Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Книга пророка Иеремии 32:22
и дал им землю сию, которую дать им клятвенно обещал отцам их, землю, текущую молоком и медом.
Святые отцы
Прочие
Иероним Стридонский, блж. (†420)
Ст. 20–23 Который совершил чудеса и знамения в земле Египетской, и совершаешь до сего дня и в Израиле и между всеми людьми, и соделал Себе имя, как в сей день, и вывел народ Твой Израиля из земли Египетской знамениями и чудесами, и рукою сильною и мышцею простертою, при великом ужасе, и дал им землю сию, которую дать им клятвенно обещал отцам их, землю, текущую молоком и медом. Они вошли и завладели ею, но не стали слушать гласа Твоего и поступать по закону Твоему, не стали делать того, что Ты заповедал им делать, и за то Ты навел на них все это бедствие
Ты, Который положил знамения и чудеса в земле Египетской даже до дня сего, и в Израиле и между людьми (или земнородными), и соделал Себе имя, как день сей, и вывел народ Твой Израиля из земли Египетской знаменьями и чудесами, и рукою крепкою и мышцею простертою, и в ужасе великом. И Ты дал им землю сию, которую Ты поклялся отцам их дать им, землю текущую млеком и медом. И они вошли и завладели ею, но не послушали голоса Твоего, и в законе Твоем не ходили; всего, что заповедал Ты им делать, не делали, и пришли на них все бедствия сии. От общего переходит к частному и кратко исчисляет, что Бог оказал собственно Израилю. Ты, Который положил, говорит, знамения и чудеса в земле Египетской, которыми поражен Египет даже до сего дня, и в Израиле и среди людей (или земнородных). Слова: даже до сего дня должно соединять с последующими, так чтобы читать, что и в Израиле и среди всех смертных постоянно совершаются чудеса Твои. Или иначе: Ты не только в Египте совершил знамения и чудеса, но и доселе та же сила Твоего милосердия спасает народ Твой, и всему роду человеческому Ты вспомоществуешь своею творческою силою. Следует заметить и то, что отделяет Израиля от людей и земнородных, по оному: сын Мой первенец Израиль (Исх. гл. 4:22). И соделал Себе имя, как день сей. Хвалы Тебе, говорит, возсылаются устами всего мира. И Ты вывел народ Твой Израиля из земли Египетской. Прекрасно сказал: народ Твой, ибо в то время когда он был выведен, он служил царству Господа. Вывел же знамениями и чудесами, коими был поражаем Египет, и рукою крепкою и мышцею простертою и в ужасе великом, – когда открыл путь народу Израильскому при переходе чрез Чермное море и уничтожил войско Египетское. И дал им землю сию, которую поклялся дать отцам их, т. е. Аврааму, Исааку и Иакову. Значит, они получили землю обетованную не по своей заслуге, а за добродетели отцев. Землю текущую млеком и медом, ибо они не могли еще принимать твердой нищи, а питались медом и молоком детства, или молоком и медом, т. е. изобилием и богатством во всем. И они вошли и завладели ею. И тотчас же за овладением, без всякого перерыва, последовало непослушание, ибо изобилие рождает безпечность, безпечность нерадение, нерадение – отступление. И не послушали, говорит, голоса Твоего, и в законе Твоем не ходили. Значит, напрасно обещали они в пустыне говоря: вся, елика рече Бог, сотворим (Исх. 19:8). Ибо награда дается не за обещание, а за исполнение, – в посрамление безстыдства тех, кои думают, что человек может исполнить все, что он обещал сделать. Того, что заповедал Ты им делать, они не делали, хотя и обещали делать. И пришли на них все сии бедствия. Бедствие для терпящих, а по мысли Божией, Который каждому воздает по путям его, эти бедствия суть блага.
Феодорит Кирский, блж. (†457)
И напомнив о чудесах бывших в Египте, о дарах ниспосланных по изведении оттуда, о неблагодарности облагодетельствованных, Пророк вопрошает: для чего Бог, когда враги обложили и осадили город, и живущее в нем гибнут от голода и язвы, повелел ему купить поле и взять о сем запись, между тем как город готов к падению.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 16-25 И, передав купчую запись Варуху, сыну Нирии, я помолился Господу: «о, Господи Боже! Ты сотворил небо и землю великою силою Твоею и простертою мышцею; для Тебя ничего нет невозможного; Ты являешь милость тысячам и за беззаконие отцов воздаешь в недро детям их после них: Боже великий, сильный, Которому имя Господь Саваоф! Великий в совете и сильный в делах, Которого очи отверсты на все пути сынов человеческих, чтобы воздавать каждому по путям его и по плодам дел его, Который совершил чудеса и знамения в земле Египетской, и совершаешь до сего дня и в Израиле и между всеми людьми, и соделал Себе имя, как в сей день, и вывел народ Твой Израиля из земли Египетской знамениями и чудесами, и рукою сильною и мышцею простертою, при великом ужасе, и дал им землю сию, которую дать им клятвенно обещал отцам их, землю, текущую молоком и медом. Они вошли и завладели ею, но не стали слушать гласа Твоего и поступать по закону Твоему, не стали делать того, что Ты заповедал им делать, и за то Ты навел на них все это бедствие. Вот, насыпи достигают до города, чтобы взять его; и город от меча и голода и моровой язвы отдается в руки Халдеев, воюющих против него; что Ты говорил, то и исполняется, и вот, Ты видишь это. А Ты, Господи Боже, сказал мне: «купи себе поле за серебро и пригласи свидетелей, тогда как город отдается в руки Халдеев
Молитва пророка о разъяснении смысла этого действия
В своей молитве пророк исповедует веру во всемогущество и справедливость Иеговы. То и другое Иегова обнаружил особенно по отношению к израильскому народу, который Он ранее сильною рукою вывел из Египта, а теперь, за непослушание, подверг всем ужасам осады. Предвидя, что вся страна иудейская назначена Богом на опустошение, пророк спрашивает, для чего же Господь, повелел ему купить участок земли.