Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Книга пророка Иеремии 11:15
Что возлюбленному Моему в доме Моем, когда в нем совершаются многие непотребства? и священные мяса* не помогут тебе, когда, делая зло, ты радуешься. //*Жертвы.
Святые отцы
Прочие
Иероним Стридонский, блж. (†420)
Ст. 15–16 Что возлюбленному Моему в доме Моем, когда в нем совершаются многие непотребства? и священные мяса не помогут тебе, когда, делая зло, ты радуешься. Зеленеющею маслиною, красующеюся приятными плодами, именовал тебя Господь. А ныне, при шуме сильного смятения, Он воспламенил огонь вокруг нее, и сокрушились ветви ее
Что это, что возлюбленный Мой в доме Моем сделал много преступлений? Неужели священные мяса отнимут от тебя непотребства твои, коими ты хвалился? Маслиною обильною, красивою, плодоносною, блогообразною назвал Господь имя твое: по голосу велеречия разгорался огонь в ней и сожжены ветви ее. Называет народ Иудейский возлюбленным, самым любимым, народ, который в храме Его поставил и почитал идолов и думал, что он может умилостивить гнев Божий, если закалает много жертв, и хвалится множеством жертвоприношений, которые не могут уничтожать беззаконий грешников. Сравнивает же Иерусалим, или весь народ Иудейский, с красивою и плодоносною маслиною, которая, превознестись гордостью, не поступала смиренно и не уразумела Творца и Господа своего, но, превознесшись гордынею и говоря велеречиво, подожжена огнем Господа, так что будут сожжены и обращены в ничто сучья или ветви ее, то есть весь народ будет истреблен мечем врагов. Эта мысль выражается и в другом месте (Гл. II), где говорится Иерусалиму: Я насадил тебя как лозу плодоносную, всецело истинную: каким образом превратилась ты в горечь, лоза чуждая? Когда разрушаются стены его и опустошаешь его вепрь из леса и всякие звери пожирают плоды его, тогда мы можем сказать князьям церквей этот стих: что это, что возлюбленный Мой в доме Моем сделал много преступлений а богатым, которые, похищая чужое и не уничтожая злого из сердца своего, думают, что они заслуживают милости Божией, можем сказать другой: неужели священные мяса отнимут от тебя, непотребства твои, коими ты хвалился? И теперь публично провозглашаются имена приносящих, и искупление грехов обращается в похвалу: не помнят такие люди о вдове Евангельской, которая, поло- жив в сокровищницу две лепты, превзошла приношения всех богачей.
Феодорит Кирский, блж. (†457)
А здесь Пророк показывает беспримерное нечестие Иерусалима.То и другое дает видеть высшую степень злочестия: как наименование Иерусалима «возлюбленною», так и то, что внутри божественного храма поставлены кумиры богов несуществующих.
И священные мяса* не помогут тебе, когда, делая зло, ты радуешься.
Пророческое определение и слово ясно научило нас, что Владыка взыскует добрых дел. Ибо сие же взывает и божественный Давид: «жертвы и приношения не восхотел еси, тело же свершил ми еси» (Пс.39:7); и еще: «яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо: всесожжения не благоволиши. Жертва Богу дух сокрушен: сердце сокрушено и смиренно Бог не уничижит» (Пс.50:18,19).
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Что возлюбленному Моему в доме Моем, когда в нем совершаются многие непотребства? и священные мяса не помогут тебе, когда, делая зло, ты радуешься
Возлюбленный Мой — народ иудейский. Бог называет так отступивший от Него народ, для того чтобы выразить скорбь о падении этого, действительно имевшего высокое предназначение, народа (ср. друг у Мф. 26:50).
Толковая Библия.
См. также Толкование на Иер. 11:9