Скрыть
Подивитесь сему, небеса, и содрогнитесь, и ужаснитесь, говорит Господь.

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Подивитесь сему, небеса, и содрогнитесь, и ужаснитесь, говорит Господь

«Ужасеся небо, – как говорит пророк, – и зело вострепета» от преступления Закона, а еще более солнце, негодуя и не терпя тогда телесно наносимых общему всех Владыке оскорблений, которые добровольно понес Он ради нас, отвратилось и, удержав лучи свои, произвело тот, не озаренный солнцем день.

На ариан слово первое

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 12-13 Подивитесь сему, небеса, и содрогнитесь, и ужаснитесь, говорит Господь. Ибо два зла сделал народ Мой: Меня, источник воды живой, оставили, и высекли себе водоемы разбитые, которые не могут держать воды

Изумитесь сему небеса, и врата их ужаснитесь сильно, говорит Господь. Ибо два зла сделали. народ Мой: оставили меня, источник воды живой, выкопали себе водоемы, водоемы разбитые, которые не могут держать воды. LXX: изумилось сему небо и содрогнулась чрезмерно и сильно и прочее так же. Небо, коему сказано: вонми небо и возлоголю (Втор. 32:1) и: слыши небо и внуши земле (Ис. 1:2), – небо, видя заповеди Божии попранными, ужасается и не может скрыть изумления. Ибо вся тварь совоздыхает и соболезнует о грехах человеческих. Народ Божий сделал два преступления: во-первых, оставил Бога, который есть источник жизни и который дал заповедь, говоря: Аз есмь Господь Бог твой, изведый тя от земли Египетския (Исх. 20:2); и во вторых преступил написанное в том же месте: да не будут тебе Бози инии, разве Мене, и вместо того пошел в след демонов, которых называет разбитыми водоемами, так как они не могут хранить заповедей Божиих И тому должно внимать, что Бог есть источник неизсякающий и имеет воды животные. Водоемы же и пруды наполняются или из потоков, или из вод мутных, с земли и от дождей. А вратами небесными называет те врата, о которых и в двадцать третьем псалме написано: «поднимите, врата, верхи ваши и войдет Царь славы», вместо чего LXX перевели: «поднимите, князья, ворота ваши», о которых подробнее будет сказано в своем месте. Что Акила и Симмах перевели небеса, a LXX и Феодотион небо, то пусть никто не смущается этим, ибо еврейское samaim числа общего, и его можно переводить и небеса и небо, подобно тому как Фивы, Афины, Салоны.

Шесть книг толкований на пророка Иеремию

Феодорит Кирский, блж. (†457)

2:9 Поэтому Я еще буду судиться с вами, говорит Господь, и с сыновьями сыновей ваших буду судиться.
2:10 Ибо пойдите на острова Хиттимские и посмотрите, и пошлите в Кидар и разведайте прилежно, и рассмотрите: было ли там что-нибудь подобное сему?
2:11 переменил ли какой народ богов своих, хотя они и не боги? а Мой народ променял славу свою на то, что не помогает.
2:12 Подивитесь сему, небеса, и содрогнитесь, и ужаснитесь, говорит Господь.

Не оставляет Своей умеренности, и не сказал: осужу вас и потомков ваших, но: «буду судиться с вами» и с ними, и обличу беззаконных. Показывая же чрезмерность беззакония, повелевает исследовать образ жизни народов, и западных и восточных, и узнать, переменили ли отеческих богов которые-либо из них (Иер.2:10). 
«Хеттимом» же называет Кипр и лежащие около него острова, и разумеет под ними западные страны, а «Кидаром» именует населяющих пустыню, лежащую к солнечному восходу, и подразумевает восточные страны; дает же знать, что они следуют отеческим обычаям и почитают богов, которых научились чествовать (Иер.2:11), а Иудеи отреклись от истинного Бога. Посему говорит: «ужаснитесь небеса» (Иер.2:12), и вострепетала земля, не потому что стихии разумны, но потому что их, как совокупность тварей, призвал во свидетельство блаженный Моисей; ибо сказал: «внимай, небо, я буду говорить; и слушай, земля, слова уст моих.» (Втор.32:1).

Толкование на пророка Иеремию

Якимов Иван Степанович, профессор (†1885)

Подивитесь сему, небеса, и содрогнитесь, и ужаснитесь, говорит Господь. Ибо два зла сделал народ Мой: Меня, источник воды живой, оставили, и высекли себе водоемы разбитые, которые не могут держать воды.

Ужасе́ся небо о се́м и вострепета́ попремно́гу зело́, глаго́лет Госпо́дь. Два́ бо зла́ сотвори́ша лю́дие Мо­и́: Мене́ оста́виша исто́чника воды́ жи́вы, и ископа́ша себе́ кладенцы́ сокруше́ныя, и́же не воз­мо́гут воды́ содержа́ти.

Небо
и земля часто приглашаются в свидетели или судии особенно значительных событий человеческой жизни и представляются принимающими в этих событиях то или другое участие. Так Моисей и пророк Исаия приглашают во свидетели своих обличений народу еврейскому небо и землю (Втор. 32:1; Ис. 1:2); у Псалмопевца (Пс. 49:4, 6) небеса призываются произнести суд над народом Божиим и провозглашают правду Господню. Небеса и основания земли приглашаются радоваться оправданию и спасению Израиля из Вавилона (Ис. 44:23, 49:13). Подобным образом и Иеремия говорит, что небо, будучи свидетелем пагубного отступничества Израиля от Господа, дивится, трепещет и ужасается великости преступления. Оно выражает этим самым свое осуждение поведению Израиля. Преступность этого поведения еще раз представляется чрез сравнение, имеющее в сущности тот же смысл, что и в стихе Иер. 2:11. Отступники от Господа, начавшие служить идолам, сравниваются с людьми, которые отказываются брать воду из «исто́чника воды́ жи́вы», т. е. из родника, и устраивают себе водоем в сухой, растрескавшейся земле, которая, естественно, поглощает воду, не оставляя ее для человека. Являясь к такому водоему, человек не утолит своей жажды: так и идолопоклонник, молясь своему идолу, напрасно будет ждать от него помощи. Поклонник же истинного Бога найдет у Него действительную помощь, как, наверное, находит ее путешественник у ключа свежей и чистой воды.

Выражение: «вострепета́ попремно́гу зело́» в двух последних словах заключает в себе тождесловие, явившееся вследствие того, что חָרְבוּ (ужаснитесь) прочитано как הִרְבוּ (умножьте).

Толкования на Книгу Святого пророка Иеремии. Часть 1–2

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 12-13 Подивитесь сему, небеса, и содрогнитесь, и ужаснитесь, говорит Господь. Ибо два зла сделал народ Мой: Меня, источник воды живой, оставили, и высекли себе водоемы разбитые, которые не могут держать воды

Призывая во свидетели тяжести преступления совершенного Израилем, небеса, которые не могут не изумляться неблагодарности Израиля к Иегове, пророк от лица Божия говорит, что Израиль оставил Бога — этот источник живой, самой чистой ключевой воды, в выкопал себе водоем для дождевой воды, притом даже такой водоем, который не обложен внутри крепкими вытесанными камнями и потому не удерживает в себе стекающей в него воды. Ясно, что под этими плохими цистернами или водоемами, не исполняющими своего назначения нужно разуметь языческие религии, к каким прилепился Израиль, оставив веру в истинного Бога.

Толковая Библия.

См. также Толкование на Иер. 2:4

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible