Скрыть
А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец, и разгоняет их.

Святые отцы

Прочие

Василий Великий, свт. (†379)

а наемник, иже несть пастырь, емуже не суть овцы своя, видит волка грядуща и оставляет овцы и бегает, и волк расхитит их и распудит овцы

Здесь Церковь спрашивает: если Господь – Пастырь, то кто же – пастырь-наемник? Не диавол ли пастырь-наемник? Кто же волк? Конечно, диавол есть волк – этот дикий, хищный, коварный зверь, этот общий всех враг. Поэтому пастырь-наемник пусть имеет собственное свое именование. Пастырями-наемниками Господь назвал тех, к кому тогда обращал речь. И теперь есть (лучше бы их не было), есть приобретающие себе наименование наемников. Тогда разумелись архиереи и фарисеи и весь этот иудейский раскол. Их назвал пастырями-наемниками, – их, не ради истины, но ради собственной корысти приявших на себя власть пастырства. Которые из суетного лицемерия молятся, чтобы поедать хлеб вдовиц и сирот (Мф. 23, 14), – те наемники. Которые служат собственной выгоде, гоняются за настоящим, не имеют в виду будущего – те наемники, а не пастыри.

Беседа на день святого мученика Маманта

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 10-12 Тать не приходит, разве да украдет и убиет и погубит: Аз приидох, да живот имут и лишше имут. Аз есмь пастырь добрый: пастырь добрый душу свою полагает за овцы: а наемник, иже несть пастырь, емуже не суть овцы своя, видит волка грядуща и оставляет овцы и бегает, и волк расхитит их и распудит овцы

Тать не приходит, разве да украдет, и убиет, и погубит (10, 10). Так и было тогда, потому что все были умерщвлены и погибли. Аз приидох, да живот имут и лишше имут. Что же, скажи мне, больше жизни? Царство Небесное. Но Он еще не называет его, а употребляет известное им название жизни. Аз есмь пастырь добрый (10, 11). Здесь говорит уже о страданиях и показывает, что подъемлет их для спасения мира и подвергается им не поневоле. Затем снова указывает признаки пастыря и наемника. Пастырь душу свою полагает. А наемник, иже несть пастырь, емуже не суть овцы своя, видит волка грядуща, и оставляет овцы, и бегает, и волк приходит и расхитит их (10, 11-12). Здесь Он представляет Себя таким же Владыкою, как и Отец, потому что Он Сам пастырь и у него есть Свои овцы. Видишь ли, как в притчах Он говорит возвышеннее, как здесь речь прикровенна, и не подает слушателям явного повода (к нападению). Что же делает наемник? Видит волка грядуща, и оставляет овцы, и волк приходит и расхитит их. Так поступили те, но Он – напротив. Даже в то время, как был схвачен, Он говорил: оставите сих ити, да сбудется слово, что никто из них не погиб (18, 9). Но можно здесь разуметь и волка мысленного, потому что и ему Он не попустил расхищать овец. Но это не только волк, а и лев: супостат ваш диавол, говорит Писание, яко лев рыкая, ходит (1Пет. 5, 8). Это змей и дракон: наступайте на змию и скорпию (Лк. 10, 19).

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец, и разгоняет их

См. Толкование на Ин. 10:11

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 10-13 Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить; Я пришел для того, чтоб имели жизнь и имели с избытком. Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец; а наемник не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка и оставляет овец и бежит; и волк расхищает овец и разгоняет их. А наемник бежит, потому что наемник, и не радит об овцах

Так как приставшие к Февде и Иуде, и прочим отступникам были убиты и погибли, то прибавил: вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить, называя ворами их и подобных им. А Я, говорит, пришел для того, чтобы имели жизнь. Они убивали и погубляли своих последователей, а Я пришел, чтобы жили и имели нечто большее, именно: причастие Святаго Духа, под чем нужно разуметь и Царство Небесное. Итак, во Христе все имеют жизнь, ибо все воскреснут и будут жить; а праведники получат и нечто большее, именно: Царство Небесное. Потом ведет речь и о страданиях и говорит: Я жизнь (душу) Мою полагаю за овец, – выражая сим, что Он идет на страдания не по принуждению, а добровольно. Словом «полагаю» показывает, что никто ее не отнимет у Меня, а Я Сам отдаю ее. Намекает и на мятежников, не раз упомянутых. Они, говорит, не положили жизни за овец, но оставили своих последователей, ибо были наемники. А Сам Господь поступил наоборот. Когда взяли Его, Он сказал: если Меня ищете, то оставьте сих, пусть идут, чтобы исполнилось слово, что никто из них не погиб (Ин. 18, 8; 17, 12) и притом тогда, когда иудеи пришли на Него хуже, чем волки на овец. Ибо пришли, сказано, с мечами и кольями, чтобы взять Его (Лк. 22, 52). Под волком здесь можно разуметь и мысленного врага, которого Писание называет и львом (1Пет. 5, 8), и скорпионом (Лк. 10, 19), и змием (Быт. 3, 1; Пс. 90, 13). Говорится, что он «похищает» овцу, когда пожирает кого-нибудь чрез худое дело; «разгоняет» когда посредством злых помыслов смущает душу. Справедливо можно назвать его и вором, который «обкрадывает» чрез лукавые помыслы, «убивает» чрез соглашение с ними, «погубляет» чрез дело. Иногда приражается к кому-нибудь помысл злобный, это будет воровство. Если человек согласится с лукавым внушением, тогда, можно сказать, диавол убивает его. Когда же человек на деле совершит зло, тогда он погибает. Может быть, и это значат слова: вор приходит только для того, чтоб украсть, убить и погубить. – Господь делает совсем иначе, чем этот вор. Он дает божественную жизнь, освещает и помыслы наши добрыми внушениями, и тела добрыми делами; дает и нечто преизбыточествующее, именно то, что мы можем приносить и другим пользу посредством дара учительского, а также и Царство Небесное, как бы придавая нам некоторую лишнюю награду. Он подлинно Добрый Пастырь, а не наемник, каковы начальники иудейские, которые не заботятся о народе, а имеют в виду только то, чтобы получить с него плату. Ибо они искали не пользы народу, а себе прибыли от народа.

Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)

А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец, и разгоняет их

Наемник оставляет овец своих на каждом шагу: своим радением об их пользах духовных и телесных, своею молитвою, своим поучением и назиданием.

Заметь выражение Спасителя, полное любви к нам: Он называет нас Своими овцами в противоположность наемнику, которому овцы не свои.

Дневник. Том II. 1857–1858

Лука Крымский, свт. (†1961)

А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец, и разгоняет их

Знаете, знаете вы все окаянных наемников, знаете лжепастырей, которые пасут себя, злых пастырей, нерадящих об овцах, оставляющих их при первой опасности, оставляющих на растерзание волкам.

О таких лжепастырях говорит Христос.

А о наемниках, о лжепророках сказал чрезвычайно сильное слово св. пророк Иезекииль.

Послушайте это слово и увидите точный портрет некоторых недостойных пастырей, которые, к сожалению, всегда были и всегда есть.

Вы ели тук и волною одевались, откормленных овец закалали, а стада не пасли. (Иез. 34:3).

По милости Божией, в епархии Крымской я не знаю ни одного пастыря, к которому были бы приложимы эти страшные слова пророка Иезекииля. Пороки есть у многих, вероятно, у всех; недостатков много, как у всех людей. Но неверных пастырей, пастырей, которые пасут сами себя, а об овцах нерадят, как наемники – таких я не знаю.

Но всем нам, несовершенным пастырям, далеким от полноты достоинства, да будет великим примером величайший праведный Василий, епископ Кесарии Каппадокийской, ему же вознесем сейчас молебное пение и прославим его. Аминь.

Проповеди. Том III. Слово в день Обрезания Господня

Евфимий Зигабен (†1118)

А наемник, иже несть пастырь, ему же не суть овцы своя, видит волка грядуща и оставляет овцы и бегает, и волк расхитит их и распудит овцы

Иисус Христос здесь пояснил, кто такой наемник, – именно тот, кому овцы не свои. Под волком же в переносном смысле нужно разуметь всякого вредного человека, развратителя, а также диавола, который называется еще львом, змеем, драконом, скорпионом, аспидом и василиском и многими другими именами, сообразно с различными злыми ухищрениями его.

Журнал «Странник» (†1864)

Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лицо Отца Моего Небесного. Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее. Как вам кажется? Если бы у кого было сто овец, и одна из них заблудилась, то не оставит ли он девяносто девять в горах и не пойдет ли искать заблудившуюся? и если случится найти ее, то, истинно говорю вам, он радуется о ней более, нежели о девяноста девяти незаблудившихся. А найдя, возьмет ее на плечи свои с радостью и, придя домой, созовет друзей и соседей и скажет им: порадуйтесь со мною: я нашел мою пропавшую овцу. Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии. Истинно, истинно говорю вам: кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инуде, тот вор и разбойник; а входящий дверью есть пастырь овцам. Ему придверник отворяет, и овцы слушаются голоса его, и он зовет своих овец по имени и выводит их. И когда выведет своих овец, идет перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его. За чужим же не идут, но бегут от него, потому что не знают чужого голоса. Сию притчу сказал им Иисус; но они не поняли, что такое Он говорил им. Итак, опять Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам, что Я дверь овцам. Все, сколько их ни приходило предо Мною, суть воры и разбойники; но овцы не послушали их. Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет. Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить. Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком. Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец. А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец, и разгоняет их. А наемник бежит, потому что наемник, и нерадит об овцах. Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня. Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца; и жизнь Мою полагаю за овец. Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь.

 

В притчах о пастыре изображается неизреченная любовь Божия к людям, и внушается верующим взаимная любовь и покорность доброму их пастырю. Кто разумеется под именем доброго пастыря? – Иисус Христос.
А под именем овец? – Все члены Церкви Христовой.
Что означает погибшая овца? – Падший род человеческий, для спасения которого пришел Господь на землю, оставив бесчисленное множество святых Ангелов.
В притче говорится, что пастырь, нашедши заблудшую овцу, взял ее на плечи, и радовался: что это значит? – Это значит, что Иисус Христос, Сын Божий, взял на Себя естество человеческое, и принес Себя в жертву за грехи всего мира, чтобы спасти человека, – и это спасение человека доставило и доставляет радость не только Ему, но и всем небожителям.
А пасение стада добрым пастырем что означает? – Означает то, что добрый пастырь, Иисус Христос, невидимо управляет верующими, при видимом управлении пастырей Церкви, законно избранных и поставленных на свое служение Духом Святым.
Кто воры и разбойники? – Это лжепророки и лжеучители.
Как они входят во двор овчий? – Они перелезают через стену.
Что же это значит? – Это значит то, что лжеучители незаконным образом принимают на себя звание учительства, и учат не тому, чему учат истинные, законные пастыри Церкви.
Кого изображает волк? – Сатану и его служителей, которые стараются обольщать верующих.
Что делают наемники когда представляется какая-нибудь опасность? – Они со страхом бегут, и оставляют свое стадо на расхищение.
Что означают слова доброго пастыря: жизнь Мою полагаю за овец? – То, что Иисус Христос пострадал и умер за нас на кресте.
Что значат слова: будет одно стадо и один пастырь? – Они значат то, что некогда соединятся в одно люди всех вообще вероисповеданий, стран и племен.
Чему это нас учит? – Учит тому, чтобы мы любили не только тех, которые исповедуют одну с нами веру, но и разноверцев, – чтобы молились Богу о присоединении их к православной Церкви, и сами содействовали тому, сколько от нас это зависит; учит наконец тому, чтобы мы во всем были послушны доброму пастырю.

Притчи Христовы

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Ст. 11-13. Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец. А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец, и разгоняет их. А наемник бежит, потому что наемник, и нерадит об овцах


– Я пастырь добрый: такой пастырь, каким следует быть пастырю, истинный пастырь, идеал пастыря. Истинным добрым пастырем представляется Мессия и у пророков (Иез.34;Зах.11). Как на главное отличительное свойство доброго истинного пастыря указывается здесь на самоотвержение его до смерти ради своих овец, тогда как не истинный пастырь – наёмник – не способен к такому самоотвержению.
– Полагает жизнь свою за овец: выражение – полагать жизнь встречается только у ев. Иоанна и означает здесь, в противоположность бегству наёмника, самоотвержение до смерти при защите овец от нападения враждебных им сил. Господь всегда во время Своей жизни защищал Своих последователей от опасностей и, наконец, душу Свою положил за всех в борьбе против греха, смерти и дьявола для победы над ними. В этом самоотвержении до смерти крестной Он вполне явил Себя добрым пастырем – Мессиею (ср. Злат., и Феофил.). Не таков наёмник (единственное вместо множественного, как в ст. Ин.10:1 и Ин.10:2 вор, разбойник и пастырь); он, видя ещё издали опасность, бросает овец и заботится только о сохранении собственной жизни. – Кто разумеется здесь под именем наёмника и волка? Наёмник, очевидно – не истинный пастырь, ложные руководители народа вообще; волк – олицетворение враждебной и опасной для членов Царства Божия силы. Выше под ложными руководителями народа (воры и разбойники) Господь разумел фарисеев; принятое мнение, что и под наёмниками разумеет Он их же, а под волком всякую антихристианскую силу, выразителем полным которой служит сатана. Может быть; но не вернее ли будет предположить, что, представляя Себя под новым образом пастыря, в рассматриваемом иносказании Господь переменяет образы и в обозначении врагов Своих более решительно? Образ наёмника для фарисеев, после образа вора и разбойника, менее силен и выразителен, а речь Господа усиливается. Им более приличен в этом иносказании образ волка – совершенного врага овец, ещё более опасного для них, чем вор и разбойник. Под наёмником же не разумеется ли здесь другой вид неистинных пастырей стада во времена Христовы, – выродившаяся, лишённая духа Христова, и вместе с фарисеями ставшая также неутомимым врагом Христовым – иудейская иерархия того времени, представители которой вместе с фарисеями осудили Господа – истинного пастыря на смерть (ср. Вас. В. 4, 372)? Иерархия тогдашняя, исполняя закон службою при храме, совершением жертв, обрядов, праздников, вообще всех постановлений богодарованного закона, делала дело Божие, но делала – вследствие выродившегося духа до того выродившегося, что она восстала против Христа – как делает наёмник, а не истинный Пастырь, более заботилась о себе, чем об овцах, наблюдала более свои интересы, чем духовную пользу пасомых. Своекорыстие, малодушие, духовная отчуждённость от пасомых – черты, которыми обозначается в рассматриваемом иносказании наёмник, – как хорошо идут эти черты к тогдашней иерархии иудейской, по крайней мере, в лице её представителей. А от представителей этот дух переходил, без сомнения, и на всю корпорацию, по крайней мере, в массе её, если и были исключения (ср. Лк.10:1-32). Итак, кажется сообразнее со смыслом иносказания рассматриваемого разуметь под добрым пастырем Господа Иисуса, под наёмником – тогдашнюю иерархию, под волком – фарисеев.
– Не пастырь: пастырь берётся здесь как собственник, который пасёт своих, ему принадлежащих овец; ему противополагается нанятый пастух, которому овцы не свои. Господу Иисусу эти овцы свои частью потому, что Он Господь всех, частью по искуплению Им всех (Деян.20:28;Тит.2:14).
– Видит приходящего волка: как только ещё издали завидит бегущего волка, уже убегает от овец, заботясь только о своей безопасности, – черта, указывающая в наёмнике своекорыстие, самолюбие и малодушие.
– Волк расхищает овец: выражение относится к действию волка в отношении к отдельным овцам, – он похищает тех из них, на которых нападает, умерщвляет их, а потом уносит; следующее же выражение разгоняет их – распугивает овец – относится к целому стаду; от страха всё стадо разбегается. Таковы и враждебные действия фарисеев в отношении к стаду Божию, или членам Церкви: своими ложными учениями и действиями они губили души их и разгоняли всё стадо; страх пред враждебной силой и был таков, что боялись открыто исповедовать веру в Господа Иисуса (Ин.12:42-43; 9 и др.).

 

Толкование на Евангелие от Иоанна

Георгий Константинович Властов (†1899)

Ст. 12-13 А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец, и разгоняет их. А наемник бежит, потому что наемник, и нерадит об овцах.
 

Кто разгонял стадо Божие и погублял, кого мог? Мы полагаем, что в образе волка рисуется во-первых та озлобленная партия фарисеев и книжников, которая неумолимо преследовала христиан и после воскресения и вознесения Господа нашего Иисуса Христа. Вероятно также, что под образом волка надо разуметь и тех тиранов, кои воздвигали гонения на церковь Христову, т. е. римских императоров и их кровожадных проконсулов и правителей. Но есть и третье значение волка: это еретики, возмущавшие со второго века церковь Божию и отторгавшие от нее овец, погубляя их своими учениями. В этом смысле волк есть и диавол, который «как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1Пет.5:8), и орудиями его являлись ересиархи, проповедники лжеучений, и производившие пагубные расколы в церкви. От всех сих нападений на овец Христовых только единый Пастырь может сохранить, поручая однако сие хранение и людям, Им поставленным. Но среди сих поставленных Пастырем слуг Господь различает верных слуг и наемников. О слугах верных Он не глаголет ничего; пребывая едиными верою и любовию с Пастырем, они исполняют волю Его и когда нужно кладут душу свою за овец, следуя примеру своего Архипастыря и приемля мученический венец во имя Пастыря. Таковы были мученики и исповедники и весь святой сонм любящих Господа и положивших душу свою за истину, из которых значительная часть были предстоятели церквей Христовых в разных странах, вызываемые первые к ответу и мучению за стадо свое.

Эти святые мученики получают награду свою от Господа; но Господь, приуготовляя будущее церкви Своей, предрекает о тех, коих Он называет наемниками, ибо душу свою они отдают не церкви, не стаду Христову, не Господу и делу Его, а своему тщеславию, или властолюбию или даже корыстолюбию. Они таким образом не домочадцы Господа, любящие дом Его, а наемники, которые имеют в виду свои цели. Они, по словам Господа, не представляются творящими зло непосредственно стаду, но они бегут при первой опасности, ибо в них нет высшего требования души, привязывающейся к благам вечным, а есть только стремление в благам земным: а потому они наемники и не радят об овцах, и волк (во всех его значениях) расхищает и губит овец, которых Господь вверил этим нерадивым и себялюбивым пастырям.

Опыт изучения Евангелия св. ап. Иоанна Богослова. Том I

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 12-13 А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец, и разгоняет их. А наемник бежит, потому что наемник, и нерадит об овцах

Простой наемник никогда не жертвует своей жизнью для спасения овец, порученных его попечению. В минуту опасности он заботится о спасении только своей жизни, овцы ведь не ему принадлежат!

Но кто подразумевается здесь под именем «волка»? Вероятнее всего, что Христос хотел так обозначить все силы, враждебные развитию Царства Божия. А после этого легко понять, кого Христос разумеет под именем «наемника». Это те, чьему попечению Христос поручил Свою Церковь, но которые часто не хотят отдать всю свою любовь на благо людей, порученных их попечению (ср. 1Пет.5:2; Тит.1:7; 1Тим.3:8). В особенности же это относилось к тогдашней иерархии, которая не хотела ничем жертвовать для народа, которому много вреда причиняли Ироды – светская власть – и фарисеи.

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

О вознаграждении за требы.

Ин.10:12. Православные пастыри не оставляют своих пасомых и без позволения не перебегают от них; следовательно, это место относится всецело к самозванным пастырям: 1Тим.1:6-7; 2Петр.2:1-2, а что вознаграждение за труды для пропитания не запрещается, об этом читай: Мф.10:10; Гал.6:6; 1Кор.9:7,11,13,14.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими

Вениамин (Милов), еп. (†1955)

А наемник, иже несть пастырь, ему же не суть овцы своя, видит волка грядуща и оставляет овцы и бегает, и волк расхитит их и распудит овцы

Похищенные волками, эти овцы уже отпадают от Христа, становятся не родственными Ему. Но кто же этот волк, не только соблазняющий, но и похищающий овец словесного стада Христова? Волками, ловящими души, могут быть не только еретики, сектанты и не признающие православной веры люди, но и собственные наши страсти, гнездящиеся в нас.

Проповеди

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible