Скрыть
Все, сколько их ни приходило предо Мною, суть воры и разбойники; но овцы не послушали их.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 8-9 Вси, елико (их) прииде прежде Мене, татие суть и разбойницы: но не послушаша их овцы. Аз есмь дверь: Мною аще кто внидет, спасется, и внидет и изыдет, и пажить обрящет

Потому, достигнув Своей цели, оставляет уже неясный образ речи и говорит таким образом: Аз есмь дверь: Мною аще кто внидет, спасется, и внидет, и изыдет, и пажить обрящет (10, 9), то есть будет пользоваться безопасностию и свободою. Под пажитью же разумеет здесь пищу и корм овец, также власть и господство, то есть: пребудет на ней и никто не изгонит его. Так и было с Апостолами, которые свободно входили и исходили, как бы владели всей вселенной, и никто не мог изгнать их. Вси, елико их прииде, татие суть и разбойницы, но не послушаша их овцы (10, 8). Говорит здесь не о Пророках, как утверждают еретики, потому что их послушали и чрез них уверовали все, кто только уверовал во Христа; но говорит о Февде и Иуде и других возмутителях. Притом же слова: не послушаша овцы сказаны в похвалу (овцам). Но нигде не видно, что Он хвалил тех, которые не слушали Пророков, а везде, напротив, сильно обличает и осуждает их. Отсюда ясно, что это выражение: не послушаша относится к тем возмутителям.

Исидор Пелусиот, прп. (†440)

Сие: вси, елико их прииде прежде Мене, татие суть и разбойницы, - сказано не о Пророках и не о законе, как хотелось бы отвергающим Ветхий Завет, которым руководились к вере и мы, уверовавшие, послушав Христа, который и в том, и другом указывает на Писания, ибо они свидетельствуют о Нем. Но сказано сие о лжепророках, о которых Сам Он сказал: не посылах их, а они течаху (Иер.23:21). Ибо не сказал: «все, сколько их послано», но: елико их прииде. Пророки же были посылаемы.

Моисею сказано было: гряди, да послю тя во Египет (Исх.3:10). И Исаия слышал глаголюща Бога: кого послю, и кто пойдет к людем сим, и сказал: се аз, посли мя (Ис.6:8). А лжепророки и те, которые стремились стать начальниками и предстоятелями, каковы были Февда, Иуда Галилеянин (Деян.5:36.37) и Египтянин, предводитель разбойников (21:38), не были посылаемы, но, чтобы себя показать, сами себя поставив и добиваясь права начальствовать, убегали из дома.

То, что именно о них тогда сказал Господь, явствует из последующих Его слов. Ибо он говорит: тать не приходит, разве да убиет и украдет и погубит (Ин.10:10); потому что все, которые послушались их и вознамерились исказить истину, были умерщвлены и погибли совершенно, угаснув скорее, чем промчавшееся слово.

Письма. Книга II

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 6-8 Сию притчу сказал им Иисус. Но они не поняли, что такое Он говорил им. Итак, опять Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам, что Я дверь овцам. Все, сколько их ни приходило предо Мною, суть воры и разбойники; но овцы не послушали их

Иисус сказал им в этих словах притчу, или сравнение, и употребил неясную речь для того, чтобы сделать их более внимательными. Когда же достиг этого, то разрешает неясность и говорит: Я - Дверь. «Все, сколько их ни приходило». Сие сказал не о пророках, как безумствуют манихеи. Они пользуются сим изречением для доказательства того, что Ветхий Завет не от Бога, и пророки не были посылаемы Богом. Вот, говорят, Господь сказал, что все, сколько ни приходило, суть воры и разбойники. Но Он сказал это не о пророках, а о Февде и Иуде, и прочих возмутителях. А что сказал о них, это видно из того, что прибавил: «овцы не послушали их». Ибо овцы не послушали этих возмутителей, а пророков послушали, и, сколько ни уверовало во Христа, все чрез них уверовали. И иначе: «овцы не послушали их». Сказал это в похвалу. Но нигде не видно, чтобы Он хвалил тех, которые не слушали пророков, напротив, Он сильно осуждает и обличает их. Потом, обрати внимание на точность выражения: сколько «ни приходило», а не говорит: сколько «ни (было) послано». Ибо пророки приходили потому, что были посланы, а лжепророки, как и вышесказанные мятежники, приступали к развращению обольщаемых тогда, как никто их не посылал. Так и Бог говорит: Я не посылал их, они бежали (Иер. 23, 21).

Евфимий Зигабен (†1118)

Вси, елико (их) прииде прежде Мене, татие суть и разбойницы

все, сколько их ни приходило от самих себя, не через вышеуказанную дверь, как Иуда, Февда и тому подобные. А пророки приходили не от самих себя, но были посылаемы Богом, и они входили не другим каким-либо местом, а через дверь. Следует иметь в виду, что Священное Писание часто общие понятия употребляет для выражения только частной мысли. Так и слово вси (παντες) означает здесь не просто всех тех, которые приходили прежде Иисуса Христа. Подобные же изречения есть и у Давида: вси уклонишася, вкупе неключими быша (Пс. 13, 3), но не таковы были истинные почитатели Божии того времени; – у Соломона: всяческая суета (Ек. 1, 2), но не такова добродетель. Есть и такие изречения, где всякий (πας) значит – никакой (ουδεις); таково, например, изречение Спасителя: и аще не быша прекратилися дние оны, не бы убо спаслася всяка плоть (Мф. 24, 22), т.е. никакая плоть; таково изречение Давида: и да не обладает мною всякое беззаконие (Пс. 118, 133), т.е. никакое, и многое другое.

Но не послушаша их овцы

истинные овцы. И отсюда ясно, что Иисус Христос не включал в число вышеупомянутых всех также и пророков, потому что их послушали овцы.

Журнал «Странник» (†1864)

Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лицо Отца Моего Небесного. Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее. Как вам кажется? Если бы у кого было сто овец, и одна из них заблудилась, то не оставит ли он девяносто девять в горах и не пойдет ли искать заблудившуюся? и если случится найти ее, то, истинно говорю вам, он радуется о ней более, нежели о девяноста девяти незаблудившихся. А найдя, возьмет ее на плечи свои с радостью и, придя домой, созовет друзей и соседей и скажет им: порадуйтесь со мною: я нашел мою пропавшую овцу. Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии. Истинно, истинно говорю вам: кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инуде, тот вор и разбойник; а входящий дверью есть пастырь овцам. Ему придверник отворяет, и овцы слушаются голоса его, и он зовет своих овец по имени и выводит их. И когда выведет своих овец, идет перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его. За чужим же не идут, но бегут от него, потому что не знают чужого голоса. Сию притчу сказал им Иисус; но они не поняли, что такое Он говорил им. Итак, опять Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам, что Я дверь овцам. Все, сколько их ни приходило предо Мною, суть воры и разбойники; но овцы не послушали их. Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет. Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить. Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком. Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец. А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец, и разгоняет их. А наемник бежит, потому что наемник, и нерадит об овцах. Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня. Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца; и жизнь Мою полагаю за овец. Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь.

 

В притчах о пастыре изображается неизреченная любовь Божия к людям, и внушается верующим взаимная любовь и покорность доброму их пастырю. Кто разумеется под именем доброго пастыря? – Иисус Христос.
А под именем овец? – Все члены Церкви Христовой.
Что означает погибшая овца? – Падший род человеческий, для спасения которого пришел Господь на землю, оставив бесчисленное множество святых Ангелов.
В притче говорится, что пастырь, нашедши заблудшую овцу, взял ее на плечи, и радовался: что это значит? – Это значит, что Иисус Христос, Сын Божий, взял на Себя естество человеческое, и принес Себя в жертву за грехи всего мира, чтобы спасти человека, – и это спасение человека доставило и доставляет радость не только Ему, но и всем небожителям.
А пасение стада добрым пастырем что означает? – Означает то, что добрый пастырь, Иисус Христос, невидимо управляет верующими, при видимом управлении пастырей Церкви, законно избранных и поставленных на свое служение Духом Святым.
Кто воры и разбойники? – Это лжепророки и лжеучители.
Как они входят во двор овчий? – Они перелезают через стену.
Что же это значит? – Это значит то, что лжеучители незаконным образом принимают на себя звание учительства, и учат не тому, чему учат истинные, законные пастыри Церкви.
Кого изображает волк? – Сатану и его служителей, которые стараются обольщать верующих.
Что делают наемники когда представляется какая-нибудь опасность? – Они со страхом бегут, и оставляют свое стадо на расхищение.
Что означают слова доброго пастыря: жизнь Мою полагаю за овец? – То, что Иисус Христос пострадал и умер за нас на кресте.
Что значат слова: будет одно стадо и один пастырь? – Они значат то, что некогда соединятся в одно люди всех вообще вероисповеданий, стран и племен.
Чему это нас учит? – Учит тому, чтобы мы любили не только тех, которые исповедуют одну с нами веру, но и разноверцев, – чтобы молились Богу о присоединении их к православной Церкви, и сами содействовали тому, сколько от нас это зависит; учит наконец тому, чтобы мы во всем были послушны доброму пастырю.

Притчи Христовы

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Ст. 7-9. Итак, опять Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам, что Я дверь овцам. Все, сколько их ни приходило предо Мною, суть воры и разбойники; но овцы не послушали их. Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет


– Истинно, истинно (уверение в непререкаемой истинности слов Его) говорю: вследствие непонимания фарисеями иносказательной речи Господа, Он поясняет им сущность её.
– Я дверь овцам: дверь, которая ведёт к овцам, которою проходит пастырь во двор овчий. Он единственный истинный посредник между Богом и народом избранным, ветхозаветным и новозаветным, единственный путь для пастырей и для пасомых.
– Все, сколько их ни приходило и пр.: ворами и разбойниками Господь выше назвал тех, которые не дверью входят, но перелазят инуде, следовательно, если здесь теми же именами называет всех прежде Него пришедших, сколько их ни приходило, то разумеет не тех, которые приходили через дверь, а тех, кои пролазили инуде, т. е. не разумеет истинных, богопоставленных руководителей народа, пророков и иерархию (ср. Злат., и Феофил.), действовавших в истинном духе, а всех ложных руководителей народа, кто бы они ни были, – ложные пророки, лжемессии, в частности же здесь – фарисеи, враги Христа и Его духа, а между тем считавшие себя руководителями народа. Они называются пришедшими прежде Господа, как уже действовавшие ранее Его.
– Овцы не послушали их: т. е. истинные члены богоизбранного народа, те, которые составили зерно Царства Мессии, которых, как Он выражался, дал Ему Отец (ст. Ин.10:29 и парал.), и вообще все истинные члены Царства Божия. Они не послушали голоса ложных руководителей, ибо те, которые слушали их и следовали им, не принадлежали к истинным членам Царства Божия, а только внешне мнились принадлежать к нему.
– Я дверь: «повторением усиливает слово» (Евф. Зиг.).
– Кто войдёт Мною: речь, по связи с предыдущим, о входящих чрез дверь во двор пастырях, но – как кажется – в конце этого иносказания образ речи берётся шире; и так как дверью входят и выходят не только пастыри, но и овцы, то под входящими и выходящими разумеются и пастыри и пасомые. Но при этом понятие двора овчего берётся уже, именно имеется в виду собственно уже мессианское Царство, Церковь Христова, почему и употребляется выражение о вошедших – спасётся, выражение, означающее собственно спасение в Царстве Мессии.
 Кто войдёт Мною – спасётся: всё выражение указывает на вхождение в состояние примирения с Богом чрез веру, на участие в спасении в Церкви Христовой; дальнейшие же выражения: и войдёт и выйдет, и пажить найдёт указывают на удовлетворение в Царстве Христовом всех истинных духовных потребностей вступивших в оное, под образом удовлетворения потребностей овец. Словом войдёт означается удовлетворение потребности уверенности в духовной безопасности, в верной защите и крове, где можно найти мир духа и успокоение в Боге, как овцы находят защиту, кров и покой во дворе овчем: словами выйдет и пажить найдёт означается удовлетворение потребностей духовного питания пищей истины, добра, красоты в Царстве Мессии, где для удовлетворения всех потребностей духа обилие всяких предметов, обширная пажить, где может питаться всякий, сколько хочет; в Царстве Христовом есть всё для удовлетворения всяких духовных потребностей.

 

Толкование на Евангелие от Иоанна

Георгий Константинович Властов (†1899)

Ст. 7-10 Итак, опять Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам, что Я дверь овцам. Все, сколько их ни приходило предо Мною, суть воры и разбойники; но овцы не послушали их. Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет. Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить. Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком.
 

С точки зрении христианской притча сия с последующим развитием знаменует церковь Христову, в которой пастыри, входящие не иначе как Дверью, т. е. Господом, пасут стадо не для себя, и не от себя, а лишь как доверенные Господа, который есть единый Пастырь. Сии пастыри при поставлении в звание «домоправителей Господа» освящаются Духом Святым в таинстве священства и, говоря именем Господа, представляют на земле «глас Господа, его же слышат овцы» (ст. 3): «Подобно тому, как бы кто, отходя в путь и оставляя дом свой, дал слугам своим власть и каждому свое дело, и приказал привратнику бодрствовать» (Мк.13:34) так Господь, отходя с земли, видимым Своим образом приуготовляет тех слуг пастырей, кои будут пасти стадо Его. Посему Господь и сказал трижды в лице Петра всем Апостолам и рукоположенным ими епископам, и получившим от них священство (и диаконат, как особое служение), – «паси агнцев Моих, паси овец Моих» (Ин.21:15-17). При этом Господь многознаменательно спрашивал в лице Петра всю преемственную рукоположением линию пастырей – «любишь ли ты Меня?» Это необходимое условие, равносильное вполне выражению: «Я есмь Дверь» и «а входящий дверью есть пастырь овцам» (Ин.10:2). Не может быть пастырем тот, кто не любит Господа; если он не любит Господа, он конечно суть вор разбойник, перелазяй инуде, ибо он не может войти дверью, которая есть Сам Господь. Поэтому чудовищное явление представляли собою книжники и фарисея, руководившие народом, «не имея в себе любви к Богу», и таковое же явление, когда оно по несчастью случалось в христианском мире, было причиною ересей и несчастий церкви. Сохрани Боже, да не увидит когда-либо церковь Христова пастыря, лицемерящего атеиста, или пастыря думающего, будто благочестие служит для прибытка. «Внимайте себе и всему стаду, в немже вас Дух Святой постави епископы пасти церковь Господа и Бога, юже стяжа кровию Своею», говорил Апостол Павел, прощаясь с мало-азийскими епископами. «Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским, через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей», ибо, говорит и в другом месте Апостол, "таковые лжеапостолы, лукавые делатели, принимают вид апостолов Христовых» (1Тим.4:1-2). Все сии предсказаны Господом в читаемой нами притче под именем суть воров и разбойников, перелазящих инуде и не входящих Дверью, которая есть Христос.

Мы должны сказать несколько слов о слове παροιμὶα (притча), которое употреблено в сем месте Евангелия св. Иоанна. Слово сие в Вульгате proverbium, в Biblia Sacra similitudo не то слово παραβολὴ, которое употребляется в Синоптических Евангелиях и которое в латинских переводах передается словом parabola. Со словом παροιμὶα соединяется понятие о более таинственном речении, чем со словом παραβολὴ. Сопоставление двух этих слов мы встречаем в 17 стихе 47 главы греческого текста кн. прем. Иис. сына Сирахова. В стихе этом читаем: «Имя твое (Соломона) пронеслось»... «за песни и изречения (παροιμὶαις); за притчи (παραβολαῖς) и изъяснения тебе удивлялись страны». Пароимиа по-видимому отличается от притчи тем, что она содержит в себе учение высшее о действиях Божиих, а парабола, притча, есть учение Божие о действиях человеческих. В настоящем отделе Евангелия Иоанна Господь, как мы видели, указует на Себя, как на Дверь и как на Пастыря, и о действиях человеческих упоминает лишь для того, чтобы уберечь стадо Свое от вредных деятелей, «влазящих инуде».

В первой части притчи (ст. 1–6) Господь глаголет о Себе как о Двери и о Пастыре совокупно. Далее Господь разъясняет особенно и то и другое значение. В начале (ст. 7–10) Он глаголет о значении Двери: «Я есмь Дверь»; ниже (со ст. 11–16) о значении Пастыря: «Я есмь Пастырь добрый» (Ин.10:11). В отношении всего христианского мира Он есть Дверь, в отношении каждого члена Христовой общины Он есть Пастырь добрый. «Я Сам отыщу овец Моих» (Иез.34:11) глаголет Господь устами Иезекииля, и Сам во образе Пастыря глаголал о том, как Он отыскивает заблудшую овцу в горах, а Апостолам в начале приказывал идти «к погибшим овцам дома Израилева» (Мф.15:24).

Останавливаясь теперь исключительно на стихах 7–10, мы разумеваем, что слово Господне «Я есмь Дверь» обнимает собою всю совокупность мыслей и деяний, соединяющих мир духовный с миром земным, материальным. Господь есть Дверь не только во двор овчий, т. е. в общение со стадом Христовым, но еще Дверь вообще в мир духовный для каждой овцы в отдельности, разумея под именем овец и самых пастырей, Господом поставленных. Нельзя человеку проникнуть в мир духовный иначе, как чрез Дверь, т. е. через веру в Господа и любовь в Нему.

В стихе 8 Господь опять указывает на воров и разбойников, приходивших прежде. По этому поводу мы заметим, что Господь не раз упоминал о пророках, как о глаголавших словеса Божии. Не о них и глаголет Он, говоря: «Все, сколько их ни приходило предо Мною, суть воры и разбойники», а Он глаголет о тех, кои «сели на Моисеовом седалище» (Мф.23:2). Иоанн Златоуст говорит так об этом месте: «Здесь Господь говорит не о пророках, как утверждают еретики, ибо их послушали и чрез них уверовали все, кто только уверовал во Христа, но говорит о Февде и Иуде и других возмутителях».

Мы полагаем, что следует еще шире рассматривать слова Господа, «Все, сколько их ни приходило предо Мною». С пророком Малахией, – жившим около 420 г. до Р. Хр. во времена Неемии (наместник Иудеи в период персид. владычества) и пророчествовавшего после второго его прибытия в Иудею и позже 32 г. царств. Артаксеркса Лонгимана (царь Персии из династии Ахеменидов), – кончается проявление пророческого Духа Божия во Израиле. Четыреста лет народ не имеет пророков и как бы поставляется Господом в пример другим народам, до чего может пасть ум человеческий, предоставленный себе и своим измышлениям. Надо помнить, что после пленения вавилонского нет уже случая в Иудее идолопоклонства; народ помнит закон ему данный, старается держать его и исполнять его, но его ученые танаимы (Еврейские Посвященные, очень ученые каббалисты древних времен), не руководимые Духом Божиим, не в силах подняться на высоту, требуемую Богом, не в силах развивать народ духовно и нравственно, и погрязают совершенно в бесплодной казуистике и обрядности в Иудее, между тем, как Иудейская колония в Александрии подпадает под влияние языческих философских школ.

Но эти люди, утратившие всякое духовное понимание закона, «сели на Моисеовом седалище»(Мф.23:2) и начали управлять народом со своекорыстною целью, извращая его духовное и нравственное чувство. Господь Иисус их обличал постоянно в погублении душ, говоря им: «Горе вам, книжники и фарисеи лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас» (Мф.23:15). О них-то именно, кои управляли мыслию народа от последнего пророка Малахии до явления Иоанна Крестителя, предвестника Господа, – и глаголет Господь: «Все, сколько их ни приходило предо Мною, суть воры и разбойники». За сим Господь присовокупляет: «но овцы не послушали их», ибо влияние учителей Иудейских, хотя тяжелое для народа, – не могло по самой бессодержательности своей наложить тот вечный отпечаток, который кладет Дух Божий, проявлявшийся в пророческих речениях, а в последок дний глаголавший в Сыне. Посему Господь и глаголал им в другом месте: «горе вам книжники и фарисеи лицемеры, что затворяете царство небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете» (Мф.23:15). Господь не глаголет, что народ стал весь неспособным войти в царствие Божие, Господь указует, что они, суть воры и разбойники, фарисеи и книжники не допускают желающих войти. Они хотели сделаться сами единственными вратами, сквозь которые должны были проходить Иудеи, но это были врата обмана, ибо ими – вратами фарисеев – достигались слава земная и лесть толпы и председания на пиршествах и хвала лицемерию, – а не царствие Божие. Взяв на себя «ключ разумения: сами не вошли, и входящим воспрепятствовали» (Лк.11:52), они восхищали у других царствие Божие. Толкуя закон по букве и не хотя разуметь его Духа, они лишали людей высшего счастия и мешали нравственному и духовному развитию человека, совершая преступление, уподобляемое воровству и разбою, ибо оно отнимало у людей лучшую драгоценность жизни их.

«Я есмь Дверь», глаголет Господь; «Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет».

Что есть пажить (пастбище) души как не Слово Божие, о котором Господь сказал: «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф.4:4). Но чтобы обрести эту пажить, надо войти Дверью, которая есть Сам Господь; входящий верою и любовию в сию Дверь получает спокойствие и безопасность (войдёт) и свободу (выйдет) ибо «где Дух Господень – там свобода» (2Кор.3:17). И входящий через Дверь сию спасется. Таково обетование, данное Господом верующим. «Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком», глаголет Господь (ст. 10), обещая в сих словах не только жизнь вечную нескончаемую, но жизнь света и радости, ибо: «Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир» (Ин.1:9). Противопоставляя Себе учителей Израиля, Господь указует, что учение их есть смерть и тьма; «вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить».

«Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком».

Опыт изучения Евангелия св. ап. Иоанна Богослова. Том I

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 7-8 Итак, опять Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам, что Я дверь овцам. Все, сколько их ни приходило предо Мною, суть воры и разбойники; но овцы не послушали их

Видя со стороны фарисеев такое нежелание понять Его, Господь все же, снисходя к ним, выражается о Своей задаче еще определеннее.

«Я дверь овцам», правильнее – «к овцам». Через Господа Иисуса Христа могут входить к духовным овцам, т. е. к верующим, все те, кто желает выступить в качестве пастыря этих духовных овец.

«Все, сколько их ни приходило предо Мною, суть воры и разбойники». Отсюда видно, что Христос всегда, на всем протяжении истории богоизбранного народа, был этой дверью. Kто хотел добиться высокого пастырского положения (все равно что царского или начальнического, ср. Ис.63:11, 44:28; Иер.51:23) прежде Христа (πρὸ ἐμοῦ, в русском переводе – «предо Мною»), тот не истинный правитель народа, а узурпатор. Эти люди знали, что к израильскому народу должен прийти Мессия-Царь, Kоторый и воссядет на престоле Давидовом, и, тем не менее, они сами хотели занять этот престол.

Это были, конечно, не фарисеи, которые и не делали попыток завладеть престолом в Иудее, а, скорее всего, – представители династии Ирода. Царь Ирод действительно пришел «инуде» (стих 1), т. е. незаконным образом достиг царской власти. Он и родом был не еврей, а едомлянин (идумей), тогда как закон Моисеев строго запрещал делать царем иноплеменника (Втор.17:15). Таким образом, Ирод носил на своем челе первый указанный Христом (стих 1) признак «вора и разбойника». Затем – второй признак – Ирод не был допущен в израильское теократическое общество, а сам туда ворвался, потому что сам ставил и смещал первосвященников, а в местах, где собирались верующие евреи, представителей Иродовой династии и не было заметно. Не доставало Ироду и третьего признака истинного пастыря: иудеи его не любили, они ненавидели и боялись его, как и его сыновей.

Но не одних Иродов имел в виду здесь Христос. И предшествовавшая Иродам династия Асмонеев также не по праву владела иудейским престолом. Они, как священники, не должны были принимать царский титул, а между тем, это сделал Иоанн Гиркан. Наконец, Господь здесь осудил и все попытки лжемессий силой оружия восстановить самостоятельность иудейского государства – попытки, окончившиеся неудачей в силу отсутствия сочувствия этому делу, обнаружившегося в иудейском народе («но овцы не послушали их»).

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible