Скрыть
Разве Израиль раб? или он домочадец? почему он сделался добычею?

Святые отцы

Прочие

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Разве Израиль раб? или он домочадец? почему он сделался добычею?

Разве Израиль раб? Или он домочадец? Думаю, что возгордившись на основании этого места, Иудеи говорили Спасителю: семя Авраамле есмы, и никомуже работахом николиже. Како ты глаголеши: яко свободни будете (Ин. 8:33), – говорили, не зная, что всякий творящий грех раб есть греха и каждый работает тому, чем связан. Итак, рожденные от друга Божия Авраама, они по вине своей стали как бы сынами Хама, которому сказано: проклят Ханаан, раб будет братиям своим.

Шесть книг толкований на пророка Иеремию

Феодорит Кирский, блж. (†457)

2:14 Разве Израиль раб? или он домочадец? почему он сделался добычею?
2:15 Зарыкали на него молодые львы, подали голос свой и сделали землю его пустынею; города его сожжены, без жителей.


«Зарыкали на него молодые львы», то есть, что Израиль освобожден от рабства египетского, узнали это все, и что управлялся он сам собою, пользуясь Моим о нем промышлением, – всем также было известно; потому что был он знаменит и славен. Посему, какая же причина пленения? Как подпал он власти напавших на него царей? Ибо «львами» назвал царей. О них говорит, что и землю разделили, и города сожгли. Потерпели же вы это, не от Ассириан только, но и от Египтян

Толкование на пророка Иеремию

Якимов Иван Степанович, профессор (†1885)

Разве Израиль раб? или он домочадец? почему он сделался добычею?

Еда́ ра́б е́сть Изра́иль, или́ домоча́дец е́сть? вску́ю бы́сть в плене́ние?


Какая связь между первой и второй половиной стиха? «Домочадцами» назывались у древних евреев дети рабов, родившиеся в доме господина. Просто «рабами» назывались или рабы, приобретенные покупкою, или доставшиеся при разделе военной добычи пленники. Те и другие равно считались полною собственностию господина, который имел право продавать их, не спрашивая их на то согласия. От тех и других сыновья господина отличались тем, что имели право по рождению своему участвовать в наследстве отца, а следовательно и в его власти над рабами. Израиль называется избранным между народами (Втор.14:2), первенцем Божиим (Исх.4:22), возлюбленным Господним (Иер.11:15; Ис.5:1). Когда Израиля увели в чужую землю, как «добычу», взятую в неприятельской стране, то пророк спрашивает: каким образом могло это случиться? Разве Израиль перестал быть первородным сыном, избранным Божиим, разве Господь перестал любить и охранять его, – зачем поступают с ним, как с рабом, как с пленником, как с «добычею»? В чем выразилось приравнение Израиля к рабу, объясняется в Иер. 2:15.

Толкования на Книгу Святого пророка Иеремии. Часть 1–2

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Разве Израиль раб? или он домочадец? почему он сделался добычею?

Только рабы или родившиеся в доме Господина от рабов-родителей дети были бесправны и подвергались таким наказаниям, каким в настоящее время подвергается Израиль, совершенно подчинившийся неприятелям, ставший их добычею. Пророк, очевидно, говорит здесь о северном десятиколенном царстве, которое в то время было завоевано ассириянами и жители которого были отведены в плен в Ассирию.

Ст. 14-28 Разве Израиль раб? или он домочадец? почему он сделался добычею? Зарыкали на него молодые львы, подали голос свой и сделали землю его пустынею; города его сожжены, без жителей. И сыновья Мемфиса и Тафны объели темя твое. Не причинил ли ты себе это тем, что оставил Господа Бога твоего в то время, когда Он путеводил тебя? И ныне для чего тебе путь в Египет, чтобы пить воду из Нила? и для чего тебе путь в Ассирию, чтобы пить воду из реки ее? Накажет тебя нечестие твое, и отступничество твое обличит тебя; итак познай и размысли, как худо и горько то, что ты оставил Господа Бога твоего и страха Моего нет в тебе, говорит Господь Бог Саваоф. Ибо издавна Я сокрушил ярмо твое, разорвал узы твои, и ты говорил: «не буду служить идолам», а между тем на всяком высоком холме и под всяким ветвистым деревом ты блудодействовал. Я насадил тебя как благородную лозу, - самое чистое семя; как же ты превратилась у Меня в дикую отрасль чужой лозы? Посему, хотя бы ты умылся мылом и много употребил на себя щелоку, нечестие твое отмечено предо Мною, говорит Господь Бог. Как можешь ты сказать: «я не осквернил себя, я не ходил во след Ваала?» Посмотри на поведение твое в долине, познай, что делала ты, резвая верблюдица, рыщущая по путям твоим? Привыкшую к пустыне дикую ослицу, в страсти души своей глотающую воздух, кто может удержать? Все, ищущие ее, не утомятся: в ее месяце они найдут ее. Не давай ногам твоим истаптывать обувь, и гортани твоей - томиться жаждою. Но ты сказал: «не надейся, нет! ибо люблю чужих и буду ходить во след их». Как вор, когда поймают его, бывает осрамлен, так осрамил себя дом Израилев: они, цари их, князья их, и священники их, и пророки их, - говоря дереву: «ты мой отец », и камню: «ты родил меня»; ибо они оборотили ко Мне спину, а не лице; а во время бедствия своего будут говорить: «встань и спаси нас!» Где же боги твои, которых ты сделал себе? - пусть они встанут, если могут спасти тебя во время бедствия твоего; ибо сколько у тебя городов, столько и богов у тебя, Иуда.

Только суд Божий откроет Израилю глаза на глубину его падения

Если судить по настоящему состоянию, в каком находится Израиль, то можно бы подумать, что Израиль — не первородный сын Божий, а раб или домочадец людей; он стал добычею, игрушкою народов. Но так собственно и должно было случиться. Израиль этим наказывается за свое отступление от Бога, которое продолжается во все течение его исторической жизни и которое ничего кроме горя и позора не принесло ему. Израиль с каким-то бешенством увлекался служением чужим богам и заключал союзы то с ассириянами, то с египтянами.

Толковая Библия

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible