свой замысел в исполнение. «Иуда вышел от Спасителя и чувственно и мысленно.
– Была ночь, может быть, и мысленная ночь, т. е. накрывшая его тьма сребролюбия» (Феофил.).

Толкование на Евангелие от Иоанна

Георгий Константинович Властов (†1899)

     Ст. 28-29 Но никто из возлежавших не понял, к чему Он это сказал ему. А как у Иуды был ящик, то некоторые думали, что Иисус говорит ему: купи, что нам нужно к празднику, или чтобы дал что-нибудь нищим.

     
Мы замечаем опять слова очевидца, участника в событиях, ибо только таковой мог с такою точностью указать на мысли сотоварищей своих, – мысли, которые, по-видимому, и он сам разделял, говоря: «никто же разуме». Мы и выше говорили, что св. Иоанн даже предупрежденный словами Господа, сказанными тихо, не уразумел знака, коим Господь указал на предателя; только после всех великих событий, виденных им, очи его открылись и он понял все происходившее перед ним. По-видимому, в ночь тайной вечери ученики даже думали, что Иуда пользуется особым доверием Господа, ибо носит ковчежец с деньгами и получает приказание об образе употребления сих денег.
     Св. Иоанн Златоуст в беседе 72 на Иоанна возбуждает вопрос: какие деньги носил Иуда в ящике? По-видимому, это были, во-первых, деньги тех учеников, которые имели некоторое состояние, как например сыны Зеведеевы и, во-вторых, – деньги тех святых жен, которые служили Господу имениями своими, как то указано у Евангелиста Луки (Лк.8:3). Мы видим, что пример Господа освятил общежитие, которое с начала основания Церкви Христовой после излияния благодати Духа Святого связывало первых христиан в одну семью посреди развращенного рода (Деян.2:45). Нигде общежитие не ставится в обязанность Господом, Который утверждал благодатным словом Своим семью с её отдельным существованием (Деян.5:4). Но примером Своим Он благословлял общежитие тех людей, кои, отказавшись совершенно от мира, имеют целью служить братьям своим, посредством служения Богу. Господь с апостолами Своими в трудовой жизни Своей не отменял законов, Богом же преподанны, об устройстве семьи и семейной жизни, но указывал и на высший строй жизни, в котором земная забота совершенно исчезает из души человеческой.
      В сей первой общине Христовой казалось бы не было места для преступления, в особенности сребролюбия, но Иуда доказал, что и среди святыни душа человеческая может при злой воле сохранить темное место, которое может разрастись в страшную язву, губящую окончательно несчастного. Среди общины Христовой, страшно сказать, Иуда был вор (Ин.12:6).

Опыт изучения Евангелия св. ап. Иоанна Богослова. Том II

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 27-30 И после сего куска вошел в него сатана. Тогда Иисус сказал ему: что делаешь, делай скорее. Но никто из возлежавших не понял, к чему Он это сказал ему. А как у Иуды был ящик, то некоторые думали, что Иисус говорит ему: купи, что нам нужно к празднику, или чтобы дал что-нибудь нищим. Он, приняв кусок, тотчас вышел; а была ночь

Иуда должен бы тронуться этим знаком любви, но он был уже слишком ожесточен. На ожесточенных же людей и самые большие благодеяния тех лиц, против которых они ожесточены, производят еще более ожесточающее действие. Получив знак любви, Иуда от этого еще более ожесточился, и тогда в него «вошел сатана», т. е. завладел им уже окончательно, чтобы более не выпустить его из своих рук. В нем еще сильнее вспыхнула ненависть ко Христу, ему было тяжко оставаться в обществе Христа и апостолов, и он начал придумывать предлог к тому, чтобы оставить вечерю. Господь видит его терзания и отпускает: пусть он скорее совершит то, к чему стремится его душа. Но никто из учеников, конечно, кроме Иоанна, не понял слов Христа. Они полагали, что Христос посылает Иуду что-либо купить к празднику. Отсюда видно, что лавки в Иерусалиме были еще не закрыты (ср. Мф.25:9–11) и, следовательно, вечеря, которую совершал Христос, совершена была на день ранее узаконенного времени для совершения пасхи.

«А была ночь». Этими словами евангелист отмечает наступление той мрачной поры, о которой Господь говорил ученикам ранее (см. Ин.9:4, 11:10).

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible