Скрыть
Он отходит к миру; ходящие прямым путем будут покоиться на ложах своих.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Будет с миром погребение его, взяся от среды

т.е. от беззакония злых. И это не малое, а даже весьма большое зло, когда полагают светильник в скрытом месте и уносят свет «от среды». «Ходящие прямым путем будут покоиться на ложах своих». Что означает это? Жизнь их была в замешательстве, а самая смерть его приятна, потому что Бог освободил его от зла, прежде чем пришло такое зло. То же, что казалось противным ему, стало совершенно благоприятным, потому что он не увидел ни войны, ни битвы. Некоторые же думают, что это сказано об Иосии, которого помиловал Бог, дабы не видеть ему плена народа.

Толкование на пророка Исайю

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 1-2 Праведник погиб [вульг. гибнет], и никто не помышляет в сердце своем, и мужи милости собираются, так как нет понимающего, ибо от лица зла взят праведный. Да приидет мир: да покоится на ложе своем ходящий [вульг. ходивший] прямым путем своим

По причине охранителей слепых и псов немых, которые вместе и пастыри, не знающие разумения и не насыщающиеся настоящими удовольствиями, но всегда приготовляющиеся к будущим, погиб праведник, о котором говорит жена Пилата: ничтоже тебе и Праведнику тому (Мф. 27:19), который, омыв руки, сказал: неповинен есмь от крове Праведнаго сего (Мф. 27:24). При этом нужно обратить внимание на то, что слово погибать, относительно которого еретики часто делают увертки, означающее погибель и истребление на веки, прилагается ко Христу, погубление которого означает великость преследования, а не конец существования.

И никто, говорит, не помышляет в сердце своем или не принимает к сердцу своему. Ибо не может быть, чтобы слепые и немые, видящие суетное и любящие сновидения и не знающие разумения и мудрости, помышляли о Божием.

Следующее же затем: и мужи милости или праведные, собираются и вземлются, указывает на апостолов, которые истребляются нечестивыми и собираются Господом. И указывает причины, почему истреблен или взят праведный, говоря: ибо от лица зла взят праведный, чтобы не видеть злоключений мира. Или же по причине злобы людей, грехи которых Он Сам носил, возсшел Он, как победитель, к Отцу. Смысл же того, что говорится по еврейскому тексту: да приидет мир и да покоится на ложе своем: да ходит прямым путем своим, хотя ясен, но порядок слов, в котором они стоят согласно особенностям их языка, представляется у нас запутанным. А что он говорит, это означает следующее: да прийдет мир Праведника, который, восходя к Отцу, Он оставил апостолам, говоря: мир Мой даю вам, мир Мой оставляю вам (Ин. 14:27). И когда прийдет мир Христов, который превыше всякoго ума, то апостолы его будут покоиться на ложах своих и смерть их будет упокоением. Этим показывает, что мученики не погибают, но побеждают и покоятся в вечном жилище. А сам тот, которому принадлежит мир и апостолы которого покоятся на ложах своих, ходит прямым путем своим, прямо восходя, как победитель, к Отцу.

Затем все то, что читается у Семидесяти: от лица зла взят праведный, будет с миром погребение его, взято из среды, относится ко Христу без примеси лица апостолов, погребение которого было с миром и было взято из среды. Ибо плоть Его не видела тления и не осталась во гробе, так как Он оставался свободным между умершими, по словам ангела к женщине: „кого ищете? Иисуса? Несть зде; приидите, видите место, идеже лежа Господь“ (Мф. 28:5-6). Иудеи думают, что или все это и прочее, следующее затем, относится вообще ко всем праведникам, кровь которых пролил Манассия, и наполнил [ею] Иерусалим от ворот до ворот, или, может быть, Исаия пророчествует о своей смерти, который должен был быть распиленным деревянною пилою по наиболее достоверному преданию их. Поэтому и весьма многие из наших то, что говорится о страдании святых в послании к Евреям: претрени быша (Евр. 11:37), относят к страданию Исаии.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга пятнадцатая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 1-2 Видите, како праведный погибе, и никтоже не приемлет сердцем, и мужие праведнии вземлются, и никтоже разумеет: от лица бо неправды взяся праведный. Будет с миром погребение его, взяся от среды

Объяснив, что они сделались псами немыми и ненасытными в любостяжании, в сих словах показывает еще, что они беспечны и небрежны, так что упорно пребывают в крайних преступлениях и не имеют ни малейшего помышления о необходимости покаяния. Ибо погибе, говорит, и никтоже не приемлет сердцем, и мужие праведнии вземлются, и никтоже разумеет. Кажется, сими словами намекает на дерзостные преступления сонмища иудеев против Христа и на то, как они поступали со святыми апостолами. Ибо они убили Иисуса, как бы пророчески вопия и говоря следующее: уловим (лестию) праведного, яко непотребен нам есть (Прем. 2:12), и что касается их собственного намерения, то Он погиб, будучи праведным и неведущим греха; потому что они без достаточных оснований убили Его, и других праведных мужей, принесших им божественную и евангельскую проповедь и призывавших их к раскаянию в свойственной им жестокости, немилосердо подвергали испытаниям. Так, ими был умерщвлен божественный Стефан, обратившийся к ним с пространною речью, и что, по-видимому, должно было расположить их к покаянию, то самое возбудило в них ненависть (к нему). Итак, вземлются, говорит, мужие праведнии, и никто же приемлет сердцем, то есть, никто не удостаивает обратить внимание на великость нечестия. Будучи злы, они нападали на праведников и одолели Того, который не знал греха. Итак, будет с миром погребение его, взяся от среды. Обрати внимание на образ речи. Он показывает намерение убивших, а никак не исход их злодеяния, каков он был, как говорится, на самом деле, ибо ни Христос, ни посланные Им не были взяты от среды; будучи праведными, они как бы оправданы Им; но были они некоторым образом взяты от среды, насколько, разумею, замышляли это убившие их. А что обвинение падает на всех убивших и никто из Иудеев не останется невинным, на это указал, говоря: будет с миром погребение его. Погребением же называет смерть; присовокупивши: с миром, он намекнул на то, что среди толпы Иудеев решительно не нашлось никого, кто бы противовосстал или воспротивился нечестивым их замыслам или упрекнул тех, которые хотели совершить нечестивое дело, но все, побуждаемые одним намерением и мыслью, дерзко восстали против Христа и, заключивши союз между собою, убили его.

Толкование на пророка Исаию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Он отходит к миру; ходящие прямым путем будут покоиться на ложах своих

Он отходит к миру… Для самого праведника такой ранний уход из земной юдоли скорби и плача не только не составлял никакого лишения, но был положительным приобретением, так как от «суеты сует» переводил его к «успокоению и миру».

«Эту мысль весьма знаменательно встретить в книгах ветхозаветных; она подготовляла душу к той радости загробной жизни, которая озарила светом надежды всю жизнь христианина после воскресения Господа Иисуса» (Властов). Но для остальных людей, среди которых жил тот праведник, светом и любовью которого они согревались, его преждевременная смерть являлась серьезной и, казалось бы, чувствительной утратой. Однако преступно равнодушное общество перестало это чувствовать и замечать.

Следует заметить, что славянский перевод LXX в этом стихе значительно отступает от мазоретского текста и имеет следующий вид: «буде с миром погребение его, взяся от среды». Сопоставляя данное выражение с параллельным местом из 53 гл. 8 ст., некоторые святоотеческие толковники усматривают здесь пророчественное предуказание исторического факта - погребения Господа Иисуса Христа Иосифом Аримафейским, Никодимом и женами Мироносицами (блаженного Иероним).

Толковая Библия

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

Ст.2 Он отходит к миру; ходящие прямым путем будут покоиться на ложах своих.

 

     «Он отходит к миру». Для самого праведника такой ранний уход из земной юдоли скорби и плача не только не составлял никакого лишения, но был положительным приобретением, так как от «суеты сует» (Еккл.1:2) переводил его к «успокоению и миру».

     «Эту мысль весьма знаменательно встретить в книгах ветхозаветных; она подготовляла душу к той радости загробной жизни, которая озарила светом надежды всю жизнь христианина после воскресения Господа Иисуса» (Властов). Но для остальных людей, среди которых жил тот праведник, светом и любовью которого они согревались, его преждевременная смерть являлась серьезной и, казалось бы, чувствительной утратой. Однако преступно равнодушное общество перестало это чувствовать и замечать.

     Следует заметить, что славянский перевод LXX в этом стихе значительно отступает от масоретского текста и имеет следующий вид: «буде с миром погребение его, взяся от среды». Сопоставляя данное выражение с параллельным местом из 53 гл. 8 ст., некоторые святоотеческие толковники усматривают здесь пророчественное предуказание исторического факта – погребения Господа Иисуса Христа Иосифом Аримафейским, Никодимом и женами Мироносицами (блаж. Иероним).

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible