Скрыть
And one shall say, «Heap it up! Heap it up! Prepare the way, Take the stumbling block out of the way of My people.»

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 13-14 егда возопиеши, да избавят тя во печалех твоих: сия бо вся ветр возмет, и отнесет буря: А держащиися Мене стяжут землю и наследят гору святую Мою. И рекут: очистите пред лицем его пути и отимите претыкания от пути людий Моих

«Когда ты будешь вопить, спасет ли тебя сборище твое?», – т.е. тебя не защитят идолы, на которых ты надеялся. «Всех их унесет ветер, развеет дуновение; а надеющийся на Меня наследует землю и будет владеть святою горою Моею. И сказал: поднимайте, поднимайте, ровняйте путь, убирайте преграду с пути народа Моего». Акила говорит: «соблазн»; Симмах сказал: «претыкание от пути народа Моего». Смотри опять на силу Его, – Он многое обличал в них.

Толкование на пророка Исайю

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 13-14 Когда ты будешь вопить, пусть спасут тебя собранные твои? И всех их унесет ветер, развеет дуновение. Надеющийся же на Меня наследует землю и будет владеть горою святою Моею. И скажу: проложите путь, дайте дорогу, уклонитесь от стези, убирайте преграды с пути народа Моего

Иудеи уверяют, что это предрекается о вавилонянах, что, когда они будут побеждены силою Божиею, народ возвратится в Иудею и будет владеть горою Сионом и будут устранены все препятствия с пути и не подвергнется засаде ни от какого народа; ибо Господь выровняет путь для народа своего. И утверждают, что это исполнилось при Зоровавеле и Ездре. Мы же, связывая эти слова с предшествующими, утверждаем, что всех идолов, которые не могли освободить их, уносит ветер и буря и они делаются подобными пыли, которую сметает ветер с лица земли. Те же, кои будут надеяться на Господа, будут владеть землею, о которой у этого же самого пророка мы будем читать: «вознесет тебя ко благам земли». Отсюда ясно, что эта земля находится не внизу, а сверху. На нее, если вознесет Господь, взойдет святый, — на ту, о которой часто мы говорили: блажени кротцыи, яко тии наследят землю (Мф. 5:5) и: верую видети благая Господня на земли живых (Пс. 26:13). Под горою же святою Божиею нужно разуметь ту, о которой говорит евреям пишущий к ним послание: приступисте к Сионстей горе и ко граду Бога живаго Иерусалиму небесному, и тьмам ангелов и церкви первородных, на небесех написанных (Евр. 12:22). Можем под землею и горою Господнею, которою будут владеть святые, разуметь и священные Писания, которые будут отняты от иудеев, как угрожает Господь говоря: отнимется от вас царствие Божие и дастся языку, творящему плоды его (Мф. 21:43), чтобы обретали в них ту гору, о которой у этого же самого пророка и у Михея мы читаем: будет в последняя дни явлена гора Господня (Ис. 2:2; Мих. 4:1). И сам Господь заповедал апостолам и всем учителям церкви, чтобы все то, что будет казаться неровным и трудным, разрешали своим толкованием и пролагали путь разумению и устраняли все соблазны, чтобы народ Господень без всякого затруднения понимал читаемое и преуспевал в страхе Божием. Об этих путях и Иоанн Креститель говорил: уготовайте путь Господень и проч. (Мф. 3:3). Там, где мы поставили от лица Бога: и скажу, LXX поставили: и скажут, то есть те, которые будут обладать землею и получать в наследие святую гору Божию. Ибо они не удовольствуются собственным спасением, но и прочих народов будут призывать к научению, Симмах так перевел это место: надеющийся же на Меня будет владеть землею и получит в наследие гору святую Мою и скажет: сделайте прямым путь, — так что сам владеющий землею и горою научает других, чтобы приготовляли путь Господу.

См. также Толкование на Ис. 57:12

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга шестнадцатая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 13-14 егда возопиеши, да избавят тя во печалех твоих: сия бо вся ветр возмет, и отнесет буря: А держащиися Мене стяжут землю и наследят гору святую Мою. И рекут: очистите пред лицем его пути и отимите претыкания от пути людий Моих

А что для них было совершенно бесполезно изобретение лжеименных богов, – это показывает, говоря, что не успеют тебе, и что это-несомненная истина, показывает, говоря: егда возопиеши, да избавят тя в печалех твоих. Итак, как говорит пророк, что пользует изваяное, яко изваяша е? создаша слияние, мечтание ложное и „его устроил мастер и оно не Бог» (Авм. 2:18). Потом идол, сделанный из дерева и камня, и изобретения искусства человеческого могут ли заблуждающимся оказать больше помощи, чем Бог? Посему и говорит, что сия вся ветр возмет и отнесет буря. Кого-это? Или измышленных ими богов, или может быть самих поклоняющихся им, которые, подобно праху и пыли, разносятся от дуновения ветров. Об этом именно, думаю, и сказано в книге Псалмов: да будут яко прах пред лицем ветра (Пс. 34:5), то есть, превратятся в ничто. Боговдохновенное писание обыкновенно и часто силу искушений и наказания уподобляет вихрю и буре.

К предшествующим словам необходимо присоединены и сии. Ибо совершенно необходимо было, чтоб ясно показаны были и наказание людям, преданным греху, и отступникам, и награды любящим Его. А Его обетование несомненно истинно. Ибо всякий, кто любит Его и не считает ничего лучше всецелой любви к Нему, тот отличается всякими добрыми делами. Он будет наследником уготованной святым земли, на которую указывал и Сам Спаситель, говоря: блажени кротцыи, яко тии наследят землю (Мф. 5:5). Под горою же святою, упоминаемою в сих словах, разумеется, думаю, вышний град, небесный Иерусалим, прекрасный град святых. Ибо божественный Давид негде воспевает и говорит о нем: кто взыдет на гору Господню? Или кто станет на месте святем его! Неповинен рукама и чист сердцем (Пс. 23:3,4).

Итак для всех, прилепляющихся к Богу, земля святых и священная, и славная гора будет наследием. Кажется, и теперь ведет речь об уверовавших в Него из иудейского народа; из них начатком и первыми были божественные ученики, которые имеют крепкую любовь к Нему, непоколебимую веру в него, безупречное послушание, и непрестающую любовь. Посему и говорят: кто ны разлучит от любве Божия, скорбь ли, или теснота, или гонение, или глад, или нагота, или беда, или мечь (Рим. 8:35)? Они-то сделались наследниками царства небесного и стяжали себе вышнюю землю, уготованную кротким. Имя же кротких приличествует тем, которые ведут евангельскую жизнь; им и заповедал Христос не гневаться и не мстить тем, которые нанесли оскорбление, напротив стараться делать добро и тем, которые находятся в числе врагов: добро творите, говорит, врагам вашим и молитеся за творящих вам напасть и ударяющему тя в десную твою ланиту обрати ему и другую (Мф. 5:39,44). А все это служит блистательным доказательством высокого долготерпения и кротости.

А тем, которые стяжали землю и гору святую, как бы в обетовании и надежде будет сказано: очистите пред лицем его пути, а это очевидно тоже, что: уготовайте путь Господень, правы сотворите стези его (Ис. 40:3). А каким способом совершается приготовление, уяснил, говоря: отимите претыкания от пути людей Моих, то есть сделайте ровным и удобным путь спасения чрез веру всем живущим на земле; не должно быть на нем никакой неровности и затруднения. Ибо закон Моисеев не знал помилования и был неудобоисполним; все мы много согрешаем и ни одного нельзя найти между нами свободного и способного безупречно исполнить Его. Посему божественные ученики тем, которые после веры хотели возвратиться к сеням закона, говорили: ныне убо что искушаете Бога, хотяще возложити иго на выи учеником, его же ни отцы наши, ни мы возмогохом понести (Деян. 15:10). И Павел сказал: что закон преступлений ради приложися, потому что закон есть обличение греха и нарушающие его подлежали порицанию и осуждению, Посему трудность жизни, согласной с законом, служила препятствием к ней. Но да возмется, говорит, из среды и да указана будет торная и удобопроходимая стезя, то есть, сила евангельской жизни, вводящая истинное служение. Нечто подобное сказал Бог и в другом месте к святым тайноводителям: идите враты моими, и камение, еже па пути, размещите (Ис.62:10), то есть, освободите от всякого затруднения путь, который может привести к Богу чрез духовное и истинное служение и чрез радость в вере.

Толкование на пророка Исаию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

И сказал: поднимайте, поднимайте, ровняйте путь, убирайте преграду с пути народа Моего

ст. заключает в себе пророчественное приглашение членам новозаветной церкви всячески содействовать и обращению заблужденного Израиля, что еще яснее становится при сличении с новозаветными параллелями (Рим. 9:32-33; 11:25).

Толковая Библия

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

 Ст.14 И сказал: поднимайте, поднимайте, ровняйте путь, убирайте пре­граду с пути народа Моего.


     14 ст. заключает в себе пророчественное приглашение членам новозаветной церкви всячески содействовать и обращению заблужденного Израиля, что еще яснее становится при сличении с новозаветными параллелями (Рим.9:32-33; Рим.11:25).

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible