Скрыть
Зеленеющею маслиною, красующеюся приятными плодами, именовал тебя Господь. А ныне, при шуме сильного смятения, Он воспламенил огонь вокруг нее, и сокрушились ветви ее.

Святые отцы

Прочие

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 15–16 Что возлюбленному Моему в доме Моем, когда в нем совершаются многие непотребства? и священные мяса не помогут тебе, когда, делая зло, ты радуешься. Зеленеющею маслиною, красующеюся приятными плодами, именовал тебя Господь. А ныне, при шуме сильного смятения, Он воспламенил огонь вокруг нее, и сокрушились ветви ее

Что это, что возлюбленный Мой в доме Моем сделал много преступлений? Неужели священные мяса отнимут от тебя непотребства твои, коими ты хвалился? Маслиною обильною, красивою, плодоносною, блогообразною назвал Господь имя твое: по голосу велеречия разгорался огонь в ней и сожжены ветви ее. Называет народ Иудейский возлюбленным, самым любимым, народ, который в храме Его поставил и почитал идолов и думал, что он может умилостивить гнев Божий, если закалает много жертв, и хвалится множеством жертвоприношений, которые не могут уничтожать беззаконий грешников. Сравнивает же Иерусалим, или весь народ Иудейский, с красивою и плодоносною маслиною, которая, превознестись гордостью, не поступала смиренно и не уразумела Творца и Господа своего, но, превознесшись гордынею и говоря велеречиво, подожжена огнем Господа, так что будут сожжены и обращены в ничто сучья или ветви ее, то есть весь народ будет истреблен мечем врагов. Эта мысль выражается и в другом месте (Гл. II), где говорится Иерусалиму: Я насадил тебя как лозу плодоносную, всецело истинную: каким образом превратилась ты в горечь, лоза чуждая? Когда разрушаются стены его и опустошаешь его вепрь из леса и всякие звери пожирают плоды его, тогда мы можем сказать князьям церквей этот стих: что это, что возлюбленный Мой в доме Моем сделал много преступлений а богатым, которые, похищая чужое и не уничтожая злого из сердца своего, думают, что они заслуживают милости Божией, можем сказать другой: неужели священные мяса отнимут от тебя, непотребства твои, коими ты хвалился? И теперь публично провозглашаются имена приносящих, и искупление грехов обращается в похвалу: не помнят такие люди о вдове Евангельской, которая, поло- жив в сокровищницу две лепты, превзошла приношения всех богачей.

Шесть книг толкований на пророка Иеремию

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Маслину благосенну, красну зраком нарече Господь имя твое, ко гласу обрезания ея: разгореся огнь в ней, велика скорбь на тебе, непотребны быша ветви ея

Маслину благосенну, красну зраком. Ибо удаление от Бога и всецелое лишение Его благодати и помощи делает душу человека ни к чему негодною; ибо страшно есть еже впасти в руце Бога живого (Евр. 10:31).

Отрывки толкования на пророка Иеремию

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 16 Зеленеющею маслиною, красующеюся приятными плодами, именовал тебя Господь. А ныне, при шуме сильного смятения, Он воспламенил огонь вокруг нее, и сокрушились ветви ее. 

Ст. 16 Ма́слину благосѣ́нну, красну́ зра́комъ нарече́ Госпо́дь и́мя твое́, ко гла́су обрѣ́занiя ея́: разгорѣ́ся о́гнь въ не́й, вели́ка ско́рбь на тебѣ́, непотре́бны бы́ша вѣ́тви ея́. 

 

Дал же сие наименование [маслина], побуждая тем к плодоношению; так нередко именовал и виноградником.
«Ко гласу обрезания: разгореся огнь в ней». Поскольку назвал «маслиной», то упоминает об очищении; ибо очищение называет «обрезанием». Так и Господь в священном Евангелии говорит: «всяку розгу о Мне не творящую плода», срезывают и влагают в огонь (Ин.15:2).

«Велика скорбь на тебе, не потребны быша ветви ея;» потому что не хотел приносить добрых плодов. И научая, что, не сильный вавилонский царь, но Сам Бог налагает наказание на Иерусалим, присовокупил Пророк и следующее:


Ст. 17  Господь Саваоф, Который насадил тебя, изрек на тебя злое за зло дома Израилева и дома Иудина, которое они причинили себе тем, что подвигли Меня на гнев каждением Ваалу. 

Сам насадитель твой, говорит Пророк, отсек ветви. Причиной же этому ты сам, произрастивший, не полезные, но вредные плоды. В последующих словах Пророк показывает, на что отваживались Иудеи против него и против Владыки Христа; потому что одним прообразовано было и другое.

Толкование на пророка Иеремию

Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)

Зеленеющею маслиною, красующеюся приятными плодами, именовал тебя Господь. А ныне, при шуме сильного смятения, Он воспламенил огонь вокруг нее, и сокрушились ветви ее

Род обрезанный, или народ иудейский, Господь с отеческою любовию назвал тенистою маслиною, прекрасною на вид. Но увы! В этой маслине разгорелся разрушительный огонь страстей: ветви ее стали негодными, и Господь Сил, насадивший ее (вся земля есть вертоград Божий), изрек уже на нее приговор суда Своего – приложить бедствие к бедствию по мере их нечестия.

Дневник. Том I. 1856

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

И сказал мне Господь: есть заговор между мужами Иуды и жителями Иерусалима

Заговор. Иудеи, очевидно, еще во времена Иосии, который хотел восстановить истинное богопочтение, сговорились между собою ничего не делать для осуществления намерений своего царя. Прямо они не вступали в оппозицию его реформам, но за то в глубине сердца были против них, и вследствие этого, понятно, реформы царя не привились в Иудее.

Ст. 9-17 И сказал мне Господь: есть заговор между мужами Иуды и жителями Иерусалима: они опять обратились к беззакониям праотцев своих, которые отреклись слушаться слов Моих и пошли вослед чужих богов, служа им. Дом Израиля и дом Иуды нарушили завет Мой, который Я заключил с отцами их. Посему так говорит Господь: вот, Я наведу на них бедствие, от которого они не могут избавиться, и когда воззовут ко Мне, не услышу их. Тогда города Иуды и жители Иерусалима пойдут и воззовут к богам, которым они кадят; но они нисколько не помогут им во время бедствия их. Ибо сколько у тебя городов, столько и богов у тебя, Иуда, и сколько улиц в Иерусалиме, столько вы наставили жертвенников постыдному, жертвенников для каждения Ваалу. Ты же не проси за этот народ и не возноси за них молитвы и прошений; ибо Я не услышу, когда они будут взывать ко Мне в бедствии своем. Что возлюбленному Моему в доме Моем, когда в нем совершаются многие непотребства? и священные мяса не помогут тебе, когда, делая зло, ты радуешься. Зеленеющею маслиною, красующеюся приятными плодами, именовал тебя Господь. А ныне, при шуме сильного смятения, Он воспламенил огонь вокруг нее, и сокрушились ветви ее. Господь Саваоф, Который насадил тебя, изрек на тебя злое за зло дома Израилева и дома Иудина, которое они причинили себе тем, что подвигли Меня на гнев каждением Ваалу

Упорство народа и его отвержение

Деятельность пророка однако оказалась безуспешною. Израиль, как и его предки, не захотел слушать пророка. Иудеи составили молчаливое соглашение жить по-своему и продолжали служить чужим богам. Поэтому Бог обещает навести на них бедствия и запрещает пророку даже молиться за отступников. Вследствие этого народ, вместо того чтобы, по божественному предназначению быть зеленеющей маслиной, будет сожжен огнем суда Божия как совершенно сухое дерево.

Толковая Библия

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible