Скрыть
не во вѣ́къ от­мщу́ ва́мъ, ни всегда́ гнѣ́ватися бу́ду на вы́: Ду́хъ бо от­ мене́ изы́детъ, и вся́кое дыха́нiе а́зъ сотвори́хъ.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

не во век отмщу вам, ни всегда гневатися буду на вы: дух бо от Мене изыдет, и всякое дыхание Аз сотворих

«Ибо не вечно буду Я вести тяжбу и не до конца гневаться». Другие же говорят: «не во век буду судить вас». Видишь ли, Бог никогда не гневается до смерти? Некоторые, может быть, по поводу этих слов утешаются, понимая их об адских наказаниях. Но говоря здесь: «вам» (в русском переводе этого слова нет), пророк обозначает некоторых, но не утверждает, что Бог не будет гневаться во век на всех. Он прибавляет также и соответственную причину: «иначе изнеможет предо Мною дух и всякое дыхание, Мною сотворенное». Разве чужие для Меня те, которых Я подверг наказанию? Они – творения рук Моих.

Толкование на пророка Исайю

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Не вечно буду Я вести тяжбу и не до конца гневаться: ибо от лица Моего изойдет дух и Я соделаю дыхание

Господь, который обитает в вышних и призирает на смиренное, которому имя — Святый и который покоится в святых, укрепляет изнуренных и дает жизнь угнетенным, так говорит: Не всегда буду Я гневаться, не вечно буду негодовать Я, для того поражающий, чтобы исправить, для того убивающий, чтобы оживотворить. Ибо Я милостив к Своему творению, и кого Сам создал, тех не допущу до погибели. Также и Дух Мой, который изойдет из Меня, или который, по еврейскому, Акиле, Симмаху и Феодотиону, все окружает (ибо это означает περιειληθιρεται И περιβάλλει), есть оживитель всего. Я создал и дыхание или во множественном числе: дыхания (ибо это означает nasamoth), о котором в другом месте написано: всякое дыхание или все дышащее, хвалит Господа (Пс. 150:6). Об этом духе и дыхании в начале Бытия написано: Бог вдуну дыхание жизни, и бысть человек в душу живу (Быт. 2:7). Нечто подобное и Иов говорит: «Дух Господа, находящийся в ноздрях моих, и дыхание Всемогущего, научающее меня» (Иов. 27:3). Поэтому, так как от Меня исходит дух и дыханием и вдохновением Моим все оживотворяется и живет, то несправедливо было бы навеки погибнуть тем, которые сохраняются Моим дыханием и духом. Некоторые из наших говорят, что это тот дух, которым весь мир одушевляется и управляется, и все имеет познание о Боге, пиша о котором согласно с стоиками знаменитый поэт говорит:

И небеса, и земля, и равнина зыбучего моря, И блестящий шар луны, и титановы звезды Дух питает внутри; и душа, разливаясь по членам, Целой громадою движет, смешавшись с телом великим и прочее (Virgil. Aen. VI, 724—727).

Другие же разумеют Духа Святого, который вначале носился над водами и оживотворял все, который исходит от Отца и, вследствие общности природы, посылается Сыном, говорящим: уне есть вам, да Аз иду. Аще бо не иду Аз, Утешитель не приидет к вам; аще ли же иду, послю Его к вам (Ин. 16:7). О Нем еще Он говорит: егда же приидет Утешитель, Егоже Аз послю вам от Отца, Дух истины, иже от Отца исходит (Ин. 15:26). Никто не должен соблазняться, если Дух называется исходящим от Отца, так как и Сын говорил о Себе: Аз изыдох от Отца и приидох; ибо Я не от Себя Самаго изшел, но Он послал Меня (Ин. 16:27). Об этом Духе Он говорил: Аз умолю Отца, и иного Утешителя даст вам, да будет с вами в век, Дух истины (Ин. 14:16). Это тот дух, о котором пишет и Моисей: кто даст всем людем Господним быти пророки и даст Господь Духа Своего на них (Чис. 11:29). И Иоиль от лица Бога [говорит]: излию от Духа Моего на всяку плоть, и прорекут сынове ваша и дщери ваши (Иоил. 2:28), и Захария: обаче словеса Моя и законы Моя приемлете, елика Аз заповедую в Дусе Моем рабом Моим пророком (Зах. 1:6). И опять: излию во Иерусалиме дух благодати и щедрот (Зах. 12:10). И много другого [есть] в том и другом Завете, что теперь долго было бы повторять. Скажем только то, что этот же пророк также сказал об этом Духе и дыхании: тако глаголет Господь Бог, сотворивый небо, и немного спустя: даяй дыхание людем, иже на ней, и дух ходящим на ней (Ис. 42:5).

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга шестнадцатая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 15-16 Сия глаголет Господь Вышний, Иже живет во высоких во век, Святый во святых имя Ему, Вышний, во святых почиваяй, и малодушным даяй долготерпение и даяй живот сокрушеным сердцем: не во век отмщу вам, ни всегда гневатися буду на вы: дух бо от Мене изыдет, и всякое дыхание Аз сотворих

Когда Господь всяческих делает великое и божественное обетование, блаженные пророки проникаются великим удивлением к Его славе и как бы скача от душевного удовольствия, начинают славословить Его. Мы увидим, что и теперь пророк испытывает нечто подобное; ибо не просто сказал: сия глаголет Господь, но нашел необходимым присовокупить: вышний, то есть, сущий прежде всего и по самой природе Своей высший всего, призванного к бытию. Говоря же: иже живет в высоких, опять намекает на то, что божественная и высочайшая Природа обладает недосягаемыми преимуществами и обитает на неизреченных высотах. А выражение: живет в вышних во век означает то, что Она сама в Себе не изменяема и не может сделаться лучшею, чем Она есть, напротив Ей постоянно и неизменно присуще то, что в Ней есть.

Святым же во святых почивающим и живущим называет Его, указывая на то, что Он отвращается от потомков Израиля, как оскверненных многими грехами и что Он по любви к добру пребывает с очищенными чрез веру и освященными в Духе. Дает же и малодушным долготерпение; малодушными называет тех, которые обыкновенно очень скоро ослабевают в стремлении к предназначенной им цели. Дает им долготерпение, то есть, постоянство и стойкость, как бы восклицая и говоря: мужайтеся, и да крепится сердце ваше, вси уповающии на Господа (Пс. 30:25). Дает и жизнь сокрушенным сердцем, то есть, нищим духом. Все таковые находятся в повиновении Богу и имеют покорный ум. Это те, которые призваны были чрез веру к познанию Христа, а нищими духом называются те, которые идут стезею, противоположною стезе Израильтян; ибо одни были горды, непослушны и упорны; а другие-добры и мужественны, и убеждены, что законам Божиим надобно повиноваться, и подклоняют духовную выю под иго Христово. Таковы дела сущих во Христе.

Что же говорит Вышний тем, которые вследствие непослушания впали в преступления нечестия против Него? Ни в век отмщу вам, ни всегда гневатися буду на вы. Он не отнимает надежды спасения у Израильтян: ибо останок их был спасен и очень большая часть их народа будет призвана в последние времена, когда Бог прекратит Свой гнев на них и остановит наказание, чтоб оно не совсем обрушилось на них; ибо будучи благ, Он исполнил неложное Свое обетование, данное их отцам. Но, как милосердый Бог, Он указывает и другую причину: дух бо, говорит, от Мене изыдет. А каким образом изыдет, изъяснил говоря: всякое дыхание Аз сотворих, потому что Он есть Отец духов. Но подразумевается, что Он не родил их из собственного своего естества, как Своего собственного Сына, и не говорим, что Он извел их из собственного существа Своего, подобно как Духа Святого или что они имели исхождение от Него; напротив православно любомудрствуя утверждаем, что они Богом сотворены; ибо Он сотворил всякое дыхание. Но вообще где говорится о творении, там всегда бывает исшествие, или исход, но понимаемые не в существенном смысле, но в переносном.

Толкование на пророка Исаию

Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)

Ибо не вечно буду Я вести тяжбу и не до конца гневаться; иначе изнеможет предо Мною дух и всякое дыхание, Мною сотворенное

Что Мне гневаться на вас постоянно? Не в Моих ли руках все вы? Не от Меня ли жизнь ваша? Я презираю грехи ваши и неправды ваши и ради Себя, ради имени Моего милую вас. Не до конца [буду] гневаться; иначе изнеможет предо Мною дух и всякое дыхание, Мною сотворенное.

Дневник. Том I. 1856

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ибо не вечно буду Я вести тяжбу и не до конца гневаться; иначе изнеможет предо Мною дух и всякое дыхание, Мною сотворенное

Ибо не вечно Я буду вести тяжбу и не до конца гневаться… Образ выражения, по справедливому замечанию одного комментатора, близко напоминает аналогичное место из истории потопа (Властов, Быт. 6:3, 5-7).

Толковая Библия

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

Ст.16 Ибо не вечно буду Я вести тяжбу и не до конца гневаться; иначе изнеможет предо Мною дух и всякое дыхание, Мною сотворенное.


     «Ибо не вечно Я буду вести тяжбу и не до конца гневаться». Образ выражения, по справедливому замечанию одного комментатора, близко напоминает аналогичное место из истории потопа (Властов, Быт.6:3, 5-7:)).

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible