Скрыть
Прежде же всего, братия мои, не клянитесь ни небом, ни землею, и никакою другою клятвою, но да будет у вас: «да, да» и «нет, нет», дабы вам не подпасть осуждению.

Святые отцы

Прочие

Беда Достопочтенный, прп. (†735)

Прежде же всего, братия мои, не клянитесь ни небом, ни землею, и никакою другою клятвою, но да будет у вас: «да, да » и «нет, нет », дабы вам не подпасть осуждению

Желание апостола – полностью уничтожить в своих слушателях смертоносный яд языка. Запретив клеветать друг на друга, осуждать ближнего и жаловаться на других (об этих грехах уже было сказано), апостол, чтобы искоренить привычку давать клятвы, упоминает и об этом грехе, который некоторым кажется незначительным. Ведь и для тех, кто со всей серьёзностью относится к словам Господа: За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они отчёт в день суда (Мф. 12:36), вполне очевидно, что этот грех никоим образом не следует считать маловажным, чтобы вам не подпасть под осуждение. Для того я удерживаю вас от греха клятвы, говорит апостол, чтобы вы, привыкнув клясться для подтверждения истинности, не впали когда-нибудь в клятвопреступление, а своим отказом от принесения клятвы без нужды удалили от себя греха принесения ложной клятвы. Даже тот, кто никогда не нарушает клятвы, но часто клянётся без нужды, заслуживает осуждения. Ведь он согрешает потоками своего празднословия, оскорбляя Судью, Который запретил и пустословие, и клятву.

Толкование на Послание Святого Апостола Иакова

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 8-12 Долготерпите убо и вы, утвердите сердца ваша, яко пришествие Господне приближися. Не воздыхайте друг на друга, братие, да не осуждена будете; се, Судия пред дверьми стоит. Образ приимите, братие моя, злострадания и долготерпения пророки, иже глаголаша именем Господним. Се, блажим терпящая. Терпение Иовле слышасте и кончину Господню видесте, яко многомилостив есть Господь и щедр. Прежде же всех, братие моя, не кленитеся ни небом, ни землею, ни иною коею клятвою; буди же вам еже ей, ей, и еже ни, ни; да не в лицемерие впадете. - Утверждение ваше пусть будет твердо в твердом и отрицание ваше пусть будет такое же. Иначе: пусть свидетельство вашей жизни будет тверже клятвы. Если кто-нибудь бесстыдный, не уважая вашей жизни, настоятельно будет требовать от вас клятвы, то вместо клятвы пусть будет у вас «да, да» и «нет, нет».

Прежде же всех, братие моя, не кленитеся ни небом, ни землею, ни иною коею клятвою; буди же вам, еже ей, ей, и еже ни, ни; да не в лицемерие впадете - лицемерием называет или то осуждение, которое постигнет нещадно клянущихся и от привычки к клятве доходящих до клятвопреступления, или и самое лицемерие, которое иное есть и иным кажется. Каким же образом клянущийся впадет в лицемерие? Следующим: как клянущийся, он признается утверждающим истину, а когда последует преступление клятвы, он оказывается сущим лжецом. Клясться Богом апостол запрещает во избежание клятвопреступления, а небом и прочими предметами - для того, чтобы им не усвоить чести Божеской, ибо все клянущиеся клянутся высшим (Евр. 6, 16).

Но скажет иной: что делать, если иного принуждают клясться? Отвечаем: страх Божий сильнее насилия принуждающего. Иной, имея в виду ветхий закон, будет и так недоумевать: если ветхий закон одобряет клянущегося именем Господним, то как возбраняет делать это благодать? Отвечаем: ветхий закон повелел иудеям клясться Богом, чтобы отвратить их от клятвы идолами, подобно тому как повелел он им приносить жертвы Богу, чтобы отвлечь их от принесения жертв идолам. Но когда он достаточно научил иудеев благочестию, тогда отменил и жертвы, как бесполезные, стал требовать в жертву не заклания животных, но души сокрушенной. Какой же это? Такой, которая через смирение вся сожигается огнем любви, подобно Павлу, который в высшей степени воспламенялся, когда некоторые из верных соблазнялись (2Кор.11, 29).

Никодим Святогорец, прп. (†1809)

Прежде же всех, братие моя, не кленитеся ни небом, ни землею, ни иною коею клятвою; буди же вам еже ей, ей, и еже ни, ни; да не в лицемерие[67] впадете

Вышесказанным святой Иаков освободил христиан, от множества видов зла, какие они делали. Здесь же, прилагает старание освободить их от величайшего и тяжелейшего согрешения, от клятв. Поэтому говорит к ним, что перво-наперво, из всех прочих страстей и грехов, храните себя, братья мои христиане, чтобы не клясться никаким способом, ни небом, ни землёю, ни другой какой ни было клятвой, поскольку те, которые клянутся, клянутся большим, как говорит Павел: «Человецы бо болшим кленутся» (Евр. 6:16), имя же Божие, полагают в основу для уверения своих слов. Итак, те, которые клянутся небом и землёй и прочими творениями, вдвойне согрешают. Первое, потому что клянутся как бы высшим себя, что есть нечестие и согрешение, так как, человек выше по достоинству всех чувственных тварей. И второе, то, что вместо имени Божия, приводят имена тварей и полагают их в основание клятвы, для уверения своих слов. Так что возводят тварей, в честь и достоинство Бога, что есть нечестиво, как толкует святой Феофилакт с Икумением. Поэтому и Господь согласно со святым Его братом Иаковом, решительно положил: «слышасте, яко речено бысть древним: не во лжу кленешися, воздаси же Господеви клятвы твоя[68]. Аз же глаголю вам не клятися всяко: ни небом, яко престол есть Божий; ни землею, яко подножие есть ногама Его; ни Иерусалимом, яко град есть великаго Царя; ниже главою твоею кленися, яко не можеши власа единаго бела или черна сотворити; буди же слово ваше: ей, ей; ни, ни; лишше же сею от неприязни есть» (Матф. 5:33-37). И в другом месте сказал: «Иже убо кленется олтарем, кленется им и Сущим верху его; и иже кленется церковию, кленется ею и Живущим в ней; и кленыйся небесем кленется Престолом Божиим и Седящим на нем» (Матф. 23:20-22). И как Господь не только запретил убивать и прелюбодействовать, но и гневаться всуе и взирать прелюбодейно, так и запретил не только клятвопреступление, т.е. ложные клятвы, или преступать истинные клятвы, но чтобы не клялся никто, совершенно. Тогда, те клятвы, запрещал Ветхий Завет, как несовершенный каковой и был, здесь же запрещает Новый Завет как последний и совершенный. И тот, запрещал только, совершение и результат, т.е. деяние греха. Новый же, запретил и начало греха, т.е. лукавые помыслы и внутренние пожелания сердца. Потому что, кто не хранит себя от начала греха и от злых помыслов и слов, тот легко скатывается и к совершению его, т.е. к самому делу. Таким образом, и Господь, и здесь Его брат последовательно запретил, чтобы христиане не клялись абсолютно, дабы не вошло это в привычку, и дабы не впали они в клятвопреступление, что есть явное отречение от Бога. Отрекается же от Бога клятвопреступник, преступая слова данные Ему. Как сказал Богослов Григорий в четверостишиях: «Ложная клятва есть отречение от Бога». Тот же, кто не клянётся вовсе, никогда не впадёт в клятвопреступление. Поэтому и святой Иаков с большой тщательностью возвещает здесь христианам, прежде всего не клясться вовсе, и как бы говорит им: Ничто иное, христиане, не старайтесь так сильно хранить, из всего, что я вам сказал, как то, чтобы не клясться совершенно, потому что за клятвами следует клятвопреступление, клятвопреступление же, тяжелее всякого другого греха, потому что несёт в себе отречение от Бога. Отрекшийся же, Творца своего и Бога, что может ещё сделать, чтобы сподобиться спасения? Поэтому прибавил и «да не в суд впадете», т.е. под осуждение, отсылающее в нескончаемую муку. Так читает и толкует это изречение, божественный Митрофан. Феофилакт же с Икумением и другие, читают «да не в лицемерие впадете» и толкуют, что впадает в лицемерие клянущийся. Поскольку думает, что он истинен, ради внешних своих, так называемых клятв, внутренне же содевает ложь, падая в грех лицемерия, потому что иной он есть внутри, и иной кажется внешне[69]. Внимай же возлюбленный, если брат Божий запрещает здесь христианам, клясться абсолютно внешними творениями, насколько более он запрещает клясться Богом?

[67] В других источниках: «да не в суд впадете»

[68] Причина по которой допускал Ветхий Завет клятвы, была, по мнению святого Феофилакта и Икумения, чтобы воспрепятствовать несовершенным Иудеям, клясться перед идолами, отвратить их от идолопоклонства и служения ложным богам. Потому то для них, было сделано снисхождение и было позволено приносить клятвы истинному Богу, как было попущено и то, чтобы приносить жертвы истинному Богу, чтобы воспрепятствовать им приносить жертвы ложным богам. Когда же они достаточно обучились почитанию истинного Бога, тогда воспрепятствовал Новый Завет, как жертвы, так и клятвы. Но ещё ветхозаветный пророк Осия, не позволял Иудеям клясться, говоря: «не клянитеся Господем Живым» (Ос. 4:16). Отмечаем же, что не только клянущиеся согрешают, но и те, которые принуждают других клясться, не веря их словам, как говорит Богослов Григорий в двустишиях: «Весьма худо и давать клятву, клятву и требовать её; в обоих случаях оскорбляешь правду». Божественный же Златоуст в двух словах запрещает давать другим клятвы, говоря: «Если ты видишь, что человек истинен, не доводи дело до клятвы, если же видишь что лжёт, не принуждай его клясться». И Богослов Григорий говорит: «Избегай всякой клятвы. Но чем же уверить других? — Словом и жизнию, удостоверяющею в слове. Ложная клятва есть отречение от Бога. К чему тебе призывать в посредники Бога? Сделай, чтобы посредником твоим были твои добрые нравы» (Мысли писанные четверостишиями).

Сиятельное Александрийское светило Кирилл говорит следующее: «А клятва пусть совсем отсутствует в нашем языке, ввиду поспешных и необдуманных слов, а также по необходимости случающихся иногда перемен. Поистине достойно всякого соревнования, это каждый скажет, иметь язык осторожный и редко уклоняющийся к недолжному. А как дело это трудно достижимое, то и само слово Божие указало нам на это, ибо «язык никто не может укротить» (Иак.3:8), по сказанному. Будем произносить слова без клятв. Тогда, если обстоятельства и принудят преступить что, меньше будет вина и проступок подвергнется более слабому обвинению» (Толкование на Евангелие от Иоанна т.2, кн.9).

[69] Фессалоникийское же, и всей Церкви светило, божественный Григорий Палама, прекрасно толкует это изречение: «буди же вам еже ей, ей, и еже ни, ни; да не в лицемерие впадете», если же, говорит, будет дело «да», т.е. истинное, то и слово должно быть согласно с делом, и пусть говорит, тогда, человек: да. Если же дело будет «нет», т.е. ложное, то да согласуется здесь и слово чтобы говорить: нет. Если дело будет «да», т.е. истинное, слово же произнесёт «нет», т.е. ложное или наоборот, если дело будет «нет», т.е. ложное, слово же произнесёт «да», как истинное, то впадает таковой человек в лицемерие. Таким образом, он говорит об истине, в то время как дело ложное. Лицемерит же, и если говорит, что дело ложное, в то время как оно истинное. Поэтому, истина не имеющая лицемерия, как показывает нам Богослов Григорий, такова: «Говорить настоящее, это истинно, не настоящее же, есть ложь и словопрение» ( пространные правила). Божественный же Златоуст преклоняет Христиан, чтобы вместо клятв говорили: поверь: « Зная это, будем избегать клятв, и уста наши пусть научаться говорить непрестанно: поверь. Это будет основанием всякого благочестия, потому что язык, научившись говорить одно это слово, стыдиться и краснеет произносить срамные и неприличные слова» (т.2, ч.1, беседа 8), и ещё он же говорит, что «клясться хуже чем убивать» (там же, беседа 15).

Толкование на Соборное Послание Иакова брата Господня

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Прежде же всего, братия мои, не клянитесь ни небом, ни землею, и никакою другою клятвою, но да будет у вас: «да, да» и «нет, нет», дабы вам не подпасть осуждению.

Наставления, заключающиеся в сих и дальнейших стихах, не имеют ни между собою, ни с предшествующим внешней строгой связи, а поставлены отрывочно; может быть, они обусловливались тогдашним состоянием читателей послания и имели в виду частию исправление погрешностей, частию напоминание о том, что было особенно нужно помнить и исполнять в их тогдашнем положении.

Прежде всего не клянитесь и проч.: вероятно, читатели послания злоупотребляли клятвою, и кажется довольно сильно, чем и объясняется выражение – прежде всего не клянитесь, воздерживайтесь от злоупотребления клятвой. Это запрещение злоупотребления клятвой изложено почти теми же словами, как и в заповеди Самого Господа о сем, и в том же смысле (см. прим. к Мф.5:33-37). Разумеется клятва, или божба пустая, которую, злоупотребляющие ею не считали себя обязанными непременно исполнять, что требуется существом истинной клятвы (Втор.6:13,10:20 и парад.).

Никакою другою клятвою: какие, вероятно, употреблялись в обыденной жизни и были такие же пустые, как и клятва небом и землею. Клятва именем Божиим, предписанная Самим Богом в Ветхом Завете при известных важных случаях жизни, ни Христом, ни апостолом не отменяется и должна быть употребляема (см. прим. к Мф.5:37).

Дабы вам не подпасть осуждению: по другому чтению греческого текста – да не в лицемерие впадете (славянский перевод); тот и другой смысл и перевод не противоречат контексту речи (ὑπὸ κρίσιν, ὑπόκρισιν). При первом толковании и переводе угрожается легкомысленно клянущемуся судом Божиим, так же как выше – сетующим друг на друга (ст. 9); и легкомысленная клятва действительно подвергает осуждению, как происходящая от лукавого (Мф.5:37). В последнем переводе и толковании указывается ближайшая опасность от легкомысленной клятвы – лицемерие, за которое также клянущемуся грозит суд Божий. Что клянущийся пустою клятвою, исполнение которой считает для себя необязательною, лицемерит и обманывает ближнего, по крайней мере в большей части случаев, это понятно само собою. «Лицемерием называет или то осуждение, которое постигнет нещадно клянущихся и от привычки к клятве доходящих до клятвопреступления, или и самое лицемерие, которое иное есть и иным кажется. Каким же образом клянущийся впадает в лицемерие? Следующим: как клянущийся, он признается утверждающим истину, а когда последует преступление (клятвы), он оказывается сущим лжецом. Клясться Богом апостол запрещает во избежание клятвопреступления, а небом и прочими предметами – для того, чтобы им не усвоять Божеской чести, ибо все клянущиеся клянутся высшим. См. Евр.6:16 Феофилакт).

Толковый Апостол. Соборные послания.

Сергей Васильевич Кохомский (†XIXв.)

Прежде же всего, братия мои, не клянитесь ни небом, ни землею, и никакою другою клятвою, но да будет у вас: «да, да» и «нет, нет», дабы вам не подпасть осуждению.  
Прежде же всех, братие моя, не кленитеся ни небом, ни землею, ни иною коею клятвою: буди же вам, еже ей, ей, и еже ни, ни: да не в лицемерие впадете.

Безусловно ли всякую клятву запрещает здесь ап. Иаков? Если всякую, то нельзя клясться даже именем Божиим, нельзя давать присягу, которой требует от нас в известных случаях гражданская власть. Но такого запрещения (простирающегося даже на клятву именем Божиим) в словах апостола нет. Он запрещает клясться «небом, землею и иною какою-либо клятвою»; из этих слов следует, что небо и земля суть «клятвы», и что существуют еще другие им подобные «клятвы». Но ни небо, ни земля не суть клятвы в смысле действия присягания; они названы здесь клятвами в том смысле, что это суть предметы, называемые в клятвах, или клятвенные. Посему выражение: ни иною коею клятвою должно быть передано так:, ни иным каким либо клятвенным предметом, как, напр., Иерусалимом, храмом, алтарем, даром на алтаре, золотом храма, головою своею (ср. Мф.5:33-36, Мф.23:16-22). Общее свойство всех этих предметов то, что они суть сотворенные. В обещаниях или уверениях они назывались с тою мыслию, что обещающий или уверяющий готов лишиться этих предметов и не видать их более, если в его словах окажется неискренность или ложь. Но с такою ли мыслию клянется христианин Богом? Нет: с совершенно иною. Когда он говорит: обещаюсь и клянусь всемогущим Богом, то разумеет, что Бог его видит и слышит, что в исполнении обещания Бог ему поможет, а за неисполнение накажет. Бог не есть клятвенный предмет, подобный предметам сотворенным; в клятвенных обещаниях Он призывается, как свидетель, помощник и мздовоздаятель; посему в выражении: ни иною коею клятвою Он отнюдь разумеем быть не может. – Когда отрицатели клятвы простирают запрещение ап. Иакова на клятву Богом, то они чрез это самое поставляют Бога наравне с небом, землею, Иерусалимом. Они не хотят знать, что благоговейное призывание Бога всегда благочестиво, так как представляет собою молитву, выражает возношение к Богу ума и сердца: не отлична от сего и истинная клятва Богом. Напротив клясться такими предметами, как небо и земля, или бессмысленно, или прямо нечестиво, – им нельзя молиться, их нельзя призывать на помощь, как бездушных и бессильных, их нельзя представлять в какой-то залог как не находящихся в нашей власти (ср. Мф.5:36).

Примечания к Апостолу и Апокалипсису в обличение штундистов и подобных им сектантов

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 12-13 Прежде же всего, братия мои, не клянитесь ни небом, ни землею, и никакою другою клятвою, но да будет у вас: «да, да » и «нет, нет », дабы вам не подпасть осуждению. Злостраждет ли кто из вас, пусть молится. Весел ли кто, пусть поет псалмы

Без видимой связи с предыдущим, Апостол предостерегает христиан от неумеренного употребления клятвы. Известно, что иудеи около времени Иисуса Христа чрезвычайно часто и в весьма разнообразных формах клялись. Господь Спаситель осудил эти иудейские клятвы и указал Своим последователям простое заверение истины или отрицание неправды - в качестве клятвы (Мф 5:33-37). Апостол запрещение злоупотребления клятвами и указание нормального употребления клятвы излагает почти словами Господа, и, подобно же Господу, не отменяет клятву вообще, а лишь недостойное ее употребление, - мотивируя свое наставление словами «чтобы вам не подпасть осуждению», upo krisin«. осуждение легкомысленно клянущегося весьма легко и возможно. По принятому чтению: eiV upokrisin, слав. в лицемерие, дается мысль о неизбежности лицемерия при легкомысленном употреблении клятвы. «Лицемерием называет или то осуждение, которое постигнет нещадно клянущихся и от привычки к клятве доходящих до преступления, или и самое лицемерие, которое иное есть и иным кажется» (блаж. Феофил.). В ст. 13 Апостол дает наставление общего характера, чтобы христианин в радости и скорби помнил Господа, чтобы скорбные и радостные чувства свои разрешал молитвою и псалмопением. «Злостраданию пусть сопутствует молитва, чтобы для искушаемого легче был выход из искушений. Потом, когда волнения наши через молитву умолкнут и душа достигнет свойственного ей состояния, тогда пусть ждет, чтобы блаженство ее приумножилось» (блаж. Феофил.).

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

 Прежде же всего, братия мои, не клянитесь ни небом, ни землею, и никакою другою клятвою, но да будет у вас: «да, да» и «нет, нет», дабы вам не подпасть осуждению

Переходя к указанию частных христианских добрых дел, Апостол заповедует не клясться и не употреблять для заверения в правде никаких слов, кроме указанным Иисусом Христом (Мф.5:37). Клятва явилась тогда, когда люди оказались недостойными доверия. Язычники клялись своими богами, а Евреям Господь повелел, для отвращения их от клятвы языческой, клясться Богом истинным; но так как эта клятва была допущена по нужде, то вводя новый образ жизни, Иисус Христос, а по примеру Его и Апостол Иаков, внушают говорить истину без клятвы. Один толковник говорит: «кто нравственно усовершил себя так, как заповедал Иисус Христос в учении о блаженствах, тот перед лицом всех будучи достоин почтения и уважения, ни от кого не будет принужден к клятве. Но так как клятва запрещена с тем, чтобы каждое слово говорящего было клятвою, – свидетельством истинности сказанного и каждое слово должно быть произносимо с сознанием и в чувстве вездеприсутствия Господа, всевидящего и всеслышащего; то из сего взгляда на истину прямо следует, что перед судом (Мф.26:63) и в других случаях (Рим.1:9); (2Кор.2:17; 11:10); (1Фес.2:5:10) дозволено призывать Бога во свидетели в том смысле, что это делается ради убеждения других» (см. в «Чтениях в обществе любителей духовного просвещения» 1878 г., 434 стр., т. II, толкование епископа Алексия).

Толковый Апостол. Часть I. Объяснение книги Деяний святых Апостолов и Соборных посланий

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible