Скрыть
Долготерпи́те и вы, укрепите сердца ваши, потому что пришествие Господне приближается.

Святые отцы

Прочие

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 8-12 Долготерпите убо и вы, утвердите сердца ваша, яко пришествие Господне приближися. Не воздыхайте друг на друга, братие, да не осуждена будете; се, Судия пред дверьми стоит. Образ приимите, братие моя, злострадания и долготерпения пророки, иже глаголаша именем Господним. Се, блажим терпящая. Терпение Иовле слышасте и кончину Господню видесте, яко многомилостив есть Господь и щедр. Прежде же всех, братие моя, не кленитеся ни небом, ни землею, ни иною коею клятвою; буди же вам еже ей, ей, и еже ни, ни; да не в лицемерие впадете. - Утверждение ваше пусть будет твердо в твердом и отрицание ваше пусть будет такое же. Иначе: пусть свидетельство вашей жизни будет тверже клятвы. Если кто-нибудь бесстыдный, не уважая вашей жизни, настоятельно будет требовать от вас клятвы, то вместо клятвы пусть будет у вас «да, да» и «нет, нет».

Прежде же всех, братие моя, не кленитеся ни небом, ни землею, ни иною коею клятвою; буди же вам, еже ей, ей, и еже ни, ни; да не в лицемерие впадете - лицемерием называет или то осуждение, которое постигнет нещадно клянущихся и от привычки к клятве доходящих до клятвопреступления, или и самое лицемерие, которое иное есть и иным кажется. Каким же образом клянущийся впадет в лицемерие? Следующим: как клянущийся, он признается утверждающим истину, а когда последует преступление клятвы, он оказывается сущим лжецом. Клясться Богом апостол запрещает во избежание клятвопреступления, а небом и прочими предметами - для того, чтобы им не усвоить чести Божеской, ибо все клянущиеся клянутся высшим (Евр. 6, 16).

Но скажет иной: что делать, если иного принуждают клясться? Отвечаем: страх Божий сильнее насилия принуждающего. Иной, имея в виду ветхий закон, будет и так недоумевать: если ветхий закон одобряет клянущегося именем Господним, то как возбраняет делать это благодать? Отвечаем: ветхий закон повелел иудеям клясться Богом, чтобы отвратить их от клятвы идолами, подобно тому как повелел он им приносить жертвы Богу, чтобы отвлечь их от принесения жертв идолам. Но когда он достаточно научил иудеев благочестию, тогда отменил и жертвы, как бесполезные, стал требовать в жертву не заклания животных, но души сокрушенной. Какой же это? Такой, которая через смирение вся сожигается огнем любви, подобно Павлу, который в высшей степени воспламенялся, когда некоторые из верных соблазнялись (2Кор.11, 29).

Никодим Святогорец, прп. (†1809)

Ст. 7-9 Долготерпите убо, братие моя, до пришествия Господня. Се, замледелец ждет честнаго плода от земли, долготерпя о нем, дондеже примет дождь ран и позден; долготерпите убо и вы, утвердите сердца ваша, яко пришествие Господне приближися. Не воздыхайте друг на друга, братие, да не осуждении будете

Поскольку выше сказал, брат Божий о богатых, как неправедно они осуждают праведных, здесь теперь утешает этими словами осуждённых теми праведников, говоря к ним: не соблазняйтесь, братья мои христиане и не скорбите, о том, что богатые обладают вами и подвергают вас суду, поскольку ещё немного и они сами примут подобающий суд, от Владыки Христа, когда придёт Он, во втором Своём пришествии. Приводит здесь и пример земледельца. Как земледелец, когда сеет семя в землю, не ищет тотчас плода, но ждёт и долготерпит, когда пошлёт Бог на его поле дождь. Ранний дождь и поздний, и таким образом когда придёт жатва, то в радости пожинает он и воспринимает снопы и плоды. Таким же образом и вам, христианам, говорит, подобает пребывать в терпении и долготерпеть[64], покуда не настанет второе Господне пришествие, чтобы восприять вам богатую мзду вашего терпения, восприимут же и богатые, которые творили над вами насилие, подобающий суд и наказание. Это изречение можно разуметь и аллегорически. Земледельцем, брат Божий, назвал Господа, который сеет в землю, т.е. в сердца христиан, которые приняли умное семя Евангельской проповеди, и посылает дождь, который есть дождь свыше, т.е. Благодать Духа Святого, который рождается из умных облаков святых Писаний, или святых Апостолов. Ранний же дождь, есть в юности даваемая Благодать слёз покаяния. Поздний же, даваемая в старости. Имеет же Сей Земледелец, в Своей руке и лопату, как сказал Креститель Иоанн, т.е. суд, и очистит ей гумно Своё, т.е. весь мир. Пшеницу, т.е. праведных, соберёт в житницу вышнего царствия. Солому же, т.е. грешников, предаст огню негасимому мучений. И как сказано, что Земледелец сердец ваших Господь, не требует от вас, чтобы тотчас пожать плоды добродетелей, но ждёт время жатвы, дабы вы убелились и испеклись от разных искушений и дабы стать вам готовыми для жатвы, быв орошенными дождями Благодати свыше. Таким образом, и вы братья мои, утвердите сердца ваши надеждой тех благ, которыми вы имеете насладиться. Так переносите с долготерпением и мужеством, находящие на вас искушения, имея перед глазами вашими и ожидая не колеблясь Господа, Который воздаст каждому по делам его.

Имея такую надежду, внимайте, чтобы не ненавидеть поступающих с вами несправедливо и не осуждать их, но лучше любите их и благословляйте, как повелевает Господь: «любите враги вашя, благословите кленущыя вы, добро творите ненавидящым вас и молитеся за творящих вам напасть и изгонящыя вы, яко да будете сынове Отца вашего иже есть на небесех» (Матф. 5:44-45); храните, говорит, сии Господни заповеди. И не только не мстите тем, которые сотворили вам, или вред, или убыток, или какую бы то ни было скорбь, но даже и не воздыхайте против них, когда их вспоминаете, или их видите, или о них слышите, да не будете осуждены как мстители. Потому что даже и малое воздыхание, исходящее из ваших сердец против них, оно, говорю, есть признак ненависти и как отмщение вменяется перед Богом, Который испытывает расположение сердца вашего. Поэтому внимайте, чтобы вам не быть осуждёнными как мстителям и злопамятным. Если же не имеете вражды и ненависти в сердце вашем, тогда конечно не будете иметь и воздыханий против наносящих вам скорби и обиды. Итак, братья мои, очистите сердце ваше от всякой вражды и ненависти. И вместо воздыханий, против поступающих с вами несправедливо, радуйтесь лучше и веселитесь, когда видите или вспоминаете оскорбивших вас, помышляюще, что через несправедливость или скорбь, нанесённую вам, имеете вы принять оставление грехов и мзду в небесных. И вспоминайте всегда повеление, которое даёт вам Бог, чтобы не иметь ненависти к брату, даже в помышлении сердца: «Да не возненавидиши брата твоего во уме твоем» (Лев. 19:17)[65].

се, судия пред дверьми стоит

Этим изречением, утешает божественный Иаков малодушных, и учит их быть терпеливыми и иметь мужественные сердца в искушениях, потому что вскоре имеет придти судья, т.е. Господь, чтобы увенчать их и упокоить. Здесь же, гадательно указывает на смерть, которая часто приходит внезапно и сверх чаяния, как это показывает притча десяти дев, которым было сказано: «се, жених грядет, исходите в сретение его» (Матф. 25:6). Этим словом преклоняет христиан, да будут готовыми, через терпение предстать бдящими, а не падшими и унывающими от горечи скорбей окружающих их.

[64] Отмечаем что, по Феофилакту и Икумению отличается терпение от долготерпения. Как говорят некоторые отцы, долготерпение проявляет человек к своим единоверным христианам. Терпение же проявляет человек к внешним неверующим. Поэтому и называется так долготерпение, когда долготерпящий может воздать, но не воздаёт, а долготерпит. Терпение же проявляет человек, когда воздать не может, но только терпит. Поэтому о терпении никогда не говорится, что оно творится по Богу, но так говорится всегда о долготерпении, также и о Боге сказано, что Он долготерпит, терпение же более относят к людям.

Сказанное же о пришествии Господнем, относится к нашествию Римлян на Иерусалим, и о его пленении, как и святой Златоуст толкует сказанное Господом Петру о Иоанне: «аще хощу, да той пребывает, дондеже прииду», это «прииду» означает погибель Иерусалима. Пришествие, также называется нашествием Божиим, гневом и яростью Его, по тому же Златословесному.

[65] Это изречение брата Господня «Не воздыхайте друг на друга, братие, да не осуждени будете», толкует премудрый Фотий в Амфилохиях, он говорит: что насколько легче человеку не воздыхать на оскорбившего его или на причинившего ему вред, чем удерживать себя от мести, т.к. это вещь более трудная (т.е. чтобы не мстить), чем та (т.е. чтобы не воздыхать). И если ты, Христианин, ради заповеди Божией не хочешь соделать отмщение врагу твоему, чтобы отплатить вредом за вред и неправдой за неправду, которую он тебе причинил, зачем же тогда воздыхаешь на него? И если ты, ради братской любви отсекаешь труднейшую вещь, т.е. отмщение врагу твоему, то почему не отсекаешь более лёгкую вещь ради той же любви, и продолжаешь воздыхать на брата твоего? т.к. последнее гораздо легче первого. И если ты отсекаешь то, чтобы исполниться гневом или воздать причинившему тебе вред … и прочих многих и значительных подобных вещей, и мужественно молишься, пока не пройдёт искушение … и если же ты имеешь силу укротить таковые страсти, как же держишься за то, чтобы воздыхать – вещь для тебя ничтожную и не приносящую никакого приобретения?

Толкование на Соборное Послание Иакова брата Господня

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Долготерпите и вы, укрепите сердца ваши, потому что пришествие Господне приближается. 

Долготерпúте и вы и проч.: повторение увещания, на основании примера земледельца, и еще большее усиление его.

Укрепите сердца ваши: дело терпения – великое дело; не слабые, а только крепкие сердцем могут выносить его, а потому надобно постараться о приобретении этой крепости сердца (ср. Сол.3:13; 1Пет.5:10). Это укрепление сердца есть, с одной стороны, дело милости, или благодати, Божией, но, с другой стороны, зависит и от самого человека, поскольку в усвоении и возращении даров любви Божией необходима и самодеятельность человека.

Потому что пришествие Господне приближается (точнее – приблизилось, ἤγγικεν): для бόльшего ободрения в перенесении скорбей жизни и в долготерпении апостол указывает на то, что предел этого терпения близок, ибо пришествие Христово близко и Судия стоит у дверей (ст. 9). Апостолы в своих нравственных наставлениях нередко говорят о близости пришествия Христова и кончины всего: так Иаков в рассматриваемом месте, Петр (1Пет.4,7; 2Пет.3:4 и далее, 10 и далее), Иоанн (1Ин.2:18-28), Павел (1Кор.7:29,10:11; 1Сол.4:15 и др.). Что это значит? В каком смысле говорят они о близости к своему времени второго пришествия Христова, когда вот уже почти две тысячи лет прошло, а его еще нет? Ветхозаветные пророки, говоря о времени пришествия Мессии, употребляли обыкновенно выражение: в последние дни и подобные (Ис.2:2,4:2 и мн. др.), и под этим выражением разумели они и такие события, которые не последовали и не могли последовать в первые времена благодатного Царства Христова, а только во времена всеобщего восстановления твари, то есть во времена открытия славного Царства Христова, то есть при втором пришествии Его (Ис.11 и др.), и, таким образом, подобными выражениями обозначали весь период Царства Христова от начала его и до конца. В этом же смысле Господь и апостолы Его говорили о всем продолжении Царства Мессии, как о последнем периоде домостроительства человеческого спасения. Так, Сам Господь говорил о наступлении часа или времени воскресения всеобщего мертвых (Ин.5:25,21; см. прим.), апостол Иоанн о последнем времени (1Ин.2:18). Этим объясняется представление о близости второго пришествия Христова как окончания всего этого последнего периода домостроительства спасения людей, с окончанием которого наступит вечное время Царства славы. Эту близость второго пришествия Христова к первому нужно измерять не временным расстоянием этих двух событий, а в том смысле нужно понимать, что с первым пришествием Христовым именно настала последняя эпоха настоящей жизни мира, когда со стороны Бога сделано уже все для мира и уже нет препятствии к открытию нового славного Царства Христова. Эта эпоха может быть продолжительна по времени, но по нравственной связи событий она – последняя, и теперь единственно от воли Божией зависит ее продолжительность; пришествие Христово близко по внутренней нравственной связи второго пришествия Его с первым, это – последние дни, последняя эпоха мира (ср. прим. к Ин.5:21). Но когда именно оно последует, этим выражением о близости не определяется. Господу благоугодно было скрыть это от Своих учеников (Мф.24:36, ср. прим.), и только некоторые признаки приближения сего времени благоволил Он открыть им (Мф.24 и парал.). Практически-нравственное наставление, какое выводит из сего Господь, таково: бдите, яко не весте дне ни часа, воньже Сын Человеческий приидет (Мф.25:13). Итак, апостолам не дано было знать и говорить определительно, когда именно в продолжение этой последней эпохи последует пришествие Христово, но оно близко в указанном смысле. И эта мысль о близости, сама в себе не вполне определенная, не могла не возбуждать в апостолах чувства этой близости, чувства, опять не вполне определенного, но тем не менее сильного и постоянного, по которому они чувствовали себя как бы постоянно присущими этому событию, или готовыми сретить грядущего Господа своего, особенно видя в обстоятельствах Церкви и мира те признаки, на которые указывал и Сам Господь, как на признаки приближения пришествия Его (Мф.24). Это чувство апостолы как бы переливают и в верующих учеников своих, убеждая их быть всегда готовыми встретить Христа в Его пришествие, чтобы они бодрствовали, были осторожны в образе своих действий, вели себя по правилам христианским, не унывали и так далее. Во имя этой постоянной стражбы, или бдительности, апостолы, и особенно Павел, поставляют и себя вместе с христианами пред лице Христа при втором Его пришествии, как бы уже наступающем или имеющем скоро наступить, и, говоря о сем, употребляет оборот: мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня и т. п. (1Сол.4:15 и далее). Это не голос уверенности, что апостол сам доживет до второго пришествия Христова, а выражение постоянной бдительности и готовности к этому великому событию, которое придет, как тать в нощи, по слову Христову: это – отголосок на слова Господа: бдите, ибо не знаете, когда это будет, а это может быть скоро, ибо теперь последнее время, последняя эпоха мира, в которую Он придет, когда захочет. Когда же требовалось это время определить точнее, апостолы не говорили, что именно вот в такое-то время последует это событие, а говорили неопределенно, ибо сами не знали того, по слову Христову (ср. 1Сол.5:1-3; 2Сол.2). В этом смысле и апостол Иаков, убеждая верующих, притесняемых к терпеливому перенесению притеснений, в утешение их указывает на близость пришествия Господня, когда получат должное воздаяние и притесняемые и притеснители, и праведные и грешные.

Толковый Апостол. Соборные послания.

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 7-9 Итак, братия, будьте долготерпеливы до пришествия Господня. Вот, земледелец ждет драгоценного плода от земли и для него терпит долго, пока получит дождь ранний и поздний. Долготерпите и вы, укрепите сердца ваши, потому что пришествие Господне приближается. Не сетуйте, братия, друг на друга, чтобы не быть осужденными: вот, Судия стоит у дверей

Обращаясь теперь к бедным и смиренным братьям, Апостол поучает их, главным образом, терпению, так как эта добродетель наиболее требовалась в их угнетенном состоянии. «Осудив роскошь начальников иудейских и жестокость их в отношении к бедным, Апостол обращает речь к верным и говорит: «братия! не соблазняйтесь при виде сего, будто бы не будет отмщения» (блаж. Феофил.). Главным побуждением к терпению Апостол указывает близость пришествия Господня: и ст. 7 он говорит: «будьте долготерпеливы до пришествия Господня» (ἕως τῆς παρουσίας τοῦ Κυρίου), причем благопотребность и благоплодность такого терпения показывает сравнением христианского терпения с терпеливым ожиданием земледельцем плодов от трудов своих и прежде всего благоприятных для того условий: дождя раннего (πρώιμον, евр. море), т. е. осеннего, и дождя позднего (όωιμον, евр. мавкош), т. е. весеннего (главные сезоны в Палестине для озимых и др. хлебов) (ср. Втор 11:14; Иер 5:24; Иоиль 2:23); в ст. 8, повторяя наставление о терпении и советуя им приобретать крепость в терпении (см. 1Пет. 5:10), он опять обосновывает свое наставление указанием на близость пришествия Господня: «пришествие Господне приблизилось» (ἡ παρουσία τοῦ Кυρίου ἤγγικε); наконец, и в ст. 9, увещевая христиан избегать сетования друг на друга во избежание осуждения (ср. Мф 7:1), снова в качестве побуждения к исполнению своего наставления указывает на близость пришествия Господа: «вот судия стоит у дверей» (ἰδοὺ ὁ κριτὴς προ­̀ τῶν θυρῶν ἕστηκεν). Под пришествием Господним, в котором христиане должны черпать нравственные силы к терпению и к добродетели вообще, - по обычному употреблению в книгах Нового Завета выражения παρουσία Κυρίου - несомненно, разумеется второе славное пришествие Христово, когда последует всеобщий страшный суд, которым окончится царство благодати и начнется царство славы (см. Мф XXIV:3 сл.) и на котором все люди получат праведное воздаяние за свои дела (Мф 25:31 сл.). Апостолы в своих нравственных наставлениях христианам нередко высказывают мысль о близости второго пришествия Христова и кончины века: Ап. Иаков в рассматриваемом месте, Ап. Петр в обоих своих посланиях (1Пет. 4:7; 2Пет. 3:4, 9-10), Ап. Иоанн Богослов (1Ин. 2:18, 28), Ап. Павел (1Кор.7:29; 10:11; 1 Фесс 4:15 и др.).

Спрашивается: в каком смысле Апостолы говорят о близости второго пришествия их времени, когда из слов Господа им было ведомо о совершенной неизвестности дня пришествия Христова (Мф ХХIV:36), и когда почти уже двухтысячное существование Церкви Христовой фактически свидетельствует против действительной близости дня второго пришествия к апостольскому? Отчасти это может быть понято из психологии веры - из высшего напряжения веры Апостолов и вообще первенствующих христиан: для истинно и глубоко верующего пришествие Господа не может быть далеким; вера вообще созерцает времена в духе Господнем, и пред нею, как и у Господа, тысячи лет - яко день один (2Пет. 3:8). Но главным образом рассматриваемое недоумение разъясняется с точки зрения истории домостроительства человеческого спасения и обусловливаемого искупительным делом Христовым деления жизни мира на две главные эпохи, дохристианскую и христианскую, ветхозаветную и новозаветную. Эта последняя уже у ветхозаветных пророков иногда берется, как нечто целое, без разделения в ней отдельных исторических моментов. Таким образом, например, пророки, говоря о пришествии Мессии и Его благодатном царстве, употребляли выражение: «в последние дни» (ахаритиайямим Ис 2:1; 4:2 и др.), причем в объем этого понятия они включали и такие события, которые (как изменение всего миропорядка и всех творений к совершенству Ис гл. XI) отнюдь не имели места в первые и последующие времена благодатного Царства Христова, а лишь имеют последовательность при всеобщем восстановлении твари - при открытии царства славы; следовательно, одним выражением обнимали весь период Царства Христова от начала его до конца. Подобным же образом Господь и Его апостолы говорили о всем продолжении Царства Христова, как о последнем домостроительстве человеческого спасения. Так, Христос Спаситель говорил о наступлении времени или часа воскресения мертвых (Ин 5:21, 25), а Апостол Иоанн - о наступлении последнего времени (ἐσχάτη ὥρα, 1Ин. 2:18). Теперь вполне понятно эсхатологическое представление о близости второго пришествия Христова, как окончания последнего периода домостроительства, после которого откроется уже царство славы. «Эту близость второго пришествия Христова к первому нужно измерять не временным расстоянием этих двух событий, а в том смысле нужно понимать, что с первым пришествием Христовым именно настала последняя эпоха настоящей жизни мира, когда со стороны Бога сделано уже все для мира, и уже нет препятствий к открытию нового славного Царства Христова. Эта эпоха может быть продолжительна по времени, но по нравственной связи событий она - последняя, и теперь единственно от воли Божией зависит ее продолжительность; пришествие Христово близко по внутренней нравственной связи второго пришествия Его с первым, это - последние дни, последняя эпоха мира. Но когда именно оно последует, этим выражением о близости не определяется» (еп. Михаил). И Сам Господь, как известно, открыл апостолам лишь некоторые признаки приближения этого времени (Мф XXIV гл.).

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Итак, братия, будьте долготерпеливы до пришествия Господня. Вот, земледелец ждет драгоценного плода от земли и для него терпит долго, пока получит дождь ранний и поздний. Долготерпи́те и вы, укрепите сердца ваши, потому что пришествие Господне приближается. Не сетуйте, братия, друг на друга, чтобы не быть осужденными: вот, Судия стоит у дверей.

Делая последнее заключение, Апостол прежде всего увещевает к терпению, о котором он имел особенный повод говорить настойчиво, в виду тяжелых обстоятельств, и говорил уже неоднократно. Терпеть он завещает до пришествия Христова, которое, по словам его, приблизилось так, что «Судия стоит у дверей». Сие близкое явление Господа есть, во-первых, то пришествие Его царствия, которое постепенно открывалось все более и более, и делало христиан все свободнее и свободнее; во-вторых, то наше пришествие к Судие, которое имеет совершиться тотчас по смерти каждого, и наконец, в-третьих, славное пришествие Его в день откровения Господня во всей славе Его, когда претерпевшие до конца спасены будут от всяких искушений, получат венец правды, который дастся всем, чающим явления Господня. Достойно замечания, что, обличая богачей, притеснявших бедняков, Апостол не называет их братиями. Увещевая же христиан пребывать в терпении, он называет их братиями. Из сего видно, что притеснителями христиан были по преимуществу Евреи, о которых историк Флавий свидетельствует, что они были столь злобны, что если бы не поразили их Римляне, то их поглотила бы бездна, либо потопила вода (О Иудейской войне, книга 2).

Толковый Апостол. Часть I. Объяснение книги Деяний святых Апостолов и Соборных посланий

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible