Скрыть
Тут Иудеи обступили Его и говорили Ему: долго ли Тебе держать нас в недоумении? если Ты Христос, скажи нам прямо.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 22-24 Быша же (тогда) обновления во Иерусалимех, и зима бе. И хождаше Иисус в церкви, в притворе Соломони. Обыдоша же Его Иудее и глаголаху Ему: доколе душы нашя вземлеши; аще Ты еси Христос, рцы нам не обинуяся

Вот те именно, которые называли Его имеющим беса и самарянином, которые неоднократно хотели умертвить Его и бросали в Него камни, – те самые, окружив Его, спрашивали: аще Ты еси Христос? Но Он и теперь, после столь многих и великих козней, не отверг их от Себя, но отвечал с великою кротостию. Но необходимо рассмотреть всю эту беседу сначала. Быша, сказано, обновления во Иерусалимех, и зима бе. Это был великий и общенародный праздник. Иудеи с великим усердием праздновали этот день, в который восстановлен был храм по возвращении их из продолжительного персидского плена [У святителя Иоанна Златоуста Вавилония и Ассирия часто называются Персией]. На этот праздник явился и Христос: теперь Он часто приходил в Иудею, так как время страдания было уже при дверях. Обыдоша же Его Иудее и глаголаху Ему: доколе души наша вземлеши? Аще Ты еси Христос, рцы нам не обинуяся. (На это Христос) не сказал: чего вы от Меня хотите? Вы неоднократно называли Меня беснующимся, и неистовым, самарянином; вы считали Меня противником Божиим и обманщиком и недавно еще говорили: Ты о Себе Сам свидетельствуеши: свидетельство Твое несть истинно (8, 13). Как же теперь спрашиваете и хотите узнать от Меня, тогда как отвергаете Мое свидетельство? Нет, ничего такого Он не сказал, хотя и знал, что намерение, с которым они спрашивали, было лукавое. Правда, окружив Его и сказав: доколе души наша вземлеши? – они тем по видимому выразили некоторое усердие и желание знать, но на самом деле мысль, с какою спрашивали, была злая и коварная. Так как дел Его они не в состоянии были оклеветать и опорочить, то старались уловить Его в словах, и потому постоянно предлагали Ему вопросы, не с тем чтобы знать, но чтобы заградить Ему уста Его собственными словами. Не будучи в состоянии ничем опорочить Его дела, старались найти какой-нибудь предлог в Его речах. Поэтому-то и говорили: рцы нам, хотя Он уже неоднократно говорил. Так и самарянке Он говорил: Аз есмь, глаголяй с тобою (4, 26), и слепому: и видел еси Его, и глаголяй с тобою Той есть (9, 37). Да и им самим Он сказал, хотя не такими, но другими словами. И если бы они имели ум и действительно желали знать, то могли бы уже и по тем словам признать Его, потому что делами Он много раз доказал это. Между тем смотри, какое у них развращение и упорство. Когда Он проповедовал и учил словами, они говорят: кое убо Ты твориши знамение? (6, 30). А когда представлял доказательства в делах, тогда говорят Ему: аще Ты еси Христос, рцы нам не обинуяся. Таким образом, когда вопиют дела, они ищут слов, а когда учат слова, прибегают к делам, всегда настаивая на противном. А что они спрашивали не с тем, чтобы знать, это показал конец. В самом деле, на Того Самого, Которого считали столько достоверным, что принимали Его свидетельство даже о Себе Самом, – на Того Самого, едва только изрек Он несколько слов, тотчас начали бросать камни. Значит, и то, что они окружили Его, и то, что настоятельно спрашивали, делалось с лукавством. Да и самый образ вопроса являл в них великое недоброжелательство. Рцы нам, говорят, не обинуяся, аще Ты еси Христос? Хотя всегда, бывая во время праздников, Он все говорил не обинуяся и ничего не говорил тайно, однако ж они для того обращаются к Нему с льстивыми словами и говорят: доколе души наша вземлеши, чтобы, вызвав Его, опять найти какой-нибудь повод к обвинению. А что они всегда спрашивали Его с этою целию, – не для того, чтобы научиться, но чтобы уловить Его в словах, – это видно не отсюда только, но и из многих других мест. Так и тогда, когда они приступили и спрашивали: достойно ли есть дати кинсон кесареви, или ни? (Мф. 22, 17), и когда беседовали о разводе с женою, и когда спрашивали о той, о которой говорили, что она имела семь мужей, – они были уличены в том, что предлагали вопросы не с желанием знать, но со злым намерением. Но в тех случаях Он обличает их, говоря: что Мя искушаете, лицемеры? (Мф. 22, 18), показывая тем, что Он знает их тайные намерения; а здесь ничего такого не говорит, научая нас не всегда обличать наветников, но многое переносить с кротостию и незлобием.


Ст. 24-25 Иудеи часто спрашивали и ни разу не получали ответа, потому что спрашивали со злобою. Молчание Спасителя до такой степени огорчало души их, что нечестивое собрание их говорило тогда: «долго ли Тебе держать нас в недоумении? если Ты Христос, скажи нам прямо». Но, не смотря даже и на то, Он не отвечал им, потому что недостойны были ответа вопрошавшие со злобою. Что же говорил им Спаситель? «Я уже сказал вам, и вы не слушали; что еще хотите слышать?» (Ин.9:27). «Дела, которые творю Я во имя Отца Моего, они свидетельствуют о Мне». Видишь ли, как Он выра­жает желание, чтобы дела были вопрошаемы, а не о власти предлагаемые вопросы? Иудеи спрашивают: «долго ли Тебе держать нас в недоумении? если Ты Христос, скажи нам прямо», и Он не разрешает их недоумения, потому что они спрашивали не для того, чтобы узнать, но чтобы осудить. Первосвященник же Каиафа, достойный того собрания, дошел до такого неистовства, что сказал: «заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий?» (Мф.26:63). Но Спаси­тель, научая нас принимать с благоговением такие слова, хотя отвечал на клятву, однако при этом не разрешил недоумения. «И первосвященник сказал Ему: – говорится в Евангелии, – заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий? Господь сказал ему: ты сказал» (Мф.26:63–64). Он почтил клятву, прервав свое молчание, и вместе не удовлетворил злобе, выразив отвращение к ковар­ству. Иудеи спрашивали со злобою, и не получали ответа, – и вполне справедливо, потому что коварные помыслы отделяют людей от Бога. Он не сообщал Своей премудрости тем, ко­торые со злобою допрашивали Его премудрость: «в лукавую душу не войдет премудрость» (Прем.1:4).

Беседа на слова: какой властью Ты это делаешь?

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Тут Иудеи обступили Его и говорили Ему: долго ли Тебе держать нас в недоумении? если Ты Христос, скажи нам прямо

«Обыдоша же Его иудеи и глаголаху Ему: доколе душу нашу вземлеши? Аще Ты еси Христос, рцы нам не обинуяся». Едкая зависть лишает остроты их веру, но величие совершаемых дел вынуждает к удивлению. Обвиняют Его речь и говорят, что краткость (в изложении) Его учения служит для них препятствием к надлежащему разумению того, что им следовало знать. Поэтому требуют, чтобы Он высказал яснее (Свое учение), хотя они часто слышали и получили об этом обширное изъяснение. Ведь хотя и не говорил ясно: Я есмь Христос, но выставлял на вид многие из врожденно Ему присущих достоинств, то говоря: «Я – свет мира» (Ин. 8:12), то опять: «Я – воскресение и жизнь»; «Я – путь»; «Я – дверь»; «Я – пастырь добрый» (Ин. 10:9, 11, 11:25, 14:6). Называя Себя так, указует, что Он есть Христос, ибо таковыми достоинствами Писание обычно увенчивает Христа. И хотя иудеи требовали, чтобы Он сказал это прямо, но выражение в простых только звуках: «Я есмь Христос», всего вероятнее, было бы не очень удобоприемлемо, если бы для доказательства не следовали (за словами) дела, благодаря которым естественно было веровать, что Он есть Христос. Несравненно было лучше, чтобы познавали о Нем, что Он есть Христос, не из Его слов, но из присущих Ему свойств и из того, что открывают о Нем Божественные Писания и свидетельствуют о Его явлении. Не уразумев этого, иудеи, как весьма малоумные, говорят: «доколе душу нашу держишь?» Говорить так обычно нерадивым.

Толкование на Евангелие от Иоанна. Книга VII

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 22-26 Настал же тогда в Иерусалиме праздник обновления, и была зима. И ходил Иисус в храме, в притворе Соломоновом. Тут Иудеи обступили Его и говорили Ему: долго ли Тебе держать нас в недоумении? Если Ты Христос, скажи нам прямо. Иисус отвечал им: Я сказал вам, и не верите: дела, которые творю Я во имя Отца Моего, они свидетельствуют о Мне. Но вы не верите, ибо вы не из овец Моих, как Я сказал вам

Какое обновление было в Иерусалиме? Одни говорят, что обновление праздновали в тот день, в который был устроен храм Соломонов. Другие же говорят не так, но что евангелист разумеет здесь обновление храма, созданного после возвращения из плена. Праздник этот был светлый и многолюдный. Так как город, после продолжительного плена, получил в храме как бы собственное украшение, то день обновления храма считали днем радости. На этот праздник прибыл и Иисус. Теперь Он уже часто ходил в Иудее, потому что страдания были при дверях (близко). - Была зима, и после этой зимы в первый весенний месяц Господь пострадал. Посему и евангелист заметил это время, с целью показать, что время страдания было близко, и потому Господь прибыл в Иерусалим. Иудеи окружили Его и, по-видимому, от некоторого усердия к Нему и желания узнать истину, просят сказать им: Христос ли Он; но на самом деле вопрос их был праздный и злонамеренный. Ибо тогда как дела Его доказывают, что Он - Христос, они для убеждения требуют слов. Это скорее свойственно шалунам и насмешникам. Впрочем, вопрос их, полный неблагодарности и притворства, обнаруживает их развращение. Говорят: скажи нам «прямо». Между тем Он много раз говорил прямо, когда приходил на праздники, и ничего не говорил тайно, называл Самого Себя Сыном Божиим и Светом, и Путем, и Дверью и ссылался на свидетельство Моисея. Посему, уличая их в том, что они спрашивают со злым намерением, Господь отвечает им: Я многократно говорил вам, и вы не верите. - И иначе: что притворяетесь, будто послушаетесь одного простого слова? Вы не принимаете дел, которые творю Я не как противник Богу, но во имя Отца Моего. Как же вы поверите одному простому слову? Ибо несомненно, что дела гораздо убедительнее, чем слова. Это высказывали и умереннейшие из них: не может человек грешный творить такие чудеса (Ин. 9, 16). - Вы, говорит, не веруете Мне потому, что вы не из Моих овец. Я, как добрый пастырь, со Своей стороны исполнил все, что Мне должно было сделать; если же вы не следуете за Мною, то не Я недостоин звания пастыря, но вы недостойны звания овец. - Доколе стоит зима, то есть настоящая жизнь, которая всегда имеет смущения от духов злобы, старайся и ты праздновать обновление своего духовного храма, постоянно обновляясь и полагая восхождения в сердце своем (Пс. 23, 6). Тогда придет к тебе Иисус и поможет совершить праздник обновления сего, в притворе Соломоновом, охраняя тебя Своим покровом и подавая тебе мир от страстей. Ибо Он Сам будет Соломоном, что значит «мирный». Итак, кто, по выражению пророка (Пс. 90, 1), водворяется в крове Христа, Мирного, с тем Сам Христос празднует обновление души его, доколе продолжается зима, то есть настоящая жизнь. Ибо будущий век подобен весне; тогда все оживет и получит новое бытие; тогда никто не может обновить душу; все такие дела окончатся с настоящим веком.

Евфимий Зигабен (†1118)

Обыдоша же Его Иудее

надеясь в словах Иисуса Христа найти какой-нибудь предлог для того, чтобы схватить Его. Так как иудеи не могли обвинить Иисуса Христа за Его дела, то они стараются найти повод к этому в Его словах. Они не оставили своей злобы против Спасителя, но Он всегда был и есть незлобив.

И глаголаху Ему

притворно, коварно.

Доколе душы нашя вземлеши

колеблешь, держишь в недоумении между верою и неверием.

Аще Ты еси Христос, рцы нам не обинуяся

прямо, пред всеми. Хотя иудеи хорошо знали, что Иисус Христос уже говорил об этом, – почему еще раньше они и сделали такого рода постановление: аще кто Его исповесть Христа, отлучен от сонмища будет (Ин. 9, 22), – однако теперь они опять с притворным благорасположением спрашивают, как бы желая слышать, почему это Иисус Христос так говорил о Себе. Когда начнется речь по этому поводу, думали иудеи, Иисус Христос опять скажет о Себе что-либо великое, и для них представится повод схватить Его, как выше было сказано. Но Спаситель, хотя знал такой их умысел, однако и теперь не обличил этих искусителей, научая нас не во всем изобличать тех, которые злоумышляют против нас, но многое великодушно терпеть. Не сказал также Иисус Христос иудеям: каким образом вы спрашиваете Меня, как будто достоверного свидетеля, когда свидетельство Мое вы отвергли, говоря: Ты о Себе Сам свидетельствуеши; свидетельство Твое несть истинно (Ин. 8, 13), – Меня, которого вы называли нарушителем закона, противником Божиим, обольстителем, грешником, самарянином, одержимым бесом, безумствующим и многими другими именами, – Меня, на которого бросаете камни, которого преследуете и желаете убить? Ничего такого не сказал им Иисус Христос и показал Себя непамятозлобным, научая этим прощать нанесенные прежде обиды, – но весьма кротко отвечает Он на предложенный вопрос. Обрати внимание на то, как изворотливы и спорливы были иудеи. Когда Иисус Христос обращается к народу и учит словом, они говорят: кое знамение являеши нам (Ин. 2, 18)? А когда Он совершает чудеса и доказывает Свои слова делами, то говорят: аще Ты еси Христос, рцы нам не обинуяся. Когда слова учат, они требуют дел, а когда вопиют дела, требуют учения, по злонамеренности своей всегда перескакивая к чему-либо противоположному. Но так как совершенно неразумно – требовать свидетельства на словах в то время, когда так красноречиво говорили о Нем дела, то смотри, как отвечает Иисус Христос: с одной стороны, Он показывает, что иудеи спрашивают Его не для того, чтобы научиться, так как они не веруют, – а с другой, указывает на то, что дела Его говорят о Нем еще больше, чем слова.

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Тут Иудеи обступили Его и говорили Ему: долго ли Тебе держать нас в недоумении? если Ты Христос, скажи нам прямо

 Иудеи: судя по дальнейшим их действиям и характеру беседы с ними Господа, это были те же люди, которых Иоанн прежде называл так, как врагов Господа, т. е. вообще враждебная Господу партия с фарисеями во главе. Пользуясь удобством местности, они обступили (собственно окружили – слово, кажется, показывающее, что им удалось отделить Господа даже от учеников Его и как бы замкнуть в своём кругу) Господа и, как видно из решительности и определённости вопроса их, решились не выпускать Его дотоле, пока не вынудят у Него решительного и определённого ответа.
 Долго ли Тебе держать нас в недоумении: греческое выражение сильнее и означает – держать в напряжённом недоумении, тоскливой, мучительной неизвестности. Предмет этого напряжённого недоумения их – вопрос: Он ли Мессия: если действительно Ты Христос, скажи нам прямо. Напряжённость, решительность и определённость вопроса свидетельствует как будто об искренности спрашивавших; может быть, это был в то время единственный раз, что они не лицемерили с Ним, и несколько растаяла их оледенелая душа, хотя и не надолго. В душе, как видно, они чувствовали, что это человек необыкновенный, и решились на смелый, почти отчаянный, шаг: Если Он добровольно объявит, что готов исполнить дело Мессии в их смысле, освободить страну от римского владычества, как Иуда Маккавей от сирского гнёта, то они готовы объявить Его Мессией своим, и именно в этот столь знаменательный праздник. Если же нет, то Он должен объявить прямо, что Он не Мессия, чтобы знал всякий.

Толкование на Евангелие от Иоанна

Георгий Константинович Властов (†1899)

Ст. 24 Тут Иудеи обступили Его и говорили Ему: долго ли Тебе держать нас в недоумении? если Ты Христос, скажи нам прямо.

Вопрос предлагается Иудеями несомненно с целью создать на нем обвинение, точно также как вопрос, предложенный Господу позже перед синедрионом, ответ на который послужил поводом к заключению судилища, что Он повинен смерти (Мф.26:63-66; Мк.14:61-64; Лк.22:67-71). Но тогда Господу угодно было восприять страдания и смерть, а ныне «не пришел час Его», и потому Он дает ответ совершенно ясный, но на котором не могло быть построено прямое обвинение.

Опыт изучения Евангелия св. ап. Иоанна Богослова. Том I

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Тут Иудеи обступили Его и говорили Ему: долго ли Тебе держать нас в недоумении? если Ты Христос, скажи нам прямо

Иудеи выражают Христу свое недовольство тем, что Он «держит их в недоумении», т. е. в постоянно напряженном ожидании, что вот-вот Он наконец заявит о Себе как о Мессии.

«Скажи нам прямо» (παρρησία), т. е. смело, открыто, а не притчей (Ин.8:12, 9:39, 10:1–18) и не намеком (Ин.8:24–28). Иудеи как бы хотят сказать Христу, что они Его «поддержат».

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible