Скрыть
И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему.

Святые отцы

Прочие

Беда Достопочтенный, прп. (†735)

И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему

Многие наказываются болезнью или даже смертью за грехи, совершённые в душе. Поэтому апостол, обращаясь к коринфянам, которые обычно недостойно принимали Тело Господне, говорит: От того многие из вас и немощны, и больны, и немало умирает (1Кор. 11:30). Если же немощные, пребывающие в грехах, исповедают свои грехи пресвитерам Церкви, и от всего сердца постараются оставить грехи и исправиться, отпустятся они им. Ведь без обещания исправиться грехи не могут быть отпущены. Поэтому справедливо добавлено:

Толкование на Послание Святого Апостола Иакова

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 15-16 И молитва веры спасет болящаго, и воздвигнет его Господь; и аще грехи сотворил есть, отпустятся ему. Исповедайте убо друг другу согрешения и молитеся друг за друга, яко да изцелеете; много бо может молитва праведного поспешествуема. - Это апостолы совершали уже и в то время, когда Господь жил еще между людьми: они помазывали больных елеем (Мк. 6, 13).

Никодим Святогорец, прп. (†1809)

и молитва веры спасет болящаго, и воздвигнет его Господь; и аще грехи сотворил есть, отпустятся[71] ему

Это апостольское учение, о чудо! даже до сегодняшнего дня, через дела, видимо и верно и истинно, по святому Митрофану, поскольку когда соберутся святые иереи и иерархи, и совершат священнолепное таинство Святого Елея, мы явно видим как многие больные изменяются на лучшее или совершенно освобождаются от своих недугов и исцеляются. Первое, потому что призывается имя Господне и Божественная Христова всесильная Благодать. Второе же, через помазание духовным елеем, и третье, через горячую с верою молитву, священных мужей. Итак, отсюда мы продвигаемся и исследуем, что истинно и то, что далее говорит великий брат Божий, т.е. что грехи, которые соделал болящий, простятся у Господа, молитвами Его святых иереев и архиереев. Потому что, если чувственное телесное здоровье, становится явно перед глазами, то сама собой разумеющаяся вещь, что чувственному здоровью тела, последует и умное здоровье души. Поскольку от явного и видимого, естественную особенность имеет познаваться и невидимое. Нам же, конечно, подобает веровать и исповедовать, что оставление грехов бывает над недужными, слушающими последование Святого Елея, и исцеляются в первую очередь их души, здоровье же телесное последует после. Потому что, если бы Бог духов и всякия плоти, не послушал бы Своих святых иереев, то и не исцелил бы тотчас, недужного. И если исцеляется видимое тело, то конечно исцеляется и невидимая душа. Поскольку же, душа большую имеет честь, и выше тела, то она первая и получает исцеления от Христа; как часто это бывает, что недуги последуют за грехами по слову Господню сказанному к расслабленному: «се, здрав еси; ктому не согрешай, да не горше ти что будет» (Ин. 5:14), так и в обратном порядке, при прощении грехов, происходит и отъятие недугов. Если же, и не видим всех недужных, помазывающихся святым елеем, исцеляющимися, то это не должно соблазнять никого же, и быть причиною, чтобы клеветать на заповедь божественного Иакова, как, на ложную. Поскольку, и это достойно непостижимых судеб, божественной премудрости и непостигаемого промысла и правосудия Божия. И если бы все недужные, которые помазываются таинственным елеем, исцелялись, то никакой христианин не умирал бы, но пребывали бы в этой скорбной жизни, мучаясь, как не могущие разрешиться с телом. И сие не полезно было бы не только для них, но и не подобающе, для Божественного решения сказавшего «земля еси, и в землю отидеши» (Быт. 3:19). Теперь же, поскольку одни недужные исцеляются, другие же, умирают, то и Божественное решение совершается, и апостольская заповедь Божия брата остаётся верной и твёрдой и истинной.

[71] В других списках пишется: «отпустится». Если бы стояло единственное число: «аще грех сотоворил есть», то было бы правильно слово: «отпустится». Но так, как написано: «грехи» т.е. множественное число, то и должно стоять: «отпустятся». Отмечаем здесь, что Таинство Святого Елея, было установлено в начале, чтобы совершалось по преимуществу над недужными телом, по апостольскому установлению, чтобы подавать здравие телу. По апостольскому слову, которое добавляет здесь брат Божий, что в Таинстве Святого Елея, прощаются грехи, которые есть недуг души, наша Греческая Церковь совершает это Таинство и над здоровыми телом, но недугующими душой, чтобы простились им, эти недуги души.

Толкование на Соборное Послание Иакова брата Господня

Николай Варжанский, мч. (†1918)

О таинстве Елеосвящения
 

Сектанты говорят: Никакого священнодействия елеосвящения, по Писанию, нет, а есть лишь приказ, чтобы больных лечить маслом, как лечили больных и Апостолы: «многих больных мазали маслом и исцеляли» (Мк.6:13).

Православный ответ: Не в масле сила, а в таинственном священнодействии, сопровождающемся елеопомазанием. Не масло исцеляет, а «молитва веры» (Иак.5:14-15). Что Елеосвящение, действительно, есть великое таинство, это видно из того, что в нем дается и прощение грехов больному. А от одного обыкновенного целебного масла прощения грехов быть не может.

Оружие правды

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему.

Наконец и врачующее действие приписывается далее не елею, а молитве веры пресвитеров.

Молитва веры исцелит болящего: собственно – спасет, понятие более обширное, чем исцелит от недугов телесных, что далее выражается прямо словами – восставит его (от одра болезни) Господь. Понятие – спасет обнимает и это понятие восстановления телесного здравия и далее выраженное понятие отпущения грехов, следовательно – спасение целого человека и по душе, и по телу; спасет, или исцелит недуги и телесные, и душевные. Это – общее внутреннее действие на болящего таинства, совершаемого священниками, и оно приписывается молитве веры совершающих, следовательно – есть действие чудесное. Такое чудесное действие вере, а следовательно и молитве веры, приписывается нередко Самим Господом, Который требовал веры и от требующих исцеления, и от совершающих исцеления (ср. Мф.17:19-20; Ин.14:12 и под.). Здесь не говорится о вере самого болящего, но она, без сомнения, предполагается, ибо иначе незачем и призывать пресвитеров, если у самого нет веры; вера болящего, хотя бы только в зачатке, должна быть соединена с верою молящихся пресвитеров, и как действие этой веры обещается исцеление болящего.

И восставит его Господь: то есть от одра болезни, то есть дарует болящему телесное исцеление. Речь безусловная вместо условной, то есть если Господу угодно будет восставить болящего от одра болезни. Ибо иногда всеблагому Господу неблагоугодно бывает, ради душевной пользы болящего, исцелить его от болезни телесной, и потому больной не всегда встает после совершения этого таинства от одра болезни, а иногда умирает, что нисколько не противно сему обетованию.

Если он соделал грехи, простятся ему: условный образ речи показывает, что болящий еще прежде совершения над ним этого таинства уже очистил совесть свою от грехов посредством другого установленного Христом таинства – покаяния, и речь здесь идет только о тех грехах, какими согрешил болящий от времени своего покаяния до совершения над ним таинства Елеопомазания, ибо апостол не мог, конечно, и предполагать, чтобы больной никогда не делал грехов, а потому и не мог бы выражаться так условно. Прощение грехов болящего есть главное внутреннее действие приемлющего это таинство.
 

Толковый Апостол. Соборные послания.

Сергей Васильевич Кохомский (†XIXв.)

Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему.

Болит ли кто в вас: да призовет пресвитеры церковные, и да молитву сотворят над ним, помазавше его елеем, во имя Господне. И молитва веры спасет болящего, и воздвигнет его Господь: и аще грехи сотворил есть, отпустятся ему.

Этими словами опровергаются многие сектантские мнения и утверждаются священные установления Православной Церкви. Отсюда еще более удостоверяемся в существовании в первенствующей Церкви иерархии, в частности – пресвитерства. Пресвитеры были, очевидно, везде, где были христиане, к которым писал свое послание ап. Иаков, – как везде могли быть больные, для коих назначается его наставление в этом месте. Пресвитеров было более одного, – по крайней мере, во всяком месте больному представлялась возможность не ограничиваться одним. – Затем, всякому больному апостол заповедует призвать пресвитеров, очевидно, к себе, т. е., на дом; почему же не придти к пресвитерам, не явиться в храм? Потому, что речь здесь идет о таком больном, который лежит на одре и не может его оставить (посему и говорится далее: молитву сотворят над ним, как бы лежащим; и воздвигнет ею Господь, как лежащего, поверженного на одр болезни). В этом – косвенное указание на то, когда молитва или таинство должны быть совершаемы на дому, а не в храме: тогда, когда, при всем желании, верующий не может предстать лицу Божию в храме. Молитва может быть богоугодна и действенна, хотя бы приносилась и дома, но только в том случае, если она приносится дома не по нерадению о посещении храма, а по необходимости. Псалмопевец вопрошал Господа: когда приидеши ко мне? но, надеясь на это, он же вместе с тем говорит: желает и оканчивается, душа моя во дворы Господни (Пс.100:2; Пс.83:3). Приближитеся Богу, и приближится вам, говорит ап. Иаков (Иак.4:8). Стремитесь ко храму Его, тогда Он и Сам приидет к вам. – Кроме того, пришествие пресвитеров церковных в сопутствии святых икон, или креста и Евангелия Христовых, делает и частное жилище как бы частью храма. Таково отчасти свойство вообще икон, которые предварительно поставляются в храме и там освящаются молитвою; принесенные потом в дом и там оставленные, они соединяют этот дом с храмом, делают его как бы частью храма. – И молитву сотворят над ним, помазавше его елеем, во имя Господне. В этих словах ясно указуется таинство елеосвящения. Ты скажешь: разве всякое помазание елеем есть таинственное? Но здесь сказано: во имя Господне. Эти слова необходимо сопоставлять с заповедью Христа: научите – крестяще во имя Отца и Сына и Святого Духа (Мф.28:19). Крещение есть несомненно таинство: оно совершается во имя Св.Троицы, т. е., по исшедшему от Ее Божественных Лиц повелению и при таинственном действии Самих Повелевших. Так и елеосвящение совершается по повелению Христа Бога и при таинственном действии сего Врача душ и телес, для тела подающего здравие, а для души прощение грехов (воздвигнет его Господ: и аще грехи сотворил есть, отпустятся ему). – Штундист скажет, что Бог и без помазания елеем может даровать исцеление. Если бы он говорил это во славу всемогущества Божия (чего не может Бог?) и благости Божией (где граница его милосердия?), то он не погрешил бы. Но он говорит это, чтобы оправдать свое нерадение о том средстве исцеления, которое открыто и установлено самой благостью Божией: после этого, пусть рассудит сам, заслуживает ли он этой благости.

Примечания к Апостолу и Апокалипсису в обличение штундистов и подобных им сектантов

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 14-15 Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему

Апостол теперь дает всему обществу верующих, всей Церкви, наставление на случай болезни, более или менее тяжелой (как показывают выражения: asqenei и kamnonta), кого-либо из членов. В этом случае болящий - свободно выраженным желанием или просьбою должен пригласить пресвитеров Церкви, touV presbuterouV ekklhsiaV, - не просто старейшин или старцев, но лиц особенных иерархических полномочий и благодатных дарований через рукоположение (см. Деян 14:23; 1Сол 5:12; Евр 13:17), которые и должны совершить над болящим молитву и помазание елеем во имя Господне, причем Апостол указывает и благодатное действие или, точнее, разнообразные благодатные действия «молитвы веры» (ст. 15): эта «молитва веры» (h euch thV pistewV) спасет болящего (swzei ton kamnta), и восставит (слав. воздвигнет, греч. egerei) его Господь, и, если он соделал грехи, простятся (afeqhsetai) ему… Западная экзегетика при анализе и изъяснении этих слов Апостола усиливается доказать, что здесь нет речи о таинстве елеопомазания, а имеется будто бы обычное и распространенное в иудействе помазание елеем больных, совершавшееся раввинами, старейшинами, причем некоторые раввины со своим законоведением соединяли и искусство врача. Действительно, с внешней стороны елеопомазание, как и крещение, не представляет чего-либо нового в христианстве. Об известности и распространенности помазания в иудействе свидетельствуют и Библия (Ис 1:6; Лк 10:34), и иудейское предание - Иосиф Флавий (Иуд. война 1:33, 5 и др.), и Талмуд. В иудействе помазание елеем употреблялось при самых разнообразных болезнях, наружных и внутренних - как ввиду освежающего и смягчающего кожу и тело действия елея, так отчасти вследствие верования иудеев, что в раю из древа жизни истекал елей, который и должен был обеспечить людям бессмертие. Однако рассматриваемое с внутренней стороны, елеопомазание христианское является действием совершенно новым, неведомым иудейству, именно есть действительное таинство, причем, впрочем, Апостол Иаков не устанавливает таинства вновь, а лишь советует христианам благовременное его употребление. Признаками же таинственного, благодатного свойства действия елеопомазания являются следующие, указываемые Апостолом, черты: а) совершение елеопомазание не рядовыми христианами, а нарочитыми пресвитерами церковными; б) «молитва веры» над болящим, именно, «в присутствии его, а не заочно, как можно молиться о всяком» (еп. Михаил); в) помазание болящего елеем во имя Господне, чем ясно показывается, что здесь не имеется в виду целебное действие елея самого по себе; наконец, г) врачующее действие приписывается не елею, но молитве веры, елей же является внешним посредством или проводником высшей силы, врачующей душу и тело болящего; выражается здесь это благодатное действие таинства, во-первых, общим понятием спасения (душевного и телесного), во-вторых, в частности, телесным исцелением болящего («восставит его Господь» - безусловная, абсолютная речь вместо условной) и, в-третьих, разрешением грехов, т. е. врачеванием даже и душевных немощей болящего.

Из сказанного ясно, что в ряду других таинств церковных таинство елеосвящения имеет ту особенность, тот специфический характер, что приносит лицу, над которым совершается, вместе с духовным и телесное исцеление. Неправилен поэтому взгляд католической Церкви на таинство елеопомазания, как на extrema unctio (последнее помазание), sacramentum exeuntium (таинство умирающих). В основании этого взгляда лежит мнение, будто Апостол Иаков не говорит о телесном выздоровлении болящего, так как будто бы swzein означает лишь духовное спасение через излияние благодати, «egeirein, может, указывает на укрепление и ободрение духа болящего во время борьбы души со смертью. Но неправильность этого понимания очевидна уже при сопоставлении слов Ап. Иакова со свидетельством евангелиста Марка (VI:13) об исцеляющем действии елеопомазания в руках апостолов. Равным образом, не подлежит сомнению, что гл. swzei n в Библии не раз означает телесное исцеление (Пс 6:5; 7:2; ХXI:22); тем более гл. egeirein весьма нередко означает поднятие больного с одра болезни, выздоровление (Мф 8:15; 9:5). Ошибочно также видеть с католиками указание на смертельное состояние болящего, над которым Апостол заповедует совершать таинство елеопомазания, в гл. asqenin, который в действительности указывает только на тяжесть болезни, но не на смертельность ее (Мф 10:8; Лк 4:10), и в гл. kamnein, имеющем подобное же значение (Евр 12:3). Справедливо поэтому обличает латинян св. Симеон, еп. Солунский: «Латиняне говорят, что не должно совершать елеосвящение над болящим, а только над умирающим. О безумие! Брат Божий говорит: молитва веры спасет болящего, и воздвигнет его Господь, а они говорят, что он умрет… Священное Писание говорит: мазаху маслом многи недужные и исцелеваху (Мк 6:13), а они говорят, что его должно преподавать не для того, чтобы больные исцелялись, а чтобы остались неисцеленными и умирали» (еп. Георгий).

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Злостраждет ли кто из вас, пусть молится. Весел ли кто, пусть поет псалмы. Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему.
 

Здесь Апостол указывает некоторые еще другие дела благочестия: молитву и псалмопения, как особенно благотворные для отгнания уныния и возбуждения благодушия и радости о Господе. Относительно пения псалмов в радости святой Василий Великий говорит: «это самое мудрое изобретение учителя, чтобы мы пели и вместе учились полезному, ибо усвояемое с удовольствием и приятностью укрепляется в душах тверже» (Беседы на Псалмы, т.I). Далее же Апостол говорит о потребности прибегать к таинству елеосвящения в случаях болезни, указывая при сем, что таинство сие имеет благотворное значение как для тела, так и для души, потому что через него подается прощение грехов и исцеление болезней. Так как Апостол повелевает совершать таинство елеосвящения для исцеления от болезни, то понятно, что оно должно совершаться не над такими только больными, которые совершенно близки к смерти и не подают никаких надежд на выздоровление. Напротив, по точному смыслу подлинного текста, это таинство должно совершать над больными, которые могут иметь силы позвать пресвитеров церковных. Числа пресвитеров не указывает Апостол, «но обычаем предано, говорить Симеон Солунский, призывать семерых, в соответствие седмеричному числу даров Духа, исчисляемых у пророка Исаии (т. 2, стр. 363); иные призывают троих, ради силы Троицы, а в случае нужды и менее троих, но все должно быть произносимо при сем, что преподано произносить». Еще Апостолы «мазаху маслом многи недужныя, и исцелеваху» (Мк.6:13). Вот почему Апостол Иаков говорит о таинстве елеосвящения, как известном деле и касающемся всех мест и времен. Кроме молитвы и елеопомазания здесь еще бывает и рѵковозложение, о коем сказал Иисус Христос Апостолам, а через них и преемникам их: «на недужныя руки возложат, и здрави будут» (Мк.16:18). Таким образом, должно думать, что таинство это установлено Самим Иисусом Христом. Чтобы совершение таинства было действительным, Апостол требует молитвы, исполненной живой веры, как со стороны совершителя таинства, так и от того, над кем оно совершается. Упоминая о пресвитерах, он показывает, что христиане рассеяния составляли из себя тогда отдельные церковные общества, управляемые несколькими пресвитерами, которым, как пастырям Церкви, принадлежало, по преемству от Апостолов, право прощения грехов (Ин.20:23).

Толковый Апостол. Часть I. Объяснение книги Деяний святых Апостолов и Соборных посланий

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

О чудесных исцелениях.

Мк.5:30. По вере кровоточивой женщины чудо исцеления совершилось и чрез одно прикосновение к одежде Спасителя. Верующие исцелялись от платков и опоясаний апостолов: Деян.19:12;5:15, Иак.5:14-15; потому что им дана была власть: Мк.6:7-13; но для неверующих и Сам Господь не мог творить чудес: Мк.6:5-6; Мф.12:39.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими


О таинстве Елеосвящения.

Мк.6:13. Не ясно ли отсюда, что таинство елеосвящения (или соборования) имеет для себя образец и ocнование в Евангелии. Было благодатное помазание и после Христа: Иак.5:14-15. Замечательно и то, что помазание маслом заменяло возложение рук Христом: Мк.6:13.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible